О.А. Полякова, Л.Д. Сангинова, М.Л. Седова, А.И. Строков, Т.А Плахова, А.А. Бакулина, А.А. Шептун

Российской Федерации»

(Финакадемия)

Кафедры «Финансы»,

«Денежно-кредитные отношения и монетарная политика»,

«Оценка и управления собственностью»,

«Страховое дело»

Денежно-кредитная и

Финансовая системы

Рабочая учебная программа

Для направления 080100.62 «Экономика»

Москва 2010

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовая академия при Правительстве

Российской Федерации»

(Финакадемия)

Кафедры «Финансы»,

«Денежно-кредитные отношения и монетарная политика»,

«Оценка и управления собственностью»

«Страховое дело»

Утверждаю

Ректор

__________ М.А. Эскиндаров

____ ___________ 2010 г.

Денежно-кредитная и

Финансовая системы

Рабочая учебная программа

Для направления 080100.62 «Экономика»

Рекомендовано Ученым советом факультета «Финансы и кредит»,

протокол № ___ от ___ ___________ 2010 г.

Одобрено кафедрой «Финансы»

протокол № ___ от ___ ___________ 2010 г.

Москва 2010

УДК 336ю7 (078) 018660

ББК 65.262.6-01я73

Ш 48

Рецензенты:

А.Ю. Чернов, кандидат экономических наук, доцент

О.В. Захарова,кандидат экономических наук, доцент

Полякова О.А., Сангинова Л.Д., Седова М.Л., Строков А.И., , Плахова Т.А., Бакулина А.А., Шептун А.А.Денежно-кредитная и финансовая системы: Рабочая учебная программа (для направления 080100.62 «Экономика») – М.: Финакадемия, кафедра «Финансы», 2010. – 52 с.

Дисциплина «Денежно-кредитная и финансовая системы» формирует у студентов общее представление о денежно-кредитной и финансовой системах, особенностях их исторического развития в России; о роли страхования и оценочной деятельности; создает теоретическую базу для дальнейшего изучения общепрофессиональных и специальных финансовых дисциплин. В рабочей учебной программе представлены цели, задачи дисциплины, тематический план изучения дисциплины, содержание тем дисциплины, вопросы к семинарскому занятию, контрольные вопросы и система оценивания, темы эссе, учебно-методическое обеспечение.

Учебное издание

Раздел 1. Денежно-кредитная система

Тема 1. Денежная система: понятие, структура и типы

Содержание денежных отношений: деньги и их функции. Понятие денежной единицы. Понятие денежной системы и характеристика ее элементов. Эволюция форм денег и типы денежных систем. Металлические денежные системы и их виды. Демонетизация золота и переход к бумажно-денежным системам.

Тема 2. Этапы развития денежной системы России

Создание национальной денежной системы. Денежные реформы 16-18 веков. Выпуск первых бумажных денег и его последствия. Денежные реформы 19 века. От серебряного монометаллизма к золотому. Денежное обращение России накануне и в период Первой мировой войны.

Особенности функционирования советской денежной системы в условиях плановой экономики. Денежная реформа 1922-1924 гг. Состояние денежного обращения в период Великой Отечественной войны, денежная реформа 1947 г., Перестройка системы денежного обращения в связи с переходом к рыночной экономике в 90-х годах.

Тема 3. Институциональная структура современной денежной системы

Центральные банки, их функции и роль по организации денежного обращения. Центральный банк как единый эмиссионный центр страны. Понятие и виды эмиссии денег.

Центральный банк как организатор платежных отношений. Понятие платежной системы. Электронные платежные системы.

Коммерческие банки и их функции в области денежного обращения. Роль банков в процессе эмиссии денег и осуществлении денежных расчетов.

Тема 4. Понятие и структура кредитной системы

Понятие кредитных отношений: субъекты, объекты, принципы. Виды кредитных отношений. Ссуда и ссудное дело. Ростовщический кредит и его особенности. Банки как финансовые посредники. Понятие и структура кредитного рынка. Функции кредитной системы. Роль кредитной системы в развитии экономики.

Тема 6. Институциональная структура современной кредитной системы

Структура кредитной системы. Виды кредитных организаций.

Место и роль Центрального банка в кредитной системе. Функции Центрального банка как кредитора последней инстанции. Роль Центрального банка в регулировании кредитной системы. Инструменты денежно-кредитного-регилирования.

Раздел 2. Финансовая система

Раздел 3. Место и роль стоимостной оценки в финансово-кредитной сфере

Тема 3 Содержание, объекты и субъекты современной оценочной деятельности

Нормативная, правовая и информационная база стоимостной оценки. Объекты оценки. Субъекты оценочной деятельности. Основные профессиональные компетенции оценщиков Права и обязанности оценщиков и заказчиков.

Основные этапы процедуры стоимостной оценки. Система принципов оценки различных объектов собственности. Подходы и методы оценки стоимости активов и бизнеса. Отчёт об оценке стоимости объекта оценки.

Раздел 4. Страхование

Часть 2-

Междисциплинарные связи разделов и тем дисциплины

с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов (тем) данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
    Раздел 1. Денежно-кредитная система
1. Деньги, кредит, банки * * * * * * *
2. Банковское дело * * * * * * *
3. Рынок ценных бумаг * * * * * * *
4. Организация деятельности ЦБ * * * * * * *
5. Теории денег * *   * *    
6. Теория денег и денежного рынка *     *   * *
7. Эволюция форм и видов денег *     *      
    Раздел 2. Финансовая система
1. Финансы * * *        
2. Государственные и муниципальные финансы * * *        
3. Бюджетная система Российской Федерации * * *        
    Раздел 3. Стоимостная оценка
1. Основы оценки бизнеса * * * *      
2. Оценка стоимости имущества * * * *      
3. Анализ рынка недвижимости (по выбору) *   *        
4. Основы оценки машин и оборудования, транспортных средств * * * *      
5. Основы оценки недвижимости * * * *      
Оценка нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности *   * *      
    Раздел 4. Страхование
1. Теория страхования * * * *      
2. Страховое дело * * * *      
3. Учет в страховых организациях * * * *      
4. Финансовый анализ деятельности страховых организаций       *   *      
5. Контроль и аудит страховой деятельности     *   *   *      
6. Перестрахование * * *        
7. Регулирование страховой деятельности     *     *      
8. Управление страховым продуктом     * *      
9. Основы страхового предпринимательства     *   *   *      
10. Страхование инвестиций * * * *      
11. Экологическое страхование *     *      
12. Управление риском страховой компании   *   *   *        
                             

Часть 3

Разделы и темы дисциплины и виды занятий

(учебно-тематический план)

№ п/п   Наименование тем Трудоемкость в часах
Всего Аудиторная работа Внеаудиторная (самостоятельная) Работа
Общая Лекции Семинары и/или практические занятия
  Раздел 1. Денежно-кредитная система
Денежная система: понятие, структура и типы.
Этапы развития денежной системы России рефераты
Институциональная структура современной денежной системы
Понятие и структура кредитной системы
Этапы развития кредитной системы России рефераты
Институциональная структура современной кредитной системы
Современная банковская система РФ эссе
  Раздел 2. Финансовая система
Представления о финансах и финансовой системе доклады, эссе
Основные этапы становления и развития финансовой системы России доклады, эссе
Характеристика современной финансовой системы России доклады
  Раздел 3. Место и роль стоимостной оценки в финансово-кредитной сфере
Понятие, цели и сферы применения стоимостной оценки.
Институциональная структура и этапы развития оценочной деятельности в Российской Федерации доклады
Содержание, объекты и субъекты современной оценочной деятельности
Современные проблемы и перспективы развития оценки стоимости.
  Раздел 4. Страхование
Сущность и история развития страхования
Участники страховых правоотношений
Виды страхового бизнеса
Имущественное и личное страхование

Занятие 1

N Проводимое мероприятие Форма Время
Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 40 мин.
Конкурс кроссвордов по финансовым терминам Конкурс кроссвордов 30 мин.
3. Решение тестов по теме лекции Решение тестов 20 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию

1. В какой исторический период появились финансы?

2.Что старше: термин «финансы» или финансовые отношения?

3. Государство – это основная причина появления финансов?

4. Что такое процесс распределения?

5. Всегда ли распределение бывает в денежной форме? Приведите примеры неденежного распределения общественного продукта?

6. Какие субъекты участвуют в распределении?

7. Какие первичные доходы формируются в процессе распределения и подлежат перераспределению?

8. В 1999 году в нашей стране валовое потребление превысило объем ВВП, объясните причину.

9. Перечислите специфические признаки финансов и дайте определение финансов.

10. Приведите примеры финансовых операций и отметьте при этом общие черты.

11. Перечислите основные финансовые термины и раскройте их содержание.

Занятие 2

N Проводимое мероприятие Форма Время
Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 35 мин.
2. Доклады Доклады 20 мин.
3. Обсуждение докладов Дискуссия 20 мин.
4. Решение тестов по теме лекции Решение тестов 15 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию

1. Всегда ли финансовые ресурсы бывают в фондовой форме?

2. Почему в условиях административно-командной системы экономики финансовые ресурсы всегда рассматривались как фонды денежных средств?

3. Назовите характерные черты финансовых ресурсов?

4. Приведите примеры, когда финансовые ресурсы находятся не в собственности тех или иных субъектов, а в оперативном управлении.

5. Приведите примеры фондов денежных средств коммерческих и некоммерческих организаций, органов власти и местного самоуправления.

6. Перечислите методы формирования и использования финансовых ресурсов.

7. Сравните понятия «финансирование», «кредитование» и «долговое финансирование».

8. Определите понятие «финансовый рынок».

9. Какие возможности дает финансовый рынок тем или иным субъектам?

10. Назовите основные элементы финансового рынка?

11. Приведите примеры мобилизации средств коммерческими организациями на финансовом рынке.

12. Приведите примеры размещения средств различных экономических субъектов на финансовом рынке.

Доклады:

1. Методы формирования финансовых ресурсов различных экономических субъектов: российская практика.

2. Доступность привлечения дополнительных средств на финансовом рынке различными субъектами хозяйствования.

Занятие 3

N Проводимое мероприятие Форма Время
Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 35 мин.
3. Обсуждение заданий для самостоятельной работы Обсуждение 30 мин.
4. Решение тестов по теме лекции Решение тестов 25 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию

1. Любую ли совокупность элементов можно называть системой?

2. Какие характерные черты системы вы можете назвать?

3. Сравните понятия «финансовая система» и «экономическая система».

4. Чем отличается подход, используемый для определения финансовой системы, от подхода, используемого для определения денежной, кредитной и банковской систем?

5. Дайте определение финансовой системы.

6. Назовите сферы финансовой системы.

7. Перечислите возможные критерии выделения отдельных элементов финансовой системы.

8. Приведите пример влияния внешних факторов на изменения, происходящие в финансовой системе.

9. Приведите пример взаимосвязи отдельных сфер финансовой системы.

10. К каким сферам финансовой системы можно отнести налоги? страхование?

Занятие 4

N Проводимое мероприятие Форма Время
Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 35 мин.
2. Доклады Доклады 20 мин.
3. Обсуждение докладов Дискуссия 20 мин.
4. Решение тестов по теме лекции Решение тестов 15 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию

1. Когда появились элементы финансовой системы России?

2. За счет чего формировались государственные доходы в Древней Руси?

3. Охарактеризуйте основные этапы и особенности налогового обложения Древней Руси.

4. Какие финансовые преобразования были проведены Петром1?

5. Назовите основные государственные доходы и расходы в ХY1- ХY111 веках в России.

6. Когда и для чего был сделан первый заем в России?

7. Когда и с какой целью было образовано Министерство финансов России?

8. Раскройте основное содержание реформаторского проекта финансов М.М.Сперанского.

9. Объясните причины и неудачи реализации «Плана финансов» М.М.Сперанского.

10. Какие основные направления включала реформа государственных финансов В.А.Татаринова (1862 г.)?

11. Какое значение имеет реформа государственных финансов В.А.Татаринова (1862 г.) для современных подходов в управлении государственными финансами?

Доклады:

1. «План финансов» М.М.Сперанского, его значение для финансовой системы России.

2. Налоговая система России в Х-ХY11 веках.

3. Реформа государственных финансов В.А.Татаринова (1862 г.).

Занятие 5

N Проводимое мероприятие Форма Время
Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 35 мин.
2. Доклады Доклады 20 мин.
3. Обсуждение докладов Дискуссия 20 мин.
4. Решение тестов по теме лекции Решение тестов 15 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию

1. Чем характеризовались особенности финансовых отношений с середины до конца Х1Х века?

2. За счет каких источников развивалось железнодорожное строительство в России в конце Х1Х века?

3. Назовите финансовые проблемы Российской империи в начале ХХ века.

4. В чем заключаются особенности финансовой политики Временного правительства России?

5. Охарактеризуйте особенности финансов накануне Октябрьской революции.

6. Перечислите основные изменения в финансовой сфере, проводимые Советской властью в 1917 году, прокомментируйте их.

7. Какие изменения в финансовой системе происходили в период «военного коммунизма»?

8. Какие преобразования произошли в бюджетной системе в 1922 году?

9. В чем заключались финансовые преобразования в период НЭПа?

10. Какая разница между «продразверсткой» и продналогом?

11. Когда в СССР были созданы фондовые биржи?

12. Охарактеризуйте состав и структуру доходов и расходов государственного бюджета в 1925-1930 гг..

13. Назовите причины, содержание и последствия реформы доходов государственного бюджета в 1930-1932 гг.

Доклады:

1. Государственные заимствования СССР в годы первых пятилеток.

2. Налоговые преобразования в СССР в 1917-1932 годы.

3. Бюджетная реформа (1922 г.) в СССР.

Занятие 6

N Проводимое мероприятие Форма Время
Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 35 мин.
2. Доклады Доклады 20 мин.
3. Обсуждение докладов Дискуссия 20 мин.
4. Решение тестов по теме лекции Решение тестов 15 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию

1. Перечислите особенности финансовой системы СССР накануне и в начале Великой Отечественной войны.

2. Какие изменения в налоговой системе произошли в годы Великой Отечественной войны?

3. Назовите финансовые ресурсы государства в годы Великой Отечественной войны.

4. Охарактеризуйте структуру доходов и расходов государственного бюджета СССР в 1941-1945 годы.

5. Какие изменения происходят в структуре доходов и расходов государственного бюджета СССР в годы Великой Отечественной войны?

6. Назовите основные источники и виды финансовых ресурсов, использованные для восстановления народного хозяйства СССР в послевоенные годы.

7. Дайте характеристику преобразований в финансовой системе в 1965, 1982 гг..

8. Какие изменения происходили в состоянии финансовой системы СССР в конце 80-х – нач. 90-х гг ХХ века?

Доклады:

1. Роль финансов в обеспечении победы в Великой Отечественной войне.

2. Основные финансовые преобразования в СССР в начале 90-х гг. ХХ века.

Занятие 7

N Проводимое мероприятие Форма Время
Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 35 мин.
2. Доклады Доклады 20 мин.
3. Обсуждение докладов Дискуссия 20 мин.
4. Решение тестов по теме лекции Решение тестов 15 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию

1. Назовите, из каких сфер состоит финансовая система России. Почему, на Ваш взгляд, так называются эти сферы?

2. В чем особенности сферы финансов организаций? Из каких звеньев состоит сфера финансов организаций в Российской Федерации?

3. Каким основным документом в России определяются организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций? Как организационно-правовые формы оказывают влияние на финансы организаций?

4. Назовите, какие элементы входят в звено финансов коммерческих организаций.

5. Перечислите составные элементы финансов некоммерческих организаций.

6. Какое место занимают в финансовой системе России финансы домохозяйств?

7. Укажите состав и особенности финансовых отношений домохозяйств.

8. Кто такие индивидуальные предприниматели и в чем состоит особенности организации их финансов?

Доклады:

1. Особенности организации финансов коммерческой организации (на примере одной из коммерческих организаций в РФ).

2. Особенности организации финансов некоммерческой организации (на примере одной из некоммерческих организаций в РФ).

Занятие 8

N Проводимое мероприятие Форма Время
Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 35 мин.
2. Доклады Доклады 20 мин.
3. Обсуждение докладов Дискуссия 20 мин.
4. Решение тестов по теме лекции Решение тестов 15 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию

1. В чем состоит назначение сферы государственных и муниципальных финансов Российской Федерации? Почему так называется данная сфера в Российской Федерации?

2. Из каких звеньев состоит сфера государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации?

3. Чем отличаются бюджет и внебюджетные фонды как формы организации государственных и муниципальных финансов?

4. Назовите, какие бюджеты функционируют в Российской Федерации.

5. Перечислите государственные внебюджетные фонды Российской Федерации. Для чего они предназначены?

6. Как осуществляется взаимосвязь сфер и звеньев финансовой системы Российской Федерации?

7. Нарисуйте схему, которая иллюстрировала бы состав финансовой системы и взаимосвязи между ее сферами и звеньями.

Доклады:

1. Местные финансы, их особенности в России.

2. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, их место в финансировании социальных потребностей общества

Вопросы к семинарскому занятию

1. Основные отличия между стоимостью и ценой?

2. Виды стоимости

3. Нормативные документы, регулирующие оценочную деятельность в российской Федерации

4. Цели и задачи проведения оценки

5. Необходимость проведения оценки в современных условиях

6. Случаи обязательного проведения оценки

Вопросы к семинарскому занятию

1. Этапы становления оценочной деятельности в РФ?

2. Что изменилось в оценочной деятельности с отменой лицензирования и переходом к саморегулированию

3. Основные участники, регулирующие оценочную деятельность

4. Ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности.

Доклады

1. Cаморегулирование в оценочной деятельности.

2. Федеральные стандарты оценки.

3. Возможность применения международных стандартов оценки в российской действительности.

4. Стандарты RICS.

Занятие 3 Содержание, объекты и субъекты современной оценочной деятельности

N Проводимое мероприятие Форма Время
Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 35 мин.
Брифинг Дискуссия 35 мин.
Решение тестов Решение тестов 20 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к семинарскому занятию

1. Объекты и субъекты оценочной деятельности

2. Права и обязанности оценщика

3. Случаи, при которых оценщик может отказаться от проведения оценки

4. Основные принципы оценки

5. Подходы и методы в оценке

Вопросы к семинарскому занятию

1. Сферы применения техник стоимостной оценки

Вопросы к семинарскому занятию

1. Современные риски, их характеристика и последствия для общества и личности:

· природные;

· техногенные;

· финансовые (банковские);

· политические и др.

2. Существующие методы борьбы с рисками.

3. Страхование как метод противостояния рискам.

4. Сущность страхования, формы его проведения.

Доклад на тему: «Преимущества и недостатки обязательного и добровольного страхования».

Вопросы к семинарскому занятию

1. Характеристика субъектов страхового дела:

· страховые организации;

· общества взаимного страхования;

· страховые брокеры;

· страховые актуарии.

2. Характеристика других участников страховых правоотношений:

· страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;

· страховые агенты;

· объединения субъектов страхового дела;

· органы страхового надзора.

Доклады на тему: «Институциональный состав страхового рынка РФ»; «Страховая инфраструктура: понятие, статус, функции».

Самостоятельная работа

№ п/п № раздела (темы) дисциплины Форма самостоятельной работы Трудоём-кость в часах
  Раздел 1. Денежно-кредитная система  
Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение домашних заданий.
Работа с литературой и написание реферата. Подготовка доклада по теме реферата.
Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение домашних заданий.
Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение домашних заданий.
Работа с литературой и написание реферата. Подготовка доклада по теме реферата.
Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение домашних заданий.
Работа с литературой и написание эссе. Подготовка презентации.
    ИТОГО
  Раздел 2. Финансовая система  
Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение задания для самостоятельной работы, связанной с историей происхождения термина «финансы», оценкой объемов финансовых ресурсов, мобилизуемых коммерческими и некоммерческими организациями на финансовом рынке. Выполнение задания для самостоятельной работы, связанной с поиском критериев, определяющих совокупность элементов как систему, и их использованием для определения финансовой системы. Подготовка докладов. Подготовка к тестам.
Работа с учебной и справочной литературой и написание эссе. Подготовка презентации. Подготовка докладов. Подготовка к тестам.
Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка к тестированию. Подготовка к докладам.
    ИТОГО
  Раздел 3. Место и роль стоимостной оценки в финансово-кредитной сфере  
Выполнение домашних творческих заданий, использование программного продукта CCIM Financial Calculator для расчета сложных процентов  
Подготовка к разбору кейсов  
Подготовка к семинарскому занятию, проводимому в форме дискуссии  
Подготовка к деловой игре по заранее известному сценарию: позиционирование оценочной компании, попробуй оценить два объекта, которые ты ежедневно видишь перед глазами  
    ИТОГО
  Раздел 4. Страхование  
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов и презентаций. Обзор периодических изданий по теме.
Работа с учебной литературой. Решение тестов.
Работа с учебной литературой. Решение тестов.
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов и презентаций. Решение тестов.
    ИТОГО

Контрольные вопросы и система оценивания

Тематика рефератов

1. Денежная реформа Елены Глинской.

2. Денежная реформа Алексея Михайловича.

3. Денежная реформа Петра I.

4. Выпуск первых бумажных денег в России.

5. Денежная реформа Канкрина.

6. Денежная реформа Витте.

7. Денежные реформы советского государства.

Тематика эссе

1. Роль денег в экономике

2. Роль кредита в экономике.

3. Место и роль центрального банка в денежно-кредитной системе

4. Рынок банковских услуг и перспективы его развития в России.

5. Электронные платежи и электронные деньги.

6. Банковские кризисы и их причины.

7. Роль государства в развитии денежно-кредитной системы.

Тематика эссе

1. История происхождения термина «финансы».

2. Оценка объемов финансовых ресурсов, мобилизуемых коммерческими организациями на финансовом рынке в Российской Федерации.

3. Критерии системного подхода на примере финансовой системы.

4. Если бы я был министром финансов в годы_____________ (по выбору студента).

Тематика докладов

1. Методика расчета стоимости предприятия (бизнеса).

2. Методика расчета стоимости нематериальных активов.

3. Методика расчета стоимости земельных участков.

4. Методика расчета стоимости недвижимости.

5. Методика расчета стоимости автотранспорта.

6. Методика расчета стоимости воздушных судов и летательных аппаратов.

7. Методика расчета стоимости маломерных плавсредств, судов.

8. Методика расчета стоимости машин и оборудования.

9. Cаморегулирование в оценочной деятельности.

10. Федеральные стандарты оценки.

11. Международные стандарты.

12. Любая другая тема.

Раздел 4. Страхование

Тематика эссе

1. Современная рисковая ситуация в России и в мире.

2. История развития страхования в России: ценный опыт или свидетельство бесполезности?

3. Формы организации страховщика: какая предпочтительнее для российского рынка?

4. Страховая организация как институциональный инвестор: мировой опыт и российская практика.

5. Террористические риски и страхование.

6. Страхование в условиях финансового кризиса.

7. Страхование как способ защиты личности: реальность или фикция?

Уровень требований и критерии оценок

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ. Основными формами текущего контроля знаний являются:

· обсуждение вынесенных в планах семинарских занятий вопросов,

· решение задач, тестов и их обсуждение с точки зрения умения формулировать выводы, вносить рекомендации и принимать адекватные управленческие решения;

· выполнение контрольных заданий и обсуждение результатов;

· участие в дискуссии по проблемным темам дисциплины и оценка качества анализа проведенной научно-исследовательской работы;

· написание рефератов и эссе;

Оценка знаний студентов осуществляется в баллах с учетом:

· оценки за работу в семестре (оценки за выполнение контрольных заданий, написание эссе, решения задач, участия в дискуссии на семинарских занятиях и др.);

· оценки итоговых знаний по результатам комплексного экзамена.

Экзамен по учебной дисциплине «Денежно-кредитная и финансовая системы» проводится в тестовой форме. Тесты составляются по всем разделам учебной дисциплины.

Распределение максимальных баллов по видам работы:

№ п/п Вид отчетности Баллы
1. Работа в семестре
2. Результаты экзамена
3. Итого:

Оценка знаний по 100-балльной шкале в соответствии с критериями Финансовой академии при Правительстве РФ реализуется следующим образом:

· менее 51 балла - «неудовлетворительно»

· от 51 до 69 баллов - «удовлетворительно»

· от 70 до 85 баллов - «хорошо»

· 86 баллов и выше - «отлично»

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

3. Налоговый кодек

Наши рекомендации