Государственные расходы –это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении финансовыми ресурсами потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер их непосредственно связаны с функциями государства ― экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).
При использовании государственных расходов из любых источников, при использовании любых способов всегда должны соблюдаться финансовая дисциплина, принципы законности, эффективности и целесообразности. Виды государственных расходов:
Вся система государственных расходов классифицируется по многим признакам на конкретные виды. Одна из возможных классификаций представлена на рис. 3.
В самом общем виде государственные расходы могут быть разделены на две большие группы:
· расходы, обусловленные внутренними проблемами;
· расходы, связанные с внешними функциями государства.
Основную часть расходов составляет первая группа.
По целевому назначению расходы подразделяются на три группы.
Капитальныерасходы связаны с затратами на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т. е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.
Текущиерасходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов власти, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, выплата процентов по государственному долгу и др.
Страховые и резервные фонды формируются в целях предупреждения и возмещения материального ущерба от непредвиденных событий.
По общественному назначению государственные расходы делятся на пять групп.
Среди государственных расходов особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Они возникают при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита.
Классификация государственных расходов по признаку участия в общественном воспроизводстве характеризует совокупную роль государства в регулировании экономического и социального развития общества.
По отраслевому признаку расходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь и т. д. В непроизводственной сфере выделяются расходы на управление, социально ―культурные мероприятия и военные цели.
Расходы бюджетов субъектов федерации |
Расходы федерального бюджета |
Связанные с образование и обслуживанием страховых и резервных фондов |
Пообщественномуназначению |
Расходы на социальные цели |
Внешнеэкономические расходы |
Расходы на оборону страны |
По характеру потребностей |
По экономическим результатам |
По участию в общественном воспроизводстве |
Финансирование расходов в производственной сфере |
Финансирование расходов в непроизводственной сфере |
На социально -культурные мероприятия |
Рис.3. Классификация государственных расходов рооордод |
1). Бюджет текущих расходов, в него вошли свыше 70% расходов;
2). Бюджет развития -30%. В него вошли ассигнования на финансирование затрат связанных с расширением воспроизводства.
А в бюджет текущих расходов все, что не вошло в бюджет развития.
Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды - это форма образования и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования ряда общественных потребностей на основе организационной самостоятельности фондов. Их целью является финансирование социальных, научно-технических, экологических и иных потребностей.
Внебюджетные фонды можно классифицировать по двум признакам:
по целевому назначению - социальные, экономические, экологические, административно-правовые фонды;
по уровням управления - федеральные, региональные, муниципальные, отраслевые и межотраслевые.
Субъектами управления внебюджетными фондами являются специально созданные исполнительные органы и их территориальные
Источниками формирования внебюджетных фондов могут быть обязательные страховые платежи; единый социальный налог; добровольные взносы юридических и физических лиц; бюджетные средства; доходы от коммерческой деятельности и оказания платных услуг; займы и кредиты.
За счет средств внебюджетных фондов обеспечивается социальная защита населения в случае болезни, инвалидности, старости, безработицы, поддержание здоровья человека и его жизненного уровня; финансовое обеспечение научно-технического прогресса, охраны окружающей среды, поддержание правопорядка в стране и исполнение судебных решений; формирование условий для роста занятости населения, переквалификация рабочей силы. Главным источником доходов внебюджетных фондов являетсяединый социальный налог. Он был введен в действие Налоговым кодексом РФ с 1 января 2001г.