Функции государственного бюджета
· перераспределение национального дохода.
· государственное регулирование и стимулирование экономики.
· финансовое обеспечение социальной политики.
· контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики. Бюджетный механизм позволяет на практике использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Это возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем, средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению.
Роль государственного бюджета в экономике государства -является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику ― субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно ―технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций, решение социальных проблем.
Основными параметрами бюджетной политики в настоящее время являются:
· внедрение принципов среднесрочного планирования;
· оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов;
· обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы на основе разграничения доходных полномочий и упорядочения расходных обязательств на долгосрочной основе;
· формирование стабилизационного фонда, повышающего устойчивость бюджетной системы в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры.
3. Государственные доходы
Содержание и основы классификации государственных доходов
Государственные доходы как экономическая категория присущи любой общественно-экономической формации. Они базируются на определенных отношениях общественных групп и классов.
Государственные доходы –это система денежных отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и государственных предприятий. Доходы служат финансовой базой государства. Необходимо различать понятия «государственные доходы» и «доходы государственного бюджета», которые не идентичны друг другу. В первом случае речь идет о более широкой группе отношений, ибо в состав государственных доходов помимо доходов государственных предприятий включаются и ресурсы государственных внебюджетных фондов.
Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации являются налоги, займы и эмиссия.
Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги, выступающие главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивающие мобилизацию значительной части финансовых ресурсов (от 80 до 90 %).
Вторым по финансовому значению методом мобилизации государственных доходов являются займы. Это связано с наличием разрыва между налоговыми поступлениями и бюджетными расходами. Выпуск займов образует государственный долг. Финансовой базой погашения займов выступают налоги.
Третьим методом мобилизации государственных доходов служит бумажно-денежная и кредитная эмиссия. Это самый непопулярный метод, так как приводит к росту избыточной денежной массы и усилению инфляции.
На рис. 2 приведена классификация государственных доходов по отдельным признакам.
По территориальному признаку |
Местные доходы |
Доходы субъектов Федерации |
Федеральные доходы |
По методам аккумуляции |
Добровольные |
Обязательные |
Пожертвования |
Лотереи |
Штрафы |
Пошлины |
Сборы |
Налоги |
По формам денежных поступлений |
Налоговые |
Неналоговые |
По социально― экономическому признаку |
От личных доходов граждан |
От совместных и иностранных предприятий |
От предприятий негосударственной формы собственности |
От государственного хозяйства и использования имущества и угодий государства |
По порядку образования и использования |
Децентрализованные |
Централизованные |
Рис.2. Классификация государственных доходов
Доходы бюджета состоят из закрепленных и регулирующих доходов, а также дотаций, субвенций и заемных средств.
Закрепленные доходы – это доходы полностью или твердо, фиксированные на постоянной или долговременной основе.
Регулирующие доходы – это дополнительные доходы из вышестоящих бюджетов.
Дотации – это средства, переданные из вышестоящего бюджета в твердой сумме, если недостаточно закрепленных или регулирующих доходов.
Субвенции – это средства из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевых программ.
Заемные средства - это процентные или беспроцентные ссуды из других бюджетов, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.
Налоги - представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, установленные законодательством и осуществляемые плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги одновременно являются экономическим, хозяйственным и политическим явлением реальной жизни. Сущность и роль налогов проявляется в их функциях: фискальной, регулирующей и контрольной.
Налоги обязательны к уплате и взимаются принудительно. Именно эта особенность налогов, их устойчивость, делают их основой государственных доходов.
Источником налогов выступают имущество и доход.
Современными принципами налогообложения являются:
· однократность налогообложения;
· всеобщность и равенство налогообложения;
· простота, понятность и удобство процедуры для налогоплательщика;
· уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетам возможностей налогоплательщика;
· налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками;
· не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое пространство Российской Федерации и ограничивающие свободное перемещение товаров в пределах РФ.
Прогнозирование налоговых поступлений является важнейшим этапом формирования государственных доходов. Эту работу осуществляет Минфин РФ совместно с Министерством РФ по налогам и сборам, поскольку последний располагает всей необходимой информацией и оперативно отслеживает состояние аккумуляции налогов в бюджеты.
Все доходы бюджета делятся на 2 группы:
I. Доходы от предприятий. В виде налогов, которые подразделяют на прямые - (подоходные, поимущественные, поресурсные); косвенные – (сферы обращения и потребления).
1. НДС – это форма изъятия в бюджет части прироста добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и вносится в бюджет по мере реализации товаров, работ, услуг. Исчисляется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.- 18%; детские и продовольственные жизненно необходимые товары – 10%, оплачивая потребителем. Федеральный.
2. Акцизы – это косвенный налог, включаемый в цену товара и оплачиваемый покупателями. Объектом обложения является оборот по реализации подакцизных товаров. Налог на грехи, приносящие вред личности или обществу( Спиртосодержащая продукция, пиво , табачные, ювелирные изделия, автомобили, мотоциклы мощностью двигателя 112,5 кВТ, бензин, дизельное топливо, нефть, газовый конденсат, природный газ.
Ставки: - в % к стоимости (авалорные); - твердые, за ед. измерения. Федеральный.
3. Налог на прибыль – это плательщиками являются предприятия, организации, объединения независимо от форм собственности и вида деятельности. Объектом обложения является облагаемая налогом прибыль. Прибыль от реализации = выручка - НДС – акцизы – затраты. Прямой налог.
Ставка – 25%. 7,5% - Федеральный бюджет, 14;5% - региональный бюджет; 2% - местные бюджеты.
4.Налог на доходы от капитала:
- дивиденды, полученные по акциям;
- %, полученные владельцами ЦБ;
- доходы от долевого участия в других предприятиях.
Налоговая ставка 30%. Процентные доходы по вкладам в банках – 35%. Налогоплательщики - юридические и физические лица.
5.Налог на игорный бизнес. Плательщики физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в игорном бизнесе. Налогом облагаются – столы, аппараты, кассы тотализаторов, кассы букмекеров- в федеральный бюджет, видеопрокат – 70%, в бюджет субъектов РФ.
6. Налог на добычу полезных ископаемых. Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели пользователи недр. Налог на добычу, переработку, извлеченные из отходов добывающего производства угля, торфа, углеводородного сырья, руды, горно-химическое сырье % по каждому виду полезного ископаемого.
7. Налог на воспроизводство ( переработку) минерально-сырьевой базы.
8. Лесной налог носит рентный характер: за древесину, отпускаемую на корню; лесозаготовку; использование лесоугодий для нужд охотничьего хозяйства, спорта, туризма.
9. Водный налог.
10. Земельный налог
Различают 3 формы оплаты:
- Земельный налог (за право собственности землей)
- Арендная плата (право пользования землей)
- Нормативная цена земли (плата за дачи).
11. Экологическй налог: плата за выбросы; плата за сбросы; плата за размещение отходов; плата за вредное воздействие.
12. Налог на имущество организаций: Основные средства и нематериальные активы. Имеют льготы бюджетные организации, религиозные, организации образования и культуры, оздоровительные организации.
П. Доходы от населения.
1.Налог на доходы физических лиц ставка –13%, на доходы по банковским вкладам и по договорам добровольного страхования – 30%, по дивидендам – 35%.
2. Единый социальный налог.
3. Налог на имущество физических лиц: а) жилые дома и строения; б)транспортные средства.
4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Ставки налога зависят от стоимости имущества и степени родства.
Федеральные налоги и сборы: НДС; акцизы; на прибыль; на доходы от капитала; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог (взнос);государственная пошлина; таможенная пошлина и сбор; налог за пользование недр; за воспроизводство минерально-сырьевой базы; сбор за право пользования объектами животного мира и водными ресурсами; лесной; водный; экологический; федеральные лицензионные сборы.
Региональные налоги и сборы: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.
Местные налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу, налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.
Государственные расходы