Общая цель отражает долгосрочную цель проекта. Общая цель обязательна в проекте и обычно одна на весь проект.
Непосредственные цели (или прямые цели / подцели) поддерживают общую цель; их поставновка необязательна, но желательна, т. к. они помогают ограничить основную цель и показать фокус проекта.
Цель проекта должна:
· быть измерима (исходя из объективных критериев можно определить, сможете ли Вы достигнуть цели);
· быть ограничена временем; время достижения цели должно быть определено: временные границы помогают решить, смогли ли Вы достигнуть цели (неудачный пример формулирования цели: «Снизить уровень безработицы молодежи», правильнее было бы сформулировать цель следующим образом: «Снизить уровень безработицы молодежи к 31.08.2014»);
· быть реально достижимой (в первую очередь необходимо следить за тем, чтобы в рамках проекта достичь цели);
· учитывать критерии качества: цель должна определять качество итогового результата; например: «Снизить уровень безработицы молодежи к 31.08.2014 на 20%»;
· быть поддержана/одобрена заказчиком. Одна из частых ошибок заключается в том, что цель проекта не согласована с целями фонда. В первую очередь следует выбрать идею, затем описать проблему, определить цель, составить план и только тогда выбрать фонд, приоритеты которого соответствуют целям Вашего проекта. Обязательно ознакомьтесь с руководством по составлению ходатайств и формами фонда;
· соответствовать программам развития, стратегиям государства, местного самоуправления, организации; ссылки на соответствующие программы/стратегии должны быть представлены в описании проекта.
Миссия, цель, стратегия и результат проекта
Миссия — это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования, она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий. Стратегия проекта — центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно разделить на три процедуры: стратегический анализ; разработку и выбор стратегии; реализацию стратегии. Стратегическийанализ начинается с анализа внешней и внутренней среды называемый SWOT –анализ. Разработка и выбор стратегии различают: корпоративную стратегию; деловую стратегию .При разработке деловой стратегии используют три основных подхода:1) лидерство в издержках,2) дифференциацию 3) концентрацию на определенных направлениях; функциональную стратегию (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта). Стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты:- географическое месторасположение, в котором будет действовать проект; - выбор корпоративной стратегии; - выбор позиции на рынке. Под результатом проекта понимают конечную продукцию, полезный эффект. Проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, называемом внешней средой. В практике бизнес - планирования обычно подлежат изучению три аспекта окружения проекта:1) политический, а именно отношение федеральных и местных властей к проекту;2) территориальный, включающий изучение конкурентных предложений на рынке аналогичной продукции;3) экологический, связанный с необходимостью обеспечения экологической безопасности проекта.
Видение проекта (vision) — это краткое описание сути будущего продукта. В этом документе вкратце описывается что это за продукт, каковы цели и задачи его создания, кто его пользователи и каковы основные возможности будущей системы.
Назначение
Дать общее представление о продукте. Видение позволяет с помощью нескольких абзацев ознакомить с сутью проекта любое заинтересованное лицо.
Собрать бизнес-требования. Документ дает общее представление о бизнес-целях, которые поставлены перед продуктом.
Критерии успеха проекта.
Завершение проекта в установленные сроки.
Соответствие качества продукта проекта установленному качеству в проектной документации.
3. Затраты финансовых ресурсов на проект не превысили установленных планом проекта затрат.
Удовлетворённость результатами проекта всеми вовлечёнными в него сторонами.
Жизненный цикл и фазы проекта.
Замысел (идея)
2.Прединвестиционная фаза:
- Анализ проблем и препятствий
- Разработка концепции
- Разработка бизнес плана +Предварительный план
- Анализ уровня риска
3.Разработка проекта:
- Заключение контрактов
- Формирование команды проекта
- Структурное планирование
- Разработка окончательного плана проекта
4.Реализация проекта:
- Выполнение работ проекта
- Мониторинг
- Управление ходом
5.Ликвидация проекта:
- Эксплуатационные испытания
- Подготовка кадров для текущей эксплуатации
- Сдача объекта заказчику
- Подготовка итоговых документов
- Возврат кредита
Окружение и участники проекта. Стейкхолдеры.
Под стейкхолдерами проекта понимают все организации и всех личностей, которых так или иначе (в положительном или отрицатель-ном смысле) затрагивает проект и которые могут быть заинтересованы как в успехе проекта, так и в том, чтобы он вообще не состоялся.
Состав стейкхолдеров проекта, их цели, роли, распределение функций и ответственности зависят от типа, вида, масштаба и сложности проекта, а также от фаз жизненного цикла проекта. Очевидно, что для любого проекта принципиальный состав функций остается неизменным.
акционеры и инвесторы;
кредиторы: банки и другие кредитные организации;
партнеры и поставщики;
покупатели и клиенты;
менеджеры и высшее руководство компании;
персонал компании;
профессиональные союзы;
конкуренты;
государственные и налоговые органы;
профессиональные ассоциации;
средства массовой информации;
неправительственные организации;
общественные экологические, религиозные и пр. организации;
Местные сообщества.
Организационные структуры проекта.
Ключевые понятия данной статьи: Организационная структура проекта (organizational breakdown structure – OBS), функциональная структура, проектная структура, матричная структура, слабая (мягкая) матрица, сильная (жесткая) матрица), сбалансированная матрица.