Роль государственных финансов в процессе первоначального накопления капитала.
В XV-XVI вв. в экономике ряда европейских стран произошли существенные изменения. Прогресс в мореплавании и Великие географические открытия обусловили бурное развитие мировой торговли. Рост торговли требовал увеличения масштабов производства, что не могли обеспечить ремесленные цеха и крепостническое сельское хозяйство. Появились мануфактуры, активно начали внедряться технические новшества. В этот период происходили глубокие сдвиги в социально-политические жизни общества: королевская власть активно боролась с феодалами, опираясь на поддержку городов и третьего сословия. Преодоление феодальной раздробленности и усиление централизованной власти создавали условия формирования единых национальных рынков. Эти процессы не могли не сказаться на государственных финансах, которые, в свою очередь, были важным орудием проводимых преобразований.
Предпосылки преобразования финансовых отношений зрели в недрах феодальной экономики, которая постепенно утрачивала натуральный характер. В процессе хозяйственной эволюции феодализма натуральные повинности превращались в денежные. Это разлагало феодализм и стимулировала развитие финансовых отношений. Государственная политика, в свою очередь, была направлена на укрепления и централизацию финансовой основы существования государства. Растущие государственные расходы вынуждали монархов изыскивать новые источники доходов, распространять налогообложение на более широкие слои населения, осуществлять меры по созданию развитого фискального аппарата.
Значительную роль в создании централизованных государственных финансов сыграла торговая и денежная буржуазия. Она была заинтересована в сильной центральной власти, способной обеспечить единый правопорядок на территории страны, ввести единые налоги и ликвидировать внутреннюю таможню, (то есть устранить барьеры, препятствующие развитию торговли и производства). В свою очередь, к этим социальным слоям обращались монархи, вечно нуждающиеся в деньгах, в случае финансовых трудностей. Именно третье сословие платило налоги, купцы и банкиры предоставляли королю займы, приобретали откупы (права на сбор налогов или промыслы, составляющие королевские привилегии). Предоставляя королю деньги, купцы приобретали определенные права по торговым операциям, привилегии, льготы.
Финансовая политика европейских государств в этот период в большей мере стала учитывать интересы буржуазии. Государства вводили тяжелые прямые налоги и акцизы, однако их бремя ложилось на широкие слои населения, разоряя мелких производителей. Отечественные торговля и крупное производство были защищены высокими таможенными пошлинами, позволяющими сбывать продукцию по высоким ценам на внутреннем рынке и получать высокие прибыли. Государства вели торговые войны в интересах своего купечества, финансировало колониальные экспедиции, мануфактуристы получали субсидии и льготные кредиты. Во многих странах (Англии, Франции, Нидерландах) принимались законы о бродяжничестве, которые под угрозой каторги и смерти вынуждали лишенных собственности людей наниматься на работу на любых условиях. Это мера обеспечивала предпринимателей крайне дешевой рабочей силой.
Тем не менее, после преодоления феодальной раздробленности усилившаяся буржуазия вступила в конфликт с королевской властью, что проявилось в ходе буржуазных революций в Нидерландах и Англии. Финансы в этом процессе были и причиной конфликта и действенным инструментом борьбы. Расточительность королей, злоупотребления чиновников и откупщиков налогов вызывали противодействие со стороны горожан и зарождающейся буржуазии. С одной стороны, по традиции монарх рассматривал государственные средства как личные и не считал необходимым отчитываться о своих расходах. С другой стороны, третье сословие, как основной плательщик налогов, требовало от королевской власти отчета о потраченных государственных средствах. Основной узел противоречий касался порядка введения и изменения налогов. Из феодальной практики следовало правило: прямые налоги -- явление чрезвычайное, их введение требовало утверждения сословно-представительными органами. Буржуазия, получившая доступ в парламент, сделала этот вопрос орудием борьбы с королевской властью. Не случайно, в английской буржуазной революции вопрос об установлении налогов без согласия парламента был непосредственной причиной общественного возмущения и начала революции.