Финансовый контроль в системе управления финансами
Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Можно выделить шесть основных методов финансового контроля: 1)наблюдение (представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации); 2)обследование(цель — общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков); 3)анализ(метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики); 4)проверка(исследование определенного круга вопросов в целях выявления нарушений финансового законодательства.Проверкиподразделяются накомплексные, тематические, документальные, камеральные, выездные, встречные и др.);5)ревизия (комплексная проверка, которая максимальноохватывает экономические и юридические стороны деятельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание различных приемов финансового контроля. Подразделяютна: документальные и фактические;и внеплановые;фронтальные ивыборочные;единичные и встречные; комплексные и тематические); 6)финансово-экономическая экспертиза (проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности и контролируемого субъекта за проверяемый период).По субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть: государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский контроль), общественным и независимым (аудиторским).
Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы:1)Предварительный - производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия (например, проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств). 2)Текущий (оперативный) -проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. 3)Последующий - проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности.
В РФ на федеральном уровне органыгосударственного финансового контроля представлены Счетной палатой, Главным управлением Федерального казначейства и его органами в субъектах РФ, Департаментом государственного финансового контроля и аудита, Контрольно-ревизионным управлением Минфина России, а также Министерством РФ по налогам и сборам, Центральным банком РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной службой по финансовым рынкам, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.Так, Счетная палата РФ контролирует своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федератьных внебюджетных фондов; Федератьное казначейство проверяет использование средств федерального бюджета; Центральный банк РФ контролирует осуществление банковских операций, проводит инвентаризацию валютных и иных ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций, и т. д.
Основными направлениями финансового контроля являются проверка соблюдения субъектами финансового права законодательства и обеспечение целесообразности финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Однако сферой осуществления финансового контроля следует считать не только финансовую деятельность государства и муниципальных образований, но также и финансовую деятельность физических и юридических лиц, связанную с публичными интересами.