Бюджетная классификация: понятие, принципы построения.

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификацияявляется группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов. Бюджетная классификация необходима для определения: -целей расходования бюджетных средств; - задач и курса финансовой политики государства; - источников бюджетных ресурсов. Бюджетная классификация необходима также для составления и исполнения бюджетов, для обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация включает:- классификацию доходов бюджетов РФ- представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Группы доходов состоят из статей доходов. Статьи доходов объединяют конкретные виды доходов по источникам получения; - функциональную классификацию расходов бюджетов РФ– это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение государством основных функций. Первым уровнем классификации являются разделы. Вторым - подразделы, которые конкретизируют направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области. Классификация целевых статей расходов образует третий уровень функциональной классификации. Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям; - экономическую классификацию расходов бюджетов РФ– это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Выделяют текущие расходы - закупки товаров, оплата услуг; капитальные расходы - капитальные вложения, капитальный ремонт и т.д.; - классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на внутреннем рынке для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; - классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета- это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ на внешнем финансовом рынке для финансирования дефицита федерального бюджета; - классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований— это группировка их долговых обязательств (например, государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР); -классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ- это группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ, например государственный внешний долг РФ, в том числе по кредитам и т. п. -ведомственную классификацию расходов федерального бюджета — это группировка расходов бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета.

9.Бюджетное планирование: понятие, задачи, основные этапы.

Бюджетное планирование – важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Экономическая сущность бюджетного планирования заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др. Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией РФ. Задачами бюджетного процесса являются: • выявление материальных и финансовых резервов государства; • максимально приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджетов; • обеспечение сбалансированности бюджетов; • согласование бюджетной политики с реализуемой экономической программой; • осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д.///// Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности: 1) составление проектов бюджетов; 2) рассмотрение бюджетов; 3) утверждение бюджетов; 4) исполнение бюджетов, а также составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.///// Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня. Продолжительность всех стадий бюджетного процесса от начала составления проектов бюджетов до утверждения отчетов об их исполнении различна по странам, но как правило, в связи со сложностью работ, выполняемых на каждой стадии, занимает период около трех лет. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями в соответствии с БК РФ включаются : финансовые органы; органы денежно-кредитного регулирования (Банк России); органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).



Наши рекомендации