Помните: только дохлую собаку никто не пинает
События, произошедшие в 1929 году, стали настоящей сенсацией в мире образования. Образованные люди со всей Америки съезжались в Чикаго, чтобы стать свидетелями происходящего. Несколькими годами раньше молодой человек Роберт Хатчинс сумел пробиться в Йельский университет. До этого он работал официантом, лесорубом, репетитором и продавцом бельевых веревок. Теперь же, спустя восемь лет, он избран президентом четвертого по значимости университета Америки, Чикагского университета. Сколько же ему лет? Тридцать! Невероятно! Старые профессора только качали головами. Критика, поднявшаяся со всех сторон, обрушилась на вундеркинда. Он слишком молод, он совершенно неопытен, его идеи чересчур радикальны. Даже газеты, и те присоединились к травле.
В день инаугурации один приятель сказал отцу Роберта Майнарда Хатчинса: «Сегодняшние газеты повергли меня в шок. Они ужасно оскорбляют вашего сына».
«Я знаю, — сказал старый Хатчинс. — Это грубо, но помните, что лишь дохлую собаку никто не пинает».
Действительно, чем крупнее собака, тем больше удовлетворения получают люди, пиная ее. Принц Уэльский, который позже стал королем Эдвардом VIII, поневоле усвоил это на собственном опыте. В свое время он посещал Дартмутский колледж в Девоншире. Принцу было около четырнадцати лет. Как-то раз один из морских офицеров увидел, что он плачет, и спросил его в чем дело. Принц отказался отвечать, но в конце концов был вынужден признаться — его обижали кадеты. Коммодор колледжа вызвал обидчиков к себе и разъяснил им, что принц не жаловался, но он хочет выяснить, почему именно он был избран для столь жестокого обращения. После некоторой заминки и отпирательства кадеты признались, что, когда они станут командирами и капитанами королевского флота, им доставит невероятное удовольствие рассказывать, как они унижали самого короля!
Поэтому когда вас пинают, унижают и критикуют, помните, что ваш обидчик просто-напросто хочет укрепить чувство собственной значимости. Чаще всего подобные нападки означают, что вы сделали нечто, заслуживающее внимания. Многие находят извращенное удовлетворение в унижении тех, кто превосходит их в образовании или добился большего жизненного успеха. Приведу пример. Когда я писал эту главу, я получил письмо от женщины, в котором она критиковала генерала Вильяма Бута, основателя Армии Спасения. Не так давно я выступал в передаче, посвященной этому замечательному человеку, поэтому женщина написала именно мне. Она утверждала, что генерал украл восемь миллионов долларов из денег, пожертвованных его организации. Обвинения, разумеется, были абсурдными. Но истина эту женщину не интересовала. Она находила жестокое удовлетворение от того, что унижала человека, который превосходил ее во всем. Я выбросил ее грязное письмо в мусорную корзину и возблагодарил всемогущего за то, что я не женат на подобной особе. Из ее письма я не узнал ничего о генерале Буте. Но письмо многое рассказало мне о его авторе. Шопенгауэр написал: «Люди низменные находят глубокое удовлетворение в ошибках и недостатках людей великих».
Едва ли можно считать низменным человеком президента Йельского университета, но бывший президент Йеля, Тимоти Дуайт, действительно находил глубокое удовлетворение в нападках на человека, который стал впоследствии президентом США. Дуайт утверждал, что если этого человека изберут президентом, то «наши жены и дочери станут жертвами легальной проституции, они будут хладнокровно обесчещены и осквернены, они лишатся невинности и добродетели и станут отвратительны богу и человеку».
Вы думаете, эти слова сказаны про Гитлера? Как бы не так. Вся эта гневная филиппика направлена против Томаса Джефферсона. Какого Томаса Джефферсона? Неужели того самого, бессмертного Томаса Джефферсона, автора Декларации независимости, отца американской демократии? Да, да, именно против этого самого человека.
Как вы думаете, кого американцы называли «лицемером», «самозванцем» и кого они считали «немногим отличающимся от убийцы»? На газетных карикатурах этого человека изображали на гильотине, огромный нож отсекал его голову. Толпы насмехались над ним, люди кричали и свистели ему вслед, когда он проезжал по улицам. Кто же был этот человек? Джордж Вашингтон.
Но все это происходило много лет назад. Может быть, за последнее время человеческая природа изменилась к лучшему? Давайте посмотрим. Вспомните, к примеру, дело адмирала Пири, исследователя, которому удалось достичь Северного полюса на собачьих упряжках 6 апреля 1909 года. К этой цели люди стремились веками, страдали, голодали и умирали в попытках свершить этот подвиг. Пири сам чуть не погиб от голода и мороза. Он обморозил восемь пальцев, и их пришлось ампутировать. Испытания оказались настолько жестокими, что он чуть не сошел с ума. Но вышестоящие морские офицеры впали в ярость от того, что Пири получил всеобщее признание. Они обвинили его в том, что он собрал деньги на научную экспедицию, а сам «жил в свое удовольствие и развлекался в Арктике». И эти люди наверняка верили в то, о чем говорили, потому что практически невозможно не верить в то, во что хочется верить. Их стремление унизить и опорочить Пири было так велико, что только приказ президента Маккинли позволил Пири продолжить свои исследования Арктики.
Подвергли бы Пири таким оскорблениям и унижениям, если бы он просто занимался бумажной работой в морском министерстве в Вашингтоне? Нет. В этом случае он не совершил бы ничего такого, что могло бы вызвать ревность и зависть.
Генерал Грант испытал на себе еще более жестокие унижения. В 1862 году он одержал первую крупную победу в Гражданской войне. Эта победа была молниеносной, она в мгновение ока превратила Гранта в национального героя. Она имела громадный отклик даже в далекой Европе. По всему Северу, от штата Мэн до берегов Миссисипи, звонили колокола и пылали костры. Но через шесть недель после этой великой победы Грант — герой Севера — был арестован, а армия получила другого командующего. Он плакал от унижения и отчаяния. Почему же генерал Грант был арестован в зените своей славы? Только потому, что он вызвал ревность и зависть своих высокомерных начальников. Если вы испытываете беспокойство из-за несправедливой критики... Вспомните, что несправедливая критика очень часто является завуалированным комплиментом. Не забывайте: только дохлую собаку никто не пинает.
Глава 7