Финансы: теоретические основы
ФИНАНСЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1. Финансы – это специфическая форма производственных отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением материальных ресурсов, называемых финансовыми ресурсами и используемых для обеспечения выполнения своих функций, т.е. воспроизводства.
Особенности финансов как совокупности производственных отношений:
1) Финансовые отношения производства
Финансовые ресурсы выступают в различной форме (наличной м безналичной) м как правило являются результатом определенного процесса производства.
2) Государство может производить товары и услуги на возмездной и безвозмездной основе. Товары и услуги могут рассматриваться как финансовые ресурсы, если они входят в систему распределительных и обменных операций.
3) Финансы и отношения распределения
Отношения распределения характеризуются тем, что финансовые ресурсы распределяются между участниками финансовых отношений в соответствии с определенными закономерностями:
a) В соответствии с отношениями собственности
b) В соответствии с текущей экономической и политической ситуацией
c) В соответствии с приоритетами государственной и социальной политики
d) В соответствии с обычаями делового оборота и деловой практики
4) Финансы и отношения обмена
Отношения распределения формируют пропорции обмена. В процессе обмена одни финансовые ресурсы трансформируются в другие, исключение составляют товары и услуги, которые обмениваются на финансовые ресурсы или товары, работы, услуги в которых данный субъект заинтересован.
5) Финансы и отношения потребления
Финансовые ресурсы потребляются условно, т.к. они не приобретают конечную форму позволяющую удовлетворить потребности.
Финансы как производственные отношения
Производственные отношения | Финансовые инструменты | Примечание |
Производство | Деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы, сокровища, товары, услуги | Собственные средства |
Обмен | Деньги на услуги, ценные бумаги на деньги, драгоценные металлы на товары и услуги, кредиты на деньги и ценные бумаги | Собственные и заемные средства |
Распределение | Деньги, товары, услуги | Собственные и заемные средства |
Потребление | Деньги, кредиты, ценные бумаги | Собственные и заемные средства |
Финансы как экономическая категория
Свойства категории | Свойства финансов |
Отражение объективной реальности | |
Существенное обобщение предметов и явлений действительности и всех царящих в ней отношений. | Различные методы формирования фондов. Различные виды финансовых ресурсов. |
Категория становления | Представление о финансах развивалось по мере накопления и осмысления практического опыта |
Категория обобщения | Финансы обеспечивают воспроизводство специфических организационных форм |
Познавательные значения | Раскрытие форм и методов воспроизводства государства и их влияние на общие условия развития производительных сил |
Функции финансов
Функции финансов (московская финансовая школа).
("Финансы" Ковалева)
1) Распределительная
2) Контрольная
3) Формирование денежных фондов
("Финансы" Дробозина)
1) Распределительная
2) Контрольная
3) Стимулирующая
4) Стабилизирующая
Функции финансов (питерская финансовая школа).
("Финансы" Балабанов И.Т., Балабанов А.И.)
1) Формирование фондов денежных средств
2) Использование фондов для выполнения государственных функции
3) Контрольная
Функции финансов:
1) Воспроизводственная (обеспечивает воспроизводство государства на основе аккумулирования и использования финансовых ресурсов);
2) Распределительная (проявляется через распределение и перераспределение финансовых ресурсов в соответствии с ролью и местом государства в системе общественных отношений);
3) Стимулирующая (выражается в способности оказывать воздействие на развитие субъектов экономики, физических и юридических лиц);
4) Информационная (выражается в способности информировать о финансовом состоянии субъектов экономики, а также о процессе движения финансовых ресурсов).
5. Финансовая система – это совокупность субъектов экономики, ведущим из которых является государство и связывающих их отношений по поводу формирования и использования финансовых ресурсов.
Эмиссионно-кредитная подсистема – это совокупность субъектов хозяйствования, уполномоченных за ведением этой деятельности, а также экономических отношений, о опосредующих в государстве выпуск и обращение наличных и безналичных денег, а также отношений по поводу госкредита и госдолга.
Бюджетная подсистема – это совокупность бюджетов всех уровней: федеральных, местных, субъектов федерации, экономических отношений, формирующих их, а также субъектов управления.
Подсистема внебюджетных фондов – совокупность подсистемы государственного страхования и подсистемы социального финансирования. Они имеют назначение – расширять социальные услуги населению, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. Могут быть отраслевые и межотраслевые. Существуют территориальные фонды: социальной поддержки населения и жилищного строительства.
6. Особенности финансовой система РФ:
1) Динамизм формирования. Создание за короткий срок финансовой системы рыночного типа
2) Нестабильность функционирования
3) Открытость в мировую финансовую систему
4) Низкий уровень монетизации
5) Ограниченная реализация основных функций: воспроизводственной, информационной, стимулирующей
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ
10. Финансовый механизм – совокупность финансовых рычагов и закрепленных в организационно-правовых формах методов управления ими.
11. Цель финансового механизма – обеспечение эффективного функционирования финансовой системы и финансовых рынков и взаимодействия между ними.
Задачи финансового механизма:
1) Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами
2) Обеспечение стабильного кругооборота финансовых ресурсов.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
24. Финансовая политика – совокупность принципов, методов, инструментов, на основании которых обеспечивается формирование фондов финансовых ресурсов и их расходование для обеспечения социально-экономической политики государства (воспроизводства государства). Разработка финансовой политики осуществляется законодательной и исполнительной властью. Главной задачей финансовой политики является определение способов рациональной организации деятельности финансового механизма с целью достижения выбранных параметров социально-экономического развития и гармонизация финансовых интересов субъектов экономики.
25. Взаимосвязь финансовой политики и социально-экономической политики государства.
Финансовая политика с одной стороны является частью социально-экономической политики, поскольку обеспечивает ее реализацию, а с другой стороны, финансовая политика разрабатывается по своим особым правилам, поскольку ориентирована на специфический объект – финансы. В России приоритет в разработке финансовой политики принадлежит президенту РФ, который в ежегодных посланиях ФС определяет основные направления на год и на среднесрочную перспективу. Правительство должно действовать в рамках этого послания с целью его реализации. Финансовая политика (политика доходов и з/платы) непосредственно связана с социальной (занятость, образование, жилье, культура) и экономической (инновации, внешняя экономика, отраслевая экономика) политикой.
26. Содержание и структура финансовой политики.
Финансовая политика с одной стороны является частью социально-экономической политики, поскольку обеспечивает ее реализацию, а с другой стороны, финансовая политика разрабатывается по своим особым правилам, поскольку ориентирована на специфический объект – финансы. В России приоритет в разработке финансовой политики принадлежит президенту РФ, который в ежегодных посланиях ФС определяет основные направления на год и на среднесрочную перспективу. Правительство должно действовать в рамках этого послания с целью его реализации.
27. Бюджетная политика – совокупность решений, осуществляющих органами законодательной и исполнительной власти и связанных с определением направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных мер по их использованию в интересах государства и общества.
28. Налоговая политика – совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.
29. Таможенная политика – совокупность мероприятий по взиманию косвенных налогов с товаров, провозимых через национальную таможенную границу.
Таможенные пошлины, как косвенный налог, подразделяется на:
фискальные, взимаемые с целью получения дополнительных бюджетных доходов; протекционистские, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров; антидемпинговые, защищающие внутренний рынок от ввоза товаров по ценам ниже мировых; компенсационные для снижения конкурентоспособности ввозимых товаров; специальные, ответные на дискриминационные меры или недобросовестную конкуренцию
30. Акцизная политика – это совокупность мер косвенного налогообложения юридических лиц с целью регулирования потребления отдельных видов товаров, получения дополнительных доходов бюджета за счет товаров роскоши, а также для других целей.
31. Ценовая политика – совокупность мероприятий государства по регулированию цен и установлению ценовых пропорций в экономике с целью обеспечения социально-экономического развития и роста.
Выделяют формы:
• Контроль цен при антимонопольном регулировании
• Установление прямых правил ценообразования
• Установление учетной ставки
• Установление МРОТ
• Налогообложение
32. Денежно-кредитная политика – это проводимый государством курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики.
33. Денежная политика – это совокупность мероприятий по обеспечению необходимыми денежными средствами экономического роста страны.
34. Эмиссионная политика – это часть денежной политики, совокупность мероприятий, направленных на регулирование объема денежной массы в экономике с целью обеспечения ее денежными средствами и обеспечением устойчивого развития.
35. Валютная политика – это совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере валютных отношений с целью обеспечения устойчивого экономического роста и экономической безопасности.
36. Кредитная политика – это совокупность мероприятий по управлению объемами кредитов и уровнем процентных ставок, регулированию рынков ссудных капиталов.
Кредитная политика на макроуровне направлена на расширение кредита или сокращение кредита.
37. Инвестиционная политика – это совокупность мероприятии по формированию финансовых ресурсов для осуществления расширенного воспроизводства.
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
38. Финансовое прогнозирование – это вид управленческой деятельности, связанный с определением желательных параметров развития финансовой системы и возможных траекторий, способов, последовательности действий их достижения.
39. Финансовое планирование – вид управленческой деятельности, научно обоснованный процесс определения:
• Потребности в финансовых ресурсах
• Источника финансовых ресурсов
• Их методов мобилизации
• Объема аккумулирования финансовых ресурсов
• Их способов и условий использования
40. Основания финансового планирования.
Финансовое планирование основывается на:
• использовании финансовых долгосрочных нормативов (ставки налогов и платежей, ставка рефинансирования, ставка доходности, рентабельности);
• выборе оптимального варианта финансового развития;
• использовании экономико-математических методов для оптимально выбранных параметров и принятых решений;
• выборе периода планирования, позволяющего получить в оценке высокие степени вероятности.
41. Финансовое программирование – метод финансового планирования, предполагаемый программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения. Выбор варианта программы зависит от ресурсных факторов. Учитывается: масштабы, сложность, значение достижения цели, ожидаемый эффект, возможные потери.
42. Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования.
Финансовое прогнозирование отлично от финансового планирования: горизонтом, степенью детализации, преобладанием экспертных оценок, многовариантностью разработок.
43. Баланс финансовых ресурсов– документ, разработанный министерством экономического развития и торговли и министерством финансов. В нем отражается формирование и использование ресурсов планируемых на основе: бюджетного фонда, внебюджетных фондов, страхового фонда, ссудных фондов, денежных фондов предприятия и организации, денежных средств граждан.
44. Баланс денежных доходов и расходовнепосредственно связан с БФР. Разрабатывается министерством экономического развития и торговли, министерством финансов, ЦБ. В нем отражается движение денежных средств в наличной и безналичной форме: заработная плата, пенсии, пособия, доходы от индивидуальной деятельности. Данный баланс определяет пропорции между доходами и расходами, отражает соотношение между заработной платой и пенсией, показывает рост объемов товарного предложения.
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
45. Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке хозяйственных и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Финансовый контроль – регламентированная нормами права деятельность по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления финансовых ресурсов в соответствующие фонды, правильности и эффективности их использования.
Целями финансового контроля является: обеспечение эффективности и законности финансовой хозяйственной деятельности, предупреждение расточительности и хозяйственности, выявление факторов хищения и злоупотребления.
46. Субъективный состав финансового контроля: государственный (налоговый, таможенный, казначейский, бюджетно-финансовый, валютный), аудиторский, банковский, общественный.
47. Внешний финансовый контроль – финансовый контроль, осуществляемый в соответствии с законом или обычаями делового оборота с целью определения финансового состояния субъекта хозяйствования, соответствие его финансовых решений определенным правилам.
48. Государственный финансовый контроль – это основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по проверке законности, целесообразности действий в сфере формирования и использования финансовых ресурсов.
Виды государственного контроля:
1) Налоговый
2) Таможенный Казначейский
3) Бюджетно-финансовый
4) Валютный
49. Задачи государственного финансового контроля:
1) Проверка законности, своевременности и полноты образования и использования фондов государственных финансовых ресурсов
2) Проверка выполнения международных финансовых обязательств государства
3) Экспертиза проекта федерального бюджета
50. Органы государственного финансового контроля:
1) Государственный бюджетные и внебюджетные фонды
2) Предприятия, организации, учреждения финансируемые за счет бюджетных средств
3) Государственные предприятия и учреждения
4) Субъекты экономики в сфере управления налогами
51. Основные принципы государственного финансового контроля:
1) Независимость контроля
2) Объективность и компетентность
3) Гласность
4) Результативность
5) Четкость и логичность предъявляемых контрольных требований
6) Обоснованность и доказательность информации приведенной в актах проверок и ревизии.
7) Превентивность
8) Презумпция невиновности
9) Согласованность действий других контролирующих органов
52. Внутренний финансовый контроль – независимая деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке и оценке своей работы, осуществляемой в собственных интересах.
Особенности:
• Организуется по решению руководства организации
• Проводится внутри организации ее сотрудниками
• Информация, как правило, предназначена для управленческого персонала
• Внутренний контроль финансируется за счет собственных средств организации
Последующий контроль
1. Проводится после завершения отчётного периода и финансового года в целом. Т.е. по итогам совершения хозяйственных операций с государственными средствами (поступления доходов в бюджет и финансирования из бюджета).
2. Осуществляется органами государственной власти, физическими и юридическими лицами, при рассмотрении и анализе отчетов об исполнении бюджетов, бухгалтерских балансов и отчетов распорядителей бюджетных средств, а также при проведении ревизии и проверок финансово-хозяйственной деятельности плательщиков налогов и распорядителей бюджетных средств, состояния учета и отчетности, ее достоверности.
3. Цель последующего контроля - выявление допущенных нарушений при расходовании бюджетных средств (целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций) и уплате налогов в бюджет, разработка предложений по их устранению, укреплению финансовой дисциплины и предупреждение нарушений налогового, бюджетного и иного законодательства РФ.
ОГРАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
Министерство финансов РФ: цель деятельности и основные функции.
Минфин явл. Федеральным органом исп власти, осуществляющим функции по выработке гос политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бу и бух отчетности, производства, переработки драг ме и камней, тамож платежей, опред тамож стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования ср-в для финансир. Накопит части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, противодействия легализации доходов, получ преступным путем и финансового терроризма. (положение о Минфине)
Основные функции;
1. Осущ контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;
2. Обеспеч повыш качества научных исследований в области финансов, кредита, денеж обращ, а также взаимодействует с науч-исследоват организациями экономического профиля по выработке предложений об эффект исп гос средств.
3.Подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развит бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ
4. Учавствует в разработке и осущ мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отеч производителей товаров, вып работ, услуг
5.Разраб меры , направ на формиров и реализацию активной инвестиц политики, учавствует в разработке и финансировании федерал инвестиц программ и Бюджета развития РФ
Министерство экономического развития: цель деятельности и основные функции.
Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, государственной статистической деятельности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития РФ, создания и функционирования особых экономических зон на территории РФ, управления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
О Федеральном законе «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»
Федеральный закон от 29.07.98 N136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", ст.2 (СЗ РФ, 1998, N31, ст.3814)
Вступление в силу данного Федерального закона имеет негативные последствия для субъектов Федерации и муниципальных образований в части привлечения финансовых ресурсов с использованием механизма государственных и муниципальных ценных бумаг.
Основные нормы указанного закона, имеющие негативные последствия, следующие:
нарушение конституционных норм в части осуществления внешних заимствований субъектами РФ.
увязка объемов заимствований с дефицитом соответствующего бюджета и сокращение объема заимствований до 15% объемов дохода бюджета для субъекта РФ и 10 % объемов доходов для муниципального образования;
отсутствие прозрачных процедур, определяющих эмиссионную деятельность муниципальных образований и субъектов РФ, оставляющие место для ведомственного произвола Федеральных органов власти;
неоправданно усложненные процедуры регистрации займов, которые, в частности, противоречат Закону «О рынке ценных бумаг»;
Облигации Федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ - ПК)
Эмитент – МФ РФ;
Форма эмиссии – документарная с обязательным централизованным хранением;
Вид – именная купонная;
Валюта займа – рубль;
Номинал – 1000 р.;
Срок обращения – от 1 года до 5 лет4
Частота выплат по купону – 2 или 4 раза в год;
Примечание – купонный доход постоянным не является, а может изменяться поквартально; на фин. рынке торгуются ОФЗ – ПК выпуска ноября 1998 г.; купонная ставка 5%;
Инвесторы – физ. и юр. лица, резиденты и нерезиденты;
101. Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ - ПД)
Эмитент – МФ РФ;
Форма эмиссии – документарная с обязательным централизованным хранением;
Вид – именная купонная;
Валюта займа – рубль;
Номинал – 1000;
Срок обращения – от 1 г. до 30 лет;
Частота выплат – 1 раз в год;
Инвесторы – ф. и ю. лица, рез. и нерез.;
Примечание – на 27 ноября 2003 г. – 5 %; размер купонного платежа – 50 р.
102. Облигации федерального займа с фиксированным доходом (ОФЗ - ФД)
Эмитент – МФ РФ;
Форма эмиссии – документарная с обязательным централизованным хранением;
Вид – именная купонная;
Валюта – рубль;
Номинал – 10 или 1000;
Срок обращения – более 4 лет;
Купонная ставка – на 8.10.03 – 10 %;
Частота выплат – 4 раза в год;
Инвесторы – ф. и ю. лица;
19 августа 1998 – погашение 8.10.03.
103. Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ - АД)
Эмитент – МФ РФ;
Форма эмиссии - документарная с обязательным централизованным хранением;
Вид – именная купонная;
Номинал – 1000;
Срок обращения – от 1 до 30 лет;
Частота выплат – по купону 4 раза в год;
Погашение номинальной стоимости частями в разные даты;
Инвесторы – ф. и .ю. лица, рез. и нерез.;
Наименование – ОФЗ-АД 45001: Дата размещения 22 мая 2002 г.; Погашение: 15 ноября 2006 г. Объем размещения 32 млн. штук; Размещенный объем – 30 354 634 шт.; График погашения номинальной стоимости 18 мая 2005; 16 ноября 2005; 17 мая 2006; 15 ноября 2006; по 25% от номинальной ст-ти. График купонных выплат: купонная ставка на 18 мая 2005 г. – 10%.
Рынок ГКО-ОФЗ.
Значение рынка ГКО-ОФЗ для российской экономики:
1) Рынок ГКО-ОФЗ – рынок, организованный и регулируемый МФ РФ и Банком России в целях реализации бюджетной и денежно-кредитной политики; Рынок ГКО-ОФЗ явл. одним из наиболее продвинутых (передовых) сегментов Российского фин. рынка, базирующейся на уникальной всероссийской межрегиональной инфраструктуре;
2) К основным характеристикам рынка ГКО-ОФЗ относятся: - Высокая надежность функционирования; - всероссийский охват; - использование современных технологий доступа; - соответствие используемых технологий современным международным стандартам;
Важнейшие цели рынка ГКО-ОФЗ:
1) Финансирование крупных инвестиционных программ: - строительство а/м и ж/д, современных морских портов и аэропортов; - развитие современных средств телекоммуникаций и Интернет технологий;
2) Финансовая поддержка промышленности в сфере высоких технологий;
3) Развитие жилищного строительства;
4) Управление и развитие инфраструктуры фин. рынков;
Для реализации этих целей, которые должны обеспечивать помощь в развитии реального сектора необходимо разработать:
- Механизм прямых гос. инвестиций;
- систему предоставления гос. гарантий;
- систему управления госдолгом; и др.
Облигации Банка России
Эмитент – БР;
Форма эмиссии – бескупонная на предъявителя;
Валюта займа –рубль;
Номинал – 1000;
Срок обращения – до 1 года;
Инвесторы – кредитные организации;
Виды муниципальных облигаций: облигации под общее погашение задолженности; облигации под общее обязательство с ограниченным покрытием налоговой способности; облигации под целевые поступления; целевые облигационные займы; краткосрочные облигации.
Виды муниципальных обл-ий:
1. облигации под общее погашение задолженности
2. облигации под общее обязательство (о погашении задолженности) с ограниченным покрытием налоговой способности
3.
· облигации под целевые поступления (от конкретных объектов, находящихся в муниципальной собственности)
· целевые облигационные займы на строительство конкретных объектов (или реализацию иных проектов) доходы от которых будут идти погашение займа
4. краткосрочные облигации под ожидаемые налоговые или иные поступления
Облигации под общее погашение задолженности:
1. выпускаются для покрытия общего, переходящего из года в год дефицита местного бюджета
2. выпускаются без обеспечения, под общее обязательство погасить дом и выплатить %
3. выполнение обязательств покрывается общей способностью органа власти взимать налоги (без закрепления определенных видов налоговых поступлений, сборов и тд, как источника погашения займов)
4. при выпуске таких облигаций определяется общая налоговая способность:
· какими видами налогового платежа она создается
· какие ограничения со стороны центрального правительства существуют, какими кроме налогов платежами в доход местного бюджета обеспечивают погашение долгосрочных обязательств
· какие источники будут обращены на погашение в первую очередь и тд
Облигации под общее обязательство (о погашении задолженности) с ограниченным покрытием налоговой способности
· выполняется без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить %
· выполнение обязательств покрывается конкретным налоговым источником – взимается налог платежей конкретного вида, сборов, пеней ( а не общей способностью властей к взиманию налогов)
Облигации под целевые поступления. Целевые облигационные займы на строительство конкретных объектов:
· выполнение обязательств обеспечивается доходами от конкретного проекта на реализацию которого направляются средства, аккумулированные посредством облигационного займа
· в условиях выпуска устанавливается обязательство элемента по поддержанию в должностном состоянии объектов , доходы от эксплуатации которых идут на покрытие облигационных займов
· отдельно оговаривается, какая часть доходов может быть направлена на погашение обязательств перед держателями облигаций, а какая на покрытие текущих издержек от эксплуатаций объекта, приносящего доходы, его ремонт, модернизацию и тд
проект | доходы, направленные на покрытие обязательств |
строительство аэропортов | платежи авиакомпаний за использование сооружений |
строительство морских портов | арендная плата за пользование терминалами |
строительство больниц | плата, вносимая пациентами, средства фонда обязательного медицинского страхования |
строительство муниципального жилья | плата за проживание, выкуп квартир |
проекты в области электроэнергетики, газоснабжения, строительства дорог, водоснабжения | плата за электроэнергию, газ, платные дороги, водоснабжение |
проекты по реконструкции модернизации, ремонту | доходы от эксплуатации будут направлены на погашение облигационного займа |
др. проекты | доходы от объектов находящихся в муниципальной собственности |
Краткосрочные облигации под ожидаемые налоговые или иные поступления:
1. направляются на покрытие краткосрочных кассовых разрывов
2. срок обращения 3-12 месяцев
3. Предусматривают следующие варианты погашения:
· за счет будущих налогов
· за счет зачета налогоплатежных сумм, вложенных в облигации, при определенном размере налоговых платежей
· под ожидаемые в будущем дотации от вышестоящих бюджетов
· под поступления доходов от объектов, находящихся в муниципальной собственности
· под сочетание на целевых началах указанных источников и платежей
Другие условия выпуска муниципальных облигаций:
· именные и на предъявителя
· на любые сроки
· без ограничения по возможности обращения
· под залог имущества (при выпуске облигаций под доходы конкретного объекта)
· купонные и бескупонные
· серийные (погашение сериями внутри срока займа) и срочные (единые сроки погашения)
· отзывные и без права отзыва эмитентом
· с фондом погашения и без такового
· с правом и без права обратной продажи
119. Облигации федеральных органов исполнительной власти и специализированных правительственных учреждений (зарубежный опыт): цели эмиссии.
Страна | Специализированные правительственные учреждения | Цель выпуска облигаций |
США | Система фермерского кредита (банки кооперативов, банки фермерского кредита, фед. корпорации по финансированию банков фермерского кредита, корпорации по страхованию системы фермерского кредита, корпорации по финансированию и финподдержке фермерского кредита), фед.система банков жилищного кредита, экспортно-импортный банк США, фед. национальная ассоциация по ипотеке, корпорация по финансированию ликвидации ссудо сберегательных ассоциаций признанных банкротами | · Льготное кредитование и финансирование преивелегированных групп заемщиков, которые не выдерживают коммерческих условий заимствований у частных банков · Торгово-экспортное финанс-е · Привлечение средств для ликвидации ссудо-сберегательных ассоциаций банкротов |
Япония | · Японская корпорация жилищного строительства · Японская государственная дорожная корпорация · Корпорация по финансированию местных госпредприятий · Корпорация по развитию электроэнергетики | · Государственная поддержка крупных жилищных проектов |
Германия | · Федеральная почтовая служба · Федеральные ж/д | · Развитие почтовых услуг · Модернизация ж/д транспорта |
СТРАХОВАНИЕ
ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
Домохозяйство: понятие.
Домохозяйство – экономическая единица, состоящая из 1 или более лиц, которое снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности населения.
Домохозяйство (1994г Госкомстат РФ) – два человека и более, проживающие постоянно в жилом помещении (квартире, доме, комнате и д.р.) или части жилого помещения и совместно обеспечивающие себя пищей и всем необходимым для жизни, ведущие общее хозяйство, т.е. полностью или частично объединяющие или расходующие свои средства.
Один человек, постоянно проживающий в жилом помещении или части жилого помещения и обеспечивающий себя всем необходимым для жизни, не объединяя средства для ведения общего хозяйства ни с какими другими людьми, постоянно проживающими в том же жилом помещении.
Основные теории сбережения.
· величина дохода является основным фактором, влияющим на уровень сбережений (теория абсолютного дохода);
· потребление и, следовательно, сбережение зависят не только от величины текущего дохода, но и от уровня прежних доходов, а также, от потребительского поведения (теория относительного дохода).
Виды сбережений.
v мотивированные:
o сбережения, созданные по потребительским мотивам (приобретение дорогостоящих материальных благ, создание страховых резервов и т.д.);
o сбережения, созданные с целью извлечения дополнительных требований;
v немотивированные;
v сбережения в денежной форме (в российской и иностранной);
v сбережения в имущественной форме (монеты и слитки из драг. металлов, драг. камни, ювелирные изделия, картины, авторские права, собственность);
v организованные сбережения (денежные средства на счетах, вложенные в долевые и долговые ЦБ);
v неорганизованные (денежные средства в отечественной и иностранной валюте на руках у населения, в банковских сейфовых ячейках);
v моноцелевые (сбережения на 1 цель);
v полицелевые (сбережения на многие ц<