Услуги для корпоративных клиентов
· Широкая гамма моделей и модификаций автомобилей.
· Индивидуальный подход к сделкам, оперативное решение задач, специальные цены.
· Кредит.
· Лизинг.
· Обмен подержанных автомобилей на новые.
· Индивидуальная предпродажная подготовка.
· Установка дополнительного оборудования.
· Внеочередное обслуживание в технических центрах (VIP-сервис).
· Бесплатная техническая помощь на дорогах.
· Консультирование механиков клиента по вопросам ремонта, по применяемости, взаимозаменяемости, правилам замены запасных частей, работы с каталогами.
· Обучение механиков клиента.
· Обеспечение технической литературой.
· Обеспечение запасными частями.
· Договоры о сервисной поддержке.
· Подготовка к техосмотру.
· Доставка автомобилей.
· Скидки на автомобили для сотрудников предприятий-клиентов.
· Регистрация и страхование автомобилей.
· Юридическая помощь при ДТП.
· Прокат автомобилей.
· Услуги такси.
Встречные закупки подержанных автомобилей
Автомобильные дилеры зарубежных автокомпаний в России ввели широко распространенную в других странах практику покупки подержанных машин в обмен на новые. Эту операцию называют встречными закупками, или Trade-in.
Покупка в кредит
Дилеры, привлекающие клиентов программами кредитования, прежде всего договариваются с 2~3 банками, заинтересованными в кредитовании населения. Только банки в состоянии осуществлять мониторинг финансового состояния клиентов и контроль за возвратом кредитов.
Схемы взаимодействия дилера с банком:
· Скидка к первоначальному взносу – при этой схеме сотрудничества банк заключает с клиентом кредитный договор, клиент оплачивает проценты ежемесячно, при этом получает скидку к первоначальному взносу.
· Факторинг – договор купли-продажи клиент заключает с автосалоном. При этом салон переуступает право требования долга клиента банку-партнеру и уплачивает банку комиссию за факторинговые услуги, которые являются альтернативой уплаты процентов по кредиту.
· Перепродажа автомобилей – финансовая компания выкупает у автосалона автомобиль и продает его в рассрочку клиенту
· Компания "Ауди Россия" ввела программу финансовых услуг клиентам Audi Financial Services. Программа объединяет три финансовых инструмента – кредит, лизинг и страхование. Покупателям предлагаются классический кредит и кредит с обратным выкупом, при котором по истечении срока кредита дилер может обратно выкупить автомобиль[29]. При этом кредите примерно 30% стоимости составляет первоначальный взнос, еще треть – собственно кредит, оставшаяся треть стоимости – окончательный платеж, который дилер гарантирует банку. При таком кредите снижается размер ежемесячных платежей, поскольку процентная ставка распространяется только на собственно кредит. Для погашения последней трети стоимости клиент может оплатить ее и оставить автомобиль себе; вернуть автомобиль дилеру по схеме Trade-in и сразу купить новый; продать машину новому владельцу, погасив остаток за счет выручки; рефинансировать последний платеж в банке. Продавцу эта схема выгодна, так как в случае обратного выкупа автомобиля клиент вновь приобретает у него новую модель. Второй стимулирующий продажи фактор – низкая процентная ставка по страхованию Автокаско. Третий инструмент – лизинг с остаточной стоимостью. Эта схема позволяет существенно снизить размер ежемесячных отчислений и стоимость всего контракта.
Лизинг
Дилерские фирмы применяют лизинг в сотрудничестве с банками, так как предоставление длительных рассрочек дилерам не под силу.
Договор лизинга – договор, в соответствии с которым арендодатель (далее – лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее – лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем[30].
Договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон.
Лизинг содержит элементы долгосрочного кредита (передача имущества в пользование арендатору в долг на длительный срок), финансирования (возможность приобретения имущества в пользование) и аренды (срочный характер передачи имущества в пользование).
Своеобразие договора лизинга и в том, что возникающие из него обязательства представляют собой сочетание, с одной стороны, прав и обязанностей арендатора и арендодателя, типичных для арендных отношений, а с другой – некоторых прав и обязанностей продавца и покупателя, присущих договору купли-продажи. Следствием этого является возложение отдельных прав и обязанностей арендодателя, выступающего одновременно покупателем имущества по договору купли-продажи, как на арендатора (прав и обязанностей покупателя), так и на продавца (прав и обязанностей арендодателя).
Комплекс договорных отношений в рамках лизинговой сделки формируется обязательными и сопутствующими договорами. К обязательным относится договор купли-продажи, к сопутствующим – договор о привлечении денежных средств, договоры залога, гарантии, поручительства и др.
Кроме того, в договоре лизинга обязательно должно быть отражено следующее:
- предмет лизинга (точное описание);
- объем передаваемых прав собственности;
- наименование места и порядок передачи предмета лизинга;
- срок действия договора лизинга;
- порядок балансового учета предмета лизинга;
- порядок содержания и ремонта предмета лизинга;
- перечень дополнительных услуг, предоставляемых лизингодателем;
- общая сумма договора лизинга и размер вознаграждения лизингодателя;
- порядок расчетов и график платежей;
- обязательства по страхованию предмета лизинга от связанных с договором рисков.
Финансовый лизинг характеризуется следующими основными чертами:
- лизингодатель закупает имущество для последующей передачи его в лизинг не на свой страх и риск, а по указанию лизингополучателя;
- кроме лизингодателя и лизингополучателя в сделке участвует третья сторона – продавец объекта сделки;
- продолжительным периодом лизингового договора, соизмеримым или превышающим срок амортизации;
- невозможностью перехода права собственности и завершения договора до выплаты лизингополучателем полной суммы.
При оперативном лизинге расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в лизинг объектов, не покрываются лизинговыми платежами в течение одного лизингового договора. При оперативном лизинге риск правильности приобретения имущества, риск порчи или утери объекта лежит в основном на лизингодателе. Ставка лизинговых платежей обычно выше, чем при финансовом лизинге, из-за отсутствия гарантии окупаемости затрат. По окончании договора оперативного лизинга лизингополучатель имеет право: продлить срок договора на более выгодных условиях; вернуть оборудование лизингодателю; купить оборудование у лизингодателя при наличии соглашения (опциона) на покупку при справедливой рыночной стоимости. На дефицитную технику она всегда будет выше остаточной.
Взаиморасчеты лизингодателя и лизингополучателя осуществляются в форме лизинговых платежей. Их размер, способ осуществления и периодичность определяются договором лизинга. Лизинговые платежи покрывают расходы лизингодателя и его прибыль. Под расходами понимаются затраты лизингодателя, связанные с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, в том числе:
- стоимость предмета лизинга;
- налог на имущество;
- расходы на транспортировку и установку, включая монтаж и шефмонтаж, если иное не предусмотрено договором лизинга;
- расходы на обучение персонала лизингополучателя работе, связанной с предметом лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга;
- расходы на таможенное оформление и оплату таможенных сборов, тарифов и пошлин, связанных с предметом лизинга;
- расходы на хранение предмета лизинга до момента ввода его в эксплуатацию, если иное не предусмотрено договором лизинга;
- расходы на охрану предмета лизинга во время транспортировки и на его страхование, если иное не предусмотрено договором лизинга;
- страхование от всех видов риска, если иное не предусмотрено договором лизинга;
- расходы на выплату процентов за пользование привлеченными средствами и отсрочку платежей, предоставленные продавцом (поставщиком);
- плата за предоставление лизингодателю гарантий и поручительств, подтверждение расчетно-платежных документов третьими лицами в связи с предметом лизинга;
- расходы на содержание и обслуживание предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга;
- расходы на регистрацию предмета лизинга, а также расходы, связанные с приобретением и передачей предмета лизинга;
- расходы на создание резервов в целях капитального ремонта предмета лизинга;
- комиссионный сбор торгового агента;
- расходы на передачу предмета лизинга;
- расходы на оказание возникающих в ходе реализации комплексного лизинга дополнительных услуг;
- иные расходы, без осуществления которых невозможно нормальное использование предмета лизинга.
Аренда
Прокат легковых автомобилей и микроавтобусов предусматривает услуги клиентам по следующим видам проката:
- такси;
- VIP-такси;
- прокат автомобилей без водителей;
- почасовой или посуточный прокат автомобилей с водителем;
- VIP-услуги проката;
- длительная, но менее года, аренда отдельных автомобилей без водителей;
- лизинг автомобилей;
- полное обслуживание корпоративных клиентов пассажирскими перевозками (сотрудников на работу и с работы, сотрудников по служебным делам в течение дня и т. д.);
- управление автопарком корпоративного клиента.
Аренда автомобилей весьма выгодна, хотя не все это понимают. Содержание собственных машин без своей ремонтной базы обходится намного дороже аренды. Прокатные машины обслуживаются и ремонтируются прокатной фирмой, а арендатор всегда получает в распоряжение исправную машину.
Для фирм, арендующих технику, нет необходимости в организации технических баз, мастерских, исключаются расходы по страхованию техники (их несет фирма-арендодатель). Они не несут убытков из-за простоя машин вследствие поломок – прокатные фирмы представляют другую машину. Экономия средств получается и от того, что почти не требуется хранить запасные части для ремонта.
Обеспечение высокого уровня сервиса эксплуатируемого арендатором оборудования играет существенную роль в успешной деятельности прокатных фирм. В подавляющем большинстве случаев ответственность за поддержание техники в работоспособном состоянии несет арендодатель, но эта обязанность может быть перепоручена им другим фирмам, специализирующимся в этой области.
Чем интенсивнее прокатный автомобиль служит клиенту, тем ниже затраты на километр пробега. Три положительных момента автопроката для предприятий и организаций:
· Арендованный автомобиль не учитывается на балансе основных средств – налог на имущество не возрастает.
· В стоимость аренды входит НДС, который принимается к зачету, уменьшая сумму платежей в бюджет. Фактически прокат автомобиля обходится на 20% дешевле. Аренда автомобиля позволяет относить расходы на себестоимость, что уменьшает налогооблагаемую базу по прибыли.
· По согласованию прокатная фирма может предоставить новый автомобиль для долговременной аренды и по истечении года продать его предприятию-арендатору или его сотруднику по остаточной стоимости. Не всегда выгодно вкладывать значительные средства в покупку автомобиля и нести бремя ответственности по его эксплуатации и содержанию.
Авторынок
Автомобили целесообразно приобретать у фирм, являющихся полномочными (или официальными) дилерами (торговцами). Дилеры уполномочены (т. е. им доверено, разрешено и поручено производителями) представлять интересы изготовителей автомобилей, рассматривать на месте все претензии по гарантиям, осуществлять обслуживание и ремонт только в соответствии с технологией, рекомендованной изготовителями, обеспечивать поставку любых запасных частей, включенных в прейскуранты изготовителей, решать все вопросы и проблемы, связанные с продаваемой техникой.
Работа с претензиями в период гарантии укрепляет или разрушает репутацию дилерской фирмы и автокомпании, привлекает или отталкивает клиентов и их знакомых. Свои системы решения гарантийных проблем, а это именно системы, некоторые зарубежные компании называют "философией гарантийного компромисса". Именно эта философия предусматривает возможность отремонтировать автомобиль по гарантии у любого дилера той же компании-производителя; примером может служить "еврогарантия" на машины Opel и другие.
Компании-производители добиваются выполнения всеми дилерами единых требований по оборудованию сервисных служб, технологии ремонта, работе с клиентами в целях обеспечения высокого качества обслуживания и высокой репутации компании и ее дилеров.
Сервис и ремонт лучше осуществлять в тех фирмах, где был куплен автомобиль. Эти фирмы ведут сервисную историю автомобиля, а качество выполняемых работ в них, как правило, выше.
Существуют автосервисные фирмы, оказывающие техническую помощь автомобилистам в пути. Абонементная карта такой фирмы обеспечивает помощь по вызову. Если с машиной что-то случилось в любой точке страны, ее владелец может позвонить в местное отделение фирмы и назвать номер своего абонемента. Она пришлет механика с передвижной мастерской. Если неисправность нельзя устранить на месте, машину буксируют в указанную клиентом ремонтную фирму, а клиента отправляют домой на своей машине или на такси. Если это было дорожное происшествие, подключают и страховую фирму.
Аутсорсинг в транспорте
Многие западные компании нередко идут по пути аутсорсинга в части, касающейся транспорта компании, имея лишь 1-2 офисных автомобиля в собственности. В остальном же это аренда автомобиля или работа с такси. Офис-менеджер соответственно ведет договоры, отслеживает уровень выполнения услуг, контролирует счета и т. д.
Есть фирмы, предоставляющие корпоративным клиентам полный комплекс услуг по управлению корпоративным автопарком. Например, управление корпоративными парками, предлагаемое фирмой Raiden, включает работу по следующим направлениям:
- услуги по работе с персоналом: подбор, тестирование, обучение водителей в соответствии со стандартами компании;
- услуги водителей;
- ведение кадровых процедур, расчет и выплата заработной платы, компенсаций и пособий, оформление командировочных расходов;
- предоставление подменного водителя;
- услуги по управлению материальной частью автопарка; контроль прохождения регулярного технического обслуживания автомобилей;
- организация ремонта, заправки автомобилей топливом, мойки и парковок автомобилей;
- предоставление подменного автомобиля на время выбытия основного автомобиля из эксплуатации и другие.
Этими услугами пользуются компании при желании сократить штат своих затратных подразделений (водителей), сконцентрироваться на основном бизнесе, снизить административную, финансовую и налоговую нагрузку, избежать кадровых рисков.
Документация и учет
Для ведения документации и учета работы автомобилей следует применять компьютерные программы. Например, типовое отраслевое решение "1С-Рарус: Автотранспорт" рекомендуется использовать на предприятиях, эксплуатирующих небольшое количество автомобилей – от 5 до 30. Программа предназначена для учета прямых затрат на эксплуатацию транспортных средств.
Программа "Автотранспорт" выполняет следующие функции:
1) ввод первичной информации по транспортным средствам и сотрудникам;
2) формирование и обработку путевых листов автомобильного транспорта. При закрытии путевых листов рассчитываются:
- фактический и нормативный расход топлива. Расход топлива в пределах норм списывается на счет затрат, сверх норм – на счет прибыли;
- заработная плата водителя с учетом времени работы водителя, пробега автомобиля и классности водителей. Заработная плата водителя начисляется также по сдельным и повременным тарифам. При расчете происходит удержание подоходного и пенсионного налогов;
3) формирование забалансовых проводок для получения
аналитических отчетов в различных разрезах;
4) учет расхода автозапчастей (ремонт автотранспорта);
5) начисление износа транспортного средства по норме и пробегу (в зависимости от выбранной схемы);
6) учет взаиморасчетов с контрагентами;
7) формирование статистической отчетности:
- по пробегу автомобилей;
- по расходу горючего;
- по количеству перевезенного груза;
- по количеству отработанных часов.
Использование "1С: Бухгалтерия 7.7" в качестве платформы позволяет выполнять следующие функции:
- учет товарно-материальных ценностей (купля-продажа, переоценка, амортизация);
- учет издержек и затрат предприятия;
- учет денежных средств в рублях и валюте;
- учет расчетов с подотчетными лицами;
- закрытие отчетного периода с формированием прибыли;
- получение форм бухгалтерской отчетности.
Настройка создана на основе типовой конфигурации 3.1 программы "1С: Бухгалтерия 7.7" и вследствие этого позволяет реализовывать заложенные в типовой конфигурации схемы учета и интегрироваться с другими компонентами системы программ "1С: Предприятие".
Главный элемент системы – путевые листы, которые являются первичными документами по учету работы автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю. Они выписываются в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом. Путевой лист действителен только на один день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).
Каждый из таких документов имеет цепочку подчиненных: документ выдачи горючего, Акт об оказании услуг и документ закрытия путевого листа.
Таким образом, работа системы осуществляется в следующем порядке: выписывается путевой лист, печатная форма которого выдается водителю; выписывается документ выдачи горючего, в котором содержится ссылка, на основании какого путевого листа было выдано горючее. При сдаче водителем путевого листа при необходимости вводятся акты об оказании услуг, которые также имеют ссылку на путевой лист, и документ закрытия путевого листа, который производит расчет расхода горючего, списание горючего и расчет заработной платы водителям[31].
Документы, касающиеся расхода топлива ("Выдача горючего", "Закрытие путевого листа"), должны вводиться в строго определенном порядке, т. е. документы выдачи горючего должны вводиться после ввода документа "Путевой лист", но раньше документа "Закрытие путевого листа", а следующий путевой лист на автомобиль А должен быть выписан только после закрытия предыдущего путевого листа на автомобиль А. В противном случае возможен неправильный расчет списания горючего.
В конфигурации "1С-Рарус: Автотранспорт" используются справочники, входящие в состав типовой конфигурации:
· Основные средства.
· Сотрудники.
· Материалы.
Также в конфигурацию было привнесено несколько новых справочников:
- типы автотранспорта;
- марки автотранспорта;
- виды работ;
- адреса подачи автомобилей;
- расстояния.
Доверенность и ответчики
Служебными автомобилями водители управляют по доверенности, поэтому следует знать аспекты ответственности водителя и собственника.
Доверенность – это письменное уполномочие, выданное одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами[32]. Даже генеральная доверенность не делает доверенное лицо собственником автомобиля, хотя это лицо имеет право продать доверенную вещь.
Если собственник автомобиля умрет, станет недееспособным или все его имущество будет конфисковано или передано кому-то по решению суда в возмещение имущественных притязаний, доверенность становится недействительной, а право собственности на автомобиль переходит к наследникам или новым собственникам.
Если с доверенным лицом случится несчастье, его наследники не смогут распоряжаться автомобилем.
Право собственности остается преобладающим фактором[33], и только документ, фиксирующий переход права собственности, указывает нового владельца на праве собственности.
Продавать автомобиль, выдав доверенность, рискованно – завтра же на нем может быть совершено ДТП или преступление, а отвечать придется вам. Покупать автомобиль, получив доверенность, еще более рискованно – завтра же его могут отобрать, угнать, разбить, а у вас нет никаких прав для обращения в милицию.
Если автомобиль, которым управляют по доверенности, поврежден в ДТП по вине другого водителя, суд не примет иск о возмещении ущерба к виновнику аварии без специальной доверенности на ведение дела в суде от хозяина автомобиля, владеющего им по праву собственности. То же самое будет, если автомобиль угонят.
Если ГИБДД арестует машину, которой управляют по доверенности, под предлогом, что она числится в угоне или под предлогом необходимости экспертизы после ДТП, вам могут заявить, что все претензии будут рассматриваться только от хозяина, владеющего автомобилем по праву собственности.
Если водитель, владеющий автомобилем по доверенности на право управления, распоряжения и т. д., на доверенной автомашине совершил ДТП и скрылся или не в состоянии по различным причинам возместить ущерб пострадавшим, иск может быть предъявлен действительному хозяину этого автомобиля, владеющему им на праве собственности. Вариантом может быть предъявление иска к обоим[34].
Хозяин автомобиля, владеющий им на праве собственности (предприятие или частное лицо), передает управление автомобилем другому лицу, которое становится владельцем по доверенности на право управления, по распоряжению руководителя предприятия или по договору аренды, но не собственником. Во всех случаях собственник источника повышенной опасности остается ответственным за ущерб, нанесенный этим источником, и после компенсации ущерба из своих средств может предъявить регрессный иск к лицу, управлявшему автомобилем по доверенности или по другому основанию[35], если это лицо скрылось, не согласилось возместить ущерб добровольно, не захотело, не смогло или не должно было (наемный водитель или военнослужащий) быть ответчиком в суде. Владелец по доверенности (или по распоряжению руководителя предприятия) несет материальную ответственность не только перед пострадавшими в ДТП, но и перед собственником источника повышенной опасности, который передал ему транспортное средство для использования.
Внимательно прочтите п. 2 ст. 1079 ГК РФ: "Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником". Из этого пункта прямо следует, что если источник повышенной опасности выбыл из обладания владельца на праве собственности в результате правовых действий – выдачи кому-то доверенности на право управления (или издания приказа по предприятию), то ответственность за вред, причиненный этим источником, несет владелец-собственник.
Закон основан на том, что любая доверенность выдается тому, кому доверяют (а значит, заранее принимают на себя ответственность за все последствия его действий по доверенности). Доверять источник повышенной опасности следует только тому, кому вы действительно доверяете и уверены в его квалификации, отсутствии медицинских противопоказаний и в его добросовестности (готовности отвечать за свои действия), – недаром же автотранспортные предприятия, которые доверяют автомобили своим водителям, обязаны контролировать их квалификацию, дисциплину и состояние здоровья.
Таким образом, статьи 1079 и 1080 вместе с п. 1 ст. 1081 ГК РФ, предусматривающим право собственника, возместившего вред, предъявить регрессный иск к причинителю вреда (виновному в ДТП водителю), и статьи 185 и 1064 ГК РФ составляют правовую базу, которая позволяет привлечь к возмещению ущерба собственника источника повышенной опасности. Статья 1079 ГК в п.1 содержит термин "использование транспортных средств...", но не разделяет с точки зрения ответственности понятия "владелец на праве собственности" и "владелец по доверенности..." и другим основаниям, не меняющим собственника. Тем самым устанавливается ответственность обоих видов владельцев, что и подтверждается п. 2 ст. 1079, ст. 1080 и п. 1 ст. 1081.
В законах других стран об обязательном страховании гражданской ответственности или о финансовой ответственности предусмотрена обязанность и водителя, управляющего источником повышенной опасности, и собственника этого источника нести финансовую ответственность в случае ДТП[36]. Предприятия, учреждения, прокатные фирмы этих стран сами страхуют гражданскую ответственность. Во всех случаях за ними остается право регрессного иска к виновнику ДТП.
Обязанности адвокатов
В случае совершения водителем компании ДТП и расследования его в ГИБДД или в суде, необходимо привлекать адвоката. Адвокат должен контролировать, чтобы при разборе обстоятельств происшествия были обязательно рассмотрены следующие вопросы для выявления виновных:
- проступки лиц, имеющих право на управление транспортными средствами и управляющих ими;
- проступки лиц, не имеющих права на управление транспортными средствами, но управляющих ими;
- проступки лиц, управляющих транспортными средствами, имеющих ограничения по медицинским показаниям, но нарушающих эти ограничения;
- проступки должностных лиц, отвечающих за техническое состояние автотранспорта, состояние дорог и дорожных сооружений и знаков;
- проступки лиц, находившихся в сфере действия транспортных средств и обязанных соблюдать правила безопасности;
- проступки лиц, передавших управление транспортным средством людям, не имеющим на это права;
- проступки лиц, незаконно овладевших транспортными средствами;
- проступки лиц, самостоятельно переоборудовавших транспортное средство без согласования в соответствующей инстанции.
Адвокаты должны принимать меры для проверки соответствия участка дороги, на котором произошло ДТП, требованиям государственного стандарта и других нормативных актов.
В случае ДТП, происшедшего по причине недостатков дороги, разметки или установки дорожных знаков, адвокату следует затребовать соответствующие контрольно-наблюдательные дела для выявления степени вины обслуживающих дорогу организаций, не принявших мер для ремонта повреждений дороги, или подразделения ГИБДД, не зарегистрировавшего повреждения или не добившегося от этих организаций ремонта в установленные сроки.
Адвокаты должны знать обязанности дорожных организаций и требовать включения в судебный процесс необходимых запросов, справок и экспертиз, если есть предположение, что ДТП не предотвращено или отягчено из-за дорожных условий.
Адвокату полезно поинтересоваться, когда контролирующими органами ГИБДД была проведена последняя официальная проверка качества трассы на участке, где произошло ДТП, были ли отмечены недостатки дороги, послужившие причиной ДТП, какие были назначены сроки для их исправления и исправлены ли они.
При осмотре места происшествия необходимо проверить наличие необходимых знаков или констатировать их отсутствие, правильность установки соответствующих знаков. Вполне вероятно, что отсутствие, неправильная установка или незаметность знака послужили причиной поздней реакции водителя и невозможности предотвратить ДТП.
Если ДТП произошло ночью, адвокат должен изучить вопрос соответствия освещенности на месте происшествия установленным нормам.
В случае возбуждения уголовного дела при проверке дороги должны использоваться данные контрольно-наблюдательного дела, которое ведет Департамент инспекции и организации движения ГИБДД на проверяемую дорогу, в том числе:
дислокация дорожных знаков, схемы разметки, паспорта светофорных объектов;
- статистика аварийности;
- акты предыдущих проверок;
- планы работ дорожных и коммунальных организаций в части обеспечения безопасности движения;
- проекты (схемы) организации дорожного движения.
При проверке основное внимание должно уделяться[37]:
- состоянию проезжей части, обочин, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек;
- обеспечению видимости на кривых в плане и продольном профиле, пересечениях и примыканиях;
- состоянию и оборудованию железнодорожных переездов, остановок маршрутных транспортных средств;
- состоянию дорожных ограждений, освещения, дорожных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей, виадуков, подземных и надземных пешеходных переходов);
- обозначению и оборудованию пешеходных переходов;
- ограждению мест производства работ на проезжей части, организации и состоянию их объездов;
- искусственному освещению на пересечениях в разных уровнях, на участках дорог, проходящих через населенные пункты, на остановках общественного транспорта;
- состоянию дорожных знаков, разметки и светофоров;
- соответствию режимов работы светофорных объектов действующей документации;
- системе информационного, маршрутного ориентирования водителей, в том числе для грузового и транзитного транспорта;
- состоянию стоянок и площадок отдыха.
При проверке улиц наряду с вопросами, указанными выше, проверяется также эксплуатационное состояние:
- люков смотровых колодцев и решеток дождеприемников;
- наружного освещения в зоне расположения школ, общественно-культурных организаций;
- оборудованных стоянок около культурных, торговых и спортивных центров, административных зданий;
- оборудования и обустройства маршрутов транспорта общего пользования (автобусов, троллейбусов, трамваев);
- проезжей части в местах пересечения с трамвайными путями.
При проверке состояния железнодорожного переезда основное внимание уделяется:
- соответствию его категории условиям движения;
- геометрическим элементам дороги на подходах к переезду;
- обеспечению видимости переезда и железнодорожного полотна, приближающегося поезда с места водителя;
- оборудованию переезда дорожными знаками, световой и звуковой сигнализацией, светофорами, шлагбаумами, искусственным освещением, ограждениями, габаритными воротами;
- наличию пешеходных дорожек;
- состоянию проезжей части на переезде и подходах, настила;
- наличию разметки проезжей части дороги на подходах к переезду и вертикальной разметки на дорожных сооружениях.
Водитель и адвокат должны помнить, что обязанность предотвратить ДТП наступает не с момента возникновения опасности, а с момента, когда водитель ее обнаружил либо должен был или мог предвидеть ее возникновение.
Глава 7. Вопросы страхования
Основные продукты по страхованию, предлагаемые страховыми компаниями, включают в себя страхование имущества, гражданской ответственности, грузов, автомобилей, в том числе пассажиров и водителя, страхование от несчастных случаев, корпоративное страхование выезжающих за рубеж, и перестрахование. Это также страхование жизни, имущества физических лиц и т. д.
Виды страхования, с которыми встречается офис-менеджер, выполняя свои должностные обязанности:
- страхование имущества юридических лиц;
- автострахование юридических лиц (три вида страхования);
- страхование от несчастных случаев, болезней и на время командировок – этим видом страхования сотрудников занимается отдел кадров. Но в части вопросов о командировках офис-менеджер должен знать правила страхования и продумать действия своей группы по организации поездок при наступлении страхового случая.
Необходимо тщательно подходить к выбору страховой компании (как и к выбору поставщика, в данном случае это поставщик услуг по страхованию). При выборе страховой компании следует обратить внимание в первую очередь на уровень финансовой надежности страховой компании на российском рынке. Страховая компания должна быть лицензирована Федеральной службой страхового надзора, иметь лицензию на ведение операций в России. Как правило, страховые компании продают свои страховые полисы через широкую сеть офисов и представительств, квалифицированных страховых брокеров и агентов.
Необходимо ознакомиться со списком клиентов данной страховой компании, поинтересоваться у корпоративных клиентов об их опыте работы с данной страховой компанией. Рекомендуется рассмотреть предложения как минимум 3-4 страховых компаний и потом уже делать выбор.