Т.С. Полякова, д.пед.н., профессор

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

В работе раскрыта история подготовки преподавателей-исследователей в области математического образования в магистратуре Южного федерального университета и современное состояние этой подготовки.

Ключевые слова: магистратура, математическое образование, подготовка преподавателя-исследователя, индекс удовлетворенности, федеральные образовательные стандарты.

MASTER’S THESIS «MATHEMATICAL EDUCATION» IN IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS

T.S. Poljakova, Ed.D., Professor

Southern Federal University, Rostov-on-Don

The present thesis covers a topic of training of the Research Instructors in mathematical education in Master’s Degree Course in Southern Federal University – its history and current state.

Key words:Master’s Degree Course,mathematical education, training of the Research Instructors, satisfaction index, Federal Educational Standards

Магистерская программа «Математическое образование» реализуется на базе кафедры теории и методики математического образования, имеющей длительный (с начала 90-х гг.) позитивный опыт подготовки преподавателей математики в магистратуре. Основное назначение магистратуры того времени – подготовка к кандидатским экзаменам, которые сдавались в конце обучения. Как правило, окончившие магистратуру, сразу поступали в аспирантуру по теории и методике обучения и воспитания (математика). Такой подход обеспечивал своевременную защиту кандидатской диссертации. Так было подготовлено несколько кандидатов наук, которые в основном укрепили профессорско-преподавательский состав факультета математики и информатики.

В настоящее время ситуация изменилась, так как базовые дисциплины предлагают достаточно часто меняющиеся ФГОС-ы. Тем не менее, они предоставляют достаточную свободу выбора дисциплин. Это особенно ценно в сложившихся условиях, когда поставлена задача формирования полноценной группы в составе 25 человек, причем существенно расширился круг лиц, заинтересованных в получении квалификации магистра. Она нацелена на подготовку преподавателей-исследователей и дает возможности карьерного роста на всех уровнях математического образования, включая среднее специальное и высшее.

Кроме выпускников педвузов приглашаются выпускники классических и технических университетов, учителя математики, не имеющие педагогического образования, и учителя других предметов, желающие получить дополнительную специальность. В связи с этим на кафедре модернизированы учебные планы, ООП, опубликовано учебное пособие для поступающих [1], адаптированное к поступлению лиц с разным уровнем подготовки.

При разработке учебных планов учтены результаты исследования индекса удовлетворенности различными сторонами подготовки выпускников 2015 г. Самый высокий индекс имеет руководство научно-исследовательской работой. Наименее удовлетворены магистранты подготовкой по школьным математическим дисциплинам. Учебные планы, разработанные в соответствии с ФГОС 3+ [2], насыщены курсами, связанными со школой.

Список литературы

1. Полякова Т.С. и др. Магистерская программа «Математическое образование»: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2015.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты // http//fgosvo.ru/reestr/13/12/1.

К заданию 6.

Отбор выступающих производит руководитель магистерской программы в согласовании с научным руководителем. Подведение итогов проводится по оценочным картам жюри и участников конференции. Участники конференции (кроме докладчиков) записывают на диктофон выступление одного из докладчиков, скачивают презентацию доклада, сдают руководителю магистерской программы рецензию на этот доклад отразив:

· Вашу точка зрения на актуальность проблемы выступления

· Оценку качества обоснования актуальности проблемы выступающим

· Краткое содержание выступления

· Сделаны ли выводы, подведены ли итоги, насколько они обоснованы

· Использованные выступающим методы исследования, их оценка

· Оценку научной новизны представленных выступающим материалов

· Оценку практической значимости проведенного исследования

· Оценку ораторского мастерства выступающего

· Оценку демонстрационных материалов (презентация, модели, сборники задач и упражнений и др.).

Образец оформления рецензии

Рецензия

на выступление с докладом студента (магистранта) _ курса __ Института … __(ФИО) на __ конференции __ г. на тему «___»

Оценочная карта выступления студента на научно-практической конференции 2015 г.

Уважаемые члены жюри! Оцените предложенные характеристика выступления по 5-балльной шкале

  ФИО Обоснование актуальности темы/проблемы Выводы, их обоснованность Адекватность методов исследования Научная новизна Практическая значимость Ораторское мастерство Демонстрационные материалы Общее количество баллов
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Оценочная карта участника конференции

Оцените характеристики выступления по 5-балльной шкале

  ФИО Содержание Демонстрационные материалы Ораторское мастерство Общая сумма баллов
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

[1] Внутрипредметные связи ― связи между отдельными математическими дисциплинами ― арифметикой, алгеброй, геометрией, тригонометрией

2 Межпредметные связи ― связи между математикой и другими предметами ― физикой, экономикой, информатикой и др.

Наши рекомендации