Объем финансовых средств, инвестированных в развитие производства
(тыс. руб.)
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
ОАО Агрофирма «Цветы Алтая» | ||||
ФГУП учхоз «Пригородное» | ||||
ОАО «Птицевод Алтая» | ||||
ОПХ им. В.В. Докучаева | ||||
ОПХ «Овощевод» | ||||
АГКУП «Индустриальный» | ||||
ОАО Племпредприятие «Барнаульское» | ||||
ОАО «Спутник» | ||||
ИТОГО (млн.рублей) | 165,4 | 212,4 | 102,8 |
В 2007-2010 годах наибольшая инвестиционная активность отмечалась в АКГУП «Индустриальный». Предприятием построены и введены в эксплуатацию 3 новые теплицы блочного типа общей площадью 6,24 га для выращивания овощей и зеленых культур с применением современных технологий, построена газовая котельная. Объем инвестиций составил более 480 млн. рублей, из них 135,0 млн. рублей - собственные средства.
Основная специализация ГУП ОПХ им. В.В. Докучаева – производство семенного материала. В 2007-2008 годах за счет собственных и кредитных средств была произведена замена всей сельскохозяйственной техники на импортную высокопроизводительную технику. Суммарный объем инвестиций составил более 70 млн.рублей или 70% от необходимых средств для полного перевооружения хозяйства.
ФГУП учхоз «Пригородное» в 2007-2010 годах смогло за счет собственных средств (на общую сумму более 25 млн.рублей) приобрести новую технику – комбайн, сеялки, самоходную жатку, бороны и др.
Применение современной техники позволило предприятиям значительно снизить затраты материальных ресурсов и труда на производство зерна, проводить посевные и уборочные работы в максимально короткие сроки, уменьшить потери и в 2010 году на 17% увеличить объемы производства зерновых и овощных культур в сравнении с 2007 годом.
Валовое производство сельскохозяйственной продукции хозяйствами всех категорий г.Барнаула в 2009 году составило более 1,6 млрд.рублей (в 2007 году - 1,4 млрд.рублей). Необходимо отметить, что около 80% объемов производства приходится на продукцию растениеводства.
В структуре производства продукции основной удельный вес занимают частные подсобные хозяйства, которыми в 2009 году произведено продукции на сумму более 1 млрд.рублей или около 75% от общего объема произведенной сельскохозяйственной продукции. Доля сельскохозяйственных организаций составляет 24-25%, крестьянских фермерских хозяйств - около 0,1%.
Существенный вклад в производство продукции растениеводства осуществляют садоводческие товарищества. На территории города расположено 84 садоводческих некоммерческих объединений граждан. По экспертным оценкам на садовых участках граждан ежегодно выращивается около 110 тыс.ц картофеля, 190 тыс.ц овощей и 200 тыс.ц плодов и ягод.
В настоящее время Барнаул является одним из ведущих научно-исследовательских центров в Алтайском крае и Западной Сибири в сфере сельского хозяйства и обладает большим научно-производственным потенциалом.
На модернизацию производства к 2012 году сельскохозяйственные предприятия города планируют затратить более 650 млн.рублей.
Выводы:
- г. Барнаул является одним из ведущих научно-исследовательских центров в Алтайском крае и Западной Сибири в сфере сельского хозяйства;
- основная доля продукции сельского хозяйства (порядка 75%) производится в частных подсобных хозяйствах;
- в городе развито дачное хозяйство.
Предпринимательство
Малый бизнес развивается все динамичнее и оказывает существенное влияние на экономику города и решение социальных вопросов.
Малое и среднее предпринимательство относится к числу приоритетных секторов экономики, имеющих принципиальное значение для экономической и политической стабильности, динамичного общественного развития, освоения новых видов товаров, повышения качества услуг, социальной мобильности общества, формирования среднего класса.
Достигнуты определенные успехи в развитии предприятий малого и среднего бизнеса, субъекты малого и среднего предпринимательства оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие города. Малый и средний бизнес является одним из источников формирования доходной части городского бюджета (38,4% от общей суммы налоговых поступлений в городской бюджет за 2009 год). Из общего количества налогоплательщиков, осуществляющих отчисления в городской бюджет, доля субъектов малого и среднего предпринимательства с каждым годом возрастает.
В Барнауле наблюдается тенденция увеличения числа субъектов малого предпринимательства. Количество малых предприятий по итогам 2009 года составило 17798 единиц (2008 год - 14614 единиц), количество индивидуальных предпринимателей составило 25724 единицы (2008 год -25251 единица), привлечение инвестиций в основной капитал в малом бизнесе составило 2,9 млрд.рублей (2008 год - 2,0 млрд.рублей) (таблица 1.9).
Отраслевая структура по числу малых предприятий в городе по итогам 2009 года представлена следующими видами деятельности:
оптовая и розничная торговля - 47,8%;
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг -18,2%;
обрабатывающие производства- 10,2%;
строительство - 9,5%;
транспорт и связь - 5,2%;
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 1,1%;
прочие виды деятельности - 8%.
Положительная динамика основных показателей деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что предпринимательство в городе развивается и вносит значительный вклад в экономику города.
Устойчивому развитию предпринимательства способствовало выполнение мероприятий целевой программы «Развитие предпринимательства в городе Барнауле на 2008-2010 годы». За период действия программы предпринимателям выделено 16 млн.рублей из городского бюджета на субсидирование части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам и выдано более 1 млрд.рублей кредитных ресурсов под льготные процентные ставки, оказана имущественная поддержка 162 предпринимателям, которые являются арендаторами муниципального имущества.
Тем не менее, финансово-экономический кризис отрицательно сказывается на развитии предпринимательства, сдерживается ввод новых мощностей, проблематичным остается получение кредита, высоки тарифные ставки на коммунальные услуги, ставки на аренду помещений, налоговые и арендные платежи за землепользование, упал спрос на отдельные виды товаров и услуг.
Таблица 1.9
Показатели численности и заработной платы
в малом предпринимательстве
Наименование показателей | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Количество малых предприятий, единиц | 1076* | |||
Количество индивидуальных предпринимателей, единиц | ||||
Среднесписочная численность работников малых предприятий, тыс. человек | 64,6 | 74,3 | 69,5 | 23,9* |
Средняя начисленная заработная плата одного работника малого предприятия, рублей | 10936* | |||
Удельный вес занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике, % | 43,8 | 45,5 | 44,0 | 44,5 |
* - без учета микропредприятий
С целью оказания кредитной поддержки малому и среднему бизнесу в 2010 году администрацией было подписано Соглашение о сотрудничестве с Алтайским банком Сбербанка России по льготному кредитованию. В рамках действующего между администрацией города и Алтайским банком Сбербанка России Соглашения о льготном кредитовании 155 субъектов малого и среднего предпринимательства получили льготные кредиты на сумму более 430 млн.рублей. Из бюджета города в виде субсидирования части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам субъектам малого бизнеса выдано 8 млн.рублей.
Несмотря на положительную динамику развития малого и среднего предпринимательств, следует отметить наличие ряда причин и факторов, сдерживающих развитие предпринимательства:
- недостаточные меры государственной и муниципальной поддержки;
- административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов;
- нехватка квалифицированных кадров;
- недостаточный уровень юридических и экономических знаний предпринимателей, необходимых для более эффективного развития бизнеса;
- недостаток материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела у начинающих предпринимателей.
Кроме этого, в настоящее время малое и среднее предпринимательство характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой неустойчивостью и другими показателями, определяющими его экономическую нестабильность.
Опыт реализации муниципальных программ поддержки предпринимательства в городе показал, что эффективными могут быть только меры комплексной поддержки и взаимодействия органов местного самоуправления и предпринимательства.
Выводы:
- малый бизнес в городе динамично развивается;
- созданы и работают формы взаимодействия бизнеса и власти;
- приоритетным направлением развития малого предпринимательства в городе является поддержка малых предприятий производственной сферы.
Муниципальные финансы
Доходы. 2010 год отмечен как первый посткризисный год, когда экономика города постепенно выходит на подъем.
Доходная часть бюджета города в 2010 году исполнена в объеме 8337,9 млн.рублей, что на 933,2 тыс.рублей (12,6%) выше уровня 2009 года и на 790,5 тыс.рублей (10,5%) уровня 2008 года (таблица 1.10).
Таблица 1.10
Структура доходов бюджета города
(млн.рублей)
Наименование показателей | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 2939,5 | 3655,4 | 3677,1 | 4502,7 |
Налог на доходы физических лиц | 1711,1 | 2189,8 | 2211,9 | 2368,8 |
Налоги на совокупный доход | 843,0 | 1052,2 | 952,7 | 1107,1 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 560,8 | 757,2 | 669,3 | 790,7 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 278,3 | 288,4 | 281,0 | 314,9 |
Единый сельскохозяйственный налог | 3,9 | 6,6 | 2,4 | 1,5 |
Налоги на имущество | 309,6 | 327,4 | 418,3 | 770,5 |
Налог на имущество физических лиц | 42,6 | 46,4 | 112,3 | 127,7 |
Земельный налог | 267,0 | 281,0 | 306,0 | 642,8 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 4,5 | 4,1 | 5,0 | 6,0 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 1,9 | 2,7 | 3,5 | 4,1 |
Сбор за пользование объектами животного мира | 2,6 | 1,4 | 1,5 | 1,8 |
Государственная пошлина | 70,0 | 80,0 | 89,2 | 249,9 |
Задолженность и пересчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 1,3 | 2,0 | 53,9 | 432,8 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 1286,3 | 1091,5 | 997,4 | 1070,7 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 538,6 | 610,9 | 574,6 | 629,0 |
Дивиденды по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале находящихся в собственности городских округов | 1,3 | 1,4 | 2,7 | 4,7 |
Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств местных бюджетов | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,1 |
Арендная плата за земли | 253,3 | 364,3 | 330,8 | 405,4 |
Арендная плата за земли (до разграничения) | 206,9 | 350,9 | 307,0 | 354,6 |
Арендная плата за земли (после разграничения) | 46,3 | 13,4 | 23,7 | 50,8 |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных органов управления и созданных ими учреждений и переданного по договорам на обслуживание муниципальным предприятиям | 235,5 | 204,6 | 232,4 | 212,3 |
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий | 2,7 | 6,2 | 3,1 | 4,4 |
Средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление | 45,5 | 32,3 | 3,4 | - |
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности | - | 1,8 | 2,0 | 2,0 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 10,2 | 14,1 | 14,2 | 16,7 |
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду | 10,2 | 14,1 | 14,2 | 16,7 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат | 10,4 | 12,2 | 18,0 | 20,4 |
Сборы за выдачу органами местного самоуправления лицензий на розничную продажу алкогольной продукции | 10,0 | 11,4 | 12,1 | - |
Прочие доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 0,4 | 0,8 | 5,9 | 20,4 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 661,0 | 255,8 | 316,7 | 225,0 |
Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) | 661,0 | 147,3 | 240,4 | 123,3 |
Доходы от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением земельных участков автономных учреждений, а также земельных участков государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) | - | 108,5 | 76,3 | 101,6 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 72,6 | 106,1 | 123,5 | 176,0 |
Прочие неналоговые доходы | -6,4 | 92,5 | -49,5 | 3,7 |
ИТОГО НАЛОГОВЫХ И НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ | 4225,8 | 4747,0 | 4674,5 | 5573,4 |
Безвозмездные поступления | 3302,2 | 2800,4 | 2730,2 | 2764,5 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 3292,2 | 2794,3 | 2727,0 | 2761,1 |
Дотации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 86,6 | 84,3 | 74,4 | 64,7 |
Субсидии от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 827,9 | 1196,1 | 1100,3 | 939,1 |
Безвозмездные поступления в бюджеты городских округов | 10,0 | 6,1 | 3,1 | 3,4 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 7547,4 | 7404,7 | 8337,9 |
Бюджетная обеспеченность за счет доходов в 2010 году составила
12,8 тыс.рублей на одного жителя, что выше уровня 2009 года на 12,3% и уровня 2008 года на 10,3% (таблица 1.11).
Таблица 1.11
Уровень доходов бюджета города на одного жителя
(тыс.рублей)
Наименование показателей | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Доходы на одного жителя | 11,6 | 11,6 | 11,4 | 12,8 |
Расходы на одного жителя | 11,4 | 11,7 | 11,2 | 12,5 |
Налоговых и неналоговых доходов поступило 5573,4 млн.рублей, что на 19,2% выше уровня 2009 года и на 17,4 % - 2008 года.
На протяжении последних лет финансовая самостоятельность бюджета города увеличивается. Доля налоговых и неналоговых доходов возросла с 62,9 % в 2008 году до 66,8% в 2010 году.
Основной рост доходов бюджета города Барнаула сложился за счет налоговых поступлений.Наибольший прирост дали поступления по земельному налогу в 2,1 раза или на 336,8 млн.рублей в связи с увеличением кадастровой стоимости земли с 01.01.2010. Увеличение размеров государственной пошлины повлияло на объем поступивших доходов в
2,8 раза или на 160,7 млн.рублей.
Одним из основных источников налоговых доходов является налог на доходы физических лиц, в объеме налоговых доходов – 52,6%, рост поступлений к 2009 году составил 107,1%, к 2008-108,2%.
За 2010 год общий объем налоговых доходов составил
4502,7 млн.рублей или 122,5% к уровню 2009 года и 123,2% к уровню
2008 года.
Неналоговые доходы составили 1070,7 млн.рублей или 107,3% к уровню 2009 года, но на 1,9% ниже уровня 2008 года.
Межбюджетные трансферты за 2010 год составили 2761,1 млн.рублей, что выше уровня 2009 года на 34,1 млн.рублей.
Бюджет города в 2010 году исполнен с профицитом, который составил 202,2 млн.рублей. Для сравнения, в 2009 году профицит бюджета составлял 91,4 млн.рублей, а в 2008 году бюджет был исполнен с дефицитом в 40,7 млн.рублей.
Муниципальный долг с начала года сократился на 406,5 млн.рублей или 93,4% за счет погашения кредитов коммерческим банкам и кредита, предоставленного из федерального бюджета, снижения объема выданных гарантий и на 01.01.2011 составил 28,7 млн.рублей.
Расходы. Общий объем расходов бюджета города за 2010 год составил – 8135,6 млн.рублей, что выше уровня 2008 года на 7,2%, 2009 года на 11,2% (таблица 1.12).
Таблица 1.12
Структура расходов бюджета города
(млн.рублей)
Наименование показателей | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Общегосударственные вопросы | 413,0 | 522,0 | 464,6 | 513,7 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 88,6 | 59,1 | 65,0 | 64,3 |
Национальная экономика | 819,8 | 542,6 | 310,4 | 788,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 1676,3 | 2148,5 | 1670,6 | 1329,4 |
Охрана окружающей среды | 7,1 | 14,1 | 8,8 | 14,0 |
Образование | 2220,2 | 2701,3 | 2973,1 | 3326,9 |
Культура, кинематография, средства массовой информации | 116,9 | 133,8 | 133,0 | 205,9 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 1003,1 | 1213,3 | 1304,9 | 1236,8 |
Социальная политика | 1020,9 | 253,4 | 382,9 | 655,8 |
ИТОГО РАСХОДОВ | 7365,9 | 7588,1 | 7313,3 | 8135,6 |
В структуре расходов бюджета города в 2010 году наибольший удельный вес составили расходы на образование – 40,9%, на жилищно-коммунальное хозяйство – 16,3%, на здравоохранение, физическую культуру и спорт – 15,2%.
Рост расходов обусловлен внедрением новых систем оплаты труда в дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях культуры, увеличением средств, направленных на капитальные вложения и капитальные ремонты учреждений бюджетной сферы, охрану окружающей среды.
На реализацию адресной инвестиционной программы за счет средств бюджета города в 2010 году направлено 475,8 млн.рублей, что выше уровня 2009 года в 1,5 раза.
В 2010 году расходы на ремонт дорог за счет всех источников финансирования превысили объем 2008 года на 45%, 2009 года на 178%. Проведена работа по привлечению дополнительных средств из вышестоящих бюджетов, в результате которой из федерального бюджета городу выделено 563,9 млн.рублей.
На особом контроле администрации города находится наличие кредиторской задолженности по финансированию расходов прошлых лет. В результате проведенной работы за последние пять лет просроченная кредиторская задолженность сократилась на сумму более
1 млрд. 202 млн.рублей.
В 2010 году проведена работа по сокращению «неэффективных» расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Отменены расходные обязательства города Барнаула в части предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов по централизованному отоплению, водоснабжению и водоотведению. Снижение «неэффективных» расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства к уровню 2009 года составило 25,2%.
В 2010 году в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в городе построен и введен в эксплуатацию первый в регионе энергоэффективный дом и осуществлено переселение граждан из
2 аварийных жилых домов.
В течение ряда лет администрацией города разрабатывается и утверждается план мероприятий по увеличению поступлений доходов и оптимизации расходов бюджета города, повышению эффективности исполнения бюджета.