Раздел I. Анализ социально-экономического положения города Барнаула
Раздел I. Анализ социально-экономического положения города Барнаула
Демография
Численность постоянного населения на 01.01.2011 с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года составила
670,9 тыс.человек (что составляет 27,8% населения Алтайского края и около 50% городского населения края), в том числе по районам:
Железнодорожный – 113,7;
Индустриальный – 181,3;
Ленинский – 149,5;
Октябрьский – 98,6;
Центральный – 127,7 (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Демография
Наименование показателей | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Численность постоянного населения (на конец года), всего, тыс. человек | 647,7 | 650,7 | 652,6 |
мужчин | 289,1 | 289,5 | 289,5 |
женщин | 358,6 | 361,2 | 363,1 |
Число родившихся, тыс. человек | 6,9 | 7,6 | 7,8 |
Число умерших, тыс. человек | 8,1 | 8,1 | 7,6 |
Общий коэффициент рождаемости, на 1000 населения | 10,7 | 11,8 | 12,0 |
Общий коэффициент смертности, на 1000 населения | 12,5 | 12,4 | 11,7 |
Коэффициент естественного прироста (убыли) населения,человек на 1000 населения | -1,8 | -0,6 | 0,3 |
Численность прибывших, тыс.человек | 8,7 | 9,0 | 9,4 |
Численность выбывших, тыс.человек | 9,6 | 8,2 | 7,6 |
Миграционный прирост (убыль) населения, тыс. человек | -0,9 | 0,8 | 1,8 |
Продолжается рост численности детей в возрасте 0 – 15 лет. В
2009 году удельный вес этой категории населения в численности населения города увеличился, и на начало 2010 года он составил 14,9% (на начало
2009 года – 14,6%), при этом увеличился удельный вес лиц старше трудоспособного возраста (на начало 2007 и 2010 года – 19,4 и 20,7% соответственно).
В связи с реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье», ориентированного, в том числе, и на повышение рождаемости, в последние годы в Барнауле наблюдается рост рождаемости с 10,7 человек на 1000 населения в 2007 году до 12,4 в 2010 году.
С 2009 года естественная убыль населения сменилась естественным приростом, который в 2010 году составил 0,6 на 1000 человек населения. Показатель общей смертности снизился за 2007-2010 гг. на 5,6% и по итогам 2010 года составил 11,8 на 1000 человек населения. Смертность населения в трудоспособном возрасте снизилась с 5,3 случаев на 1000 человек населения в 2007 году до 4,9 случаев на 1000 человек населения в 2009 году, снижение составило 7,5%.
В структуре общей смертности населения, по-прежнему, первое место занимают болезни системы кровообращения (в 2009 году – 55,3%), на втором месте – злокачественные новообразования (2009 год – 18,4%), на третьем - травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних факторов (2009 год – 11,8%).
На протяжении последних лет отмечается снижение показателя младенческой смертности с 7,7 в 2007 году до 6,9 на 1000 родившихся живыми в 2009 году.
В общей численности населения города мужчины составляют 44,4%, женщины – 55,6%.
Продолжает снижаться численность лиц трудоспособного возраста. Ежегодное снижение составляет 2,4 – 4,0 тыс.человек. В 2009 году она составила 420,2 тыс.человек (64,4% от общей численности населения) (таблица 1.2).
Таблица 1.2
Возрастная структура населения г.Барнаула
Наименование показателей | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |||
тыс. человек | % | тыс. человек | % | тыс. человек | % | |
Численность населения (на конец года), всего, в том числе: | 647,7 | 650,7 | 652,6 | |||
моложе трудоспособного возраста | 93,1 | 14,4 | 94,9 | 14,6 | 97,5 | 14,9 |
в трудоспособном возрасте | 426,4 | 65,8 | 424,0 | 65,2 | 420,2 | 64,4 |
старше трудоспособного возраста | 128,2 | 19,8 | 131,8 | 20,3 | 134,9 | 20,7 |
В целом в городе наблюдается неблагоприятная ситуация с трудовыми ресурсами в настоящее время и на перспективу.
Уровень жизни населения
Общее снижение численности трудовых ресурсов повлияло на уменьшение численности занятых в экономике.
В связи со вступлением в трудоспособный возраст учащихся
1989-1995 г.р., а также за счет увеличения трудовой миграции планируется, что произойдет рост численности занятых в экономике в последующие годы.
По видам экономической деятельности в структуре занятых в экономике основную долю составляют обрабатывающие производства (19,2%), оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (19,2%), образование (11,6%), (таблица 1.3).
Таблица 1.3
Рынок труда
Наименование показателей | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Темп роста численности занятых в экономике, % | 100,2 | 100,1 | 97,8 |
Численность занятых в экономике (тыс.чел.), в том числе: | 293,7 | 294,1 | 287,5* |
сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях | 3,0 | 3,0 | 2,9 |
лесное хозяйство | 0,2 | 0,2 | 0,5 |
добыча полезных ископаемых | 0,03 | 0,03 | 0,03 |
обрабатывающие производства | 64,8 | 64,8 | 55,4 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 10,0 | 10,1 | 9,0 |
строительство | 16,0 | 16,1 | 12,6 |
транспорт | 16,9 | 16,9 | 15,9 |
связь | 5,6 | 5,6 | 4,8 |
финансовая деятельность | 7,2 | 7,2 | 8,0 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 23,9 | 23,9 | 21,0 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 26,7 | 26,7 | 23,9 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 43,0 | 43,1 | 54,6 |
гостиницы и рестораны | 2,8 | 2,9 | 3,2 |
образование | 34,9 | 35,0 | 32,9 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 31,0 | 31,0 | 32,0 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 7,6 | 7,7 | 10,7 |
В городе на протяжении последних лет наблюдается положительная динамика роста заработной платы (таблица 1.4).
Таблица 1.4
Среднемесячная заработная плата
Наименование показателей | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника (по кругу крупных и средних предприятий), рублей | |||
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника (по полному кругу организаций, включая субъекты малого бизнеса), рублей | |||
Темп роста заработной платы работников по сравнению с прошлым годом, % | 128,5 | 121,5 | 108,1 |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), % | 112,0 | 114,7 | 109,6 |
Среднегодовая величина прожиточного минимума в целом по Алтайскому краю, рублей | |||
Темп роста среднегодовой величины прожиточного минимума в целом по Алтайскому краю, % | 121,9 | 126,3 | 118,9 |
Покупательная способность средней заработной платы, % | 277,7 | 266,6 | 269,6 |
Среднемесячная заработная плата выросла в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 9,6% и составила 14236 рублей. Реальная заработная плата увеличилась на 3,4%.
Просроченная задолженность по заработной плате имеет устойчивую динамику к снижению. На 01 января 2011 года она уменьшилась в 4 раза и составила 7969 тыс.рублей по сравнению с суммой задолженности на начало 2010 года (32553 тыс.рублей). С целью улучшения ситуации с выплатой заработной платы в городе проводятся заседания рабочей группы по регулированию выплаты заработной платы.
Наиболее высокая среднемесячная заработная плата по крупным и средним организациям в 2010 году сохраняется в сфере финансовой деятельности, которая в 2,3 раза превышает средний уровень по городу, наиболее низкая – по виду экономической деятельности «деятельность гостиниц и ресторанов» - 61,8% от среднегородского уровня.
Рост заработной платы в 2010 году по сравнению с 2009 годом, в основном, обеспечивался за счет роста заработной платы в организациях строительства на 24,3%, обрабатывающих производств – 22,6%, в сфере финансовой деятельности – 14,8%.
В число наиболее актуальных социально-экономических вопросов входит занятость населения города (таблица 1.5).
Таблица 1.5
Занятость и безработица
Наименование показателей | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения на конец года, тыс. человек | 3,7 | 3,0 | 6,6 | 4,3 |
Уровень безработицы к трудоспособному населению на конец года, % | 0,9 | 0,7 | 1,5 | 1,0 |
На начало 2010 года численность официально зарегистрированных безработных составляла 6554 человека, к концу года число безработных уменьшилось в 1,5 раза и составило 4304 человека.
Оживление производства, ввод новых рабочих мест в городе (более 4000) позволили снизить напряженность на рынке труда до уровня
1,6 человека на 1 вакантное место (2009 год - 4,6 человека). Новые рабочие места создавались в сфере оптовой и розничной торговли, услуг общественного питания, гостиниц и ресторанов, а также в обрабатывающих производствах. Базовый показатель - уровень официально зарегистрированной безработицы к трудоспособному населению снизился до 1%.
Основными причинами, затрудняющими трудоустройство граждан, являются структурное несоответствие между предлагаемыми вакансиями и профессиональным составом безработных граждан, а также возросшие требования работодателей к квалификации работников.
Для решения данных проблем проводится комплекс мероприятий, включающий в себя проведение «дней открытых дверей» на предприятиях города, ярмарок вакансий учебных и рабочих мест, различные профориентационные акции, совещания, «круглые столы». Создаются временные рабочие места и общественные работы для трудоустройства граждан. Особое внимание направлено на профессиональное обучение, повышение квалификации безработных граждан.
В 2010 году подписано городское трехстороннее соглашение между администрацией города, городскими объединениями работодателей и краевым Советом профсоюзов на 2011 – 2013 годы.
Выводы:
- снижается численность занятых в экономике города;
- сохраняется высокий уровень занятости населения, но при этом имеется структурное несоответствие вакансий и состава безработных граждан.
Промышленность
Производственный сектор экономики города представлен 72 крупными и средними предприятиями обрабатывающих производств и
14 предприятиями производства и распределения электроэнергии, газа и воды.
Крупными и средними предприятиями города в 2010 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 83,4 млрд.рублей, индекс промышленного производства составил 119,8%.
По полному кругу предприятий индекс промышленного производства за 2010 год составил 118,5% к 2009 году, что на 28,9 процентных пунктов выше уровня 2009 года. Объем промышленного производства в сопоставимых ценах превысил уровень докризисного 2008 года на 6,2%.
По итогам 2010 года в промышленной сфере города с объёмом производства более 1 млрд.рублей сработало 10 предприятий (в 2009 году - 7). Наибольшие объёмы среди них имеют: ОАО ПО «Алтайский шинный комбинат», ОАО «Сибэнергомаш», ЗАО «Барнаульский молочный комбинат».
Продолжает динамично развиваться пищевая и перерабатывающая промышленность города. Объем инвестиций по отрасли за 2010 год составил 945,6 млн.рублей.
Предприятия пищевой промышленности обеспечивают бесперебойное поступление продуктов питания в розничную сеть.
Удельный вес присутствия продуктов местных товаропроизводителей в 2010 году составил 64,6%.
Продолжена реконструкция и модернизация действующих производств на ООО «Халвичная фабрика» (под торговой маркой «Услада»),
ИП Емелин В.П. (под торговой маркой «Плавыч»), ОАО «АгроСиб-Раздолье», ЗАО «Барнаульский молочный комбинат»,
ЗАО ЗПК «Барнаульская мельница» и ряде других предприятий.
Высокие темпы развития по крупным и средним предприятиям в сфере производства промышленной продукции характерны для таких видов экономической деятельности, как:
- металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, за счет увеличения выпуска котлов водогрейных центрального отопления в 5,1 раза;
- производство транспортных средств и оборудования. Производство вагонов грузовых магистральных выросло в 2,9 раза;
- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (в 1,4 раза);
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (в
1,3 раза).
Основные показатели развития промышленности за 2007 - 2009 годы представлены в таблице 1.6.
В структуре промышленного производства города предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности стабильно занимают лидирующее положение.
Таблица 1.6
Основные показатели развития промышленности
Наименование показателей | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Объем производства промышленной продукции по полному кругу предприятий: | |||
- в действующих ценах каждого года, млн.рублей | 49141,0 | 54508,8 | 48705,2 |
- в сопоставимых ценах, % | 110,1 | 104,6 | 89,6 |
Производство продукции в натуральном выражении: | |||
производство и распределение электроэнергии, млн. кВт/ч | 3203,1 | 3261,4 | 3221,4 |
теплоэнергия отпущенная, тыс. Гкал | 7633,9 | 7981,8 | 7812,1 |
производство машин и оборудования: | |||
краны мостовые электрические однобалочные опорные и подвесные, шт. | |||
тали электрические канатные передвижные (тельферы), тыс. шт. | 3,7 | 3,7 | 1,0 |
электромясорубки бытовые, тыс. шт. | 304,8 | 351,1 | 205,5 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования: | |||
дизели и дизельгенераторы, шт. | |||
силовые трансформаторы, тыс. кВА | 2169,6 | 2059,4 | 1252,0 |
устройства радиоприемные, тыс. шт. | 4,0 | 1,0 | 4,0 |
производство транспортных средств и оборудования: | |||
двигатели тракторные и комбайновые (товарный выпуск), тыс. шт. | 5,7 | 5,7 | 1,7 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий: | |||
дымососы и вентиляторы, шт. | |||
котлы паровые производительностью свыше 10 тонн пара/час, тонн пара/час | |||
производство резиновых и пластмассовых изделий: | |||
шины для грузовых автомобилей автобусов и троллейбусов, тыс. шт. | 912,3 | 933,9 | 734,2 |
шины для легковых автомобилей, тыс. шт. | 405,8 | 405,0 | 346,2 |
шины для сельскохозяйственных машин, тыс. шт. | 254,8 | 294,4 | 259,4 |
рукава, тыс. м | 2446,3 | 923,4 | - |
изделия из пластмасс, тыс. тонн | 0,9 | 3,6 | 4,3 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов: | |||
кирпич строительный, млн. усл. кирпичей | 85,0 | 84,8 | 60,1 |
конструкции и изделия сборные железобетонные, тыс. куб. м | 253,1 | 189,6 | 122,7 |
блоки крупные стеновые (включая бетонные блоки стен подвалов), млн. условных кирпичей | 13,9 | 15,8 | 4,7 |
обработка древесины и производство изделий из дерева: | |||
пиломатериалы, тыс. куб. м | 50,8 | 105,3 | 37,2 |
блоки дверные, тыс. кв. м | 1,5 | 2,3 | 4,8 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность: | |||
газеты, млн. шт. | 118,0 | 116,4 | 86,9 |
книги и брошюры, млн. шт. | 3,4 | 5,7 | 6,1 |
журналы (листов-оттисков), млн. шт. | 19,2 | 40,8 | 33,1 |
текстильное и швейное производство: | |||
хлопчатобумажные ткани готовые, тыс. пог. м | 11355,5 | 10069,2 | 7473,8 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви: | |||
обувь, тыс. пар | 8,3 | 7,5 | 20,7 |
производство пищевых продуктов, включая напитки: | |||
мясо, включая субпродукты I категории, тонн | 673,3 | 384,6 | 119,0 |
колбасные изделия, тыс. тонн | 9,7 | 8,4 | 7,5 |
мясные полуфабрикаты, тыс. тонн | 6,7 | 8,4 | 7,0 |
консервы, млн. усл. банок | 3,4 | 5,6 | 6,4 |
плодоовощные консервы, млн. усл. банок | 0,5 | 3,1 | 4,7 |
масло растительное, тыс. тонн | 13,0 | 12,1 | 11,9 |
цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тыс. тонн | 77,8 | 74,8 | 76,7 |
сыры жирные (включая брынзу), тыс. тонн | 16,7 | 20,5 | 21,8 |
масло животное, тыс. тонн | 1,2 | 1,2 | 1,2 |
мороженое, тыс. тонн | 12,1 | 10,2 | 9,8 |
мука, тыс. тонн | 139,5 | 121,6 | 124,6 |
крупа, тыс. тонн | 21,4 | 22,9 | 31,0 |
хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. тонн | 35,8 | 35,6 | 35,7 |
макаронные изделия, тыс. тонн | 20,2 | 19,0 | 19,8 |
кондитерские изделия, тыс. тонн | 38,3 | 38,6 | 36,5 |
дрожжи хлебопекарные, тыс. тонн | 3,7 | 3,6 | 3,3 |
водка и ликероводочные изделия, тыс. дкл | 455,5 | 387,6 | 397,1 |
вина виноградные, тыс. дкл | 115,6 | 89,8 | 102,2 |
пиво, тыс. дкл | 7174,1 | 6214,7 | 5023,6 |
минеральные воды, млн. полулитров | 28,3 | 26,4 | 46,2 |
безалкогольные напитки, тыс. дкл | 769,8 | 779,7 | 771,1 |
прочие производства: | |||
столы, тыс. шт. | 19,0 | 21,7 | 18,8 |
стулья, тыс. шт. | 23,7 | 21,3 | 14,9 |
кровати деревянные, тыс. шт. | 3,6 | 4,3 | 4,0 |
шкафы, тыс. шт. | 9,2 | 12,1 | 9,4 |
Доля производственного сектора в общегородском объеме отгруженных товаров собственного производства и оказанных услуг составляет 72,5%.
В итогам 2010 года крупными и средними предприятиями и организациями в промышленности получен положительный сальдированный финансовый результат в размере 685,6 млн.рублей.
Из общего количества крупных и средних предприятий – 57 предприятий промышленности получили прибыль в сумме 6849,2 млн.рублей.
Туризм
Город является многофункциональным центром региона, в котором проводится активная политика, направленная на организацию и развитие разнообразных видов туризма и сопутствующих бизнес-направлений.
В этой связи основными задачами городской политики в данной области является развитие индустрии гостевого туризма для приезжающих в Алтайский край и направляющихся в Республику Алтай, а также создание единого туристического пространства на территории г. Барнаула.
Формирование целостного туристического пространства города возможно на основе хорошо сохранившегося историко-культурного наследия, наличия природных объектов, имеющих особое рекреационное и иное ценное значение.
Развитие туризма предполагает комплексное, всестороннее обновление туристской индустрии и туристских ресурсов в соответствии с требованиями современной жизни, тенденциями развития экономики, социальной сферы, объединение усилий всех заинтересованных организаций.
При создании туров важно учесть благоприятное территориальное расположение города Барнаула. Возросший интерес к культурно-познавательному туризму позволяет в рамках одного тура за короткий срок пребывания в нашем городе познакомить туристов с его богатым национальным, культурным, историческим наследием.
Позитивные факторы, способствующие развитию туризма в городе Барнауле следующие:
1) выгодное географическое положение;
2) наличие разнообразных природных объектов, имеющих особое рекреационное и иное ценное значение;
3) историческое и культурное наследие;
4) наличие транспортных магистралей для транзитных остановок во время туристских маршрутов;
5) место проведения международных и всероссийских мероприятий.
Деятельность необходимо вести по направлениям:
1) формирование нормативно-правовой базы развития туризма в городе Барнауле, в том числе по обеспечению безопасности при проведении туристских путешествий и мероприятий;
2) содействие развития различных видов туризма в зависимости от целей путешествия;
3) сохранение природного и историко-культурного наследия региона и развитие музейно-выставочного дела и народных промыслов;
4) разработка системы информационного обеспечения туризма, проведение рекламной деятельности по формированию образа г. Барнаула как части сибирского региона, благоприятного для туризма;
5) содействие кадровому и научному обеспечению туристской деятельности.
Сельское хозяйство
На территории г.Барнаула действует 12 крупных и средних предприятий, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства, из них:
- заняты производством сельскохозяйственной продукции - 9 (Опытно-производственное хозяйство им. В.В.Докучаева Государственного научного учреждения Алтайский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук, Опытно-производственное хозяйство «Овощевод» Государственного научного учреждения «Западно-Сибирская овощная опытная станция», Государственное научное учреждение Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства Российской академии сельскохозяйственных наук, ОАО Племенное предприятие «Барнаульское», Алтайское краевое государственное унитарное предприятие «Индустриальный», ОАО Агрофирма «Цветы Алтая», ОАО Тепличный комбинат «Спутник», Федеральное государственное унитарное предприятие учебно-опытное хозяйство «Пригородное» Алтайского государственного аграрного университета, ЗАО Агрофирма «Птицевод Алтая»);
- научные учреждения - 2 (Институт садоводства Сибири им. М.А.Лисавенко, Алтайский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук);
- занято выращиванием цветов и декоративных растений -
1 (ОАО «Декоративные культуры»);
- занимается разведением и содержанием племенных лошадей -
1 (Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная заводская конюшня «Алтайская» с ипподромом»).
Кроме этого, производством сельскохозяйственной продукции на территории города занимаются 8 крестьянско-фермерских хозяйств и более 10 тысяч личных подсобных хозяйств (таблица 1.7).
Таблица 1.7
Общие показатели развития сельского хозяйства
(млн. рублей)
Наименование показателей | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Валовая продукция сельского хозяйства, всего, в том числе: | 1429,2 | 1907,0 | 1628,2 |
валовая продукция растениеводства | 1185,7 | 1608,9 | 1341,1 |
валовая продукция животноводства | 243,5 | 298,1 | 287,1 |
Общая площадь сельских земель составляет 61,7 тыс. га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения - 42,4 тыс. га. Основная часть земель сельскохозяйственного назначения приходится на крупные и средние сельскохозяйственные предприятия - 28,7 тыс. га (70%), на частных собственников земельных участков - 8,3 тыс. га (20%), на садоводческие товарищества - 3,3 тыс. га (8%).
Постановлением главы города от 27.12.2006 №3636 «О ходе выполнения мероприятий по реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» на территории г.Барнаула в 2007-2010 годах были определены основные направления реализации приоритетного национального проекта:
- приобретение сельскохозяйственной техники, специализированного транспорта, оборудования, спецтехники;
- строительство, реконструкция и модернизация складских и производственных помещений, животноводческих комплексов (ферм), тепличных комплексов по производству овощной продукции в закрытом грунте;
- ускоренное племенное развитие животноводства;
- поддержка малых форм хозяйствования.
В соответствии с планом модернизации производства на городских сельскохозяйственных предприятиях объем инвестиций в 2007-2010 году составил более 645 млн.рублей, из них более 480 млн.рублей приходится на АКГУП «Индустриальный».
В 2010 году сельскохозяйственными предприятиями города инвестировано в производство 102,8 млн.рублей (таблица 1.8.).
Таблица 1.8.
Предпринимательство
Малый бизнес развивается все динамичнее и оказывает существенное влияние на экономику города и решение социальных вопросов.
Малое и среднее предпринимательство относится к числу приоритетных секторов экономики, имеющих принципиальное значение для экономической и политической стабильности, динамичного общественного развития, освоения новых видов товаров, повышения качества услуг, социальной мобильности общества, формирования среднего класса.
Достигнуты определенные успехи в развитии предприятий малого и среднего бизнеса, субъекты малого и среднего предпринимательства оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие города. Малый и средний бизнес является одним из источников формирования доходной части городского бюджета (38,4% от общей суммы налоговых поступлений в городской бюджет за 2009 год). Из общего количества налогоплательщиков, осуществляющих отчисления в городской бюджет, доля субъектов малого и среднего предпринимательства с каждым годом возрастает.
В Барнауле наблюдается тенденция увеличения числа субъектов малого предпринимательства. Количество малых предприятий по итогам 2009 года составило 17798 единиц (2008 год - 14614 единиц), количество индивидуальных предпринимателей составило 25724 единицы (2008 год -25251 единица), привлечение инвестиций в основной капитал в малом бизнесе составило 2,9 млрд.рублей (2008 год - 2,0 млрд.рублей) (таблица 1.9).
Отраслевая структура по числу малых предприятий в городе по итогам 2009 года представлена следующими видами деятельности:
оптовая и розничная торговля - 47,8%;
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг -18,2%;
обрабатывающие производства- 10,2%;
строительство - 9,5%;
транспорт и связь - 5,2%;
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 1,1%;
прочие виды деятельности - 8%.
Положительная динамика основных показателей деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что предпринимательство в городе развивается и вносит значительный вклад в экономику города.
Устойчивому развитию предпринимательства способствовало выполнение мероприятий целевой программы «Развитие предпринимательства в городе Барнауле на 2008-2010 годы». За период действия программы предпринимателям выделено 16 млн.рублей из городского бюджета на субсидирование части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам и выдано более 1 млрд.рублей кредитных ресурсов под льготные процентные ставки, оказана имущественная поддержка 162 предпринимателям, которые являются арендаторами муниципального имущества.
Тем не менее, финансово-экономический кризис отрицательно сказывается на развитии предпринимательства, сдерживается ввод новых мощностей, проблематичным остается получение кредита, высоки тарифные ставки на коммунальные услуги, ставки на аренду помещений, налоговые и арендные платежи за землепользование, упал спрос на отдельные виды товаров и услуг.
Таблица 1.9
Показатели численности и заработной платы
в малом предпринимательстве
Наименование показателей | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Количество малых предприятий, единиц | 1076* | |||
Количество индивидуальных предпринимателей, единиц | ||||
Среднесписочная численность работников малых предприятий, тыс. человек | 64,6 | 74,3 | 69,5 | 23,9* |
Средняя начисленная заработная плата одного работника малого предприятия, рублей | 10936* | |||
Удельный вес занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике, % | 43,8 | 45,5 | 44,0 | 44,5 |
* - без учета микропредприятий
С целью оказания кредитной поддержки малому и среднему бизнесу в 2010 году администрацией было подписано Соглашение о сотрудничестве с Алтайским банком Сбербанка России по льготному кредитованию. В рамках действующего между администрацией города и Алтайским банком Сбербанка России Соглашения о льготном кредитовании 155 субъектов малого и среднего предпринимательства получили льготные кредиты на сумму более 430 млн.рублей. Из бюджета города в виде субсидирования части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам субъектам малого бизнеса выдано 8 млн.рублей.
Несмотря на положительную динамику развития малого и среднего предпринимательств, следует отметить наличие ряда причин и факторов, сдерживающих развитие предпринимательства:
- недостаточные меры государственной и муниципальной поддержки;
- административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов;
- нехватка квалифицированных кадров;
- недостаточный уровень юридических и экономических знаний предпринимателей, необходимых для более эффективного развития бизнеса;
- недостаток материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела у начинающих предпринимателей.
Кроме этого, в настоящее время малое и среднее предпринимательство характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой неустойчивостью и другими показателями, определяющими его экономическую нестабильность.
Опыт реализации муниципальных программ поддержки предпринимательства в городе показал, что эффективными могут быть только меры комплексной поддержки и взаимодействия органов местного самоуправления и предпринимательства.
Выводы:
- малый бизнес в городе динамично развивается;
- созданы и работают формы взаимодействия бизнеса и власти;
- приоритетным направлением развития малого предпринимательства в городе является поддержка малых предприятий производственной сферы.
Муниципальные финансы
Доходы. 2010 год отмечен как первый посткризисный год, когда экономика города постепенно выходит на подъем.
Доходная часть бюджета города в 2010 году исполнена в объеме 8337,9 млн.рублей, что на 933,2 тыс.рублей (12,6%) выше уровня 2009 года и на 790,5 тыс.рублей (10,5%) уровня 2008 года (таблица 1.10).
Таблица 1.10
Структура доходов бюджета города
(млн.рублей)
Наименование показателей | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 2939,5 | 3655,4 | 3677,1 | 4502,7 |
Налог на доходы физических лиц | 1711,1 | 2189,8 | 2211,9 | 2368,8 |
Налоги на совокупный доход | 843,0 | 1052,2 | 952,7 | 1107,1 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 560,8 | 757,2 | 669,3 | 790,7 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 278,3 | 288,4 | 281,0 | 314,9 |
Единый сельскохозяйственный налог | 3,9 | 6,6 | 2,4 | 1,5 |
Налоги на имущество | 309,6 | 327,4 | 418,3 | 770,5 |
Налог на имущество физических лиц | 42,6 | 46,4 | 112,3 | 127,7 |
Земельный налог | 267,0 | 281,0 | 306,0 | 642,8 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 4,5 | 4,1 | 5,0 | 6,0 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 1,9 | 2,7 | 3,5 | 4,1 |
Сбор за пользование объектами животного мира | 2,6 | 1,4 | 1,5 | 1,8 |
Государственная пошлина | 70,0 | 80,0 | 89,2 | 249,9 |
Задолженность и пересчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 1,3 | 2,0 | 53,9 | 432,8 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 1286,3 | 1091,5 | 997,4 | 1070,7 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 538,6 | 610,9 | 574,6 | 629,0 |
Дивиденды по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале находящихся в собственности городских округов | 1,3 | 1,4 | 2,7 | 4,7 |
Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств местных бюджетов | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,1 |
Арендная плата за земли | 253,3 | 364,3 | 330,8 | 405,4 |
Арендная плата за земли (до разграничения) | 206,9 | 350,9 | 307,0 | 354,6 |
Арендная плата за земли (после разграничения) | 46,3 | 13,4 | 23,7 | 50,8 |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных органов управления и созданных ими учреждений и переданного по договорам на обслуживание муниципальным предприятиям | 235,5 | 204,6 | 232,4 | 212,3 |
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий | 2,7 | 6,2 | 3,1 | 4,4 |
Средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление | 45,5 | 32,3 | 3,4 | - |
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности | - | 1,8 | 2,0 | 2,0 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 10,2 | 14,1 | 14,2 | 16,7 |
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду | 10,2 | 14,1 | 14,2 | 16,7 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат | Наши рекомендации
|