Условия существования кредита
1) Несовпадение во времени потребности в денежных средствах и наличия денежных средств у различных физических и юридических лиц
2) Хозяйственная и юридическая самостоятельность субъектов кредитных отношений.
3) Заинтересованность кредитора и заемщика в кредитных отношениях (% ставка)
Виды кредита
В зависимости от того, кто является кредитором и заемщиком, выделяют:
1. Банковский кредит
Кредитор – специализированная кредитная организация, имеющая лицензию центрального банка на осуществление банковских операций (обычно банки). Заемщики – только юр.лица. Выдается только в денежной форме. Инструментом кредитных отношений является кредитный договор или кредитное соглашение. Виды:
- по срокам погашения
Ø онкольный – подлежит возврату в фиксированный срок после получения уведомления от банка-кредитора,
Ø краткосрочный кредит – выдается на срок до 1 года и используется для покрытия потребности в оборотных средствах, либо для финансирования кассовых разрывов,
Ø среднесрочный кредит – до 3-5 лет для финансирования краткосрочных инвестиций
Ø долгосрочный кредит – от 5 до 25 (редко больше).
- по способам погашения основного долга
Ø Равномерными платежами через установленные периоды времени
Ø Разовый платеж
- по способу погашения судного процента
Ø Проценты выплачиваются в течении всего срока действия кредитного договора
Ø Проценты выплачиваются в конце срока действия кредитного договора
Ø Проценты выплачиваются при получении кредита (редко)
- по наличию обеспечения кредита
Ø Доверительные ссуды (бланковые), гарантия – только кредитный договор
Ø залоговые ссуды (обеспеченные), в залог имущество, принадлежащее заемщику на праве собственности
Ø ссуды под финансовые гарантии третьих лиц
2. Коммерческий кредит
Кредитором и заемщиком являются юр.лица, не являющиеся финансово-кредитными организациями. Форма выдачи – товарная. Подписываемые документы – векселя, кредитные договоры, предусматривающие отсрочку платежа. Простой вексель – это долговая ценная бумага, содержащая простое, ничем не подтвержденное обязательство должника выплатить кредитору установленную сумму. Переводной вексель - долговая ценная бумага, содержащая приказ заемщика плательщику уплатить определенную сумму кредитору в фиксированный срок в установленном месте. Договор с отсрочкой платежа – плохо ликвидна.
Схема погашения:
1) Кредит с фиксированным сроком погашения
2) Кредит, предполагающий оплату только после фактической реализации товара или услуги, оплаченной в кредит
3) Кредитование по открытому счету, когда поставка следующей партии товара или оказание услуги осуществляется до момента получения оплаты за предыдущую партию
3. Потребительский кредит
Кредитором могут быть либо кредитные организации, либо юр.лица, не являющиеся кредитными организациями, заемщиками выступают только физические лица. Документы – кредитный договор, кредитное соглашение. Классификация та же, что и у банковских кредитов. Залог – самый худший вариант.
Форма выдачи:
· Денежная, получают в банке
· Товарная, если у юр. лица
4. Государственный кредит
Государство может выступать в лице кредитора, заемщика и гаранта. Если государство – кредитор, заемщик – конкретные области и регионы, которые не могут привлечь банковский кредит и быть профинансированными за счет бюджетных средств, а также коммерческие банки, если они покупают кредитные ресурсы у ЦБ. Если государство – заемщик, то кредиторы – физические и юридические лица, покупаются долговые ценные бумаги, которые бывают рыночные (разновидности облигации) и нерыночные (векселя). Если государство – гарант, денежная форма, кредитный договор или ценная бумага.
5. Международный кредит
И кредитор, и заемщик могут быть международные кредитные организации, кредитные государства, отдельные юридические лица, включая кредитные организации. МВФ, МБРЗ.
Функции кредита
I. Перераспределительная
II. Экономии издержек обращения
III. Регулирующая. Государство, воздействуя на кредитную ставку, может повлиять на накопление и расходование капитала
Лекция 3. 10.09.11
Бюджетная система РФ
Это основной финансовый план страны на текущий год, имеющий силу закона. По материальному содержанию бюджет представляет собой общегосударственный фонд денежных средств по социально-экономическому содержанию бюджет представляет собой средство перераспределения национального дохода. На сегодняший момент через бюджет проходит более 40% национального дохода.
Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов всех уровней, действующих на территории страны. В РФ бюджет делится по территориальному признаку и имеет 3 уровня:
1. Федеральный уровень – федеральный бюджет РФ.
2. Региональный уровень – бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краев и автономных областей и бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.
3. Местный уровень – бюджеты городов, районов и округов.
Бюджетное устройство – совокупность организаций бюджетной системы, её структуры и принципов построения.
Принципы построения бюджетной системы:
1.Принцип единства – означает единство правовой базы, единство денежной системы, единство форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, единство санкций за нарушение бюджетного законодательства.
2.Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Этот принцип означает закрепление соответствующих доходов за каждым уровнем бюджетной системы и полномочий по осуществлению расходов за соответсвующими уровнями государственной власти.
Доходы:
1) Закрепленные - доходы, которые в полной сумме или твердофиксированном размере в % на постоянной и долговременной основе поступают в бюджеты соответствующих уровней
2) Регулируемые доходы – могут поступать по нормативу в бюджеты различных уровней в зависимости от конкретной экономической ситуации и используются для достижения сбалансированности бюджетов в случае их дефицита
3.Принцип самостоятельности бюджетов:
I. Право органов государственной власти каждого уровня самостоятельно определять направление расходования средств.
II. Наличие для каждого уровня бюджетной системы собственных источников доходов
III. Наличие права самостоятельно осуществлять бюджетный процесс
IV. Право самостоятельно изыскивать источники покрытия дефицита бюджета
4.Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета и внебюджетных фондов. Объем, предусмотренных государственных расходов и доходов подлежит отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме. Все расходы бюджета могут быть профинансированы только за счет бюджетных доходов.
5.Принцип сбалансированности бюджета. Все предусмотренные бюджетные расходы должны соответствовать сумме полученных доходов + поступления из источников финансирования дефицита бюджета.
6.Принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств. При составлении и исполнении бюджета необходимо исходить из следующих принципов – либо достижение фиксированных результатов с использованием минимального количества средств, либо достижение максимальных результатов с использованием фиксированного количества средств.
7.Принцип общего совокупного покрытия расходов. Все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов + поступления из источников финансирования дефицита. Отличие от 5 в том, что 5 принцип используется на этапе планирования, а 7 принцип на этапе исполнения.
8.Принцип гласности. В средствах массовой информации должны быть опубликованы проекты бюджета, утвержденные бюджеты и отчеты об исполнении бюджета.
9.Принцип достоверности бюджета – надежность показателей прогноза социально-экономического развития территории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета на предстоящий период.
10.Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей или получателей распорядителей с указанием конкретных целей финансирования.
Лекция 3. 13.09.2011
Бюджетный процесс
Это регламентируемая законом деятельность по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнения бюджета.
Д/з: бюджетный кодекс РФ, бюджетный процесс, для каждого этапа выписать, что он осуществляет, кто, цель этапа, итоговый документ.
Дефицит и профицит бюджета
Профицит – доходы превышают расходы, дефицит – когда расходы превышают доходы. Небольшой дефицит (1-2%) лучше профицита, потому что при профиците деньги не доложили в экономику. Профицит бывает естественный. Дефицит больше 10% свидетельствует о проблемах в экономике.
Способы покрытия:
1. Изменение налоговой системы – если грамотно проведена налоговая реформа, то отдача от нее будет идти в течении 5-10 лет. Минус в том, что отдача будет минимум через полгода. Кривая Лафрера.
2. Государственные заимствования: внутренние и внешние займы. Плюс в том, что быстро привлекаются денежные средства, минус в том, что погашаться предыдущий займ будет за счет следующего.
3. Эмиссия денег. Реализуется почти моментально. Минус в том, что необходимы мероприятия по свертыванию денежной массы, в противном случае будет инфляция, возможно слишком высокая
4. Продажа государственной собственности, золотых и валютных запасов. Плюс в быстроте, минус в ухудшении репутации государства.
5. Секвестр *не применяется * - пропорциональное сокращение бюджетных расходов, за исключением защищенных статей.
Доходы и расходы бюджета
В доходы бюджета текущего года зачисляются остаток средств, сформировавшийся на конец предыдущего года.
Доходы бюджета
I. Налоговые доходы
1.1 Федеральные налоги (наиболее частые) – налог на прибыль, НДС, акцизы, НДФЛ, государственные пошлины, таможенные пошлины и сборы, платежи во внебюджетные фонды, налог на дополнительный доход на добычу углеводородов (платят 5 предприятий).
1.2 Региональные налоги – налог на имущество организации, транспортный налог, налог на игорный бизнес*
1.3 Местные налоги – земельный налог, налог на имущество физических лиц
… Специальный налоговый режим
II. Неналоговые доходы
2.1 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
2.1.1 Доходы от сдачи в аренду или другого имущества
2.1.2 Доходы от передачи государственного имущества в доверительное управление или под залог
2.1.3 Доходы в виде %, полученные от предоставления в долг бюджетных средств
2.1.4 Плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными бюджетом других уровней
2.1.5 Доходы в виде прибыли, приходящейся на долю участия в уставных капиталах организаций и дивиденды по ценным бумагам
2.1.6 Часть прибыли государственных унитарных или казенных предприятий
2.2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества
2.3. Доходы от платных услуг, которые оказываются соответствующими органами гос. власти или местного самоуправления
2.4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности
2.5. Доходы в виде финансовой помощи, поступающей из бюджета других уровней
III. Безвозмездные перечисления
Дотация – это средство, выделяемое из бюджета одного уровня бюджету другого уровня в твердой сумме для сбалансированности бюджета получателя в случае его дефицита.
Субсидия – это бюджетные средства, которые выделяют из бюджета одного уровня бюджету другого уровня или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субвенция – это средства, выделяемые из бюджета одного уровня бюджету другого уровня для финансирования строго целевого мероприятия.
Трансферты – выделяются из фонда федеральной поддержки региона. Средства из данного фонда выделяются двум группам регионов: регионы, нуждающиеся в поддержке, регионы со средним душевым доходов ниже, чем в среднем по РФ (меньше 12 тыс.руб. на человека), и регионы, особенно нуждающиеся в поддержки, в которых собственных доходов и дополнительных средств, полученных из федерального бюджета недостаточно для финансирования текущих расходов. Регионы, получающиеся гос. помощь должны предоставить в Министерство финансов отчет о всех плановых и фактических доходах и расходах бюджета. Если доходы будут признаны нецелесообразными или излишними, то на их сумму уменьшается финансирование на следующий период. Трансферты из этого фонда выделяются ежемесячно в зависимости от суммы поступивших в федеральный бюджет налогов.
Расходы бюджета
Функциональная классификация:
· Текущие – часть расходов бюджета, обеспечивающих функционирование органов государственной власти местного самоуправления бюджетных организаций, оказание государственной поддержки другим бюджетам, а также другие расходы, не относимые к капитальным
· Капитальные – это часть расходов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность, включая статьи расходов, предназначенных для инвестиций в уже действующие или вновь создаваемые предприятия
Посмотреть остальные классификации бюджетных расходов (7).
Лекция 4. 17.09.2011
Налоговая система РФ.
Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством в безвозмездном порядке.
Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций или физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения финансовой деятельности государства.
1992 первые законы о налогах в РФ в современной версии.
Принципы построения налоговой системы:
v Принцип справедливости – налог должен взиматься со всех налогоплательщиков постоянно
v Принцип определенности – обложение налогами должно производиться строго фиксировано, не допускается произвольное взимание налогов
v Принцип удобства для налогоплательщика – взимание налога не должно причинять налогоплательщику неудобства по условиям места и времени
v Принцип экономичности взимания – он означает, что издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем доходы от взимания налога
©Налоговая система© - это совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых её исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов.
Функции налогов:
1. Фискальная – с помощью данной функции образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства,
2. Регулирующая – налоги как средство перераспределения оказывают влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, а также изменяя процессы изменения капитала и платежеспособный спрос населения
Классификация налогов:
В зависимости от объекта налогообложения:
§ Прямые – предполагают непосредственное изъятие части доходов у налогоплательщика
§ Косвенные – налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг и оплачиваются конечным потребителем (НДС, акцизы, таможенная пошлина)
В зависимости от способа взимания налога:
§ Кадастровый. Кадастр – список, содержащий перечень типовых объектов налогообложения, классифицируемый по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта налогообложения (земельный налог). Сумма уплачиваемого налога не зависит от фактической доходности объекта налогообложения
§ Изъятие налога до получения владельцем дохода – налог рассчитывается и удерживается бухгалтерией юридического лица, которая затем выплачивает доход налогоплательщику (НДФЛ)
§ Предусматривает подачу в налоговые органы декларации о полученных доходах
В зависимости от компетенции органов государственной власти, установившей данный налог
§ Федеральные
§ Региональные
§ Местные
Элементы налогов
1. Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги
2. Объект налога – предмет, подлежащий налогообложению (доход, имущество)
3. Источник налога – доход субъекта, из которого выплачивается налог
Объект и источник могут совпадать (налог на прибыль)
4. Единица налогообложения – единица измерения объекта (денежная единица)
5. Налоговая ставка – величина налога на единицу налогообложения. Различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налогообложения (акцизы). Долевые ставки выражаются в определенных долях от объекта налогообложения. Делятся на пропорциональные и прогрессивные.
6. Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта налогообложения.
7. Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от уплаты налога в соответствии с действующим законодательством.
6 категорий налоговых льгот:
7.1 Необлагаемый минимум объекта налога
7.2 Изъятие из налогообложения определенных элементов объекта налога
7.3 Освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий налогоплательщиков
7.4 Понижение налоговых ставок
7.5 Вычет из налогового оклада
7.6 Целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты
Лекция 5. 24.09.11