Оборотные средства и их финансовые источники воспроизводства.
Оборотные средства (текущие активы) – это средства, инвестируемые предприятием в свои текущие операции во время каждого операционного цикла; это активы, которые могут быть обращены в наличность в течение одного года.
Состав оборотных активов предприятия:
Оборотные средства Оборотные средства
в сфере производства в сфере обращения
МПЗ НЗП РБП ГП, Т
расчёты краткосрочные /среднесрочные для перепродажи с дебиторами денежные
Т отгруженные фин. средства
вложения
Формула движения оборотных активов следующая:
Д -> МПЗ -> НЗП -> ГП -> Д*;
где Д = Д + DД,
где DД - изменение величины оборотных активов .
При DД < 0 - предприятие убыточно.
При DД > 0 - оборотный капитал увеличивается на сумму прибыли.
Где Д – денежные средства, авансированные в оборотные активы;
МПЗ – материально-производственные запасы;
НЗП – незавершённое производство;
ГП – готовая продукция на складе и в отгрузке;
Д* = Д + Д, здесь Д – изменение величины оборотных активов.
При Д < 0 – предприятие убыточно; при
Д > 0 – оборотный капитал увеличивается на сумму нераспределённой прибыли.
При недостатке или неэффективном использовании оборотных средств финансовое состояние предприятия ухудшается, что непосредственно сказывается на его платёжеспособности и в итоге приводит к несостоятельности (банкротству). В России современный период характеризуется процессом утраты предприятиями значительной части собственных оборотных средств и, как следствие, непрекращающимся платёжным кризисом.
Потребность фирмы в оборотном капитале не является неизменной величиной. Причины её изменений могут быть следующие:
1. Увеличение масштабов деятельности, когда капиталовложениям в основной капитал должны соответствовать дополнительные вложения в оборотный капитал;
2. Краткосрочные изменения рыночной конъюнктуры, на которые фирма должна гибко реагировать, увеличивая или уменьшая объёмы продаж;
3. Сезонные колебания потребности в оборотном капитале, характерные для ряда отраслей (которые связаны с природными факторами, чередованием сезонов);
4. Изменение условий снабжения факторами производства и сбыта продукции (например, из-за изменения частоты поставок, отгрузки, состава и численности поставщиков и покупателей, форм расчётов);
5. Рыночная стратегия фирмы, которая может, например, предусматривать накопление товарных запасов для выхода на рынок в наиболее выгодный для фирмы момент;
6. Чрезмерное отвлечение средств в дебиторскую задолженность;
7. Необходимость восполнения оборотного капитала, разъедаемого инфляцией.
ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
31. Сущность, распределение и налогообложение прибыли предприятия.
Различные стороны деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов, которые представляют собой прирост (или уменьшение) стоимости собственного капитала организации, образовавшийся в процессе предпринимательской деятельности за отчетный период.
Прибыль – этот конечный результат деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности:
q Производственной;
q Сбытовой;
q Снабженческой;
q Финансовой;
q Инвестиционной.
В условиях рыночной экономики прибыль составляет основу экономического развития. Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как прибыль – основной источник производственного и социального развития предприятия, а с другой – она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета.
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Для российских предприятий прибыль является одним из основных источников средств на развитие производства и материального стимулирования.
В соответствии с бухгалтерской отчётностью предприятий в форме №2 «Отчёт о прибылях и убытках» определяются следующие виды прибыли:
1) валовая прибыль
2) прибыль (убыток) от продаж
3) прибыль (убыток) до налогообложения
4) прибыль (убыток) от обычной деятельности
5) чистая (нераспределённая) прибыль.
Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:
¨ Мера эффективности производства. Заключается в том, что именно прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход фирмы на новые рынки сбыта, перелив капитала из одних отраслей в другие. Сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности предприятий.
¨ Стимулирующая. Она предопределена тем, что прибыль позволяет получать не только личный доход акционерам компании (дивиденды), но и наращивать собственный капитал компании. Собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учётом перспектив его развития.
¨ Прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счёт чистой прибыли осуществляется материальное поощрение и предоставление им социальных льгот, содержание объектов социальной сферы.
¨ Прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и используется на различные цели, определённые расходной частью бюджета.
Исходя из этого, особую важность приобретает проблема разработки оптимальной системы распределения прибыли.
Основополагающими принципами распределения прибыли являются:
1. Первоочередное выполнение финансовых обязательств перед государством;
2. Предъявление одинаковых требований к предприятиям и создание равных условий использования заработанных средств путём ясного определения перечня налогов, объектов налогообложения, унификация ставок, упорядочение льгот.
В России все предприятия и организации, которые заняты хоть какой-то коммерческой деятельностью, платят налог на прибыль. При всём многообразии 3хуровненвой налоговой системы два налога (НДС и налог на прибыль) обеспечивают основную массу доходов бюджета.
Ставка налога на прибыль (гл. 25 НК РФ) = 24%, в том числе:
В федеральный бюджет – 6,5%
В бюджет субъектов РФ – 17,5%.
Прибыль, остающаяся у предприятий после уплаты налогов, называется чистой прибылью. Раньше, исходя из хозяйственной целесообразности, предприятие создавало фонды специального назначения:
Ø Фонд накопления (приобретение и строительство основных средств производственного и непроизводственного назначения,
Ø финансирование НИОКР, расходы по уплате штрафных санкций, подготовка и переподготовка кадров).
Ø Фонд потребления (благотворительность, оказание материальной помощи, выплата дивидендов, премии, не связанные с производственными результатами).
Ø Фонд социальной сферы (путёвки, культурные мероприятия).
Чистая прибыль отчетного года предназначена для выплаты дивидендов учредителям организации, на создание и пополнение резервного капитала и покрытие убытков прошлых лет.
Распределение прибыли осуществляется на основании Решения общего собрания акционеров в АО, собрания участников в ООО или другого компетентного органа.
32. Особенности финансов некоммерческих организаций.
Особенности финансов некоммерческих организаций определены Федеральным Законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также рядом специальных законов.
Некоммерческие организации – это юридические лица, у которых извлечение прибыли не является основной целью. А полученная от предпринимательской деятельности прибыль не распределяется среди участников, а направляется на достижение основных целей деятельности – социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих, а также на охрану здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ.
Закон N 7-ФЗ и Гражданский кодекс (ст.50) разрешают некоммерческим организациям вести предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация.
Согласно ст.24 Закона N 7-ФЗ предпринимательской деятельностью признаются:
- производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, приносящие прибыль и отвечающие целям создания НКО;
- приобретение и реализация ценных бумаг;
- реализация имущественных и неимущественных прав;
- участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Чтобы понять, в каких случаях НКО могут заниматься предпринимательской деятельностью, приведем пример. Допустим, одна из целей создания НКО - охрана здоровья граждан. Организация содержит пансионат, и все доходы, получаемые от реализации путевок, направляются на его содержание, создание более комфортных условий для отдыха и на другие подобные цели. При таких условиях деятельность НКО, связанная с реализацией путевок сторонним покупателям, может быть признана предпринимательской, но соответствующей основным целям создания данной некоммерческой организации. В этом случае действующее законодательство об НКО не нарушается.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме:
¨ общественных или религиозных организаций (объединений),
¨ некоммерческих партнёрств,
¨ учреждений,
¨ социальных, благотворительных и иных фондов,
¨ ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных законами.
Некоммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, могут иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, а также земельные участки - в собственности или в бессрочном пользовании. Они отвечают по своим обязательствам этим имуществом, приобретают и осуществляют имущественные и неимущественные права.
Управление финансами в этих организациях сводится в основном к мобилизации финансовых ресурсов и использованию их для выполнения уставной деятельности на основе утверждённой сметы.
Источники средств для ведения деятельности НКО.
Статьей 26 Закона N 7-ФЗ предусмотрены основные источники формирования имущества некоммерческих организаций. К ним относятся:
- регулярные и (или) единовременные поступления от учредителей (участников, членов). Регулярные взносы могут поступать либо в виде членских взносов в некоммерческих организациях, имеющих членство, либо в виде частичного или полного финансирования собственником созданного им учреждения.
Единовременные поступления обычно вносятся учредителями (участниками) некоммерческой организации при ее создании или при вступлении в уже существующую организацию.
- добровольные имущественные взносы и пожертвования. Они могут носить целевой характер, если переданы на выполнение определенных проектов и программ. Но возможна и нецелевая передача имущества на осуществление уставной деятельности некоммерческой организации. Пожертвования отличаются от добровольных взносов тем, что поступают от любого лица, не являющегося учредителем (участником) некоммерческой организации (различные вещи, ценные бумаги, а также денежные средства).
- выручка от реализации товаров, работ, услуг;
- дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
- другие поступления, не запрещенные законом.
Денежные средства, поступающие от всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов учреждения. Он используется на выплату зарплаты, возмещение материальных и приравненных к ним затрат, на расчёты с другими предприятиями, организациями, банками и создание фондов экономического стимулирования.
40. Сущность и признаки налогов. Функции и виды налогов, принципы налогообложения
Налог есть специфическая монопольная цена услуг государства, оказываемых юридическим и физическим лицам-налогоплательщикам. Купля-продажа этих услуг сопровождается противоречием между государством, которое стремиться повысить объём налоговых поступлений в свою казну, и субъектами налога, заинтересованными в минимизации налогового бремени. Поэтому целью налоговой политики является разрешение данного противоречия за счёт достижения оптимальной системы налогов и уровня налогообложения, справедливого распределения налогового бремени между налогоплательщиками.
Налогам присущи общие и специфические признаки. К общим относятся те, которые присущи всем финансово-экономическим категориям:
· Денежный характер
· Экономические и распределительные отношения.
К специфическим налоговым признакам относят:
· Законодательно-правовой характер (налоговые отношения регулируются только законодательными актами);
· Безэквивалентное и одностороннее движение стоимости;
· Смена форм собственности (от плательщика государству);
· Обязательность, определённость, фиксированность, долговременность и стабильность элементов налога.
Каждый отдельный налог характеризуется набором типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства, правил расчёта и сбора налога. Это:
1. Целевые признаки:
· Поддерживаемые органы управления;
· Целевое назначение налога (состав расходов, покрываемых налоговым сбором);
· Целевое назначение предоставленных льгот.
2. Организационные признаки:
· Объект налога (результат, доход, имущество);
· Источник выплаты налога (фонд или средства, из которых уплачивается налог – текущий доход, кредит);
· База налога (сумма, с которой взимается налог);
· Ставка (шкала ставок) налога (размер налога на единицу обложения);
· Субъект налогообложения (лицо, обязанное по закону платить налог).
3. Системные признаки:
· Доля налога в бюджетных поступлениях;
· Доля налога в общем налоговом давлении на налогоплательщика;
· Степень удовлетворения налогом финансовых потребностей сферы своего назначения;
· Степень собираемости налога;
· Экономические последствия предоставленных льгот по налогу;
· Расходы на сбор налога.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налога:
- Объект налогообложения;
- Налоговая база;
- Налоговый период;
- Налоговая ставка;
- Порядок исчисления налога;
- Порядок и сроки уплаты налога;
- Налоговые льготы.
Функции и виды налогов, принципы налогообложения.
Налогам присущи определённые функции, в которых проявляется их сущность, признаки, назначение и роль:
1. Фискальная – обеспечение государственных расходов (пополнение доходов);
2. Регулирующая - проявляется через систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в процесс экономического развития общества;
3. Социальная – реализуется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С большей суммы дохода берётся большая доля налога. Социальную функцию выполняют налоговые скидки.
4. Контрольная – позволяет контролировать формирование стоимостных пропорций в обществе, способствует количественно-качественному отражению хода распределительного процесса, контролирует налоговые поступления в бюджет, их полноту и своевременность.
Принципы налогообложения зависят от экономической ситуации в стране, плана государственных мероприятий. Для выработки оптимальной системы налогообложения необходимо соблюдение следующих принципов:
v Простота алгоритма расчёта отдельных налогов;
v Отсутствие дублирования;
v Простота и экономичность системы сбора налогов;
v Стабильность;
v Законодательное регламентирование;
v Пропорциональность налоговых сборов выгоде, которую взамен может предоставить государство;
v Равенство по доходам и правам граждан, облагаемых равным налогом;
v Приемлемый размер общего налогового давления.
Классификация налогов.
1. По способу изъятия:
- Прямые
- Косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
2. По субъекту налога:
- С физических лиц (НДФЛ, налог на имущество физических лиц)
- С юридических лиц (налог на прибыль предприятий, налог на имущество организаций)
- Смешанные (земельный налог).
3. По источнику уплаты налоговых сумм:
- Себестоимость (ЕСН)
- Выручка (НДС)
- Финансовый результат (налог на имущество)
- Доход (НДФЛ)
- Прибыль (налог на прибыль).
4. По назначению:
- Общие
- Целевые.
5. По уровню власти:
- Федеральные (НДС, акцизы, налог на прибыль, НДФЛ)
- Региональные (налог на имущество предприятий, лесной налог)
- Местные (земельный налог, налог на имущество физ.лиц, налог на рекламу, недвижимость).
Налоговая политика государства в целях укрепления экономики страны всегда должна преследовать следующие цели:
Ø Пополнение бюджета на различные нужды;
Ø Поощрение иностранных инвестиций;
Ø Поощрение малого бизнеса;
Ø Поощрение экспорта;
Ø Поощрение отдельных регионов.
33 Страхование как экономическая категория. Формы страхового фонда.
Страхование – древнейшая форма защиты человечества от последствий различных опасностей. В советские времена страховое дело было национализировано и объявлена государственная монополия на осуществление страховых операций. В настоящее время действует Закон от 31.12.1997 №157-ФЗ «Об организации страхового дела в РФ». В законе страхование определено как «отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)». Договор страхования – соглашение между страховщиком (тот, кто страхует) и страхователем (кто страхуется).Экономическая сущность страхования заключается в образовании страхового фонда для покрытия различных ущербов, вызванных какими-либо непредвиденными событиями.
Существует 3 основные формы организации страхового фонда:
1. Государственный централизованный страховой фонд. Формируется государством за счёт обязательных платежей юридических и физических лиц. Его назначение состоит в социальной защите граждан.
2. Фонд страховой компании. Формируется в децентрализованном порядке и только в денежной форме за счёт страховых взносов страхователей (юридических и физических лиц). Заключение договора страхования даёт возможность страхователю переложить на страховщика ответственность по риску, то есть обязательство возместить ущерб, причинённый лично застрахованному или его имуществу.
2. Фонд самострахования. Может быть организован как отдельными гражданами, так и предприятиями и выступает альтернативой покупке страхового полиса на рынке или как дополнение к нему. Основная задача – оперативное преодоление временных затруднений финансово-коммерческой деятельности.
3. Примером может быть резервный фонд, создание которого является обязательным для:
- АО. По ФЗ «Об АО» в них создаётся резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 15% его уставного капитала.
- предприятий с иностранными инвестициями. В них создаётся резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 25% его уставного капитала.
Преимущества самострахования следующие:
· размеры взносов гораздо ниже, так как отсутствуют затраты на выплату комиссионных брокерам, на содержание администрации страховщиков и не предусматривается их прибыль;
· размер взносов не увеличивается благодаря отсутствию требований о возмещении убытков других фирм;
· существует прямой стимул уменьшать и контролировать риск убытков;
· не возникает споров со страховщиком по вопросу требований о возмещении убытков;
· прибыль от функционирования фонда увеличивается в пользу страхователя.
Самострахование наряду с видимыми преимуществами имеет и недостатки:
· катастрофические убытки повлекут за собой ликвидацию страхового фонда и даже могут вынудить организацию прекратить свою деятельность;
· Для покрытия крупного убытка денежных средств фонда может быть недостаточно;
· Возможно возникнет необходимость увеличить штат страховых работников за дополнительную плату;
· Статистика обращений за возмещением убытков этой организации будет основываться на ограниченной базе данных, что затруднит прогнозирование будущих расходов по возмещению убытков;
· В период финансовых затруднений может возникнуть соблазн взять займ из этого фонда, тем самым подрывается уверенность, которую обеспечивал этот фонд;
· Основной принцип страхования – рассеивание риска – не буде реализован.
35. Страховой рынок, принципы и контроль его функционирования.
Страховой рынок – особая система организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируются предложение и спрос на них.Основа развития страхового рынка – это потребность обеспечения бесперебойности процесса воспроизводства, выражающаяся в оказании денежной помощи пострадавшим в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий.Субъектами страхового рынка являются:
v Страховщики – юридические лица, имеющие государственную лицензию на проведение операций по страхованию и организующие образование и расходование страхового фонда.
v Страхователи – юр. и физ. лица, имеющие страховой интерес, вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе договора.
v Посредники – страховые агенты и брокеры, выполняющие функции по заключению страховых договоров, работающие как промежуточное звено между страховщиком и страхователем.
Принципы функционирования страхового рынка:
1. Принцип демонополизации страхового дела. (то есть страховую деятельность осуществляют любые страховые компании независимо от формы их собственности)
2. Конкуренция страховых организаций. Свобода ценообразования, выраженная в свободе установления тарифных ставок под воздействием спроса и предложения, создаёт условия для конкуренции страховщиков за привлечение страхователей.
3. Принцип сотрудничества страховщиков. Проявляется при перестраховании или состраховании особо крупных или опасных рисков. Такое сотрудничество приводит к созданию страховых пулов, фондов и ассоциаций. Страховой пул – добровольные объединения страховщиков, не являющиеся юр.лицами, создаваемые на условиях солидарной ответственности его участников за исполнение обязательств, заключённых от их имени. Сострахование отличается от перестрахования тем, что страхователь вступает в отношения с каждым страховщиком, указанным в полисном документе. В перестраховании страховщик сам полностью несёт ответственность перед страхователем, потому что он организовал перестраховку.
4. Принцип свободы выбора для страхователей условий предоставления страховых услуг, форм и объектов страхования.
5. Принцип надёжности и гарантии страховой защиты. Механизм регистрации страховых компаний, лицензирования их деятельности и контроля государства обеспечивает соблюдение интересов страхователей и финансовую устойчивость страховых операций.
6. Принцип гласности. Позволяет страхователю получить необходимую информацию и осознанно решить вопрос о выборе страховой компании.
Развитие российского страхового рынка происходит достаточно динамично, наблюдается устойчивый ежегодный прирост поступления страховой премии. При этом, объёмы операций российских страховщиков пока незначительны.
Определённой проблемой является развитие перестраховочного рынка в России: объём операций зарегистрированных в России профессиональных перестраховщиков невелик (сумма принятой ими в перестрахование премии = примерно1% от объёма собираемой премии по прямому страхованию). Ограниченность операций перестраховщиков объясняется недостатком опыта и финансовых возможностей.Существенным препятствием для повышения уровня и культуры страхования является нехватка страховых специалистов, особенно в области актуарных расчётов, риск-менеджмента, страхового права, аудита в сфере страхования.
Функции государственного страхового надзора возложены на Федеральную службу страхового надзора Минфина РФ. Он осуществляет:
v Лицензирование страховых операций страховщиков;
v Разрабатывает соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения по применению страхового законодательства;
v Защищает интересы страхователей в случае банкротства страховых организаций;
v Проводит проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховщиков;
v Контролирует соблюдение ими страхового законодательства и страховой дисциплины.
v В случае выявления нарушений по результатам проверок он имеет право давать предписания страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов страховых взносов и других условий.
34. Виды и функции страхованияОтрасли страхования.
Выделяют 2 вида страхования:
1. Обязательное. Выражает гражданско-правовые отношения, связанные с образованием и использованием ресурсов страхового фонда в силу закона. Страхователем становится гражданин, на которого по закону возложена обязанность заключения договора страхования и уплаты страховых взносов.
Обязательное страхование базируется на таких принципах, как:
· законодательная основа регламентации страховых отношений;
· автоматичность;
· бессрочность;
· сплошной охват объектов страхования;
· нормирование страхового возмещения.
К области обязательного страхования в России относятся:
· страхование пассажиров от несчастных случаев на воздушном, ж/д, морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте;
· медицинское страхование граждан РФ;
· страхование недвижимого имущества, принадлежащего гражданам;
· социальное страхование граждан РФ.
4. Добровольное. Отличается от обязательного тем, что гражданско-правовые отношения возникают в силу волеизъявления сторон – страховой компании и физического, юридического лица, которые закрепляются в договоре. в удостоверение заключённого договора вручается страховой полис. Этот вид страхования предоставляет возможность выбора услуг ан страховом рынке.
Функции страхования:
1. формирование специализированного страхового фонда денежных средств;
2. целевое использование средств страхового фонда.
В страховании проявляются также другие, характерные только для страхования, следующие функции:
3. Рисковая. Находит своё выражение в возмещении ущерба по риску при наступлении страхового случая.
4. Предупредительная. Выражается в финансировании необходимых мер по уменьшению риска за счёт средств страхового фонда.
5. Сберегательная. Проявляется только в личном страховании при заключении долгосрочных договоров страхования жизни. Страховые взносы страхователя накапливаются в страховой компании до определённого срока, а затем выплачиваются ему в виде страховой суммы.
Отрасли страхования.
Исходя из характеристики объектов страхования, целесообразно выделить следующие основные отрасли страхования:
1. Личное – это форма защиты от рисков, которые угрожают жизни человека, его трудоспособности и здоровью. В отличие от имущественного страхования в личном страховании страховые суммы не представляют собой стоимость нанесённых материальных убытков или ущерба, которые не могут быть объективно выражены, а определяются в соответствии с пожеланиями страхователя исходя из его материальных возможностей.
Личное страхование классифицируется
¨ по объёму риска:страхование на случай дожития или смерти, страхование на случай инвалидности или недееспособности, страхование медицинских расходов;
¨ по количеству лиц, указанных в договоре:индивидуальное страхование (страхователем выступает одно отдельно взятое физическое лицо), коллективное страхование (страхователями или застрахованными выступает группа физических лиц).
2. Имущественное. Объектом выступает имущественные интересы страхователя или выгодоприобретателя (лица, в пользу которого заключён договор страхования), связанное с владением, использованием и распоряжением имуществом.
Имущественное страхование делится на подотрасли по видам хозяйствующих субъектов, которым оно принадлежит: 1. имущество промышленных предприятий, 2. сельскохозяйственных предприятий, 3.имущество граждан.
Страхование имущества проводится на случай гибели или повреждения в результате пожара, удара молнии, взрыва, наводнения, землетрясения, просадки грунта, бури, урагана, ливня, града, обвала, оползня, аварий, в том числе средств транспорта, отопительной, водопроводной и канализационной системы.
3. Страхование ответственности. Объектом выступает ответственность перед третьими лицами, которым может быть причинён ущерб вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. Это:
§ Страхование гражданской ответственности перевозчика;
§ Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта;
§ Страхование ответственности предприятий – источников повышенной опасности;
§ Страхование профессиональной ответственности;
§ Страхование ответственности за неисполнение обязательств и т.д.
4. Страхование экономических рисков. Объектом является ущерб, который возникает в процессе предпринимательской деятельности. Здесь выделяют:
¨ Страхование предпринимательских рисков. Оно направлено на защиту предпринимателей от возможных непредвиденных негативных обстоятельств и факторов, мешающих достижению намеченной цели или получения прибыли.
¨ Страхование коммерческой деятельности, предусматривающей инвестирование (вложение) денежных и других средств в коммерческие предприятия с целью получения определенной прибыли. Страхователю в этом случае возмещаются возможные потери, если через определённый в договоре период коммерческие операции не дадут предусмотренной прибыли, или дохода.
¨ Страхование финансовых рисков. Финансовым риском обладают основные финансовые сделки, связанные с банковскими депозитами, ценными бумагами, инвестиционными вложениями, арендными обязательствами, ссудным кредитованием, ипотекой, операционными рисками, изменением валютных курсов, процентных ставок и т.д.
5. Социальное страхование. Объектом выступает уровень дохода граждан. Это страхование пособий, пенсий и льгот. Организация социального страхования основывается на следующих принципах:
§ Всеобщность,
§ Универсальность,
§ Комплексность.
Если говорить о структуре операций российских страховщиков, то значительный удельный вес в них занимают операции добровольного личного страхования. Страхование имущества и ответственности имеют пока низкий уровень развития.
36. Экономические основы и принципы социального обеспечения.
Социальное обеспечение – это один из способов распределения части ВВП путём предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счёт средств целевых финансовых источников в объёме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.
Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в Конституции РФ. В ст.39 говорится, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Социальное финансирование может быть осуществлено 2 способами:
v За счёт общих налоговых поступлений;
v За счёт целевых налогов, то есть социальных взносов на социальное страхование.
Расширение системы социальной защиты осуществляется в трёх направлениях:
§ Расширение социальной сферы;
§ Расширение состава социально защищённых групп;
§ Увеличение количества и повышение уровня услуг социального обеспечения.
Характеристика принципов социального обеспечения:
1. Принцип всеобщности социального обеспечения. Законодательство РФ устанавливает одинаковую для всех
2. граждан возможность при наступлении определённых обстоятельств получить установленные социальные выплаты и
3. услуги. На равных основаниях с гражданами РФ право на социальное обеспечение имеют и другие граждане, постоянно проживающие в РФ.
4. Принцип обеспечения граждан во всех случаях утраты трудоспособности и множественности видов социального обеспечения. Здесь имеется в виду множество жизненных обстоятельств и ситуаций, при наступлении которых предоставляется обеспечение в виде различных пособий, пенсий, медицинского обслуживания, компенсационных выплат и
5. Принцип социального обеспечения за счёт уплаты ЕСН, зачисляемого в государственные ВБФ, за счёт государственного бюджета, а также негосударственных пенсионных фондов.
6. Принцип соизмерения размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом. Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по РФ, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также определения размеров стипендий, пособий и др.выплат.
7. Принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств. Основные денежные выплаты по государственному страхованию (пособия по временной нетрудоспособности, пенсии) исчисляются исходя из заработка работника, его трудового стажа, условий труда.
Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на:
1. Социальное страхование
2. Социальную помощь
3. Попечительство.
В каждом отдельном случае они представляют собой некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.
Характерной чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счёт взносов и тесная взаимосвязь между взносами и объёмом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объём индивидуальных взносов, то есть на предварительный вклад застрахованного. Таким образом, принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и л