Услуги для корпоративных клиентов

· Широкая гамма моделей и модификаций автомобилей.

· Индивидуальный подход к сделкам, оперативное решение задач, специальные цены.

· Кредит.

· Лизинг.

· Обмен подержанных автомобилей на новые.

· Индивидуальная предпродажная подготовка.

· Установка дополнительного оборудования.

· Внеочередное обслуживание в технических центрах (VIP-сервис).

· Бесплатная техническая помощь на дорогах.

· Консультирование механиков клиента по вопросам ремон­та, по применяемости, взаимозаменяемости, правилам замены запасных частей, работы с каталогами.

· Обучение механиков клиента.

· Обеспечение технической литературой.

· Обеспечение запасными частями.

· Договоры о сервисной поддержке.

· Подготовка к техосмотру.

· Доставка автомобилей.

· Скидки на автомобили для сотрудников предприятий-кли­ентов.

· Регистрация и страхование автомобилей.

· Юридическая помощь при ДТП.

· Прокат автомобилей.

· Услуги такси.

Встречные закупки подержанных автомобилей

Автомобильные дилеры зарубежных автокомпаний в Рос­сии ввели широко распространенную в других странах прак­тику покупки подержанных машин в обмен на новые. Эту опе­рацию называют встречными закупками, или Trade-in.

Покупка в кредит

Дилеры, привлекающие клиентов программами кредитова­ния, прежде всего договариваются с 2~3 банками, заинтересо­ванными в кредитовании населения. Только банки в состоянии осуществлять мониторинг финансового состояния клиентов и контроль за возвратом кредитов.

Схемы взаимодействия дилера с банком:

· Скидка к первоначальному взносу – при этой схеме со­трудничества банк заключает с клиентом кредитный договор, клиент оплачивает проценты ежемесячно, при этом получает скидку к первоначальному взносу.

· Факторинг – договор купли-продажи клиент заключает с автосалоном. При этом салон переуступает право требования долга клиента банку-партнеру и уплачивает банку комиссию за факторинговые услуги, которые являются альтернативой уплаты процентов по кредиту.

· Перепродажа автомобилей – финансовая компания выку­пает у автосалона автомобиль и продает его в рассрочку клиенту

· Компания "Ауди Россия" ввела программу финансовых услуг клиентам Audi Financial Services. Программа объединя­ет три финансовых инструмента – кредит, лизинг и страхо­вание. Покупателям предлагаются классический кредит и кре­дит с обратным выкупом, при котором по истечении срока кре­дита дилер может обратно выкупить автомобиль[29]. При этом кредите примерно 30% стоимости составляет первоначальный взнос, еще треть – собственно кредит, оставшаяся треть сто­имости – окончательный платеж, который дилер гарантиру­ет банку. При таком кредите снижается размер ежемесячных платежей, поскольку процентная ставка распространяется только на собственно кредит. Для погашения последней трети стоимости клиент может оплатить ее и оставить автомобиль себе; вернуть автомобиль дилеру по схеме Trade-in и сразу купить новый; продать машину новому владельцу, погасив остаток за счет выручки; рефинансировать последний платеж в банке. Продавцу эта схема выгодна, так как в случае обрат­ного выкупа автомобиля клиент вновь приобретает у него но­вую модель. Второй стимулирующий продажи фактор – низ­кая процентная ставка по страхованию Автокаско. Третий инструмент – лизинг с остаточной стоимостью. Эта схема по­зволяет существенно снизить размер ежемесячных отчисле­ний и стоимость всего контракта.

Лизинг

Дилерские фирмы применяют лизинг в сотрудничестве с банками, так как предоставление длительных рассрочек диле­рам не под силу.

Договор лизинга – договор, в соответствии с которым арен­додатель (далее – лизингодатель) обязуется приобрести в соб­ственность указанное арендатором (далее – лизингополуча­тель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное вла­дение и пользование. Договором лизинга может быть преду­смотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осу­ществляется лизингодателем[30].

Договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по ис­течении срока договора лизинга или до его истечения на усло­виях, предусмотренных соглашением сторон.

Лизинг содержит элементы долгосрочного кредита (переда­ча имущества в пользование арендатору в долг на длительный срок), финансирования (возможность приобретения имущества в пользование) и аренды (срочный характер передачи имуще­ства в пользование).

Своеобразие договора лизинга и в том, что возникающие из него обязательства представляют собой сочетание, с одной сто­роны, прав и обязанностей арендатора и арендодателя, типич­ных для арендных отношений, а с другой – некоторых прав и обязанностей продавца и покупателя, присущих договору куп­ли-продажи. Следствием этого является возложение отдельных прав и обязанностей арендодателя, выступающего одновремен­но покупателем имущества по договору купли-продажи, как на арендатора (прав и обязанностей покупателя), так и на продав­ца (прав и обязанностей арендодателя).

Комплекс договорных отношений в рамках лизинговой сдел­ки формируется обязательными и сопутствующими договора­ми. К обязательным относится договор купли-продажи, к сопут­ствующим – договор о привлечении денежных средств, дого­воры залога, гарантии, поручительства и др.

Кроме того, в договоре лизинга обязательно должно быть отражено следующее:

- предмет лизинга (точное описание);

- объем передаваемых прав собственности;

- наименование места и порядок передачи предмета лизинга;

- срок действия договора лизинга;

- порядок балансового учета предмета лизинга;

- порядок содержания и ремонта предмета лизинга;

- перечень дополнительных услуг, предоставляемых ли­зингодателем;

- общая сумма договора лизинга и размер вознаграждения лизингодателя;

- порядок расчетов и график платежей;

- обязательства по страхованию предмета лизинга от свя­занных с договором рисков.

Финансовый лизинг характеризуется следующими основны­ми чертами:

- лизингодатель закупает имущество для последующей пе­редачи его в лизинг не на свой страх и риск, а по указанию ли­зингополучателя;

- кроме лизингодателя и лизингополучателя в сделке уча­ствует третья сторона – продавец объекта сделки;

- продолжительным периодом лизингового договора, соиз­меримым или превышающим срок амортизации;

- невозможностью перехода права собственности и завер­шения договора до выплаты лизингополучателем полной суммы.

При оперативном лизинге расходы лизингодателя, связан­ные с приобретением и содержанием сдаваемых в лизинг объек­тов, не покрываются лизинговыми платежами в течение одного лизингового договора. При оперативном лизинге риск правиль­ности приобретения имущества, риск порчи или утери объекта лежит в основном на лизингодателе. Ставка лизинговых плате­жей обычно выше, чем при финансовом лизинге, из-за отсут­ствия гарантии окупаемости затрат. По окончании договора опе­ративного лизинга лизингополучатель имеет право: продлить срок договора на более выгодных условиях; вернуть оборудо­вание лизингодателю; купить оборудование у лизингодателя при наличии соглашения (опциона) на покупку при справедли­вой рыночной стоимости. На дефицитную технику она всегда будет выше остаточной.

Взаиморасчеты лизингодателя и лизингополучателя осуще­ствляются в форме лизинговых платежей. Их размер, способ осуществления и периодичность определяются договором ли­зинга. Лизинговые платежи покрывают расходы лизингодате­ля и его прибыль. Под расходами понимаются затраты лизин­годателя, связанные с приобретением и использованием пред­мета лизинга лизингополучателем, в том числе:

- стоимость предмета лизинга;

- налог на имущество;

- расходы на транспортировку и установку, включая мон­таж и шефмонтаж, если иное не предусмотрено договором ли­зинга;

- расходы на обучение персонала лизингополучателя ра­боте, связанной с предметом лизинга, если иное не предусмот­рено договором лизинга;

- расходы на таможенное оформление и оплату таможен­ных сборов, тарифов и пошлин, связанных с предметом лизинга;

- расходы на хранение предмета лизинга до момента ввода его в эксплуатацию, если иное не предусмотрено договором ли­зинга;

- расходы на охрану предмета лизинга во время транспор­тировки и на его страхование, если иное не предусмотрено до­говором лизинга;

- страхование от всех видов риска, если иное не преду­смотрено договором лизинга;

- расходы на выплату процентов за пользование привле­ченными средствами и отсрочку платежей, предоставленные продавцом (поставщиком);

- плата за предоставление лизингодателю гарантий и по­ручительств, подтверждение расчетно-платежных документов третьими лицами в связи с предметом лизинга;

- расходы на содержание и обслуживание предмета лизин­га, если иное не предусмотрено договором лизинга;

- расходы на регистрацию предмета лизинга, а также расхо­ды, связанные с приобретением и передачей предмета лизинга;

- расходы на создание резервов в целях капитального ре­монта предмета лизинга;

- комиссионный сбор торгового агента;

- расходы на передачу предмета лизинга;

- расходы на оказание возникающих в ходе реализации комплексного лизинга дополнительных услуг;

- иные расходы, без осуществления которых невозможно нормальное использование предмета лизинга.

Аренда

Прокат легковых автомобилей и микроавтобусов предусмат­ривает услуги клиентам по следующим видам проката:

- такси;

- VIP-такси;

- прокат автомобилей без водителей;

- почасовой или посуточный прокат автомобилей с водителем;

- VIP-услуги проката;

- длительная, но менее года, аренда отдельных автомоби­лей без водителей;

- лизинг автомобилей;

- полное обслуживание корпоративных клиентов пасса­жирскими перевозками (сотрудников на работу и с работы, со­трудников по служебным делам в течение дня и т. д.);

- управление автопарком корпоративного клиента.

Аренда автомобилей весьма выгодна, хотя не все это пони­мают. Содержание собственных машин без своей ремонтной базы обходится намного дороже аренды. Прокатные машины обслуживаются и ремонтируются прокатной фирмой, а арен­датор всегда получает в распоряжение исправную машину.

Для фирм, арендующих технику, нет необходимости в орга­низации технических баз, мастерских, исключаются расходы по страхованию техники (их несет фирма-арендодатель). Они не несут убытков из-за простоя машин вследствие поломок – прокатные фирмы представляют другую машину. Экономия средств получается и от того, что почти не требуется хранить запасные части для ремонта.

Обеспечение высокого уровня сервиса эксплуатируемого арендатором оборудования играет существенную роль в успеш­ной деятельности прокатных фирм. В подавляющем большин­стве случаев ответственность за поддержание техники в рабо­тоспособном состоянии несет арендодатель, но эта обязанность может быть перепоручена им другим фирмам, специализиру­ющимся в этой области.

Чем интенсивнее прокатный автомобиль служит клиенту, тем ниже затраты на километр пробега. Три положительных момента автопроката для предприятий и организаций:

· Арендованный автомобиль не учитывается на балансе ос­новных средств – налог на имущество не возрастает.

· В стоимость аренды входит НДС, который принимается к зачету, уменьшая сумму платежей в бюджет. Фактически про­кат автомобиля обходится на 20% дешевле. Аренда автомобиля позволяет относить расходы на себестоимость, что уменьшает налогооблагаемую базу по прибыли.

· По согласованию прокатная фирма может предоставить новый автомобиль для долговременной аренды и по истечении года продать его предприятию-арендатору или его сотруднику по остаточной стоимости. Не всегда выгодно вкладывать зна­чительные средства в покупку автомобиля и нести бремя от­ветственности по его эксплуатации и содержанию.

Авторынок

Автомобили целесообразно приобретать у фирм, являющих­ся полномочными (или официальными) дилерами (торговца­ми). Дилеры уполномочены (т. е. им доверено, разрешено и по­ручено производителями) представлять интересы изготовите­лей автомобилей, рассматривать на месте все претензии по га­рантиям, осуществлять обслуживание и ремонт только в соот­ветствии с технологией, рекомендованной изготовителями, обеспечивать поставку любых запасных частей, включенных в прейскуранты изготовителей, решать все вопросы и проблемы, связанные с продаваемой техникой.

Работа с претензиями в период гарантии укрепляет или раз­рушает репутацию дилерской фирмы и автокомпании, привле­кает или отталкивает клиентов и их знакомых. Свои системы решения гарантийных проблем, а это именно системы, некото­рые зарубежные компании называют "философией гарантий­ного компромисса". Именно эта философия предусматривает возможность отремонтировать автомобиль по гарантии у лю­бого дилера той же компании-производителя; примером может служить "еврогарантия" на машины Opel и другие.

Компании-производители добиваются выполнения всеми дилерами единых требований по оборудованию сервисных служб, технологии ремонта, работе с клиентами в целях обес­печения высокого качества обслуживания и высокой репута­ции компании и ее дилеров.

Сервис и ремонт лучше осуществлять в тех фирмах, где был куплен автомобиль. Эти фирмы ведут сервисную историю ав­томобиля, а качество выполняемых работ в них, как правило, выше.

Существуют автосервисные фирмы, оказывающие техни­ческую помощь автомобилистам в пути. Абонементная карта такой фирмы обеспечивает помощь по вызову. Если с машиной что-то случилось в любой точке страны, ее владелец может по­звонить в местное отделение фирмы и назвать номер своего або­немента. Она пришлет механика с передвижной мастерской. Если неисправность нельзя устранить на месте, машину бук­сируют в указанную клиентом ремонтную фирму, а клиента отправляют домой на своей машине или на такси. Если это было дорожное происшествие, подключают и страховую фирму.

Аутсорсинг в транспорте

Многие западные компании нередко идут по пути аутсор­синга в части, касающейся транспорта компании, имея лишь 1-2 офисных автомобиля в собственности. В остальном же это аренда автомобиля или работа с такси. Офис-менеджер соот­ветственно ведет договоры, отслеживает уровень выполнения услуг, контролирует счета и т. д.

Есть фирмы, предоставляющие корпоративным клиентам полный комплекс услуг по управлению корпоративным авто­парком. Например, управление корпоративными парками, предлагаемое фирмой Raiden, включает работу по следующим направлениям:

- услуги по работе с персоналом: подбор, тестирование, обучение водителей в соответствии со стандартами компании;

- услуги водителей;

- ведение кадровых процедур, расчет и выплата заработ­ной платы, компенсаций и пособий, оформление командировоч­ных расходов;

- предоставление подменного водителя;

- услуги по управлению материальной частью автопарка; контроль прохождения регулярного технического обслужива­ния автомобилей;

- организация ремонта, заправки автомобилей топливом, мойки и парковок автомобилей;

- предоставление подменного автомобиля на время выбы­тия основного автомобиля из эксплуатации и другие.

Этими услугами пользуются компании при желании сокра­тить штат своих затратных подразделений (водителей), скон­центрироваться на основном бизнесе, снизить административ­ную, финансовую и налоговую нагрузку, избежать кадровых рисков.

Документация и учет

Для ведения документации и учета работы автомобилей сле­дует применять компьютерные программы. Например, типовое отраслевое решение "1С-Рарус: Автотранспорт" рекомендуется использовать на предприятиях, эксплуатирующих небольшое количество автомобилей – от 5 до 30. Программа предназначе­на для учета прямых затрат на эксплуатацию транспортных средств.

Программа "Автотранспорт" выполняет следующие функ­ции:

1) ввод первичной информации по транспортным средствам и сотрудникам;

2) формирование и обработку путевых листов автомобильно­го транспорта. При закрытии путевых листов рассчитываются:

- фактический и нормативный расход топлива. Расход топ­лива в пределах норм списывается на счет затрат, сверх норм – на счет прибыли;

- заработная плата водителя с учетом времени работы во­дителя, пробега автомобиля и классности водителей. Заработ­ная плата водителя начисляется также по сдельным и повре­менным тарифам. При расчете происходит удержание подоход­ного и пенсионного налогов;

3) формирование забалансовых проводок для получения
аналитических отчетов в различных разрезах;

4) учет расхода автозапчастей (ремонт автотранспорта);

5) начисление износа транспортного средства по норме и пробегу (в зависимости от выбранной схемы);

6) учет взаиморасчетов с контрагентами;

7) формирование статистической отчетности:

- по пробегу автомобилей;

- по расходу горючего;

- по количеству перевезенного груза;

- по количеству отработанных часов.

Использование "1С: Бухгалтерия 7.7" в качестве платфор­мы позволяет выполнять следующие функции:

- учет товарно-материальных ценностей (купля-продажа, переоценка, амортизация);

- учет издержек и затрат предприятия;

- учет денежных средств в рублях и валюте;

- учет расчетов с подотчетными лицами;

- закрытие отчетного периода с формированием прибыли;

- получение форм бухгалтерской отчетности.

Настройка создана на основе типовой конфигурации 3.1 про­граммы "1С: Бухгалтерия 7.7" и вследствие этого позволяет реализовывать заложенные в типовой конфигурации схемы учета и интегрироваться с другими компонентами системы про­грамм "1С: Предприятие".

Главный элемент системы – путевые листы, которые яв­ляются первичными документами по учету работы автотранс­порта и основанием для начисления заработной платы водите­лю. Они выписываются в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом. Путевой лист действителен только на один день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).

Каждый из таких документов имеет цепочку подчиненных: документ выдачи горючего, Акт об оказании услуг и документ закрытия путевого листа.

Таким образом, работа системы осуществляется в следую­щем порядке: выписывается путевой лист, печатная форма ко­торого выдается водителю; выписывается документ выдачи го­рючего, в котором содержится ссылка, на основании какого пу­тевого листа было выдано горючее. При сдаче водителем путе­вого листа при необходимости вводятся акты об оказании ус­луг, которые также имеют ссылку на путевой лист, и документ закрытия путевого листа, который производит расчет расхода горючего, списание горючего и расчет заработной платы води­телям[31].

Документы, касающиеся расхода топлива ("Выдача горю­чего", "Закрытие путевого листа"), должны вводиться в строго определенном порядке, т. е. документы выдачи горючего долж­ны вводиться после ввода документа "Путевой лист", но рань­ше документа "Закрытие путевого листа", а следующий путе­вой лист на автомобиль А должен быть выписан только после закрытия предыдущего путевого листа на автомобиль А. В про­тивном случае возможен неправильный расчет списания горю­чего.

В конфигурации "1С-Рарус: Автотранспорт" используются справочники, входящие в состав типовой конфигурации:

· Основные средства.

· Сотрудники.

· Материалы.

Также в конфигурацию было привнесено несколько новых справочников:

- типы автотранспорта;

- марки автотранспорта;

- виды работ;

- адреса подачи автомобилей;

- расстояния.

Доверенность и ответчики

Служебными автомобилями водители управляют по дове­ренности, поэтому следует знать аспекты ответственности во­дителя и собственника.

Доверенность – это письменное уполномочие, выданное одним лицом другому лицу для представительства перед тре­тьими лицами[32]. Даже генеральная доверенность не делает до­веренное лицо собственником автомобиля, хотя это лицо имеет право продать доверенную вещь.

Если собственник автомобиля умрет, станет недееспособным или все его имущество будет конфисковано или передано кому-то по решению суда в возмещение имущественных притязаний, доверенность становится недействительной, а право собствен­ности на автомобиль переходит к наследникам или новым соб­ственникам.

Если с доверенным лицом случится несчастье, его наслед­ники не смогут распоряжаться автомобилем.

Право собственности остается преобладающим фактором[33], и только документ, фиксирующий переход права собственнос­ти, указывает нового владельца на праве собственности.

Продавать автомобиль, выдав доверенность, рискованно – завтра же на нем может быть совершено ДТП или преступле­ние, а отвечать придется вам. Покупать автомобиль, получив доверенность, еще более рискованно – завтра же его могут ото­брать, угнать, разбить, а у вас нет никаких прав для обращения в милицию.

Если автомобиль, которым управляют по доверенности, по­врежден в ДТП по вине другого водителя, суд не примет иск о возмещении ущерба к виновнику аварии без специальной до­веренности на ведение дела в суде от хозяина автомобиля, вла­деющего им по праву собственности. То же самое будет, если автомобиль угонят.

Если ГИБДД арестует машину, которой управляют по до­веренности, под предлогом, что она числится в угоне или под предлогом необходимости экспертизы после ДТП, вам могут заявить, что все претензии будут рассматриваться только от хозяина, владеющего автомобилем по праву собственности.

Если водитель, владеющий автомобилем по доверенности на право управления, распоряжения и т. д., на доверенной ав­томашине совершил ДТП и скрылся или не в состоянии по раз­личным причинам возместить ущерб пострадавшим, иск может быть предъявлен действительному хозяину этого автомобиля, владеющему им на праве собственности. Вариантом может быть предъявление иска к обоим[34].

Хозяин автомобиля, владеющий им на праве собственности (предприятие или частное лицо), передает управление автомо­билем другому лицу, которое становится владельцем по дове­ренности на право управления, по распоряжению руководите­ля предприятия или по договору аренды, но не собственником. Во всех случаях собственник источника повышенной опаснос­ти остается ответственным за ущерб, нанесенный этим источ­ником, и после компенсации ущерба из своих средств может предъявить регрессный иск к лицу, управлявшему автомоби­лем по доверенности или по другому основанию[35], если это лицо скрылось, не согласилось возместить ущерб добровольно, не захотело, не смогло или не должно было (наемный водитель или военнослужащий) быть ответчиком в суде. Владелец по дове­ренности (или по распоряжению руководителя предприятия) несет материальную ответственность не только перед постра­давшими в ДТП, но и перед собственником источника повышен­ной опасности, который передал ему транспортное средство для использования.

Внимательно прочтите п. 2 ст. 1079 ГК РФ: "Владелец ис­точника повышенной опасности не отвечает за вред, причи­ненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий дру­гих лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противо­правно завладевшие источником". Из этого пункта прямо сле­дует, что если источник повышенной опасности выбыл из об­ладания владельца на праве собственности в результате пра­вовых действий – выдачи кому-то доверенности на право управления (или издания приказа по предприятию), то ответ­ственность за вред, причиненный этим источником, несет вла­делец-собственник.

Закон основан на том, что любая доверенность выдается тому, кому доверяют (а значит, заранее принимают на себя от­ветственность за все последствия его действий по довереннос­ти). Доверять источник повышенной опасности следует только тому, кому вы действительно доверяете и уверены в его квали­фикации, отсутствии медицинских противопоказаний и в его добросовестности (готовности отвечать за свои действия), – недаром же автотранспортные предприятия, которые доверя­ют автомобили своим водителям, обязаны контролировать их квалификацию, дисциплину и состояние здоровья.

Таким образом, статьи 1079 и 1080 вместе с п. 1 ст. 1081 ГК РФ, предусматривающим право собственника, возместив­шего вред, предъявить регрессный иск к причинителю вреда (виновному в ДТП водителю), и статьи 185 и 1064 ГК РФ со­ставляют правовую базу, которая позволяет привлечь к возме­щению ущерба собственника источника повышенной опаснос­ти. Статья 1079 ГК в п.1 содержит термин "использование транс­портных средств...", но не разделяет с точки зрения ответствен­ности понятия "владелец на праве собственности" и "владе­лец по доверенности..." и другим основаниям, не меняющим собственника. Тем самым устанавливается ответственность обо­их видов владельцев, что и подтверждается п. 2 ст. 1079, ст. 1080 и п. 1 ст. 1081.

В законах других стран об обязательном страховании граж­данской ответственности или о финансовой ответственности предусмотрена обязанность и водителя, управляющего источ­ником повышенной опасности, и собственника этого источника нести финансовую ответственность в случае ДТП[36]. Предприя­тия, учреждения, прокатные фирмы этих стран сами страхуют гражданскую ответственность. Во всех случаях за ними оста­ется право регрессного иска к виновнику ДТП.

Обязанности адвокатов

В случае совершения водителем компании ДТП и расследо­вания его в ГИБДД или в суде, необходимо привлекать адвока­та. Адвокат должен контролировать, чтобы при разборе обсто­ятельств происшествия были обязательно рассмотрены следу­ющие вопросы для выявления виновных:

- проступки лиц, имеющих право на управление транспорт­ными средствами и управляющих ими;

- проступки лиц, не имеющих права на управление транс­портными средствами, но управляющих ими;

- проступки лиц, управляющих транспортными средства­ми, имеющих ограничения по медицинским показаниям, но на­рушающих эти ограничения;

- проступки должностных лиц, отвечающих за техничес­кое состояние автотранспорта, состояние дорог и дорожных со­оружений и знаков;

- проступки лиц, находившихся в сфере действия транс­портных средств и обязанных соблюдать правила безопас­ности;

- проступки лиц, передавших управление транспортным средством людям, не имеющим на это права;

- проступки лиц, незаконно овладевших транспортными средствами;

- проступки лиц, самостоятельно переоборудовавших транспортное средство без согласования в соответствующей инстанции.

Адвокаты должны принимать меры для проверки соответ­ствия участка дороги, на котором произошло ДТП, требовани­ям государственного стандарта и других нормативных актов.

В случае ДТП, происшедшего по причине недостатков до­роги, разметки или установки дорожных знаков, адвокату сле­дует затребовать соответствующие контрольно-наблюдатель­ные дела для выявления степени вины обслуживающих дорогу организаций, не принявших мер для ремонта повреждений до­роги, или подразделения ГИБДД, не зарегистрировавшего по­вреждения или не добившегося от этих организаций ремонта в установленные сроки.

Адвокаты должны знать обязанности дорожных организа­ций и требовать включения в судебный процесс необходимых запросов, справок и экспертиз, если есть предположение, что ДТП не предотвращено или отягчено из-за дорожных условий.

Адвокату полезно поинтересоваться, когда контролирующи­ми органами ГИБДД была проведена последняя официальная проверка качества трассы на участке, где произошло ДТП, были ли отмечены недостатки дороги, послужившие причиной ДТП, какие были назначены сроки для их исправления и исправле­ны ли они.

При осмотре места происшествия необходимо проверить наличие необходимых знаков или констатировать их отсут­ствие, правильность установки соответствующих знаков. Впол­не вероятно, что отсутствие, неправильная установка или не­заметность знака послужили причиной поздней реакции води­теля и невозможности предотвратить ДТП.

Если ДТП произошло ночью, адвокат должен изучить воп­рос соответствия освещенности на месте происшествия уста­новленным нормам.

В случае возбуждения уголовного дела при проверке доро­ги должны использоваться данные контрольно-наблюдатель­ного дела, которое ведет Департамент инспекции и организа­ции движения ГИБДД на проверяемую дорогу, в том числе:

дислокация дорожных знаков, схемы разметки, паспор­та светофорных объектов;

- статистика аварийности;

- акты предыдущих проверок;

- планы работ дорожных и коммунальных организаций в части обеспечения безопасности движения;

- проекты (схемы) организации дорожного движения.

При проверке основное внимание должно уделяться[37]:

- состоянию проезжей части, обочин, тротуаров, пешеход­ных и велосипедных дорожек;

- обеспечению видимости на кривых в плане и продольном профиле, пересечениях и примыканиях;

- состоянию и оборудованию железнодорожных переездов, остановок маршрутных транспортных средств;

- состоянию дорожных ограждений, освещения, дорожных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей, виаду­ков, подземных и надземных пешеходных переходов);

- обозначению и оборудованию пешеходных переходов;

- ограждению мест производства работ на проезжей час­ти, организации и состоянию их объездов;

- искусственному освещению на пересечениях в разных уровнях, на участках дорог, проходящих через населенные пун­кты, на остановках общественного транспорта;

- состоянию дорожных знаков, разметки и светофоров;

- соответствию режимов работы светофорных объектов действующей документации;

- системе информационного, маршрутного ориентирова­ния водителей, в том числе для грузового и транзитного транс­порта;

- состоянию стоянок и площадок отдыха.

При проверке улиц наряду с вопросами, указанными выше, проверяется также эксплуатационное состояние:

- люков смотровых колодцев и решеток дождеприемников;

- наружного освещения в зоне расположения школ, обще­ственно-культурных организаций;

- оборудованных стоянок около культурных, торговых и спортивных центров, административных зданий;

- оборудования и обустройства маршрутов транспорта об­щего пользования (автобусов, троллейбусов, трамваев);

- проезжей части в местах пересечения с трамвайными пу­тями.

При проверке состояния железнодорожного переезда основ­ное внимание уделяется:

- соответствию его категории условиям движения;

- геометрическим элементам дороги на подходах к переезду;

- обеспечению видимости переезда и железнодорожного полотна, приближающегося поезда с места водителя;

- оборудованию переезда дорожными знаками, световой и звуковой сигнализацией, светофорами, шлагбаумами, искусст­венным освещением, ограждениями, габаритными воротами;

- наличию пешеходных дорожек;

- состоянию проезжей части на переезде и подходах, на­стила;

- наличию разметки проезжей части дороги на подходах к переезду и вертикальной разметки на дорожных сооружениях.

Водитель и адвокат должны помнить, что обязанность предотвратить ДТП наступает не с момента возникнове­ния опасности, а с момента, когда водитель ее обнаружил либо должен был или мог предвидеть ее возникновение.

Глава 7. Вопросы страхования

Основные продукты по страхованию, предлагаемые страхо­выми компаниями, включают в себя страхование имущества, гражданской ответственности, грузов, автомобилей, в том чис­ле пассажиров и водителя, страхование от несчастных случа­ев, корпоративное страхование выезжающих за рубеж, и пе­рестрахование. Это также страхование жизни, имущества фи­зических лиц и т. д.

Виды страхования, с которыми встречается офис-менеджер, выполняя свои должностные обязанности:

- страхование имущества юридических лиц;

- автострахование юридических лиц (три вида страхова­ния);

- страхование от несчастных случаев, болезней и на время командировок – этим видом страхования сотрудников зани­мается отдел кадров. Но в части вопросов о командировках офис-менеджер должен знать правила страхования и проду­мать действия своей группы по организации поездок при на­ступлении страхового случая.

Необходимо тщательно подходить к выбору страховой ком­пании (как и к выбору поставщика, в данном случае это по­ставщик услуг по страхованию). При выборе страховой ком­пании следует обратить внимание в первую очередь на уро­вень финансовой надежности страховой компании на россий­ском рынке. Страховая компания должна быть лицензирова­на Федеральной службой страхового надзора, иметь лицензию на ведение операций в России. Как правило, страховые ком­пании продают свои страховые полисы через широкую сеть офисов и представительств, квалифицированных страховых брокеров и агентов.

Необходимо ознакомиться со списком клиентов данной стра­ховой компании, поинтересоваться у корпоративных клиентов об их опыте работы с данной страховой компанией. Рекоменду­ется рассмотреть предложения как минимум 3-4 страховых компаний и потом уже делать выбор.

Наши рекомендации