Государственная регулятивная политика и ее направления
Государственная регулятивная политика и ее направления
Государственная регуляторная политика– это направление государственной политики, ориентированное на усовершенствование правового регулирования хозяйственных отношений, а также административных отношений между регуляторными органами или другими органами государственной власти и субъектами хозяйствования.
Направления:
1) по масштабности и долговременности целей и задач следует различать: стратегическую (обычно долговременную, на срок от 3 и более лет) и тактическую (от 1 года до 3 лет) составляющие общей налоговой политики;
2) в зависимости от приоритетов общей целевой направленности мер в области управления налоговым процессом необходимо выделять следующие разновидности налоговой политики:
- фискальную (характеризуется тем, что во главу угла ставится приоритет максимально возможного увеличения доходов в ущерб или без учета стратегических интересов экономики страны и регионов);
- регулирующую (акцент делается на усиление регулирующей роли налогов);
- контрольно-регулятивную (в чистом виде встречается крайне редко и обусловлена либо слабостью выполнения налогами фискальной и регулирующей функций, либо длительностью проведения государством жесткой политики );
- комбинированную (равновесную) ориентирована на создание условий для стабильного и равномерного обеспечения бюджетной системы налоговыми доходами и их увеличения за счет роста легальных объемов производства, потребления и доходов, активизации инвестиционной деятельности.
Сущность государственной регулятивной политики
Государственная политика – это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.
План действий государственных органов для решения общественных проблем включает следующие элементы: разработка политической стратегии и целей; оценка затрат по альтернативным программам; их обсуждение, консультирование; выбор и принятие решения; мониторинг выполнения и т. д.
Основные цели государственной политики:
- защита граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности; обеспечение социальной активности; создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения.
Сложность и масштабность процесса развития государственной политики обусловливают участие в ней многих организаций и отдельных личностей, но наиболее важную роль играют:
1) законодательные (представительные) органы власти;
2) исполнительные органы власти;
3) группы интересов и группы давления.
Существуют различные модели разработки государственной политики.
Модель «сверху – вниз» — решения принимаются на высших уровнях управления, а затем доводятся до нижних уровней.
Модель «снизу – вверх» — формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются общественные группы и организации.
«Смешанная» модель объединяет эти два подхода, когда существуют механизмы привлечения к разработке политики граждан и государственных служащих при сильном централизованном управлении.
При составлении планов социально-экономического развития государства мероприятия разрабатываются по следующим направлениям:
– финансовая, денежная и ценовая политика;
– структурная политика;
– аграрная политика;
– социальная политика;
– региональная экономическая политика;
– внешнеэкономическая политика.
Сущность и предмет валютного регулирования
Органы валютного регулирования и предмет валютного регулирования
Государственная регулятивная политика и ее направления
Государственная регуляторная политика– это направление государственной политики, ориентированное на усовершенствование правового регулирования хозяйственных отношений, а также административных отношений между регуляторными органами или другими органами государственной власти и субъектами хозяйствования.
Направления:
1) по масштабности и долговременности целей и задач следует различать: стратегическую (обычно долговременную, на срок от 3 и более лет) и тактическую (от 1 года до 3 лет) составляющие общей налоговой политики;
2) в зависимости от приоритетов общей целевой направленности мер в области управления налоговым процессом необходимо выделять следующие разновидности налоговой политики:
- фискальную (характеризуется тем, что во главу угла ставится приоритет максимально возможного увеличения доходов в ущерб или без учета стратегических интересов экономики страны и регионов);
- регулирующую (акцент делается на усиление регулирующей роли налогов);
- контрольно-регулятивную (в чистом виде встречается крайне редко и обусловлена либо слабостью выполнения налогами фискальной и регулирующей функций, либо длительностью проведения государством жесткой политики );
- комбинированную (равновесную) ориентирована на создание условий для стабильного и равномерного обеспечения бюджетной системы налоговыми доходами и их увеличения за счет роста легальных объемов производства, потребления и доходов, активизации инвестиционной деятельности.