Изучение вопросов ЕСН и пенсионного обеспечения на предприятиях

При прохождении практики в государственной налоговой инспекции

1) Анализ по данным расчетных ведомостей по ЕСН и налоговых деклараций по ЕСН, по обязательному пенсионному страхованию, в том числе и анализ отчислений в Пенсионный Фонд. Методику заполнения этих документов.

При прохождении практики в коммерческом банке

1) Методика заполнения расчетных документов по налоговой декларации по ЕСН, по обязательному пенсионному страхованию, по расчетной ведомости по средствам фонда социального страхования. Изучить методику расчета отчислений во внебюджетные фонды.

При прохождении практики на предприятии (организации) различных отраслей экономики:

1) Анализ по данным расчетных ведомостей по ЕСН и налоговых деклараций по ЕСН, по обязательному пенсионному страхованию, в том числе в и анализ отчислений в Пенсионный Фонд. Изучить методику расчета отчислений во внебюджетные фонды, правила заполнения этих документов.

Результаты анализа рекомендуется оформить в виде таблиц (представленных ниже), графиков, диаграмм и аналитических записок к ним.

Таблица 1

Сведения о численности пенсионеров и средних размерах назначенных им пенсий по РФ по состоянию на 01 .01. 200__г.

Показатели Номер строки Численность пенсионеров Средний размер пенсии, руб.
всего В том числе работающих общий В том числе
Базовой части Страховой части По гос. пенсионному обеспечению
             

Таблица 2

Анализ доходов бюджета УПФ по г. Чебоксары за 200_-200__ гг.

Наименование дохода Код дохода по КД 2003г. тыс. руб. 2004г тыс. руб. 2005г. тыс. руб. Изменение, +,- 2004с 2003г Изменение, +,- 2005с 2004г. Темп роста, 2004г. по сравнению с 2005г.% Темп роста, 2004г. по сравнению с 2005г.%
                 

Таблица 3

Анализ расходов УПФ по г. Чебоксары за 200__-200__г.г.

Наименование расходов Код расход по КД 2003г. тыс. руб. 2004г тыс. руб. 2005г. тыс. руб. Изменение, +,- 2004с 2003г Изменение, +,- 2005с 2004г. Темп роста,% 2004г. по сравнению с 2005г Темп роста,% 2004г. по сравнению с 2005г

Таблица 4

Расходы Отделения ПФР за 200__г.

Наименование Коды Кассовое исполнение (тыс. руб.)
  По ППП По ФКР По КЦСр По КВР  
           

Таблица 5

Расходы Отделения ПФР за 200__г.

Наименование Коды Кассовое исполнение (тыс. руб.)
  По ППП По ФКР По КЦСр По КВР  
           

Таблица 6

Расходы Отделения ПФР за 200__г.

Наименование Коды Кассовое исполнение (тыс. руб.)
  По ППП По ФКР По КЦСр По КВР  
           

Таблица 7

Анализ расходов на пенсионное обеспечение за 200__-200__ г.г.

Наименование расходов Код расход по КД 2003г. тыс. руб. 2004г тыс. .руб 2005г. тыс. руб. Изменение, +,- 2004с 2003г Изменение, +,- 2005с 2004г. Темп роста,% 2004г. по сравнению с 2005г

Таблица 8

Анализ источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Отделения ПФР за 200__-200__гг.

Наименование источника внутреннего финансирования дефицита Отделения ПФР КБК 2003г тыс. руб. 2004г тыс. руб. 2005г тыс. руб. Изменение, +,- 2004с 2003г Изменение, +,- 2005с 2004г. Темп роста,% 2004г. по сравнению с 2005г

Таблица 9.

Анализ доходов и расходов бюджета Отделения ПФР, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий за 2003-2005 г.г.

Наименование расходов 2003г. тыс. руб. 2004г тыс. руб. 2005г тыс. руб. Изменение, +,- 2004с 2003г Изменение, +,- 2005с 2004г. Темп роста, 2004г. по сравнению с 2005г.%

При прохождении практики в органах управления или внебюджетных фондах без пунктов 7, 8 и 9, но дополнительно:

· правовая база их деятельности;

· изучение механизма предоставления трансфертов регионам и фондам при составлении бюджетов РФ и ее субъектов;

· регулирование деятельности их центральными органами.

На практике в налоговой инспекции

Студенты должны пользоваться методическими рекомендациями для бюджетных учреждений и составлять отчет по рекомендованной схеме. В дополнении к этому необходимо провести анализ следующих вопросов.

· правовая база деятельности ИФНС;

· организация учета налогоплательщиков;

· контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками;

· организация оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов и других платежей в ИФНС;

· организация работы ИФНС по взысканию недоимок по налогам;

· применение мер ответственности к нарушителям налогового законодательства;

· организация контроля за выполнением требований в отношении наличного денежного обращения;

· требования, предъявляемые к работникам ИФН.

· формы отчетности ИФНС.

Для оценки работы ИФНС предусмотрены следующие критерии.

1. По общей оценке показателей эффективности контрольной работы:

– удельный вес дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы в общей сумме начисленных платежей по декларациям (расчетам) за отчетный период;

– сумма дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы (без учета пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) в расчете на одного сотрудника УМНС России по субъекту Федерации за отчетный период;

– удельный вес сумм взысканных платежей по результатам выездных и камеральных проверок в общей сумме дополнительно начисленных платежей за отчетный период;

– изменение удельного веса сумм взысканных платежей по результатам выездных и камеральных проверок в общей сумме дополнительно начисленных платежей по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;

– сумма дополнительно взысканных платежей по результатам контрольной работы в расчете на одного сотрудника УМНС России по субъекту Федерации за отчетный период;

– удельный вес сумм, по которым отказано в возмещении НДС по операциям от экспорта и на внутреннем рынке, в общей сумме доначисленных, но не уплаченных (не полностью уплаченных) налогов (без учета налоговых санкций и пеней) и неправомерно предъявленного к возмещению НДС, выявленного по результатам налоговых проверок по операциям от экспорта и на внутреннем рынке за отчетный период.

2. По оценке показателей организации и проведения камеральных проверок:

– удельный вес дополнительно начисленных платежей по камеральным проверкам (без учета пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) в общей сумме дополнительно начисленных платежей по выездным и камеральным проверкам (без учета пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) за отчетный период;

– изменение удельного веса дополнительно начисленных платежей по камеральным проверкам (без учета пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) в общей сумме дополнительно начисленных платежей по выездным и камеральным проверкам (без учета пеней, начисленных по карточкам лицевых счетов) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;

– сумма дополнительно начисленных платежей в расчете на одну камеральную проверку за отчетный период.

3. По оценке показателей организации и проведения выездных проверок:

– удельный вес результативных выездных проверок (в ходе которых выявлены нарушения) в их общем количестве за отчетный период;

– сумма дополнительно начисленных платежей по результатам выездных проверок в расчете на одну проверку за отчетный период;

– удельный вес дополнительно начисленных по результатам выездных проверок сумм, уменьшенных по решениям судебных и вышестоящих органов, в общей сумме доначисленных платежей за отчетный период;

– процентное соотношение количества выездных проверок обособленных подразделений организаций, находящихся на территории другого субъекта Федерации, и общего количества выездных проверок организаций за отчетный период;

– доля встречных проверок, проведенных по запросам управлений МНС России других регионов, в общем количестве выездных проверок организаций за отчетный период.

4. По оценке работы с организациями, не представляющими в налоговые органы отчетность или представляющими «нулевую» отчетность:

– доля организаций, не представляющих отчетность или представляющих «нулевую» отчетность, в общем количестве организаций, состоящих на учете в отчетном периоде;

– изменение доли организаций, не представляющих отчетность или представляющих «нулевую» отчетность, в общем количестве организаций, состоящих на учете на конец отчетного периода по сравнению с его началом;

– для индивидуальных предпринимателей, не представляющих отчетность или представляющих «нулевую» отчетность, в общем количестве индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете за отчетный период;

– изменение доли индивидуальных предпринимателей, не представляющих отчетность или представляющих «нулевую» отчетность, в общем количестве индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете, на конец отчетного периода по сравнению с началом года.

Результаты анализа рекомендуется оформить в виде таблиц (представленных ниже), графиков, диаграмм и аналитических записок к ним.

Таблица

Сведения о численности налогоплательщиков - юридических лиц, состоящих на учет в ИФНС за 2004-2005 гг. (ед.)

Показатели Абсолютное изменение, (+;-) Темп роста, %
Количество предприятий и организаций, поставленных на учет в налоговом органе, всего          
в том числе:          
Торговые предприятия          
производственные предприятия          
предприятия по оказанию услуг          
Прочие          

Таблица

Сведения о численности налогоплательщиков - физических лиц, поставленных на учет в ИФНС за 2004-2005 гг.

(чел.)

Показатели 2004 г. 2005 г. Абсолют-ное изменение, (+/-) Темп изменения, %
Численность физических лиц, учтенных в налоговом органе с присвоением ИНН, всего          
в том числе:
Предприниматели без образования юри­дического лица          
Нотариусы          
Прочие физические лица          

Таблица

Динамика поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней от налогоплательщиков, зарегистрированных в ИФНС за 2003 – 2005 г.г.

(тыс.руб.)

Налоги Отклонения (+, -)
    2004 - 2003 2005 – 2004

Таблица

Результаты выездных проверок соблюдения законодательства о налогах и

сборах ИФНС за 2003 – 2005 г.г..

Показатели 2004 г. 2005 г. Абсолютное изменение, (+;-) Темп из­менения, %
1. Количество выездных проверок по: 1.1. юридическим лицам 1.2. физическим лицам          
2. Количество проверок, выявивших наруше­ния по: 2.1. юридическим лицам 2.2. физическим лицам          
3. Уровень проверок (в %) с нулевым резуль­татом к общему количеству выездных прове­рок по: 3.1. юридическим лицам 3.2. физическим лицам          
4. Количество работников, осуществляющих выездные налоговые проверки          
5.1. Количество результативных проверок в расчете на одного налогового инспектора, осуществляющего выездные налоговые про­верки          
5.2. Количество безрезультатных проверок в расчете на одного налогового инспектора, осуществляющего выездные налоговые про­верки          
6. Доначислено платежей по результатам вы­ездных проверок всего, в том числе: (млн. руб.)          
6.1. по юридическим лицам          
6.2. по физическим лицам          
7. Эффективность выездной проверки (суммы доначисленных платежей в расчете на одну проверку) (тыс. руб.) 7.1. юридического лица 7.2. физического лица          
8. Суммы доначисленных платежей по ре­зультатам выездных проверок в расчете на, одного налогового инспектора, осуществляющего выездные налоговые проверки          

Результаты камеральных проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах ИФНС за 2003 – 2005 г.г.

Показатели 2004 г. 2005 г. Отклонение, (+;-) Темп изме­нения, %
1. Количество камеральных проверок всего, из них:          
- выявившие нарушения          
- с использованием дополнительных сведений          
2. Всего доначислено платежей по ре­зультатам камеральных проверок (млн. рублей)          
3. Уровень проверок, выявивших нару­шения (в %), к общему количеству каме­ральных проверок          
4. Эффективность камеральной проверки (суммы доначисленных платежей в рас­чете на одну проверку) (тыс. руб.)          

Основные показатели контрольной работы по юридическим и физическим лицам ИФНС за 2003 – 2005 г.г.

(тыс. руб.)

Показатели
юр. лица физ. лица юр. лица физ. лица юр. лица физ. лица
Количество проверок            
Доначислено всего Доначислено на одну проверку % к предыдущему году            
Взыскано всего Взыскано на одну проверку % к предыдущему году            
% взыскания            

3.5. Методические рекомендации для прохождения практики

В страховых организациях

1 часть – производственная

1. Общая характеристика страховых организаций:

- организационная – учредительные документы, штатное расписание, должностные инструкции;

- экономическая – основные показатели финансово-хозяйственной деятельности в динамике.

2. Регулирование деятельности страховых организаций:

- правовая база страховой деятельности;

- регулирование страховой деятельности департаментом государственного страхового надзора;

- регулирование деятельности филиалов вышестоящей организацией.

3. Бухгалтерская отчетность страховых организаций.

4. Анализ денежных потоков.

5. Анализ страховой деятельности по видам страхования: а) анализ поступления страховых взносов; б) анализ страховых выплат.

6. Анализ налоговых платежей.

7. Анализ инвестиций.

8. Изучение правил страхования, страховых договоров.

9. Изучение страховых тарифов по различным видам страхования.

10. Порядок хранения денежных средств на расчетном счете, в кассе, бланки строгой отчетности.

11. Анализ формирования и использования страховых резервов.

12. Порядок расчетов со страхователями по начислению страховых взносов и выплате страховых возмещений.

13. Финансовая политика страховых организаций (составление бизнес-планов, бюджетирование и другие виды).

2 часть – научная

Углубленное изучение разделов страхования, например имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховых резервов, налогообложения страховой деятельности, инвестиций и т. п.

Таблица

Динамика и структура поступления страховых премий

Виды страхования Год год Абсолютное изменение Темп роста
сумма уд. вес сумма уд. вес
             

Таблица

Динамика и структура страховых выплат

Виды страхования Год год Абсолютное изменение Темп роста
сумма уд. вес сумма уд. вес
             

Таблица

Динамика состава и структуры расходов на ведение дела

Виды расходов Год год Абсолютное изменение Темп роста
сумма уд. вес сумма уд. вес
             

Таблица

Динамика и структура заключенных страховых договоров

Виды страхования Год Год Абсолютное изменение Темп роста
сумма уд. вес сумма уд. вес
             

Таблица

Виды страхования Год Год Абсолютное изменение Темп роста
Количество Уд. вес Количество Уд. вес
             

Таблица

Динамика и структура инвестиций

Виды инвестиций Год год Абсолютное изменение Темп роста
сумма уд. вес сумма уд. вес
             

Таблица

Динамика и структура страховых резервов

Виды страховых резервов Год год Абсолютное изменение Темп роста
сумма уд. вес сумма уд. вес
             

Таблица

Динамика и структура по страхованию имущества

Виды имущественного страхования Год год Абсолютное изменение Темп роста
Сумма уд. вес сумма уд. вес
             

Таблица

Динамика и структура по личному страхованию

Виды личного страхования Год год Абсолютное изменение Темп роста
сумма уд. вес сумма уд. вес
             

Таблица

Динамика и структура по страхованию ответственности

Виды страхования ответственности Год год Абсолютное изменение Темп роста
Сумма уд. вес сумма уд. вес
             

3.6. Методические рекомендации для прохождения практики

В ФСС, ТФОМС

Студенты должны пользоваться методическими рекомендациями для прохождения практики в Управлении или Отделении Пенсионного Фонда и составлять отчет по рекомендованной схеме. В дополнение к этому необходимо провести технологический анализ следующих вопросов.

· правовая база их деятельности;

· изучение механизма предоставления трансфертов регионам и фондам при составлении бюджетов РФ и ее субъектов;

· регулирование их деятельности центральными органами.

3.7. Методические рекомендации для прохождения практики

в коммерческом банке

Часть 1 – производственная

- изучение влияния различных макроэкономических и социальных факторов и законов на финансовую деятельность банка, установление закономерностей и тенденций экономических явлений в их взаимодействии на существование конкретного банка (например, изменение рыночной ситуации, рыночных ставок, валютных курсов, влияющих на коммерческую деятельность банка и его финансовые показатели);

- обоснование текущих и перспективных планов (без углубленного анализа деятельности банка и обоснования прогнозов, без изучения закономерностей развития финансово-кредитного учреждения и выявления соответствующих недоработок не представляется возможным разработать план, адекватный успешному развитию банка);

- контроль за выполнением планов и менеджерских решений при осуществлении активно-пассивных операций;

- поиск резервов повышения эффективности работы банка;

- оценка результатов деятельности коммерческого банка и выполнения разработанных планов, оценку достигнутого банком уровня в его коммерческой и финансовой деятельности, оценку полноты использования всех ресурсов банка (такая оценка позволяет оперативно вмешиваться в текущую деятельность банка с целью устранения выявленных недочетов);

- разработка комплекса мер по использованию выявленных дополнительных ресурсов (разработка внутрибанковских документов и положений, позволяющих повысить прибыльность банка при минимизации рисков и поддержании ликвидности на должном уровне).

Наши рекомендации