Первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Фондовая биржа.
Законодательно первичный рынок ценных бумаг определяется как отношения, складывающиеся при эмиссии (для инвестиционных ценных бумаг) или при заключении гражданско-правовых сделок между лицами, принимающими на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями.
Таким образом, первичный рынок - это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов.
Существует две формы первичного рынка ценных бумаг:
- частное размещение;
- публичное предложение.
Частное размещение характеризуется продажей (обменом) ценных бумаг ограниченному количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и продажи.
Публичное предложение - это размещение ценных бумаг при их первичной эмиссии путем публичных объявления и продажи неограниченному числу инвесторов.
Размещение ценных бумаг на первичном рынке осуществляется в двух формах:
- путем прямого обращения к инвесторам;
- через посредников, которые помогают разместить ценные бумаги.
В качестве посредников выступают: инвестиционный компании, инвестиционные банки и коммерческие банки. Посредник осуществляет подписку (андеррайтинг) на ценные бумаги, таким образом гарантируя корпорации определенную продажную стоимость ее ценных бумаг, а затем продает их широкой публике.
• Акции и другие ценные бумаги акционерное общество может размещать посредством открытой и закрытой подписки. При этом закрытое общество может использовать только способ закрытой подписки, а открытое акционерное общество самостоятельно определяет способ размещения своих акций либо в уставе, либо решением общего собрания и, как правило, применяет открытую подписку на свои акции.
• Соответственно, важнейшая черта первичного рынка - это полное раскрытие информации для инвесторов, позволяющее сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств. Раскрытию информации подчинено все, что происходит на первичном рынке: подготовка проспекта эмиссии, его регистрация и контроль государственными органами с позиций полноты представленных данных, публикация проспекта и итогов подписки и т.д. Недостоверная информация, данная при первичном размещении ценных бумаг, скажется на ликвидности этой бумаги на вторичном рынке.
• Существует несколько форм эмиссий:
- прямое приглашение компанией (компания приглашает общественность подписаться на ее ценные бумаги по фиксированной цене через опубликование проспекта эмиссии);
- предложение к продаже (кто-то из первоначальных акционеров хочет предложить свои акции населению);
- тендерное предложение (участие в конкурсе на приобретение акций по минимальной цене);
- частное размещение (инвестиционный банк подписывается на предлагаемые акции, предварительно определив небольшую группу клиентов, которым он затем перепродаст акции);
- обратное поглощение путем обусловленного выпуска ценных бумаг (открытое акционерное общество предлагает свои акции в обмен на возможность покупки активов частной компании);
- допуск акций к котировке ценных бумаг (нет необходимости в выпуске новых ценных бумаг, но акционерный капитал компании должен быть достаточно оплачен для того, чтобы получить доступ к листингу или котировке на бирже);
- листинг через исполнение или конверсию;
- выпуск прав (выпуск и листинг нового выпуска обыкновенных акций при соблюдении привилегированных условий по фиксированной цене);
- открытое предложение (приглашает акционеров подписаться на покупку дополнительных акций по фиксированной цене);
- бонусные выпуски (акции создаются в результате капитализации резервов и бесплатно раздаются существующим акционерам пропорционально числу акций, которыми они уже владеют).
Вторичный рынок
• Таковым является финансовый рынок, на котором ранее выпущенные ценные бумаги могут быть перепроданы.
• Основными участниками этого рынка являются спекулянты, которые стремятся получить прибыль от разницы в курсе акций:
- брокеры, действующие по поручению клиента и за счет клиента (коммерческие банки, инвестиционные компании, брокерские конторы);
- дилеры, действующие по-своему усмотрению и на свой риск;
- маркет-мейкеры – крупные дилеры, которые продают и покупают большие объемы ценных бумаг (инвестиционные компании, коммерческие банки, брокер-дилерские конторы).
• Вторичный рынок в отличие от первичного не влияет на размеры инвестиций и накоплений в стране.
• Важнейшая черта вторичного рынка - это его ликвидность. Ликвидность рынка - это возможность успешной и обширной торговли, способность поглощать значительные объемы ценных бумаг в короткое время, при небольших колебаниях курсов и при низких издержках на реализацию. Возможность перепродажи – важный фактор, учитываемый инвестором при покупке ценных бумаг на первичном рынке.
Функцией вторичного рынка становятся сбалансированность рынка ценных бумаг и обеспечение ликвидности.
Фондовая биржа – это организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг и других финансовых инструментов.
Согласно действующему российскому законодательству, фондовая биржа относится к участникам рынка ценных бумаг, организующим их куплю-продажу, т.е. «непосредственно способствующим заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами». По закону фондовая биржа не может совмещать деятельность по организации торговли ценными бумагами с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, кроме депозитарной и клиринговой. Поэтому ее задачи и функции определяются тем положением, которое фондовая биржа занимает на рынке ценных бумаг как её участник.
Являясь организатором ценных бумаг, фондовая биржа первоначально занимается исключительно созданием необходимых условий для ведения эффективной торговли, но по мере развития рынка ее задачей становится не только организация торговли, сколько ее обслуживание.