Классификация источников финансирование дефицитов бюджетов

1) Источники внутреннего финансирования:

а) государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указанна в валюте РФ;

б) кредиты кредитных организаций в валюте РФ;

в) бюджетные кредиты от других бюджетов РФ;

г) кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ;

д) изменение остатков средств на счетах по учёту средств бюджета;

е) иные источники.

2) Источники внешнего финансирования:

а) государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указанна в иностранной валюте;

б) кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, кредиты международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

в) кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

г) иные источники.

Классификация операций сектора государственного управления

1) Доходы:

а) налоговые доходы;

б) доходы от собственности;

в) доходы от оказания платных услуг;

г) суммы принудительного изъятия;

д) безвозмездные поступления от бюджета;

е) страховые взносы на обязательное социальное страхование;

ж) доходы от операций с активами.

2) Расходы:

а) оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;

б) оплата работ, услуг, обслуживание государственного (муниципального) долга;

в) безвозмездные перечисления организациям;

г) безвозмездные перечисления бюджетам;

д) социальное обеспечение;

е) расходы по операциям с активами.

3) Поступления нефинансовых активов;

4) Выбытие нефинансовых активов;

5) Поступление финансовых активов;

6) Выбытие финансовых активов;

7) Увеличение обязательств (по внутреннему и внешнему государственным долгам);

8) Уменьшение обязательств.

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов; утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением; осуществление бюджетного учёта; составлению внешней проверки, рассмотрению и утверждению в бюджетной отчётности.

Участники бюджетного процесса:

1) Президент РФ;

2) Высшее должностное лицо субъекта РФ, глава МО;

3) Законодательные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

4) Исполнительные органы государственной власти;

5) Центральный банк РФ;

6) Органы государственного (муниципального) финансового контроля;

7) Органы управления государственными внебюджетными фондами;

8) Главные распорядители бюджетных средств;

9) Главные администраторы доходов бюджетов;

10) Главные администраторы источников финансирования дефицитов бюджета;

11) Получатели бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств – это органы государственной власти, управления государственным внебюджетным фондом, местного самоуправления, местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, здравоохранения и культуры, имеющие право распределять бюджетные ассигнования между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.

Главные администраторы доходов бюджетов - это органы государственной власти, управления государственным внебюджетным фондом, местного самоуправления, местной администрации, центральный банк РФ, казённое учреждение, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты; начисление, учёт, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей, пений и штрафов по ним, являющихся доходами бюджета.

Проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период.

Проекты бюджета субъекта РФ, местных бюджетов и территориальных государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на один год или на три года в соответствии с законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом.

Стадии бюджетного процесса

1) Составление проекта бюджета

Осуществляется органами исполнительной власти (Правительством РФ (а именно министерством финансов) и финансовыми органами субъектов РФ и МО). Проект бюджета разрабатывается на основе:

а) прогноза социально-экономического развития соответствующей территории;

б) Бюджетного послания Президента РФ;

в) долгосрочных целевых программ;

г) основных направлений бюджетной и налоговой политики;

д) сводного финансового баланса;

е) нормативов распределения налоговых доходов между бюджетами.

Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующему очередному финансовому году, и определяет бюджетную политику РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Сводный финансовый баланс – это документ, характеризующий объём и использование финансовых ресурсов РФ и секторов экономики.

2) Рассмотрение и утверждение бюджета

Комитет по бюджету рассматривает и передаёт его к рассмотрению в Государственную Думу не позднее первого октября текущего года. Государственная Дума рассматривает проект федерального бюджета в трёх чтениях.

В первом чтении (проходит 20 дней) обсуждается концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития РФ (в том числе прогнозируемый объём ВВП и уровень инфляции), основные направления бюджетной и налоговой политики, основные характеристики бюджета:

а) прогнозируемый общий объём доходов;

б) нормативы распределения доходов между бюджетами;

в) общий объём расходов;

г) верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга РФ;

д) дефицит (профицит) федерального бюджета.

Во втором чтение (25 дней) Дума утверждает перечень главных администраторов доходов и источников финансирования дефицитов бюджета, бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации, распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов, программы по кредитованию внутренним и внешним займами государственным гарантиям, рассмотрение поправок.

В третьем чтении выносится на голосование принятый Государственной Думой Федеральный закон «о федеральном бюджете» (10 дней), который передаётся на рассмотрение Совета Федерации (14 дней). Одобренный Советом Федерации Федеральный закон «о федеральном бюджете» в течение 5 дней направляется президенту РФ для подписания и обнародования.

Закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует до 31 декабря финансового года. Он подлежит официальному опубликованию не позднее 5 дней после его подписания в установленном порядке. Решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания.

3) Исполнение бюджета

Обеспечивается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и местной администрацией муниципального образования (МО). Организация исполнения бюджета возлагается на орган управления государственным внебюджетным фондом. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Кассовое обслуживание осуществляется федеральным казначейством.

Сводная бюджетная роспись – это документ, который составляется и ведётся органом управления государственным внебюджетным фондом в целях организации исполнения бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.

Кассовый план – это прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета.

Органы казначейства осуществляют контроль за исполнением бюджета.

4) Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчётности

Бюджетный учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (МО), а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Федеральное казначейство составляет и представляет в министерство финансов РФ бюджетную отчётность, которая в дальнейшем представляется в правительство РФ. Отчёт об исполнении федерального бюджета за первый квартал в полугодии и 9 месяцев текущего финансового года утверждается правительством РФ и направляется в Государственную Думу, Совет Федерации и Счётную Палату РФ.

Внешняя проверка годового отчёта об исполнении федерального бюджета осуществляется счётной палатой РФ. Он подлежит рассмотрению государственной думой и утверждению федеральным законом.

Наши рекомендации