Расходы бюджетной системы и их классификация
Расходы федерального бюджета это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Расходы ФБ классифицируются по экономической роли в процессе воспроизводства (капитальные и текущие) и по функциональному назначению.
В соответствии с бюджетным законодательством исключительно из ФБ финансируются:
- обеспечение деятельности Президента, Законодательные и Исполнительные органы государственной власти;
- федеральная судебная система;
- международная деятельность;
- национальная оборона и безопасность;
- фундаментальные исследования и развитие НТП;
- государственная поддержка транспорта;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- содержание учреждений федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного долга;
- компенсации государственным внебюджетным фондам;
- пополнение государственных запасов драг.металлов и камней, гос.материального резерва;
- проведение выборов и референдумов в РФ;
- федеральная инвестиционная программа;
- финансовая поддержка регионов;
- официальный статистический учет и др.
Расходы региональных бюджетов – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции региона. Исключительно из региональных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
- содержание органов законодательной и исполнительной власти;
- обслуживание и погашение гос.долга;
- проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
- реализация региональных целевых программ;
- формирование государственной собственности субъекта Федерации;
- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
- содержание и развитие предприятий, учреждений, организаций, находящихся в ведении органов власти регионов;
- обеспечение деятельности СМИ;
- оказание финансовой помощи местным бюджетам.
Расходы местных бюджетов - это денежные средства направленные на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Исключительно из местных бюджетов финансируются:
- содержание органов местного самоуправления;
- формирование муниципальной собственностью и управление ею;
- организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, СМИ и других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
- содержание муниципальных органов охраны правопорядка;
- организация, содержание и развитие ЖКХ;
- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
- благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
- утилизация и переработка бытовых тходов;
- содержание мест захоронений;
- организация транспортного обслуживания;
- обеспечение противопожарной безопасности;
- охрана природной среды;
- реализация муниципальных целевых программ;
- обслуживание и погашение муниципального долга;
- целевое дотирование населения;
- проведение муниципальных выборов и референдумов.
В соответствии с законодательством РФ совместно средствами федерального, региональных и муниципальных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
- государственная поддержка отраслей промышленности;
- строительство, сельское хозяйство, автомобильный и речной транспорт, связь и дорожное хозяйство;
- обеспечение правоохранительной деятельности;
- обеспечение противопожарной безопасности;
- НИОКР;
- Социальная защита населения;
- Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов, гидрометеорология ;
- Обеспечение и предотвращение чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
- Развитие рыночной инфраструктуры;
- Обеспечение развития федеративных и межнациональных отношений.
Изменения, произошедшие в бюджетной практике, потребовали введения новой бюджетной классификации. Важнейшими требованиями классификации явились: простота, наглядность и четкое отражение направлений расходования средств. В соответствии с бюджетной классификацией все расходы бюджетной системы подразделяются по функциональному, ведомственному и экономическому признакам.
Функциональные: расходы делятся по сферам общественной деятельности
Ведомственные: делятся по министерствам, ведомствам, департаментам
Экономические: текущие и капитальные.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление финансов на выполнение основных функций государства:
Первый уровень включают следующие разделы:
- государственное управление и местное самоуправление;
- судебная власть;
- международная деятельность;
- национальная оборона;
- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
- фундаментальные исследования и содействие научному прогрессу;
- промышленность, энергетика и строительство;
- сельское хозяйство и рыболовство;
- охрана окружающей среды;
- транспорт, связь и информатика;
- развитие рыночной инфраструктуры;
- ЖКХ и градостроительство;
- МЧС
- Образование
- Культура, искусство и кино
- СМИ
- Здравоохранение и физическая культура
- Социальная политика
- Обслуживание и погашение государственного долга
- Пополнение государственных запасов и резервов
- Региональное развитие
- Ликвидация вооружений
Второй уровень конкретизирует направления бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области.
Экономическая классификация – группировка всех расходов по экономическому содержанию включает три раздела:
1. Текущие расходы (закупка товаров и услуг, выплата %, субсидии текущие трансферты)
2. Капитальные расходы (вложения в ОС, создание гос.запасов и резервов, приобретение НМА, предоставление бюджетных суд)
3. Предоставление кредитов
которые в свою очередь включают подразделы, далее виды расходов в которых определены конкретные статьи.
Ведомственная классификация расходов представляет группировку отражающую распределении бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из ФБ, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.
Первый уровень этой классификации – перечень прямых получателей средств ФБ (министерства, ведомства, организации)
Второй уровень – по конкретному направлению деятельности прямых получателей средств *содержание депутатов)
Третий уровень – детализация по целевым статьям (например денежное содержание членов Верховного Суда РФ:
- эксплуатация и ремонт зданий и сооружений
- капитальное строительство
- техническое оснащение
- информационное обеспечение
Формы расходов бюджетов:
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
- средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
- трансферты населению;
- ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
- ассигнования на осуществление государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
- бюджетные кредиты юр.лицам;
- субвенции и субсидии физ. и юр.лицам;
- инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юр.лиц;
- межбюджетные трансферты;
- кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
- кредиты иностранным государствам;
- средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.