Сущность и история возникновения денег.
Сущность и история возникновения денег.
Деньги являются результатом развития производительных сил и товарных отношений. Для натурального хозяйства было характерно производство продуктов для собственного потребления.Обмен касался лишь случайно оставшихся излишков. Общественное разделение труда (выделение земледелия и скотоводства, а затем и ремесел) потребовало постоянного обмена продуктами труда. Товар — это продукт труда, произведенный для продажи. Товары обладают потребительной стоимостью и трудовой стоимостью. Обмен, т.е. движение товаров от одного товаропроизводителя к другому, предполагает соизмерение различных по виду, качеству, назначению товаров. Основой соизмерения товаров является их стоимость, т.е. общественно-необходимый труд, затраченный на производство товара.
С целью обеспечения сопоставимости различных затрат труда появляется понятие меновой стоимости. Меновая стоимость — это способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях. Процесс закрепления функции всеобщего эквивалента за определенным товаром весьма длителен.
Наиболее пригодными для выполнения роли всеобщего эквивалента оказались золото и серебро — благородные металлы, обладающие большой сохранностью. Кроме того, они имеют также другие необходимые для всеобщего эквивалента качества: делимость, портативность, наличие в большом количестве для обмена, большую стоимость и т.д. Т. о., закрепление функции всеобщего эквивалента за одним товаром явилось следствием естественного отбора, в основе которого лежали физические свойства товара, природные условия страны, исторические традиции и т.д. Так появились деньги.Деньгипо своему происхождению — это товар. Они также обладают двумя свойствами товара:
- потребительной стоимостью (в виде украшения — удовлетворяют эстетическую потребность, в виде молотка — потребность в забивании гвоздей);
- трудовой стоимостью, поскольку на добывание золота также затрачивается определенное количество общественно необходимого труда.
Деньги — это особенный товар: - обладают всеобщей потребительной стоимостью, поскольку с помощью денег человек может удовлетворить любую потребность.С появлением денег товарный мир раскололся на две части — это деньги как товар и все остальные товары. Потребительная стоимость сконцентрирована на стороне всех товаров, а стоимость — на стороне денег. Деньгами может быть все, что признается людьми за деньги и выполняет их функции. Кроме того, сущность денег как всеобщего эквивалента проявляется в том, что с помощью денег определяется стоимость любого товара и обеспечивается обмен одних товаров на другие.
С появлением денег натуральный товарообмен между производителями был заменен двумя самостоятельными актами:
- Т — Д—реализация товара за деньги;
- Д — Т—приобретение товара за деньги.
В условиях рыночной экономики особенно трудным оказывается первый акт — реализация товара за деньги, поскольку преимущественное положение на рынке занимает покупатель.
Т — ДО — Д
(товар — срочное долговое обязательство — деньги).
6. В международной торговле деньги осуществляют функцию мировых денег: выступают в роли всеобщего эквивалента в хозяйственных взаимоотношениях между различными странами. На мировом рынке деньги выступали в натуральной форме в виде слитков золота. Золото являлось мерой стоимости и использовалось на мировом рынке как всеобщее средство платежа. Наличное золото перевозилось из одной страны в другую лишь в том случае, если долговые обязательства не
погашались взаимными расчетами.
Понятие денежного обращения
Сменяя форму стоимости (т-д, д-т), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение. Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп. Деньги сосредоточиваются у населения, в кассах юридических лиц, на счетах в кредитных учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным валовым внутренним продуктом.
Чем больше общая денежная стоимость товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги появляется и для целей накопления, которые выступают в разных формах: вкладах в кредитных учреждениях, ценных бумагах, официальных государственных запасах.
Базовыми категориями денежного обращения являются: денежная единица, денежная масса, денежная система, денежно-кредитная политика.
Налично-денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций: средства платежа и средства обращения.
Безналичное обращение — движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований.
Закон денежного обращения
Закон денежного обращения, сформулированный К. Марксом, устанавливает количество денег, необходимое для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа. Количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:
– количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);
– уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);
– скорости обращения денег (связь обратная).
Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цены. Формула в этом случае такова: КД=Ц/СО где КД — необходимое количество денег в обороте; Ц — сумма цен реализуемых товаров и услуг; СО — скорость оборота денежных средств.
Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, так как одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходят
из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказание услуг.
С появлением функции денег как средства платежа общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество денег. Количество денег для обращения и платежа определяется следующими условиями:
– общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);
– уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, поскольку чем выше цены, тем больше требуется денег);
– степенью развития безналичных расчетов (связь обратная);
– скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь обратная). КД=(Ц+П-К-ВП)/СО
где П — сумма платежей по долговым обязательствам; К — сумма цен товаров, проданных в кредит, срок оплаты по которому еще не наступил;
ВП — сумма взаимопогашенных платежей. Введем обозначение:
Цк=Ц+П-К-ВП — сумма цен с учетом платежей по товарам, проданным в кредит. Тогда получаем уравнение обмена: КДхСО=Цк
Данное уравнение означает, что произведение денежной массы на скорость оборота денежных средств должно быть равно сумме цен на товары и услуги. Закон денежного обращения устанавливает количество денег, необходимое для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.
Денежная система РФ
Официальной денежной единицей (валютой) является рубль. Соотношение между рублем и золотом Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ и публикуется в печати. Фиксированный масштаб цен отсутствует. Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России. Кроме наличных денег, функционируют и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). На Банк России возложены следующие обязанности:
– прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
– установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
– определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены и уничтожения поврежденных;
– разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;
– определение правил, формы, сроков и стандартов осуществления безналичных расчетов;
– лицензирование расчетных систем кредитных учреждений. С целью регулирования экономики ЦБ РФ привлекает следующие инструменты: ставки учетного процента; нормы обязательных резервов кредитных учреждений; операции на открытом рынке; осуществляет регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений.
Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБ РФ и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов.
Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения — документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет.
Финансы домашних хозяйств.
Каждое звено играет различную роль в общественном воспроизводстве. Так, централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом.
Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Финансы домохозяйств — это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств.
Финансовая политика
ФП – совокупность гос мероприятий по использованию фин отношений для выполнения гос функций. ФП мероприятия: - разработка общей концепции основных направлений определение целей и главных задач. – создание адекватного финансового механизма. – управление фин деятельностью, государства и его субъектов. Основу фин политики составляет стратегическое направление, которое определено долгосрочной и среднесрочной перспективой.
Финансовая политика —это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Содержание финансовой политики достаточно сложно, так как охватывает широкий комплекс мероприятий. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.
Наиболее динамичной частью финансовой политики являетсяфинансовый механизм. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
В широком смысле фин политика включает бюджетную налоговую таможенную денежно-кредитную политики, приоритетная задача которой вытекает из задач ФП.
Звенья бюджетной сис-мы РФ
Бюджет —это центральное звено государственной системы финансов, выражающее все ее основные качественные признаки. Другими словами, бюджет — это система императивных (требовательных, обязательных) денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд, который является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) — отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Итак, бюджетная система современной России состоит из трех звеньев: 1)федеральный бюджет РФ; 2)бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; 3)местные бюджеты.
Бюджетная классификация РФ.
Бюджетная классификация РФ —группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетные классификации устанавливаются Минфином РФ в целях единообразного построения и учета, а также необходимого анализа исполнения государственного бюджета. Бюджетная классификация, обеспечивая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, включает в себя: классификацию доходов бюджетов РФ. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения;
функциональную классификацию расходов бюджетов РФ. Эта классификация состоит из четырех уровней — разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства; экономическую классификацию расходов бюджетов РФ. Эта классификация состоит из следующих категорий — групп расходов, предметных статей, подстатей и элементов расходов; классификацию источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, а также субъектов РФ и муниципальных образований; классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ; ведомственную классификацию доходов федерального бюджета.Бюджетная классификация, с помощью которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета, является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов. Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов.
Виды доходов федер бюджета
Федеральный бюджет — центральное, стратегическое звено бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Виды доходов федерального бюджета включают: налоговые доходы; неналоговые доходы; доходы федеральных целевых бюджетных фондов; безвозмездные перечисления. Налоговые доходы — это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжение органов государственной власти. Налоги подразделяются на прямые, которые платит непосредственно налогоплательщик (например, налог на прибыль с юридических лиц и подоходный налог с физических лиц), и косвенные, оплачиваемые потребителем товаров или услуг (например, налог на добавленную стоимость — НДС и акцизы), поскольку они входят в цену этих товаров и услуг. К неналоговым доходам относятся доходы от внешнеэкономической деятельности, реализации государственных запасов, возврат бюджетных ссуд и др. Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов, за счет которых финансируется значительная часть социальных расходов. Безвозмездные перечисления в доходы бюджетов могут зачисляться от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.
Система межбюджетных отн-ий
Межбюджетные отношения —это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления по осуществлению бюджетного процесса. Принято различать унитарные и федеративные бюджетные системы. Унитарным бюджетным системам соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти. Федеративные бюджетные системы строятся на противоположных основах, им присуща высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов. Принципы функционирования федеративных бюджетных систем называют принципами бюджетного федерализма. Основная задача бюджетного федерализма — в конкретных экономических и политических условиях выработать наиболее эффективную модель бюджетных отношений. Для этого, прежде всего, необходимо четко распределить расходные функции между уровнями власти.
Россия относится к асимметричным федерациям. В ее состав входят республики, края, области, автономные округа, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. Принцип равенства прав, заложенный в Конституции РФ, не исключает различия реально сложившихся социально-экономических и политических условий развития субъектов РФ. Бюджетный кодекс регламентирует следующие принципы межбюджетных отношений: распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
Пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован 27 декабря 1991 г. Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1. ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Основной источник доходов ПФР — страховые взносы работодателей и работающих. Страховые взносы в ПФР начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной и натуральной формах независимо от источника финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. В основные задачи ПФР входят: а) организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; б) капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; в) контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств; г) межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашение по вопросам пенсий и пособий. Средства ПФР формируются за счет: а)страховых взносов работодателей; б)страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; в)страховых взносов иных категорий работающих граждан; г)средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным; д)добровольных взносов и других поступлений.
Классиф-ия госуд-ых займов.
Государственный кредит на практике реализуется посредством государственных займов, которые приводят к появлению гос долга. Гос долг — это сумма всех неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них к определенному моменту времени. 1.По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы —это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние —это обязательства государства перед резидентами. 2.По способу обращения займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы —это займы, оформленные в такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. Нерыночные государственные займы —это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Основная цель нерыночных займов — привлечение в качестве кредитных средств мелких сбережений населения. 3.По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до 1 года), среднесрочные(со сроком обращения бумаг от 1 года до 5 лет) и долгосрочные(со сроком обращения бумаг свыше 5 лет). 4.По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы делятся на закладные и беззакладные. Закладные займы —это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом. Беззакладные займы —займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. 5.По уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе России государственные займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные. 6.По форме выплаты дохода государственные займы можно разделить на следующие виды:
-процентные займы, доход по которым устанавливается в виде фиксированного процента от номинала;
-дисконтные займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;
-выигрышные займы, доход по которым осуществляется на основе тиражей выигрыша;
-индексационные займы, доход по которым выплачивается посредством индексации номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг. Кроме того, в качестве меры, стимулирующей инвестиции в государственные ценные бумаги, органы власти и управления государства могут устанавливать льготы по налогообложению доходов, полученных от государственных ценных бумаг 7.По принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства, эмитированные заемщиком, можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие прав на досрочный выкуп своих обязательств. Это выгодно эмитенту в случае значительного снижения стоимости кредитных ресурсов на рынке ссудного капитала. Выпуская новый займ, эмитент на полученные денежные средства выкупает предыдущий займ. В случае если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной стоимости заимствований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств и несет определенные потери. 8.По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями. При условии, что эмитированный займ подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать следующие варианты погашения: погашение равными долями на протяжении оговоренного срока; погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока; погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.
9.По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предлагать займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода (например, от ставки по межбанковским кредитам). 10. По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые.
Субфедеральный долг.
Особенности управления. Политика управления государственным долгом на субфедеральном уровне имеет существенные отличия от политики управления федеральным долгом. Они обусловлены отсутствием фактора внешнего давления со стороны международных кредитных организаций, а также зависимостью регионов от позиции федеральных органов власти по вопросам субнациональных заимствований. Еще одна причина — наличие определенной конкуренции между регионами. Она возникает в силу различной экономической привлекательности регионов для инвесторов. Организация управления государственным долгом на субфедеральном уровне мало чем отличается от организации управления федеральными займами. Субъекты РФ также оформляют свои обязательства в виде облигационных и вексельных займов. Инструментами их осуществления на субфедеральном уровне являются облигации субъектов РФ, евробонды и векселя. Контроль за выпуском субфедеральных займов осуществляет Министерство финансов РФ, а также законодательные и исполнительные органы власти региона-эмитента. Субфедеральные займы могут быть классифицированы: по направлению использования заемных средств — на целевые и нецелевые; по валюте займа — внутренние и внешние В российской финансовой практике применяется контроль за субфедеральными внешними заимствованиями на основе правил, установленных Бюджетным кодексом РФ. К важнейшим из них относятся определение прав внешних заимствований субъектов РФ, а также условия разрешения эмиссии субфедеральных ценных бумаг.
49. Экономическое содержание страхования.
Экономическая сущность страхования заключается в образовании страхового фонда для покрытия различных ущербов, вызванных какими-либо непредвиденными событиями. Таким образом, риск, т.е. возможность наступления обстоятельств, влекущих за собой материальный ущерб, выступает в качестве основного понятия страхования. Страхование является составной частью категории финансов. Но следует подчеркнуть, что страхование функционирует лишь в сфере перераспределительных отношений, а финансы в целом — как в распределительных, так и перераспределительных отношениях. Страхование — это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между их участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда для возмещения возможного ущерба хозяйствующим субъектам или потерь физических лиц в связи с последствиями страховых случаев. Таким образом, страхованию присущи перераспределительные отношения, которые связаны, с одной стороны, с формированием страхового фонда с помощью заранее фиксированных страховых платежей, с другой — с возмещением ущерба из этого фонда участникам страхования.
Основные функции кредита.
Перераспределительная функция. В условиях рыночной экономики рынок ссудных капиталов выступает в качестве своеобразного «насоса», откачивающего временно свободные финансовые ресурсы из одних сфер хозяйственной деятельности и направляющего их в другие, обеспечивающие, в частности, более высокую прибыль. Ориентируясь на дифференцированный ее уровень в различных отраслях или регионах, кредит выступает в роли стихийного макрорегулятора экономики, обеспечивая удовлетворение потребностей динамично развивающихся объектов приложения капитала в дополнительных финансовых ресурсах. Однако в некоторых случаях практическая реализация указанной функции может способствовать углублению диспропорций в структуре рынка. Именно поэтому одна из важнейших задач государственного регулирования кредитной системы — рациональное определение экономических приоритетов и стимулирование привлечения кредитных ресурсов в те отрасли или регионы, ускоренное развитие которых объективно необходимо с позиции национальных интересов, а не исключительно текущей выгоды отдельных субъектов хозяйствования. Экономия издержек обращения. Практическая реализация этой функции непосредственно вытекает из экономической сущности кредита, источником которого выступают, в том числе финансовые, ресурсы, временно высвобождающиеся в процессе кругооборота промышленного и торгового капиталов. Временной разрыв между поступлением и расходованием денежных средств субъектов хозяйствования может определить не только избыток, но и недостаток финансовых ресурсов. Именно поэтому столь широкое распространение получили ссуды на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств, используемые практически всеми категориями заемщиков и обеспечивающие существенное ускорение оборачиваемости капитала, а следовательно, и экономию общих издержек обращения. Ускорение концентрации капитала. Процесс концентрации капитала является необходимым условием стабильности развития экономики и приоритетной целью любого субъекта хозяйствования. Реальную помощь в решении этой задачи оказывают заемные средства, позволяющие существенно расширить масштаб производства (или иной хозяйственной деятельности) и, таким образом, обеспечить дополнительную массу прибыли. Даже с учетом необходимости выделения части прибыли для расчета с кредитором, привлечение кредитных ресурсов более оправдано, чем ориентация исключительно на собственные средства. Следует, однако, отметить, что на стадии экономического спада (и тем более в условиях перехода к рыночной экономике) дороговизна этих ресурсов не позволяет активно использовать их для решения задачи ускорения концентрации капитала в большинстве сфер хозяйственной деятельности. Тем не менее рассматриваемая функция даже в отечественных условиях обеспечила определенный положительный эффект, позволив существенно ускорить процесс обеспечения финансовыми ресурсами отсутствующих или крайне неразвитых в период плановой экономики сфер деятельности. Обслуживание товарооборота. В процессе реализации этой функции кредит активно воздействует на ускорение не только товарного, но и денежного обращения, вытесняя из него, в частности, наличные деньги. Вводя в сферу денежного обращения такие инструменты, как векселя, чеки, кредитные карточки и т.п., он обеспечивает замену наличных расчетов безналичными операциями, что упрощает и ускоряет механизм экономических отношений на внутреннем и международном рынках. Наиболее активную роль в решении этой задачи играет коммерческий кредит как необходимый элемент современных отношений товарообмена. Ускорение научно-технического прогресса. В послевоенные годы научно-технический прогресс стал определяющим фактором экономического развития любого государства и отдельного субъекта хозяйствования. Наиболее наглядно роль кредита в его ускорении может быть отслежена на примере процесса финансирования деятельности научно-технических организаций, спецификой которых всегда являлся больший, чем в других отраслях, временной разрыв между первоначальным вложением капитала и реализацией готовой продукции. Именно поэтому нормальное функционирование большинства научных центров (за исключением находящихся на бюджетном финансировании) немыслимо без использования кредитных ресурсов. Столь же необходим кредит и для осуществления инновационных процессов в форме непосредственного внедрения в производство научных разработок и технологий, затраты на которые первоначально финансируются предприятиями, в том числе и за счет целевых средне- и долгосрочных ссуд банка.
Формы кредита
Формы кредита: коммерческий кредит(предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу). Чаще всего коммерческий кредит осуществляется в товарной форме, путём отсрочки платежа за товар. Кроме того, может осуществляться путём выписки векселя, в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров (работ, услуг). Недостатком, тормозящим развитие этой формы кредита, является его товарная форма (его нельзя использовать для текущих нужд), небольшие размеры, ограниченные резервным фондом кредитора, и его однанаправленность — от продавца к покупателю; банковский кредит предоставляется специализированными кредитно-финансовыми учреждениями хозяйствующим субъектам и имеет вид ссуд. Объектом банковского кредита выступает денежный капитал, обособившийся от промышленного. Эти кредиты могут обслуживать не только оборот товара, но и накопление капитала, превращая в капитал часть денежных доходов и сбережений всех слоев общества. Благодаря своей универсальности банковский кредит является преобладающей формой кредита.
Коммерческий кредит
Коммерческий кредит - это товарная форма кредита, который предоставляется продавцами для покупателей в виде отсрочки платежа за проданные товары, предоставленные услуги. Объектом коммерческого кредита служит товарный капитал, а его субъектами выступают агенты товарного соглашения (контракту): продавец - кредитором, а покупатель - заемщиком. Коммерческий кредит может иметь место не только между продавцом и покупателем. Он широко применяется и во взаимоотношениях предприятий-совместителей. Коммерческий кредит может быть предоставлен следующими способами: единовременный; вексельный; сезонный; с периодической оплатой; консигнация. Единовременный коммерческий кредит предполагает заключение разового кредитного договора на условиях срочности, платности, возвратности. Вексельныйспособ предполагает осуществление оплаты покупателем собственным векселем либо векселем третьего лица с индоссаментом заемщика. Вексель представляет собой долговое обязательство, удостоверяющее ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные в кредит денежные суммы. Сезонный способ используется в основном оптовыми и розничными торговыми организациями. Цель такого кредита для торговцев – сформировать необходимые запасы продукции пе