ПР1. Развитие форм стоимости

Кафедра финансов,

Бухгалтерского учета,

Анализа и аудита

Методические указания

к практическим занятиям студентов

по дисциплине: ___________ Деньги. Кредит. Банки_________________________

название дисциплины

для специальности ___080105.65_«Финансы и кредит»

форма обучения: очная

Мурманск

УДК 336.7 (076.5)

ББК 65.262я73

М 54

Составитель:

Н.Б. Гапоненкова, к. э. н., ст. преподаватель кафедры ФБУАиА

МУ к практическим занятиям рассмотрены и одобрены на заседании кафедры-разработчика __ФБУА и А__03.10.2007 г.__ протокол № ____1______.

название кафедры

Рецензент :

Иванова Т.Н., к. э. н., ст. преподаватель кафедры менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы.

Оригинал-макет издается в авторской редакции

Электронная верстка ………………………..

© Мурманский государственный

технический университет, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Общие организационно-методические указания …………………………..4

2. Примерный тематический план ……………………………………………..4

3. Список литературы, рекомендуемый к изучению дисциплины ……..……7

4. Методические указания к практическим занятиям.…………………..….. ..8

  1. Общие организационно-методические указания

Данные методические указания предназначены для подготовки студентов к практическим занятиям, цельюкоторых является закрепление теоретического материала дисциплины «Деньги. Кредит. Банки». Основными задачамиэтой формы учебных занятий являются формирование навыков применения теоретических положений экономической науки на практике в процессе анализа фактического материала и наоборот подтверждения теоретических выводов практическими выкладками и расчетами; выработка навыков научного мышления, использования литературных источников, статистических данных для обоснования собственного представления студента по изучаемым вопросам.

Для успешного проведения занятий важна самостоятельная подготовка, основой которой и являются данные методические указаниях. Методические указания содержат план к каждому практическому занятию, вопросы и задания для подготовки студентов к занятию, предложены проблемные ситуации, задачи, доклады, которые помогают глубже разобраться в современных денежно-кредитных проблемах.

При подготовке к практическим занятиям необходимо использовать рекомендуемую литературу, а для занятий расчетного типа «Сборник задач по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки» Гапоненковой Н.Б.



  1. Примерный тематический план практических работ
№ п\п Наименование практических работ   Кол-во часов № темы по табл. 1
 
ПР1 Семинар «Развитие форм стоимости» Этапы развития форм стоимости. Особенности денежной формы стоимости. Условия превращения товара в деньги. Деньги как всеобщий стоимостной эквивалент.
ПР2 Семинар «Функции денег» Функции денег, их характеристика и особенности. Разделение функций денег между различными национальными валютами
ПР3 Семинар «Эволюция денег» Причины перехода к бумажному обращению. Понятие и виды знаков стоимости. Преимущества и недостатки бумажных денег. Этапы развития кредитных денег: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.
ПР4 Механизм банковского мультипликатора Сущность и механизм банковского мультипликатора. Виды денежных мультипликаторов. Регулирование количества денег в обращении. Расчет влияния банковского мультипликатора на денежную массу.
ПР5 Денежная масса и ее структура. Факторы влияющие на денежную массу. Денежные агрегаты: М0, М1, М2, М3. Денежная база.
ПР6 Расчет количества денег, необходимых как средство обращения и средство платежа Скорость обращения денег. Закон денежного обращения.
ПР7 Семинар «Проблемы и перспективы развития расчетов чеками, векселями» Характеристика вексельного и чекового обращения в РФ. Использование векселя в расчетных операциях российских предприятий.
ПР8 Семинар «Степени защиты денежных знаков» Основные степени защиты российского рубля, доллара, евро.
ПР9 Семинар «Современные денежные системы» Денежная система РФ. Основные черты современных денежных систем Англии, Японии, стран Европейского Союза, США.
ПР10 Семинар «Особенности инфляционного процесса в РФ» Основные факторы, способствующие инфляции в России (1992-настоящее время).
ПР11 Семинар «Социально-экономические последствия инфляции» Основные аспекты воздействия инфляции на процесс воспроизводства. Показатели инфляции: дефлятор ВВП, индекс потребительских цен. Цена и структура потребительской корзины РФ и др. стран
ПР12 Деловая игра «Инфляция» Инфляция как многофакторный процесс. Возникновение и распространение инфляции. Государственные меры регулирование инфляции.
ПР13 Определение годового уровня и темпа инфляции на основе месячного. Определение реальной процентной ставки на основе данной доходности операции. Определение дохода с учетом покупательной стоимости денег.
ПР14 Определение прямого и обратного курса валют. Решение задач на расчет косвенной и прямой котировки валют.
ПР15 Определение кросс-курса валют. Определение кросс-курса котируемых валют на основе их курсов к одной и той же котирующей валюте. Определение кросс-курса котирующих валют на основе их соотношения кс одной и той же котируемой валютой. Определение кросс-курса валют, одна из которых – котируемая, другая – котирующая.
ПР16 Семинар «Развитие Европейского валютного союза» Основы формирования региональной валютной системы – ЕВС.
ПР17 Семинар «Хеджирование валютных рисков». Определение курса спот и курса форвард.
ПР18 Семинар «Возникновение и развитие кредита» Заём, кредит и ссуда: общее и особенное. Кредит как форма мобилизации временно свободных денежных средств.
ПР19 Семинар «Характеристика понимания кредита различными экономическими школами» Натуралистическая теория кредита. Капиталотворческая теория кредита. Современные подходы к теории кредита.
ПР20 Коммерческий кредит. Определение среднего периода использования коммерческого кредита. Оптимизация условий привлечения коммерческого кредита. Учет векселей банком.
ПР21 Потребительский кредит Составление платежного календаря по потребительскому кредиту Основной платеж. Процентный платеж. Наращенная сумма кредита.
ПР22 Оценка кредитоспособности заемщика. Методика оценки. Общий анализ кредитоспособности заемщика на основе системы финансовых коэффициентов, рейтинговая оценка предприятий.
ПР23 Семинар «Виды государственных долговых обязательств» ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, ОВВЗ, казначейские векселя. Государственный долг. Управление государственным долгом, изменение условий выпущенных займов, определение условий эмиссии, выпуск новых займов. Рефинансирование государственного долга.
ПР24 Факторинг Расчет стоимости факторингового обслуживания. Оценка риска факторинговой операции.
ПР25 Лизинг Расчет лизинговых платежей. Оценка эффективности лизинговой операции.
ПР26 Расчет эффективной процентной ставки по ссуде. Пример расчета эффективной процентной ставки по ссуде при условии погашения основного долга в течение года равномерными платежами, ежемесячными минимальными платежами, в течение льготного периода.
ПР27 Способы начисления процентов Расчет процентного платежа при начислении простых процентов, сложных процентов
ПР28 Сравнение доходности сделок по эффективной годовой процентной ставке (уравнивающей)
ПР29 Семинар «Банковские системы зарубежных стран» Особенности построения банковских систем промышленно развитых стран: Великобритания, Швейцария, США, Япония и др.
ПР30 Семинар «Денежно-кредитная политика центрального банка» Политика обязательного резервирования, политика открытого рынка, учетная политика.
ПР31 Трастовые операции Расчет эффективности трастовых операций. Определение дохода управляющего (доверительного собственника) и выгодности заключения трастовых договоров.
ПР32 Анализ баланса коммерческого банка Оценка количественных и объемных показателей: объемы активов, объемы депозитов, объемы кредитов, соотношение кредитов и депозитов, объемы собственного капитала, объемы прибыли.
ПР33 Оценка надежности коммерческого банка Анализ тенденций и факторов, оказавших влияние на следующие показатели деятельности банка: достаточность капитала, степень рискованности активов, ликвидность, прибыльность, уровень менеджмента.
  Итого: -


  1. Список литературы, рекомендуемый к изучению дисциплины

Основная литература:

1. Деньги.Кредит.Банки: учебник для вузов / Лаврушин О.И.,Ямпольский М.М.,Савинский Ю.П.и др.;Под ред.О.И.Лаврушина. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М. : Финансы и статистика, 2001; 1999; 1998. - 464 с.

2. Деньги.Кредит.Банки: учебник для вузов / Е.Ф.Жуков, Н.М.Зеленков, Л.М.Максимова и др.; Под ред.Е.Ф.Жукова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити, 2003. - 600 с.

3. Гапоненкова, Н.Б. Сборник задач по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки.»: учебное пособие / Н.Б. Гапоненкова – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2007. – 58с.

4. Общая теория денег и кредита: учебник для вузов / Под ред.Е.Ф.Жукова;Всерос.заоч.фин.-экон.ин-т. - 3-е изд.,перераб.и доп. - М. : Юнити-Дана, 2001. - 423 с.

5. Основы банковской деятельности (Банковское дело) : учеб.пособие / Л.П.Афанасьева, В.И.Богатырев, Н.Г.Журкина и др.; Под ред.К.Р.Тагирбекова;Рос.экон.акад.им.Г.В.Плеханова,Каф.банковское дело. - М. : Инфра-М:Весь мир, 2001. - 717 с.

6. Свиридов, О.Ю. Деньги,кредит,банки: учеб.пособие / О. Ю. Свиридов. - Изд.3-е, испр. и доп. - М.;Ростов н/Д : МарТ, 2004. - 476 с.

7.Деньги, кредит, банки : учеб. для вузов / под ред. О. И. Лаврушина ; Фин. акад. при правительстве РФ. - 7-е изд., стер. - М. : КноРус, 2008. - 558, [1] с.

Дополнительная литература:

8. Тедеев, А.А. Деньги, кредит, банки : учеб.пособие в схемах и таблицах / А. А. Тедеев, В. А. Парыгина ; под ред.А.Ю.Коваленко. - М. : Эксмо, 2005. - 268 с.

9. Хоминич, И.П. Государственный кредит: учеб.пособие / И. П. Хоминич ; М-во образования РФ;Рос.экон. акад.им.Г.В.Плеханова. - М. : Изд-во Рос.экон.акад., 2002. - 80с.

10. Челноков, В.А. Банки и банковские операции: Букварь кредитования. Технология банковских ссуд. Околобанковское рыночное пространство : учебник / В. А. Челноков. - 2-е изд., перераб. - М. : Высшая школа, 2004. - 291 с.

11. Чернова, Г.В. Выпуск ценных бумаг коммерческим банком: учеб.пособие / Г. В. Чернова, В. Н. Терехов. - СПб. : Сентябрь, 2001. - 112 с.

12. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: учебник / [Е.Ф.Жуков и др.];под ред.Е.Ф.Жукова. - М. : Вузовский учебник-ВЗФЭИ, 2005. - 489,[1] с.

13. Букато, В.И. Банки и банковские операции в России / В. И. Букато, Ю. В. Головин, Ю. И. Львов ; Под ред.М.Х.Лапидуса. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М. : Финансы и статистика, 2001. - 368 с.

14. Вешкин, Ю.Г. Банковские системы зарубежных стран: курс лекций / Ю. Г. Вешкин, Г. Л. Авагян. - М. : Экономистъ, 2004. - 399 с.

15. Кузнецов, В.С. Международный валютный фонд и мирохозяйственные связи / В. С. Кузнецов ; Мос.гос.ин-т междунар.отношений (Университет). - М. : РОСПЭН, 2001. - 432 с.

16. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум: учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 310 с.

  1. Методические указания к практическим занятиям

План семинара

1. Этапы развития форм стоимости. Логика развития товара и денег у К.Маркса.

2. Условия превращения товара в деньги. Особенности денежной формы стоимости.

3. Деньги как всеобщий стоимостной эквивалент.

Литература: [1], [2], [4], [7]

Вопросы и задания

1. Какие ступени эволюции проходят деньги?

2. Обоснуйте содержание процессов, которые привели к превращению денег во всеобщее мерило стоимости.

3. В различных обществах использовались разные товары в качестве денег. Чем отличаются эти товары? Что у них общего?

4. Какими свойствами должен обладать товар, чтобы его можно было использовать в качестве денег?

5. Объясните, каким образом с введением денег в качестве средства обращения преодолеваются трудности бартерного обмена.

6. Почему золото и серебро «вытеснили» товарные деньги в виде соли, слоновой кости, мехов и т.п.?

7. В каких основных сферах золото как товар с уникальными природными свойствами и специфическими особенностями бывших денег находит применение сегодня?

Доклад 1: История денег: использование различных товаров в роли денег

Литература к докладу:

1. Калашников, Ю. Тысяча лет денег / Ю. Калашников // Коммерсант-Деньги. - 1999. - N 50. - С.75-81.

2. Андрианов, К.Н. История возникновения денег/ К.Н. Андрианов // Экономический журнал. – 2004. -№7. – С.221-230.

Доклад 2:Изменение роли золота в мировой финансовой системе на протяжении XIX – XX вв.

Литература к докладу:

1. Аникин, А.В. Золото: международный экономический аспект / А.В. Аникин – М.: Международные отношения, 1988. – С.285-299, 320-323.

2. Алмазова, О.А., Дубоносов, Л.А. Золото и валюта: прошлое и настоящее / О.А. Алмазова, Л.А. Дубоносов. – М.: Финансы и статистика, 1988.

3. Марфутин, А.С. История золота./ А.С. Марфутин. М.: Наука, 1987.

ПР2. Функции денег

Цель семинара -сформировать понимание сущности денег через функции, которые они выполняют.

План семинара

1. Деньги как мера стоимости и цена.

2. Деньги - средство обращения и платежа и их отличительные особенности.

3. Деньги в функции средства накопления: специфика денежного богатства; деньги и капитал; условия формального и реального накопления богатства (денег);

4. Международные (мировые) деньги: национальные и интернациональные (мировые) деньги; особенности мировых денег.

5. Разделение функций денег между различными национальными валютами.

Литература: [1], [2], [4], [7]

Вопросы и задания

1. Какие функции выполняют деньги?

2. Как образуется и действует масштаб цен?

3. В чем состоит необходимость функции средства накопления?

4. Как реализуется функция средства обращения?

5. Каким потребностям в экономике соответствует функция средства платежа?

6. Сравните содержание функций «деньги как средство обращения» и «деньги как средство платежа».

7. Назовите современные формы мировых денег.

8. Всегда ли отдельные национальные денежные единицы выполняют все функции, которые мы приписываем деньгам? Ответ обоснуйте и приведите примеры.

9. Проанализируйте ситуацию, когда деньги используются:

а) как мера стоимости, но не как средство обращения;

б) как средство обращения, но не как мера стоимости;

в) как средство обращения, но не как средство накопления.

10. Предположим, что уровень инфляции в стране составил 20% годовых. В последующий год он вырос до 30%. Как это отразится на выполнении деньгами их функций?

11. В системе товарных денег, основанной на золоте, покупательная способность денег в некоторый момент упала с двух товарных единиц до одной товарной единицы в расчете на единицу массы золота. Как изменится цена золота? Как изменился уровень цен на товары и услуги?

12. В некоторой стране с рыночной экономикой в качестве денег используются конфеты «Вишня в шоколаде», несмотря на некоторое неудобство такой системы. Недавно всех граждан этой страны охватило повальное увлечение диетическими продуктами, и они резко сократили употребление «Вишни в шоколаде» в качестве конфет. Тем не менее они продолжают их использовать в качестве денег. Как изменится покупательная способность этих денег в результате увлечения граждан страны диетическими продуктами? Как изменится уровень цен на другие товары и услуги?

ПР3. Эволюция денег

Цель семинара -выявить причину эволюции денег.

План семинара

1. Причины перехода к бумажному обращению.

2. Понятие и виды знаков стоимости.

3. Преимущества и недостатки бумажных денег.

4. Этапы развития кредитных денег: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.

Литература: [1], [2], [4], [7]

Вопросы и задания

1. Понятие и характеристика действительных денег.

2. Понятие и виды знаков стоимости.

3. Какова природа и причины возникновения кредитных денег?

4. Этапы развития кредитных денег: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.

5. Почему нельзя назвать экономическую систему, в которой все сделки совершаются с помощью электронных переводов, в строгом смысле «экономикой без денег»?

6. Проанализируйте, какие качественные и количественные изменения происходят в организации денежного обращения при внедрении и распространении «электронных» денег.

Доклад 1: Место России в мировой эволюции бумажных денег (от 15 до начала 20 веков)

Литература к докладу:

1. Алехов, А.В. Из истории российских бумажных денег/ А.В. Алехов // Банковские услуги. 1997. № 7-8. С. 59-64.

2. Ларионова, З.А. Экспедиция заготовления государственных бумаг в 1903-1917 гг. / З.А.Ларионова // Банковские услуги. 1996. № 5; № 6.

3. Малышев, А. И., Таранков, В.И. и др. Бумажные денежные знаки России и СССР/ А.И. Малышев, В.И. Таранков и др. - М., 1991. Гл. 1. С. 12-90; 12-30; 31-54; 54-76; 77 - 90.

4. Трахтенберг, И. Бумажные деньги / И. Трахтенберг // Банковские услуги. 1997. №№ 1-4; 7-11; 1998. №№ 1,2,4,5,6.

Доклад 2: Электронные деньги: проблемы и перспективы развития

Литература к докладу:

1. Евсюков, Д.Е. Электронные деньги как новая составляющая кредитно-денежной системы / Д. Е. Евсюков// ЭКО. - 2002. - №5.-С.51-66.

2. Косой, А. Современные деньги / А. Косой // Деньги и кредит. - 2002. - N 6. - С.42-52.

Доклад 3: Влияние развития новых форм денег на инфляционные процессы.

Литература к докладу:

1. Юровицкий, В.М. Эволюция денег: Денежное обращение в эпоху изменений / В.М. Юровицкий. - М.: ГроссМедиа, 2005. - 495с.

Доклад 4: Вопросы будущего денег.

Литература к докладу:

1. Юров, А.В. Наличные деньги в эпоху развития электронных технологий / А.В. Юров // Деньги и кредит. - 2001. - N 10. - С.7-13.

2. Ионов, В.М. Наличное денежное обращение: основные тенденции развития / В.М. Ионов// Деньги и кредит. - 2007. - N 4. - С.40-45.

План занятия

1. Сущность и механизм банковского мультипликатора.

2. Виды денежных мультипликаторов.

3. Регулирование количества денег в обращении.

4. Расчет влияния банковского мультипликатора на денежную массу.

Литература: [1], [2], [3[, [4], [7], [15]

Вопросы и задания

1. Объясните принцип работы денежного мультипликатора на условном примере.

2. Норма обязательных резервов - 5%. Чему будет равен коэффициент мультипликации?

3. В чем экономический смысл установления Центральным банком норматива обязательных резервов для коммерческих банков? Как система частичных банковских резервов влияет на объем денежного предложения?

4. Почему безналичные расчеты позволяют увеличивать кредитные ресурсы банковской системы?

5. Предположи, что Центральный банк решает увеличить денежное предложение на 3%. Обсудите вероятные способы решения этой экономической задачи и последствия реализации этой политики.

6. Центральный банк осуществляет широкомасштабную продажу государственных ценных бумаг на открытом рынке. На что направлена эта мера, являющаяся одним из инструментов денежно-кредитной политики?

7. В период крупнейшего экономического кризиса в США 1929-1933 гг. происходило массовое изъятие банковских вкладов. Группа экономистов из Чикагского университета стала настаивать на введении «100-процентных денег». План «100-процентных денег» предполагал, что банки обязаны держать 100% резервов по своим депозитам. Выясните причины такого плана. Согласны ли вы с утверждением, что в том случае, когда большая масса денег в обращении является «декретными» деньгами, преимущества банковской системы с частичными резервами с точки зрения поддержания стабильности национальной экономики могут быть слишком незначительны.

8. Решить задачи № 17, 19, 20, 21 из сборника [3]

9. Подберите соответствующие определения терминов упр. 1,2 стр. 23-25 из сборника [3]

План занятия

1. Денежные агрегаты: М0, М1, М2, М3.

2. Денежная база.

3. Анализ структуры и динамики денежной массы в РФ.

Литература: [1], [2], [3[, [4], [7]

Вопросы и задания

1. Рассмотрите схему формирования денежных агрегатов в РФ.

2. Какие факторы влияют на денежную массу?

3. Подготовить анализ данных о состоянии денежного рынка в стране, используя годовой отчет Банка России.

4. Решить задачи № 10, 11, 12, 13, 14, 16 из сборника [3].

И средство платежа

Цель занятия -научить использовать закон денежного обращения для расчета количества денег, необходимых как средство обращения и средство платежа.

План занятия

1. Деньги в кругообороте доходов и продуктов. Уравнение обмена.

2. Скорость обращения денег.

3. Закон денежного обращения.

Литература: [1], [2], [3[, [4], [7], [15]

Вопросы и задания

1. Объясните роль денег и денежного обращения в формировании экономического равновесия:

а) деньги и процесс обращения;

б) рынки ресурсов и макроэкономический кругооборот; потоки товаров, услуг, денежный оборот; уравнение рыночного равновесия;

в) финансовые рынки; понятие и структура; виды финансирования: прямое и косвенное финансирование;

г) роль госсектора в кругообороте продуктов и доходов;

д) внешние рынки.

2. Почему в модели кругооборота национальный продукт должен быть равен национальному доходу?

3. Используя уравнение обмена, объясните, почему возможен рост номинального национального продукта без изменения количества денег, находящихся в обращении?

4. Предложите формулу расчета скорости обращения денег. Что она обозначает?

5. В чем экономический смысл закона денежного обращения? Рассмотрите факторы, определяющие необходимое количество денег в обращении.

5. Решите задачи № 1 - 9, 15 из сборника [3].

План семинара

1. Характеристика вексельного и чекового обращения в РФ.

2. Использование векселя в расчетных операциях российских предприятий.

Литература: [1], [2], [3[, [4], [7]. [10]

Вопросы и задания

1. Рассмотрите порядок проведения расчетов чеками.

2. Какие виды чеков используют в расчетах?

3. В чем состоит разница между чеками по текущему счету, кассовыми чеками (чек на предъявителя) и расчетными чеками?

4. Какие виды векселей вам известны?

5. Назовите наиболее частые случаи применения векселя.

6. Какие установленные законом реквизиты имеет вексель?

7. Каковы основные отличия чека и векселя в качестве обращающихся инструментов?

8. Охарактеризуйте основные особенности переводного векселя. Верно ли, что он выступал в виде заемного (переводного) письма? Если да, то с чем по аналогии можно сравнить первый простой вексель?

9. Каковы основные функции векселей?

10. Порядок проведения расчетов векселями. Виды векселей.

Доклад 1: Чек как средство платежа в развитых странах и РФ.

Литература к докладу:

1. Васильева, М.А. Чек как средство платежа / М.А. Васильева// М.: Закон. 2002. №12

2. Используйте материалы журналов «Финансы и кредит», «Экономика и жизнь», «Деньги и кредит» и т.п., а также материалы электронных библиотек, сайтов, например, http://lib.4i5.ru

Доклад 2: Проблемы и перспективы вексельного обращения в России.

Литература к докладу:

1. Ермак, А. Вексельный рынок: текущее состояние и перспективы/ А. Ермак // Рынок ценных бумаг. – 2004.- №18- С.59-62.

2. Генкин, А.С. Денежные суррогаты в российской экономике/ А.С. Генкин. – М.: Альпина. – 2001. – 276с.

Доклад 3 Вексельное обращение и роль векселя в России.

Литература к докладу:

1. Килячков, А.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: уч. Пособие / А.А. Килячков. – М.: Экономистъ. – 2004. – 687с.

2. Картуев, А.Г. Векселоь в вопросах и ответах: учебно-практическое пособие/ А.Г. Картуев. – М.: Русская деловая литература. – 2000. – 288с.

3. Матлин, А.М. Деньги и экономические решения / А.М. Матлин. – М.: Дело, 2001. – 272с.

План семинара

1. Основные степени защиты российского рубля, доллара, евро.

2. Необходимость модификации денежных знаков.

3. Борьба с фальшивомонетничеством.

Литература: [1], [2], [3[, [4], [7]

Вопросы и задания

1. Рассмотрите основные признаки подлинности банкнот Банка России. Используйте информацию, содержащуюся в раздаточном материале.

2. С чем связана необходимость модификации степеней защиты денежных знаков?

3. Назовите признаки отличия настоящих денег от фальшивых.

4. Какие основные положения Женевской международной конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков?

Доклад 1: Борьба с фальшивомонетничеством.

Литература к докладу:

1. Алексеев, А.Х. Борьба с новыми видами преступлений в сфере экономики / А.Х. Алексеев // Вестник МВД РФ. – 2007. - №4. – С.28-30.

2. Ларичев В.Д. Мошенничество в денежно-кредитной сфере / В.Д. Ларичев // Деньги и кредит. – 2006. - №9. – С.69-73.

3. Лютов, В.В. О борьбе с фальшивомонетничеством/ В.В. Лютов// Деньги и кредит. – 2004. - №9. – С.32-40.

4. Бессчастный, С.А. Ответственность за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг по уголовному законодательству РФ / С.А. Бессчастный. М. – Р-на-Д.: МарТ – 2003.- 235с.

Доклад 2: Основные способы подделки денежных знаков.

Литература к докладу:

1. Васильев, Н.М. Фальшивые деньги в России: история и современность / Н.М. Васильев // Финансы и кредит. – 2004. - №4. – С.72-75.

Доклад 3: Необходимость модификации защиты денежных знаков. Литература к докладу:

2. Юров, А.В. Фальшивомонетничество: текущие тенденции и их оценка / А.В.Юров, В.В.Лютов // Деньги и кредит. - 2006. - N 12. - C.8-12.

3. Юров, А.В. Деньги: выпуск, защита от подделки, борьба с фальшивомонетничеством / А. В. Юров, В. В. Лютов// Деньги и кредит. - 2002. - №4.-С.36-43 .

Доклад 4: Отличительные особенности банкнот ЕВРО.

Доклад 5: Степени защиты доллара США.

Литература к докладам:

  1. Банкноты стран мира. Денежное обращение. 2001 год: Каталог-справочник: В 2 ч. - М.; Кельн, 2001.Т.1: А-М. - 384с. Т.2: Н-Я. - 343с.

План семинара

1. Денежная система РФ

2. Основные черты современных денежных систем Англии, Японии, стран Европейского Союза, США.

Литература: [1], [2], [3[, [4], [7]

Вопросы и задания

1. Каковы основные элементы денежной системы?

2. Дайте характеристику денежной системы РФ.

3. Назовите признаки современных денежных систем развитых стран: Великобритании, Японии, США и др.

Доклад 1: Денежная система Великобритании. Ее отличительные особенности.

Доклад 2: Денежная система Японии. Ее отличительные особенности.

Доклад 3: Денежная система США. Ее отличительные особенности.

Литература к докладам:

1. Современная экономика. Многоуровневое учебное пособие для вузов /науч. Ред. О.Ю. Мамедов – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2003. – 672с.

2. Свиридов, О.Ю. Деньги,кредит,банки: учеб.пособие / О. Ю. Свиридов. - Изд.3-е, испр. и доп. - М.;Ростов н/Д : МарТ, 2004. - 476 с.

Доклад 4: Перспективы развития денежной системы РФ.

Литература к докладу:

Используйте материалы журналов «Финансы и кредит», «Экономика и жизнь», «Деньги и кредит» и т.п., а также материалы электронных библиотек, сайтов, например, http://world-money.banks-credits.ru/31/

План семинара

1. Основные факторы, способствующие инфляции в России (1992-настоящее время).

Литература: [1], [2], [3[, [4], [7]

Вопросы и задания

1. Продолжите таблицу:

Год Уровень инфляции (по ИПЦ) Основные причины инфляции Меры государственного регулирования инфляции
2508,8 % Неденежные причины: • кризис планово-хозяйственной системы (спад производства, несбалансированность экономики, тотальный дефицит, углубление финансового кризиса); • неэкономичность производства (затратный характер производства, низкое качество продукции, низкий уровень производительности труда). Денежные причины: • либерализация цен при отсутствии рыночных отношений и конкуренции (позволило монополистическим структурам овладеть реализацией товарной массы и диктовать цены); • дефицит бюджета, который покрывался за счет эмиссии денег; • кредитная экспансия банков, носившая непроизводительный характер; • долларизация денежного обращения (приток иностранной валюты увеличивал цены на товары и услуги); • распад «рублевой зоны»; • утечка за пределы страны валютной выручки предприятий и доходов граждан; • введение приватизационных чеков, играющих роль денежного суррогата. 1) разработка и осуществление государственных программ развития экономики (это касается отраслей и предприятий, способствующих конкурентного, наукоемкого и высокотехнологичного производства); 2) проведение последовательной антимонопольной политики, создание широкой сети экономической информации для предприятий; 3) усиление стимулов производственного накопления; 4) изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления; 5) стимулирование кредитной, инвестиционной деятельности банков, ограничение покрытия дефицита бюджета за счет банковского кредита; 6) совершенствование налоговой системы; 7) создание условий для прекращения импорта инфляции; 8) изменение денежно-кредитной политики для обеспечения тесной взаимосвязи всех элементов рыночного механизма товарно-денежных отношений
844,2 %
215 %
131,3 %
21,9 %
11 %    
84,4 %
36,5 %
20,2 %
18,6 %    
15,1 %
12 %
11,7 %    
10,9 %
9,0 %
≈ 8,5% (прогноз 9,3%)
   

2. Постройте график изменения уровня инфляции в России (1992 – настоящее время) и прокомментируйте полученные максимумы.

План семинара

1. Основные аспекты воздействия инфляции на процесс воспроизводства.

2. Показатели инфляции: дефлятор ВВП, индекс потребительских цен.

3. Цена и структура потребительской корзины РФ и др. стран

Литература: [1], [2], [3[, [4], [7]

Вопросы и задания

1. Объясните воздействие инфляции на процесс воспроизводства на конкретном примере.

2. Что такое дефлятор ВВП? С какой целью и как рассчитывается?

3. Как рассчитывается индекс потребительских цен? Что является базой расчета?

4. Выберите правильный ответ и прокомментируйте его.

Менее всего пострадают от непредвиденной инфляции:

А) те, кто получает фиксированный номинальный доход

Б) те, у кого номинальный доход растет, но медленнее, чем повышается уровень цен

В) те, кто имеют денежные сбережения

Г) те, кто стал должником, когда цены были ниже

Реакцией на возросший риск непредвиденной инфляции является:

А) назначение банками дополнительных процентов за риск на предоставляемые ссуды

Б) индексация правительством трансфертных платежей лицам с фиксированным доходом

В) стремление людей вкладывать деньги в активы, которые не обесцениваются в период инфляции

Г) все предыдущие ответы верны

Если номинальный доход повысился на 8%, а реальный уровень цен вырос на 10%, то реальный доход:

А) снизился на 2%

Б) увеличился на 2%

В) снизился на 18%

Г) увеличился на 18%

Доклад 1: Цена и структура потребительской корзины РФ

Литература к докладу:

Используйте материалы журналов «Финансы и кредит», «Экономика и жизнь», «Деньги и кредит» и т.п., а также материалы электронных библиотек, сайтов, например:

1. Елена Демчева, Сколько точно в граммах рыбы, мяса, яиц, услуг и одежды положили в потребительскую корзину россиянина? [электронный ресурс] "Российская газета" - Федеральный выпуск №4034 от 4 апреля 2006 г. http://www.rg.ru/gazeta/rg/2006/04/06.html#rg-4034

2. Павел Нетупский, минимальное потребительское корыто: Минздрав не прислушался к критике, [электронный ресурс]http://www.bigness.ru/articles/rules/government

Доклад 2:Особенности формирования потребительской корзины в развитых странах.

Литература к докладу:

1. Новости: Что немцу здорово? [электронный ресурс] Источник: МиК Дата: 11 апреля 2003http://www.iamik.ru.sownews.php?id=7735

ПР12. Инфляция

Деловая игра

Цель занятия -в ходе деловой игры студенты должны продемонстрировать понимание закономерностей процесса инфляции, возникновение и распространение инфляции, разграничение причин вызывающих инфляцию спроса и инфляцию издержек, меры государственного регулирования.

Литература: [1], [2], [3[, [4], [7]

Задания

Исходя из современной экономической ситуации в России, выявить одну из потенциальных причин, которая может спровоцировать инфляцию спроса (издержек).

Смоделировать ситуацию, приводящую к инфляции спроса или инфляции издержек и предположить, какие меры по предотвращению инфляции может в этом случае предпринять государство.

Для выполнения задания используйте информацию, содержащуюся в раздаточном материале.

План занятия

1. Определение реальной процентной ставки на основе данной доходности операции.

2. Определение дохода с учетом покупательной стоимости денег.

Литература: [1], [2], [3[, [4], [7], [15]

Вопросы и задания

Наши рекомендации