Финансовая политика РФ на современном этапе.

Функции финансов.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции:

v Распределительную.

v Контрольную.

Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу.

Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Это: зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, доходы предприятий сферы материального производства.

Но первичные доходы ещё не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). То есть благодаря распределительной функции, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Главная задача финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчётам и платежам.

3. Финансовая система государства и её звенья.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Государственная финансовая система в развитых капиталистических странах включает четыре звена:

1. государственный бюджет

2. местные финансы

3. специальные внебюджетные фонды

4. финансы государственных предприятий.

Каждое звено финансовой системы представляет собой определённую сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве.

Общественное воспроизводство как известно, включает 4 стадии:

Производство Обмен Распределение Потребление

В воспроизводстве действуют различные экономические субъекты:

¨ Домашние хозяйства, Хозяйствующие субъекты (фирмы), Государство.

Все они потребляют множество экономических ресурсов, получают доходы и несут определённые расходы, то есть имеют определённые бюджетные ограничения.

Основные доходы домашних хозяйств: оплата труда в форме з/п, ряд других доходов (процентный, от сдачи имущества в аренду, дивиденды).

Основные расходы домашних хозяйств: приобретение потребительских товаров и услуг, оплату жилья, отдых и частично лечение.

Основные доходы фирм: доход от продажи продукции и услуг как домашним хозяйствам, так и другим фирмам.

Основные расходы фирм:расходы, уменьшающие их экономические выгоды в результате выбытия определённых активов (денежных средств, иного имущества).

Государство как экономический субъект в силу своих властных полномочий устанавливает налоги, формирует свои доходы за счёт налоговых платежей, сборов, отчислений. А расходует их для создания общественных благ для удовлетворения общественных нужд.

Таким образом, все субъекты имеют своеобразные бюджеты, состоящие из доходной и расходной частей. При этом у одних участников возникает «профицит», у других «дефицит». Это создаёт объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов.Возникающий у отдельных экономических субъектов «профицит» бюджета перераспределяется с помощью:1/ государственных финансов (часть доходов аккумулируется в бюджете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов);

2/финансовых посредников (коммерческих и сберегательных банков, частных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, страховых компаний) на основе добровольного взаимовыгодного перераспределения средств;3/ финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств на активы (финансовые требования и ценные бумаги), приносящие доход.

Таким образом, происходит перераспределение ресурсов в пользу тех субъектов, которые испытывают «дефицит» бюджета.

В воспроизводственном процессе денежные, кредитные и финансовые отношения тесно переплетаются.

4. Содержание и задачи финансовой политики государства.

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика прежде всего направлена на формирование максимально возможного объёма финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.

Цель проведения финансовой политики, а следовательно, управления финансами – финансовая устойчивость, которая проявляется в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, отсутствии государственного долга, твёрдой национальной валюте, в конечном счёте, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Главная задача финансовой политики – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Финансовая политика делится на:

v Финансовую стратегию; и Финансовую тактику.

Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики. Финансовая стратегия определяет действия государства в области развития финансовой системы и финансов. Стратегические направления определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

Финансовая тактика направлена на решение конкретных задач конкретного этапа развития общества. Это конкретные методы и приёмы достижения поставленной цели в конкретных условиях.

Задачи финансовой политики в различные периоды развития общества.

1. В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства: это обеспечение сохранения и упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений.

2. В период революционных изменений политические силы, заинтересованные в изменении сложившейся системы, проводят политику, направленную на разрушение действующей системы и формирование новой системы общественных отношений.

3. На современном этапе перехода от одной системы к другой задача ф.п. состоит не только в том, чтобы обеспечить материально эти преобразования, но и предотвратить социальную напряжённость в обществе и максимально смягчить трудности этого перехода. Напряжённость в обществе зависит от полярности материального положения отдельных групп населения, и чем многочисленнее та часть, которая проигрывает от социальных изменений, тем выше степень непредсказуемости хода и результатов политических и экономических преобразований.

Исполнительная власть

1. Президент РФ. Президентский контроль осуществляется путём реализации прав Президента РФ по формированию нормативно-правовой базы и прав по формированию состава Правительства РФ. Президент издаёт указы по финансовым вопросам, подписывает федеральные законы.

1. Главное контрольное управление Президента РФ. Функции: -контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов РФ; - рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц; - проверка исполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ.

2. Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений.

3. МинФин РФ. Финансовый контроль осуществляется всеми управлениями и отделами Минфина РФ в пределах своих компетенций и сфер деятельности. Однако в своей структуре он имеет специальные подразделения, предназначенные именно для проведения контроля:

· Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, валютный контроль);

· Федеральная служба страхового надзора (его контрольные полномочия ограничены сферой страховой деятельности);

· Федеральное казначейство и его территориальные органы на местах (основная задача – организация и осуществление контроля за исполнением федерального бюджета РФ и федеральных внебюджетных фондов).

· Федеральная налоговая служба.

5. Федеральная таможенная служба – это государственный правоохранительный орган исполнительной власти, наделённый специальными властными полномочиями в сфере таможенного дела и валютного контроля. Согласно ст. 120 ТКРФ налоги и таможенные пошлины уплачиваются таможенному органу РФ, осуществляющему таможенное оформление товаров и транспортных средств, до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. Полученные средства затем перечисляются в федеральный бюджет. Полномочия таможенных

органов регламентированы Таможенным Кодексом от 18 июня 1993 года.

6. Министерства и ведомства, отделы и управления территориальных органов исполнительной власти. По сути это ведомственный контроль и ограничивается он кругом юридических лиц, находящихся в административной подчинённости от контролирующего министерства или ведомства. Последние несут ответственность за состояние экономики и финансов, организацию учёта и отчётности подотчётных им предприятий и организаций.

Парламентский контроль

Его осуществляет Федеральное Собрание. В его компетенцию входят:

· экспертно-аналитическая работа по финансовым вопросам, связанным с доходами и расходованием бюджетных средств;

· контроль за исполнением федерального бюджета;

· контроль за средствами, выдаваемыми на финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства, обороны;

· контроль за формированием доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности;

· контроль за использованием внебюджетных фондов.

Кроме того, Федеральное Собрание регулярно получает данные о состоянии государственных финансов через специально созданный контрольный орган – Счётную палату РФ. Контрольные полномочия Счётной палаты распространяются на все органы и учреждения в РФ, федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, если они получают, перечисляют, используют средства федерального бюджета и федеральную собственность или имеют предоставленные федеральным законодательством льготы и преимущества.

Финансовый контроль, осуществляемый ЦБ РФ (Банком России),в силу специфики своего правового положения:

· с одной стороны, это орган государственного управления, наделённый властными полномочиями;

· с другой, юридическим лицом, занимающимся финансово-хозяйственной деятельностью.

Банк России: организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, соблюдением ими банковского законодательства и других нормативных актов. Контроль осуществляется как непосредственно, так и через создаваемый при нём орган (департамент) банковского надзора. При этом преследуется главная цель – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков, кредиторов и государства.

Отрасли страхования.

Исходя из характеристики объектов страхования, целесообразно выделить следующие основные отрасли страхования:

1. Личное – это форма защиты от рисков, которые угрожают жизни человека, его трудоспособности и здоровью. В отличие от имущественного страхования в личном страховании страховые суммы не представляют собой стоимость нанесённых материальных убытков или ущерба, которые не могут быть объективно выражены, а определяются в соответствии с пожеланиями страхователя исходя из его материальных возможностей.

Личное страхование классифицируется

¨ по объёму риска:страхование на случай дожития или смерти, страхование на случай инвалидности или недееспособности, страхование медицинских расходов;

¨ по количеству лиц, указанных в договоре:индивидуальное страхование (страхователем выступает одно отдельно взятое физическое лицо), коллективное страхование (страхователями или застрахованными выступает группа физических лиц).

2. Имущественное. Объектом выступает имущественные интересы страхователя или выгодоприобретателя (лица, в пользу которого заключён договор страхования), связанное с владением, использованием и распоряжением имуществом.

Имущественное страхование делится на подотрасли по видам хозяйствующих субъектов, которым оно принадлежит: 1. имущество промышленных предприятий, 2. сельскохозяйственных предприятий, 3.имущество граждан.

Страхование имущества проводится на случай гибели или повреждения в результате пожара, удара молнии, взрыва, наводнения, землетрясения, просадки грунта, бури, урагана, ливня, града, обвала, оползня, аварий, в том числе средств транспорта, отопительной, водопроводной и канализационной системы.

3. Страхование ответственности. Объектом выступает ответственность перед третьими лицами, которым может быть причинён ущерб вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. Это:

§ Страхование гражданской ответственности перевозчика;

§ Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта;

§ Страхование ответственности предприятий – источников повышенной опасности;

§ Страхование профессиональной ответственности;

§ Страхование ответственности за неисполнение обязательств и т.д.

4. Страхование экономических рисков. Объектом является ущерб, который возникает в процессе предпринимательской деятельности. Здесь выделяют:

¨ Страхование предпринимательских рисков. Оно направлено на защиту предпринимателей от возможных непредвиденных негативных обстоятельств и факторов, мешающих достижению намеченной цели или получения прибыли.

¨ Страхование коммерческой деятельности, предусматривающей инвестирование (вложение) денежных и других средств в коммерческие предприятия с целью получения определенной прибыли. Страхователю в этом случае возмещаются возможные потери, если через определённый в договоре период коммерческие операции не дадут предусмотренной прибыли, или дохода.

¨ Страхование финансовых рисков. Финансовым риском обладают основные финансовые сделки, связанные с банковскими депозитами, ценными бумагами, инвестиционными вложениями, арендными обязательствами, ссудным кредитованием, ипотекой, операционными рисками, изменением валютных курсов, процентных ставок и т.д.

5. Социальное страхование. Объектом выступает уровень дохода граждан. Это страхование пособий, пенсий и льгот. Организация социального страхования основывается на следующих принципах:

§ Всеобщность,

§ Универсальность,

§ Комплексность.

Если говорить о структуре операций российских страховщиков, то значительный удельный вес в них занимают операции добровольного личного страхования. Страхование имущества и ответственности имеют пока низкий уровень развития.

36. Экономические основы и принципы социального обеспечения.

Социальное обеспечение – это один из способов распределения части ВВП путём предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счёт средств целевых финансовых источников в объёме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в Конституции РФ. В ст.39 говорится, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Социальное финансирование может быть осуществлено 2 способами:

v За счёт общих налоговых поступлений;

v За счёт целевых налогов, то есть социальных взносов на социальное страхование.

Расширение системы социальной защиты осуществляется в трёх направлениях:

§ Расширение социальной сферы;

§ Расширение состава социально защищённых групп;

§ Увеличение количества и повышение уровня услуг социального обеспечения.

Характеристика принципов социального обеспечения:

1. Принцип всеобщности социального обеспечения. Законодательство РФ устанавливает одинаковую для всех

2. граждан возможность при наступлении определённых обстоятельств получить установленные социальные выплаты и

3. услуги. На равных основаниях с гражданами РФ право на социальное обеспечение имеют и другие граждане, постоянно проживающие в РФ.

4. Принцип обеспечения граждан во всех случаях утраты трудоспособности и множественности видов социального обеспечения. Здесь имеется в виду множество жизненных обстоятельств и ситуаций, при наступлении которых предоставляется обеспечение в виде различных пособий, пенсий, медицинского обслуживания, компенсационных выплат и

5. Принцип социального обеспечения за счёт уплаты ЕСН, зачисляемого в государственные ВБФ, за счёт государственного бюджета, а также негосударственных пенсионных фондов.

6. Принцип соизмерения размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом. Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по РФ, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также определения размеров стипендий, пособий и др.выплат.

7. Принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств. Основные денежные выплаты по государственному страхованию (пособия по временной нетрудоспособности, пенсии) исчисляются исходя из заработка работника, его трудового стажа, условий труда.

Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на:

1. Социальное страхование

2. Социальную помощь

3. Попечительство.

В каждом отдельном случае они представляют собой некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.

Характерной чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счёт взносов и тесная взаимосвязь между взносами и объёмом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объём индивидуальных взносов, то есть на предварительный вклад застрахованного. Таким образом, принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности.

Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. При определении размеров выплат возможны 4 альтернативных подхода:

· Помощь всем получателям выплачивается в одинаковом размере;

· Помощь ориентирована на индивидуальную обеспеченность;

· Размер помощи может быть ориентирован на величину прежней з/п или же на величину страховых взносов получателя;

· Величина помощи зависит от потребностей получателя.

Характерной чертой попечительства является финансирование за счёт налогов. Однако, если значительная часть системы социального обеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузке государственных финансов.

37. Понятие, принципы и роль социального страхования. ФСС в РФ

Международная Ассоциация Социального Обеспечения выделяет в качестве одной из форм системы социального обеспечения социальное страхование.

Государственное социальное страхование – это объективная необходимость. К задачам социального страхования относятся:

· Формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе;

· Сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

В процессе модернизации всей финансовой системы РФ из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.

В России государственное обязательное социальное страхование представлено 3 фондами:

1. ПФ

2. ФОМС

3. ФСС

4. ФЗ (до 2001 года).

Обязательное социальное страхование построено на следующих принципах:

1. устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

2. всеобщий обязательный характер соц.обеспечения; доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

3. государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств независимо от финансового положения страховщика;

4. государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

5. обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов;

6. ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

7. обеспечение надзора и общественного контроля;

8. автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

В качестве страхователей выступают организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с ФЗ уплачивать страховые взносы. Также это органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики – некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица – граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой.

Различают следующие виды социальных страховых рисков:

Ø необходимость получения медицинской помощи;

Ø временная нетрудоспособность;

Ø трудовое увечье и профессиональное заболевание;

Ø материнство;

Ø инвалидность;

Ø наступление старости;

Ø потеря кормильца;

Ø признание безработным;

Ø смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Классификация налогов.

Федеральные налоги, к-е устанав-ет НК РФ и оплачиваются на всей тер. РФ. (НДС, подоходный налог, налог на прибыль организаций, таможенные пошлины и сборы, гос пошлина, экологич налог)

Региональные налоги, к-е вводятся законами субъектов РФ и оплач на их тер. (налог на имущество организац, налог на транспорт, налог с продаж). Налоговые льготы, ставки, порядок и сроки их уплаты, формы отчетности устанав-ся по каждому региону.

Местные налоги и сборы вводятся органами местного самоуправ и обязательны к оплате на тер муниципалитетов (налог на землю, на имущество физических лиц, на рекламу).

налогов по способу взимания все налоги подразделяются на прямые, косвенные, пошлины и сборы:

Прямые налоги уплачиваются с дохода или имущества плательщика, их размер можно точно рассчитать (налог на прибыль организации, подоходный).

Косвенные налоги рассчитать сложно, в конечном итоге их оплачивает потребитель товаров и услуг (акцизы, налог с продажи, налог с оборота, НДС), то есть через цену товара. Пошлины и сборы

В зависимости от целей исполь.

общие (абстрактные) целевые (спец).

Общие перечис-я в бюджет в целом, а спец для финансирования конкретных затрат из гос бюджета

По объекту налогооблож разграничивают налог: на прибыль (для предприятий) и доход (для физ лиц), на имущество, на опред вид деят-ти.

6.Элементы и государственные органы управления финансами

В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системы включает следующие органы: профильные комитеты по бюджету, налогам , банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная Палата РФ; Министерство Финансов РФ и его органы на местах; Центральный банк РФ; Федеральная служба налоговой полиции РФ; Государственный Таможенный Комитет РФ; Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство государственного имущества; исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.

Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.

Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами. Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.Правительство РФ

разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.

7.Финансовое планирование и прогнозирование

Неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов является финансовое прогнозирование и планирование. Прогнозирование заключается в том, чтобы определенными методами с использованием специального инструментария количественных оценок обработать имеющуюся на данный момент информацию о финансах, закономерностях их изменения, конкретных условиях их функционирования в данный момент и получить представление о направлениях их развития и состоянии в будущем.

В условиях рыночной экономики прогнозирование является научно-аналитической стадией планирования, исследовательской основой для подготовки плановых решений и заданий плана.

Главные функции финансового прогнозирования:

· научный анализ социальных, экономических и научно-технических процессов и тенденций, объективных причинно-следственных связей социально-экономических явлений хозяйственного развития в конкретно-исторических условиях, оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем хозяйственного развития;

· оценка действия этих тенденций в будущем и предвидение новых условий и проблем, требующих своего разрешения;

· выявление возможных альтернатив развития в перспективе, накопление материала для всесторонне обоснованного выбора той или иной возможности развития и принятие оптимального планового решения, обеспечивающего активное воздействие на дальнейшее развитие финансов.

Прогноз очерчивает области и возможности, в рамках которых могут быть поставлены реальные задачи и цели, выявляет проблемы, которые должны стать объектом разработки в плане. В нем рассматриваются варианты активного воздействия на объективные факторы будущего развития финансов. Финансовый прогноз – это такое исследование перспективного развития, которое не ограничено принятым конкретным экономическим и политическим решением, а потому имеет предварительный, вариантный характер, горизонты его не ограничены рамками планируемого периода..

8.Принципы формы и методы финансового планирования

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки и утверждения финансовых планов, как способа балансировки финансовых потребностей и возможностей. Финансовое планирование – это элемент финансового механизма, деятельность которого связана с управлением финансами; процесс формирования и использования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов. Оно позволяет плавно и незаметно совершать крупные хозяйственные перемены. Его особенность – осуществляется только в денежной форме и позволяет проследить движение денежной формы стоимости, который не совпадает с разделением стоимости в натуральной форме.

Основная цель финансового планирования – точное определение будущих затрат и доходов, которые обеспечивали бы нормальную деятельность государства и структур предприятия.

Содержание финансового планирования реализуется через разработку системы мероприятий для обеспечения развития субъектов экономики необходимыми финансовыми ресурсами.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства.

Субъектом финансового планирования выступают отдельные предприятия, министерства, ведомства, государственные комитеты, финансовые организации, органы государственного управления на местном уровне и др.

9.Внутрифирменное планирование

Планирование служит началом всякой целенаправленной экономической деятельности человека как коллективной, или корпоративной, в процессе производства и потребления материальных благ, таки личной, или индивидуальной, в ходе ведения своего домашнего хозяйства и собственного бизнеса. Внутрифирменное планирование является важнейшей составной частью современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека Внутрифирменное планирование - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей. Рыночное планирование внутрифирменной, или производственной, деятельности изучает законы, принципы, положения и методы научно обоснованного выбора и рационального использования экономических ресурсов на различных предприятиях, фирмах и организациях.

Современное внутрихозяйственное планирование заключается в определении будущего желаемого состояния всего предприятия, отдельных производственных систем, экономических показателей или иных конечных результатов и тех целесообразных решений, которые необходимо осуществить, чтобы вывести объект или фирму из существующего положения в новое предполагаемое или планируемое.

Содержание задачи принципы и методы финансового контроля

Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.
Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются:-обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

-выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

-рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

-соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

-повышение эффективности финансовой политики государства.

51.Второй уровень банковской системы в РФ.
Второй уровень банковской системы РФ образуют кредитные организации.

Кредитная организация - это юр. лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании спец. разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации, различия между ними определяются объемом и характером выполняемых ими банковских операций.

Банки - это такие кредитные организации, которые имеют ис

Наши рекомендации