Источники финансовых ресурсов предприятия
На основании баланса проанализировать изменение пассивов организации, соотношение собственных и заемных источников. Изучить источники собственных средств, их структуру, динамику. Анализ обязательств предприятия, их состав. Проанализировать состояние задолженности перед бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками и другими кредиторами. Рассчитать показатели платежеспособности, ликвидности и дать анализ перспектив погашения обязательств. Изучить систему налогообложения.
Формирование финансовых результатов.
На основании бухгалтерской отчетности дать анализ состава, структуры и динамики финансовых результатов: прибыли от реализации, балансовой прибыли, операционных и внереализационных доходов и расходов. Определить основные причины их изменения (уровень цен, объем выпуска и реализации продукции и другие). Обратить внимание на состав внереализационных доходов и расходов. Ознакомится с порядком распределения прибыли или списания убытков. Определить показатели финансовой устойчивости и деловой активности предприятия и дать их анализ, используя систему показателей. Наметить мероприятия по улучшению финансового положения организации.
Для написания этого раздела потребуются данные баланса предприятия и приложений к нему (Форма № 1-5), Положение о порядке распределения прибыли.
Маркетинг
В этом разделе практиканту необходимо ознакомиться с маркетинговой деятельностью предприятия и провести ситуационный маркетинговый анализ. Для этого необходимо: изучить состояние информационного обеспечения для изучения рынков сбыта, организации маркетинговой деятельности, использование компьютерной техники; сделать анализ производственно-ресурсных и сбытовых возможностей предприятия с учетом рыночной ситуации. Провести оценку конкурентоспособности основных видов продукции по ассортименту, качеству, себестоимости, цене, срокам реализации. Проанализировать наличие рекламаций, их количество, объемы потери выручки. Причины рекламаций. Меры, предпринимаемые на предприятии для устранения рекламаций и упущенной выгоды, эффективность принятых мер. Изучить новые товары, их прибыльность, возможности (каналы) сбыта, учет конъюнктуры рынка. Сбытовые расходы, их эффективность. Изучить основные каналы сбыта, их эффективность. Конфликты и сотрудничество в каналах сбыта. Проблемы материально-технического обеспечения и взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками. Проанализировать подготовленность кадров предприятия для выполнения маркетинговых функций. Используемые элементы маркетинга: маркетинговые исследования, планирование, реклама, совершенствование организационных форм и каналов реализации продукции, стимулирование сбыта и т.д. Пути повышения эффективности маркетинговой деятельности.
Студент должен отразить в отчете;
· задачи и систему организации службы маркетинга;
· задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей ф и рм ы:
· анализ маркетинговой среды фирмы;
· планирование продукции и товарную политику;
· управление качеством товара;
· инновационную и ассортиментную политику предприятия и направления его ассортиментной стратегии;
· условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта; планирование продвижения товара на рынке;
· основные методы реализации изделий (услуг);
· стратегию и тактику фирмы в области рекламы и ее эффективность;
· ценовую политику и конкуренцию;
· систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия;
· предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
В заключении приводятся общие выводы и предложения, а также краткое описание проделанной работы и даются практические рекомендации. Объем заключения – 3-7 страниц.
Список литературы включает в себя правовые, нормативные, методические документы, отраслевые инструкции, учебно-методические пособия, монографии и статьи в журналах и газетах по исследуемой проблеме. Количество источников литературы не должно быть менее 30, при этом около 30 процентов должна составлять периодика и издания последних 3-х лет. Список составляется по алфавиту, с указанием издания и количества страниц. Журнальные и газетные статьи указываются также в алфавитном порядке, в общем списке, со ссылкой на год и номер издания, а также страниц текста.
Приложения должны содержать документацию предприятия (можно ксерокопии), подтверждающую информацию и сделанные расчеты: копии Устава предприятия, его учредительные документы, балансы и приложения к ним за соответствующий год, прайс-листы, рекламные проспекты, бланки документации и т.д. Документы в приложении нумеруются по их тематике, независимо от количества страниц: Баланс и формы 2-5 – Приложение 1, Устав – Приложение 2 и т.д. Слово приложение пишется в правом верхнем углу документа.
6. Требования по выполнению и оформлению отчета
По завершении преддипломной практики студенты в недельный срок представляют на выпускающую кафедру:
· заполненный по всем разделам дневник практики, подписанный руководителями практики от кафедры и от предприятия;
· материалы к выполнению дипломной работы (приложения);
· отчет по практике, включающий текстовые, табличные и графические материалы, отражающие решение предусмотренных программой практики задач.
· Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом преддипломной практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики:
· выданное студенту индивидуальное задание на преддипломную практику и сбор материалов к дипломной работе;
· календарный план выполнения студентом программы практики с отметками его выполнения (план составляется совместно с руководителями практики от кафедры и предприятия);
· анализ состава и содержания выполненной студентом практической работы с указанием структуры, объемов, сроков выполнения и ее оценки руководителем практики от предприятия;
· перечень и аннотированный обзор использованной студентом научной литературы (монографии, научные сборники и статьи, реферативные издания) и нормативных материалов (стандарты, отраслевые руководящие и методические материалы и др.);
· выводы и предложения студента по практике;
· краткая характеристика и оценка работы студента в период практики руководителем практики от предприятия и кафедры.
· Все подписи в дневнике и отчете заверяются печатями соответствующих организаций и учреждений.
Завершающий этап преддипломной практики - составление отчета, в котором приводится обзор собранных материалов, статистические и социологические данные, источники их получения и другие сведения, необходимые для выполнения дипломной работы. Отчет о практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики и подготовленность к разработке дипломной работы.
Отчет состоит из нескольких разделов: введения, основной части и заключения (см. п. 6).
Отчет следует оформлять на стандартных листах (формат А4) в соответствии с требованиями ГОСТа. ( Шрифт 14-12 пунктов, интервал 1, 5, параметры страницы 2-2, 5 вверх и вниз, 3 слева и 1-1,5 справа). Объем отчета должен составлять 30 –50 страниц печатного текста (без приложений). В отчет должны быть включены ответы на все разделы и пункты его плана; таблицы, схемы, графики должны быть вычерчены аккуратно и оформлены по стандарту. В конце каждого раздела должны быть сделаны выводы и предложения.
Отчет предоставляется на кафедру в скоросшивателе (мягком или твердом), и обязательно содержать: титульный лист, календарный план, подписанный руководителями практики, содержание с указанием страниц, все необходимые разделы, список литературы и приложения. На последней текстовой странице (после заключения) подпись автора и дата завершения работы
Отчет о преддипломнной практике на титульном листе должен быть подписан руководителем практики (главным специалистом) и заверен гербовой печатью организации.
По окончании срока практики отчет сдается на проверку руководителю практики от вуза.
Руководитель дипломной работы выбирается студентом из списка, предложенного кафедрой, назначается приказом по кафедре или институту. Он может быть также и руководителем преддипломной практики студента. Руководство преддипломной практикой может также осуществлять преподаватель, назначенный кафедрой. В этом случае руководитель дипломной работы является непосредственным и основным консультантом дипломника, назначаемым на весь период прохождения практики и выполнения дипломной работы. Руководитель дипломной работы:
· выдает индивидуальное задание на практику; оказывает научно-методическую помощь;
· рекомендует основную и дополнительную литературу;
· проводит индивидуальные консультации;
· ведет контроль за процессом прохождения практики;
· участвует в комиссии по приему зачета по практике.
Направление на практику и задание с указанием места ее прохождения и примерного плана работы выдается студенту руководителем дипломной работы. По усмотрению руководителя дипломной работы студенту может быть предложено более глубокое изучение тех разделов плана преддипломной практики, которые связаны с выбранной темой дипломной работы.
Ответственный за организацию и проведение практики на кафедре:
· осуществляет организационное и методическое руководство преддипломной практикой студентов и контроль за ее проведением;
· обеспечивает выполнение подготовительной и текущей работы по организации и проведению практики;
· разрабатывает программу преддипломной практики и учебно-методическую документацию;
· распределяет студентов по местам практики, готовит документацию по направлению студентов на преддипломную практику:
· готовит и проводит организационные собрания студентов перед началом практики;
· принимает участие в разработке и корректировке перечня тем дипломных работ студентов;
· организует консультации для студентов в период практики, составляет расписание консультаций;
· совместно с заведующим кафедрой (заместителем заведующего по учебной работе) формирует комиссию по приему защиты отчетов студентов о преддипломной практике, разрабатывает
график ее работы;
· организует на кафедре хранение отчетов и дневников студентов по практике.