Расходы бюджетной системы и их классификация

Расходы федерального бюджета это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Расходы ФБ классифицируются по экономической роли в процессе воспроизводства (капитальные и текущие) и по функциональному назначению.

В соответствии с бюджетным законодательством исключительно из ФБ финансируются:

- обеспечение деятельности Президента, Законодательные и Исполнительные органы государственной власти;

- федеральная судебная система;

- международная деятельность;

- национальная оборона и безопасность;

- фундаментальные исследования и развитие НТП;

- государственная поддержка транспорта;

- государственная поддержка атомной энергетики;

- содержание учреждений федеральной собственности;

- обслуживание и погашение государственного долга;

- компенсации государственным внебюджетным фондам;

- пополнение государственных запасов драг.металлов и камней, гос.материального резерва;

- проведение выборов и референдумов в РФ;

- федеральная инвестиционная программа;

- финансовая поддержка регионов;

- официальный статистический учет и др.

Расходы региональных бюджетов – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции региона. Исключительно из региональных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

- содержание органов законодательной и исполнительной власти;

- обслуживание и погашение гос.долга;

- проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

- реализация региональных целевых программ;

- формирование государственной собственности субъекта Федерации;

- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;

- содержание и развитие предприятий, учреждений, организаций, находящихся в ведении органов власти регионов;

- обеспечение деятельности СМИ;

- оказание финансовой помощи местным бюджетам.

Расходы местных бюджетов - это денежные средства направленные на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Исключительно из местных бюджетов финансируются:

- содержание органов местного самоуправления;

- формирование муниципальной собственностью и управление ею;

- организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, СМИ и других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

- содержание муниципальных органов охраны правопорядка;

- организация, содержание и развитие ЖКХ;

- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

- благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

- утилизация и переработка бытовых тходов;

- содержание мест захоронений;

- организация транспортного обслуживания;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- охрана природной среды;

- реализация муниципальных целевых программ;

- обслуживание и погашение муниципального долга;

- целевое дотирование населения;

- проведение муниципальных выборов и референдумов.

В соответствии с законодательством РФ совместно средствами федерального, региональных и муниципальных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

- государственная поддержка отраслей промышленности;

- строительство, сельское хозяйство, автомобильный и речной транспорт, связь и дорожное хозяйство;

- обеспечение правоохранительной деятельности;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- НИОКР;

- Социальная защита населения;

- Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов, гидрометеорология ;

- Обеспечение и предотвращение чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

- Развитие рыночной инфраструктуры;

- Обеспечение развития федеративных и межнациональных отношений.

Изменения, произошедшие в бюджетной практике, потребовали введения новой бюджетной классификации. Важнейшими требованиями классификации явились: простота, наглядность и четкое отражение направлений расходования средств. В соответствии с бюджетной классификацией все расходы бюджетной системы подразделяются по функциональному, ведомственному и экономическому признакам.

Функциональные: расходы делятся по сферам общественной деятельности

Ведомственные: делятся по министерствам, ведомствам, департаментам

Экономические: текущие и капитальные.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление финансов на выполнение основных функций государства:

Первый уровень включают следующие разделы:

- государственное управление и местное самоуправление;

- судебная власть;

- международная деятельность;

- национальная оборона;

- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

- фундаментальные исследования и содействие научному прогрессу;

- промышленность, энергетика и строительство;

- сельское хозяйство и рыболовство;

- охрана окружающей среды;

- транспорт, связь и информатика;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- ЖКХ и градостроительство;

- МЧС

- Образование

- Культура, искусство и кино

- СМИ

- Здравоохранение и физическая культура

- Социальная политика

- Обслуживание и погашение государственного долга

- Пополнение государственных запасов и резервов

- Региональное развитие

- Ликвидация вооружений

Второй уровень конкретизирует направления бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области.

Экономическая классификация – группировка всех расходов по экономическому содержанию включает три раздела:

1. Текущие расходы (закупка товаров и услуг, выплата %, субсидии текущие трансферты)

2. Капитальные расходы (вложения в ОС, создание гос.запасов и резервов, приобретение НМА, предоставление бюджетных суд)

3. Предоставление кредитов

которые в свою очередь включают подразделы, далее виды расходов в которых определены конкретные статьи.

Ведомственная классификация расходов представляет группировку отражающую распределении бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из ФБ, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.

Первый уровень этой классификации – перечень прямых получателей средств ФБ (министерства, ведомства, организации)

Второй уровень – по конкретному направлению деятельности прямых получателей средств *содержание депутатов)

Третий уровень – детализация по целевым статьям (например денежное содержание членов Верховного Суда РФ:

- эксплуатация и ремонт зданий и сооружений

- капитальное строительство

- техническое оснащение

- информационное обеспечение

Формы расходов бюджетов:

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

- трансферты населению;

- ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

- ассигнования на осуществление государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

- бюджетные кредиты юр.лицам;

- субвенции и субсидии физ. и юр.лицам;

- инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юр.лиц;

- межбюджетные трансферты;

- кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

- кредиты иностранным государствам;

- средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Наши рекомендации