Функции государственного бюджета

· перераспределение национального дохода.

· государственное регулирование и стимулирование экономики.

· финансовое обеспечение социальной политики.

· контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики. Бюджетный механизм позволяет на практике использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Это возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем, средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению.

Роль государственного бюджета в экономике государства -является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику ― субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно ―технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций, решение социальных проблем.

Основными параметрами бюджетной политики в настоящее время являются:

· внедрение принципов среднесрочного планирования;

· оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов;

· обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы на основе разграничения доходных полномочий и упорядочения расходных обязательств на долгосрочной основе;

· формирование стабилизационного фонда, повышающего устойчивость бюджетной системы в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры.

3. Государственные доходы

Содержание и основы классификации государственных доходов

Государственные доходы как экономическая категория присущи любой общественно-экономической формации. Они базируются на определенных отношениях общественных групп и классов.

Государственные доходы –это система денежных отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и государственных предприятий. Доходы служат финансовой базой государства. Необходимо различать понятия «государственные доходы» и «доходы государственного бюджета», которые не идентичны друг другу. В первом случае речь идет о более широкой группе отношений, ибо в состав государственных доходов помимо доходов государственных предприятий включаются и ресурсы государственных внебюджетных фондов.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации являются налоги, займы и эмиссия.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги, выступающие главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивающие мобилизацию значительной части финансовых ресурсов (от 80 до 90 %).

Вторым по финансовому значению методом мобилизации государственных доходов являются займы. Это связано с наличием разрыва между налоговыми поступлениями и бюджетными расходами. Выпуск займов образует государственный долг. Финансовой базой погашения займов выступают налоги.

Третьим методом мобилизации государственных доходов служит бумажно-денежная и кредитная эмиссия. Это самый непопулярный метод, так как приводит к росту избыточной денежной массы и усилению инфляции.

На рис. 2 приведена классификация государственных доходов по отдельным признакам.

По территориальному признаку
Местные доходы
Доходы субъектов Федерации
Федеральные доходы
По методам аккумуляции
Добровольные
Обязательные
Пожертвования
Лотереи
Штрафы
Пошлины
Сборы
Налоги
По формам денежных поступлений
Налоговые
Неналоговые
По социально― экономическому признаку
От личных доходов граждан
От совместных и иностранных предприятий
От предприятий негосударственной формы собственности
От государственного хозяйства и использования имущества и угодий государства
По порядку образования и использования
Децентрализованные
Централизованные
Функции государственного бюджета - student2.ru




Рис.2. Классификация государственных доходов

Доходы бюджета состоят из закрепленных и регулирующих доходов, а также дотаций, субвенций и заемных средств.

Закрепленные доходы – это доходы полностью или твердо, фиксированные на постоянной или долговременной основе.

Регулирующие доходы – это дополнительные доходы из вышестоящих бюджетов.

Дотации – это средства, переданные из вышестоящего бюджета в твердой сумме, если недостаточно закрепленных или регулирующих доходов.

Субвенции – это средства из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевых программ.

Заемные средства - это процентные или беспроцентные ссуды из других бюджетов, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Налоги - представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, установленные законодательством и осуществляемые плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги одновременно являются экономическим, хозяйственным и политическим явлением реальной жизни. Сущность и роль налогов проявляется в их функциях: фискальной, регулирующей и контрольной.

Налоги обязательны к уплате и взимаются принудительно. Именно эта особенность налогов, их устойчивость, делают их основой государственных доходов.

Источником налогов выступают имущество и доход.

Современными принципами налогообложения являются:

· однократность налогообложения;

· всеобщность и равенство налогообложения;

· простота, понятность и удобство процедуры для налогоплательщика;

· уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетам возможностей налогоплательщика;

· налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками;

· не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое пространство Российской Федерации и ограничивающие свободное перемещение товаров в пределах РФ.

Прогнозирование налоговых поступлений является важнейшим этапом формирования государственных доходов. Эту работу осуществляет Минфин РФ совместно с Министерством РФ по налогам и сборам, поскольку последний располагает всей необходимой информацией и оперативно отслеживает состояние аккумуляции налогов в бюджеты.

Все доходы бюджета делятся на 2 группы:

I. Доходы от предприятий. В виде налогов, которые подразделяют на прямые - (подоходные, поимущественные, поресурсные); косвенные – (сферы обращения и потребления).

1. НДС – это форма изъятия в бюджет части прироста добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и вносится в бюджет по мере реализации товаров, работ, услуг. Исчисляется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.- 18%; детские и продовольственные жизненно необходимые товары – 10%, оплачивая потребителем. Федеральный.

2. Акцизы – это косвенный налог, включаемый в цену товара и оплачиваемый покупателями. Объектом обложения является оборот по реализации подакцизных товаров. Налог на грехи, приносящие вред личности или обществу( Спиртосодержащая продукция, пиво , табачные, ювелирные изделия, автомобили, мотоциклы мощностью двигателя 112,5 кВТ, бензин, дизельное топливо, нефть, газовый конденсат, природный газ.

Ставки: - в % к стоимости (авалорные); - твердые, за ед. измерения. Федеральный.

3. Налог на прибыль – это плательщиками являются предприятия, организации, объединения независимо от форм собственности и вида деятельности. Объектом обложения является облагаемая налогом прибыль. Прибыль от реализации = выручка - НДС – акцизы – затраты. Прямой налог.

Ставка – 25%. 7,5% - Федеральный бюджет, 14;5% - региональный бюджет; 2% - местные бюджеты.

4.Налог на доходы от капитала:

- дивиденды, полученные по акциям;

- %, полученные владельцами ЦБ;

- доходы от долевого участия в других предприятиях.

Налоговая ставка 30%. Процентные доходы по вкладам в банках – 35%. Налогоплательщики - юридические и физические лица.

5.Налог на игорный бизнес. Плательщики физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в игорном бизнесе. Налогом облагаются – столы, аппараты, кассы тотализаторов, кассы букмекеров- в федеральный бюджет, видеопрокат – 70%, в бюджет субъектов РФ.

6. Налог на добычу полезных ископаемых. Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели пользователи недр. Налог на добычу, переработку, извлеченные из отходов добывающего производства угля, торфа, углеводородного сырья, руды, горно-химическое сырье % по каждому виду полезного ископаемого.

7. Налог на воспроизводство ( переработку) минерально-сырьевой базы.

8. Лесной налог носит рентный характер: за древесину, отпускаемую на корню; лесозаготовку; использование лесоугодий для нужд охотничьего хозяйства, спорта, туризма.

9. Водный налог.

10. Земельный налог

Различают 3 формы оплаты:

- Земельный налог (за право собственности землей)

- Арендная плата (право пользования землей)

- Нормативная цена земли (плата за дачи).

11. Экологическй налог: плата за выбросы; плата за сбросы; плата за размещение отходов; плата за вредное воздействие.

12. Налог на имущество организаций: Основные средства и нематериальные активы. Имеют льготы бюджетные организации, религиозные, организации образования и культуры, оздоровительные организации.

П. Доходы от населения.

1.Налог на доходы физических лиц ставка –13%, на доходы по банковским вкладам и по договорам добровольного страхования – 30%, по дивидендам – 35%.

2. Единый социальный налог.

3. Налог на имущество физических лиц: а) жилые дома и строения; б)транспортные средства.

4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Ставки налога зависят от стоимости имущества и степени родства.

Федеральные налоги и сборы: НДС; акцизы; на прибыль; на доходы от капитала; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог (взнос);государственная пошлина; таможенная пошлина и сбор; налог за пользование недр; за воспроизводство минерально-сырьевой базы; сбор за право пользования объектами животного мира и водными ресурсами; лесной; водный; экологический; федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу, налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.

Государственные расходы

Наши рекомендации