ПР4. Механизм банковского мультипликатора
Цель занятия -научить производить расчет влияния банковского мультипликатора на денежную массу.
План занятия
1. Сущность и механизм банковского мультипликатора.
2. Виды денежных мультипликаторов.
3. Регулирование количества денег в обращении.
4. Расчет влияния банковского мультипликатора на денежную массу.
Литература: [1], [2], [3[, [4], [7], [15]
Вопросы и задания
1. Объясните принцип работы денежного мультипликатора на условном примере.
2. Норма обязательных резервов - 5%. Чему будет равен коэффициент мультипликации?
3. В чем экономический смысл установления Центральным банком норматива обязательных резервов для коммерческих банков? Как система частичных банковских резервов влияет на объем денежного предложения?
4. Почему безналичные расчеты позволяют увеличивать кредитные ресурсы банковской системы?
5. Предположи, что Центральный банк решает увеличить денежное предложение на 3%. Обсудите вероятные способы решения этой экономической задачи и последствия реализации этой политики.
6. Центральный банк осуществляет широкомасштабную продажу государственных ценных бумаг на открытом рынке. На что направлена эта мера, являющаяся одним из инструментов денежно-кредитной политики?
7. В период крупнейшего экономического кризиса в США 1929-1933 гг. происходило массовое изъятие банковских вкладов. Группа экономистов из Чикагского университета стала настаивать на введении «100-процентных денег». План «100-процентных денег» предполагал, что банки обязаны держать 100% резервов по своим депозитам. Выясните причины такого плана. Согласны ли вы с утверждением, что в том случае, когда большая масса денег в обращении является «декретными» деньгами, преимущества банковской системы с частичными резервами с точки зрения поддержания стабильности национальной экономики могут быть слишком незначительны.
8. Решить задачи № 17, 19, 20, 21 из сборника [3]
9. Подберите соответствующие определения терминов упр. 1,2 стр. 23-25 из сборника [3]
ПР5. Денежная масса и ее структура.
Цель занятия -научить анализировать структуру денежной массы.
План занятия
1. Денежные агрегаты: М0, М1, М2, М3.
2. Денежная база.
3. Анализ структуры и динамики денежной массы в РФ.
Литература: [1], [2], [3[, [4], [7]
Вопросы и задания
1. Рассмотрите схему формирования денежных агрегатов в РФ.
2. Какие факторы влияют на денежную массу?
3. Подготовить анализ данных о состоянии денежного рынка в стране, используя годовой отчет Банка России.
4. Решить задачи № 10, 11, 12, 13, 14, 16 из сборника [3].
ПР6. Расчет количества денег, необходимых как средство обращения
И средство платежа
Цель занятия -научить использовать закон денежного обращения для расчета количества денег, необходимых как средство обращения и средство платежа.
План занятия
1. Деньги в кругообороте доходов и продуктов. Уравнение обмена.
2. Скорость обращения денег.
3. Закон денежного обращения.
Литература: [1], [2], [3[, [4], [7], [15]
Вопросы и задания
1. Объясните роль денег и денежного обращения в формировании экономического равновесия:
а) деньги и процесс обращения;
б) рынки ресурсов и макроэкономический кругооборот; потоки товаров, услуг, денежный оборот; уравнение рыночного равновесия;
в) финансовые рынки; понятие и структура; виды финансирования: прямое и косвенное финансирование;
г) роль госсектора в кругообороте продуктов и доходов;
д) внешние рынки.
2. Почему в модели кругооборота национальный продукт должен быть равен национальному доходу?
3. Используя уравнение обмена, объясните, почему возможен рост номинального национального продукта без изменения количества денег, находящихся в обращении?
4. Предложите формулу расчета скорости обращения денег. Что она обозначает?
5. В чем экономический смысл закона денежного обращения? Рассмотрите факторы, определяющие необходимое количество денег в обращении.
5. Решите задачи № 1 - 9, 15 из сборника [3].
ПР7. Проблемы и перспективы развития расчетов чеками, векселями
Цель семинара -расширить знания по вопросам чекового и вексельного обращения в России.
План семинара
1. Характеристика вексельного и чекового обращения в РФ.
2. Использование векселя в расчетных операциях российских предприятий.
Литература: [1], [2], [3[, [4], [7]. [10]
Вопросы и задания
1. Рассмотрите порядок проведения расчетов чеками.
2. Какие виды чеков используют в расчетах?
3. В чем состоит разница между чеками по текущему счету, кассовыми чеками (чек на предъявителя) и расчетными чеками?
4. Какие виды векселей вам известны?
5. Назовите наиболее частые случаи применения векселя.
6. Какие установленные законом реквизиты имеет вексель?
7. Каковы основные отличия чека и векселя в качестве обращающихся инструментов?
8. Охарактеризуйте основные особенности переводного векселя. Верно ли, что он выступал в виде заемного (переводного) письма? Если да, то с чем по аналогии можно сравнить первый простой вексель?
9. Каковы основные функции векселей?
10. Порядок проведения расчетов векселями. Виды векселей.
Доклад 1: Чек как средство платежа в развитых странах и РФ.
Литература к докладу:
1. Васильева, М.А. Чек как средство платежа / М.А. Васильева// М.: Закон. 2002. №12
2. Используйте материалы журналов «Финансы и кредит», «Экономика и жизнь», «Деньги и кредит» и т.п., а также материалы электронных библиотек, сайтов, например, http://lib.4i5.ru
Доклад 2: Проблемы и перспективы вексельного обращения в России.
Литература к докладу:
1. Ермак, А. Вексельный рынок: текущее состояние и перспективы/ А. Ермак // Рынок ценных бумаг. – 2004.- №18- С.59-62.
2. Генкин, А.С. Денежные суррогаты в российской экономике/ А.С. Генкин. – М.: Альпина. – 2001. – 276с.
Доклад 3 Вексельное обращение и роль векселя в России.
Литература к докладу:
1. Килячков, А.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: уч. Пособие / А.А. Килячков. – М.: Экономистъ. – 2004. – 687с.
2. Картуев, А.Г. Векселоь в вопросах и ответах: учебно-практическое пособие/ А.Г. Картуев. – М.: Русская деловая литература. – 2000. – 288с.
3. Матлин, А.М. Деньги и экономические решения / А.М. Матлин. – М.: Дело, 2001. – 272с.