В конечном счете, категорию «качество жизни» можно свести к семи интегральным свойствам, изложенным выше, которые составляют среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ОКТЯБРЬСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА Г.ОМСКА
2.1 Общая характеристика Октябрьского АО г.Омска
Октябрьский административный округ является правобережной частью Омска общей площадью 65,7 кв. км (Приложение 2). Округ имеет границу с Ленинским, Центральным административными округами города Омска, а также с Омским муниципальным районом Омской области. В Октябрьском округе расположены отдаленные территории, представляющие собой малочисленные поселения: поселок Волжский, микрорайоны Крутая Горка и Осташково.
Округ ведет свою историю с конца ХIХ века, когда началось строительство железной дороги и в город устремился поток переселенцев из центральной части страны. Население города неуклонно возрастало, и городские власти стали выделять для заселения территорию юго-восточной окраины. Участок, отведенный под новое строительство, имел форму прямоугольника и был разбит на 75 кварталов и 20 улиц. Новый форштадт – именно так назывался предшественник Октябрьского округа.
За 20 лет на юго-восточной окраине было построено около 650 домов. От железнодорожной ветки сегодня сохранились названия улиц: 3-й Разъезд, Транспортные и Железнодорожные.Жилищный фонд округа образует более 1759 жилых домов многоэтажной застройки, площадью около 3,3 млн. кв. м, индивидуальный жилой фонд включает 2,7 тыс. жилых домов.
На территории округа работают 7 управляющих компаний, на обслуживании и в управлении которых находится 1082 жилых дома общей площадью более 2,8 млн. кв. м. Самостоятельную форму обслуживания ТСЖ и ЖСК имеют 462 жилых дома. В настоящее время зарегистрировано свыше 4 тыс. хозяйствующих субъектов и более 6,5 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Жилищный фонд округа образует более 1759 жилых домов многоэтажной застройки, площадью около 3,3 млн. кв. м, индивидуальный жилой фонд включает 2,7 тыс. жилых домов. На территории округа работают 7 управляющих компаний, на обслуживании и в управлении которых находится 1082 жилых дома общей площадью более 2,8 млн. кв. м. Самостоятельную форму обслуживания ТСЖ и ЖСК имеют 462 жилых дома. В настоящее время зарегистрировано свыше 4 тыс. хозяйствующих субъектов и более 6,5 тыс. индивидуальных предпринимателей.
В округе насчитывается более 5000 организаций, наибольшее количество которых сосредоточено в частной собственности. Самые крупные из них:
ФГУП ПО «Полет»
ФГУП «Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова»
ОАО «Омское моторостроительное конструкторское бюро»
ФГУП «Сибирские приборы и системы»
«Центральное конструкторское бюро автоматики»
ФГУП «Омский научно-исследовательский институт приборостроения»
Словацко-Российское предприятие ЗАО «Матадор-Омскшина»
ЗАО «Завод сборного железобетона № 6»
ОАО «Автогенный завод»
ФГУП НПП «Прогресс»
ОАО «Омский завод технического углерода»
ЗАО Завод розлива минеральной воды «Омский»
Современный Октябрьский округ многолик. Оставаясь промышленным районом города, он постепенно завоевывает право называться культурным, спортивным, образованным. За последнее время в округе появился великолепный крытый манеж, отреставрирован кинотеатр «Космос», ведутся работы по реконструкции театра драмы и комедии «Галерка».
В 2006 году появился великолепный крытый манеж «Красная Звезда», технические особенности которого позволяют отнести его к спортивным сооружениям класса В. Его общая площадь составляет около 10 тыс. кв. м. Стадион, трибуны которого рассчитаны на 3 тыс. мест, имеет арочную конструкцию. Травяной газон, уложенный на футбольном поле, отвечает лучшим европейским стандартам.
Спортивное сооружение также включает в себя три тренажерных зала, административное здание, раздевалки, душевые. Благодаря современному техническому оснащению манежа, омские спортсмены имеют возможность осуществлять учебно-тренировочную работу, с успехом участвовать в соревнованиях общероссийского масштаба. Двери уникального спортивного учреждения распахнуты не только для профессионалов, но и для любителей массового спорта. Стало доброй традицией проводить на территории комплекса окружной и городской этапы ежегодной летней спартакиады «Спортивный город».
В Октябрьском округе расположено Почётное Консульство Федеративной Республики Германия с Почётный консулом в городе Омске.
Консульство работает без паспортно-визовой службы и только по предварительной записи.
Расположено консульство по адресу 644041, Омск, ул. 1-я Военная, дом 7, корпус 2.
Одной из приоритетных задач является благоустройство территории, создание комфортных условий для проживания жителей округа. Она возложена на автономное учреждение города Омска «Управление благоустройства Октябрьского административного округа».
Основными направлениями его деятельности являются: содержание и текущий ремонт автомобильных дорог в зимний и летний периоды, озеленение, плановый уход и содержание зеленых насаждений, содержание, строительство, текущий и капитальный ремонт объектов внешнего благоустройства округа, содержание и благоустройство сектора индивидуальной застройки.
Ипподром во все времена был излюбленным местом развлечения омичей. На сегодняшний день большое внимание уделяется проведению зрелищно-массовых мероприятий: для взрослых и детей организовано катание на тройках, пони и верховых лошадях. Работает спортивная секция для подростков. По традиции, суббота – беговой день, когда собираются посмотреть на яркое и запоминающееся представление взрослые и дети. Кроме того, здесь проходят испытания для лошадей из хозяйств Омской, Тюменской, Кемеровской и других областей. С каждым годом омский ипподром совершенствуется и привлекает все больше любителей конного спорта.
В округе насчитывается на начало 2011 года 4854 организации, наибольшее количество которых сосредоточено в частной собственности (88,6%), прогнозируется постоянный прирост числа зарегистрированных организаций по 200 единиц в год, на конец 2011 года указанный показатель может составить 5460 организаций.
Численность индивидуальных предпринимателей на начало 2011 года составляет 7183 человека, прогнозируется незначительный рост их количества к концу 2011 год – до 7200 человек.
Численность населения Октябрьского района составляет 122,8 тыс.человек.
Оборот крупных и средних организаций, расположенных на территории Октябрьского района, в 2011 году по всем видам экономической деятельности составил 35149 млн. руб., что на 29,8 % больше уровня 2010 года в действующих ценах.
С учетом уровня инфляции (14,93 % за 2011 год) рост оборота крупных и средних организаций в 2011 году составил 12,9 %.
Рост оборота в 2011 году в сравнении с 2010 годом произошел в организациях следующих видов деятельности (Рис.1):
- транспорте и связи (в 1,6 раза),
- строительстве (143,7 %),
- обрабатывающих производствах (137,3 %),
- сельском хозяйстве (131 %),
- производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (125,6 %),
- торговле (116,1 %).
Рис. 1 Структура оборота по видам экономической деятельности за 2011 год
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами крупных и средних организаций всех видов деятельности в 2011 году составил 33 606,3 млн. руб., увеличившись за год на 30,2 %.
Также как и в обороте, наибольший удельный вес в объеме отгруженных товаров собственного производства составляет производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 63,6 %, строительство – 17,4 %, научные исследования и разработки – 7,5 %, обрабатывающие производства – 4,4 %.
Мировой финансовый кризис снизил темпы роста основных экономических показателей организаций города, но в целом рост экономики округа продолжился, наиболее заметное влияние кризиса – рост дебиторской и кредиторской задолженности и безработицы.
2.2 Анализ показателей качества жизни населения
Демографическая ситуация характеризовалась следующими данными:
В 2011 году в округе родилось 490 человек. Общий показатель рождаемости снизился на 9,9 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 7,3 родившихся на 1000 жителей (Рис.2).
Число умерших в округе превысило число родившихся в 1,6 раза и составило 779 человек. Общий показатель смертности увеличился на 19,6 % к уровню 2010 года и составил 11,6 умерших на 1000 жителей.
Естественная убыль населения составила 289 человек (в 2010 г. – 105 человек).
Миграционный прирост населения в 2011 году составил 521 человек (в 2010 году – 212 человек). Число прибывших в город составило 1319 человек (в 2010 году – 1020 человек), число выбывших – 798 (в 2010 году – 808 человек).
Общий прирост численности населения по городу, включая миграционный прирост и естественную убыль, в 2011 году составил 232 человека (в 2010 году – 117 человек).
2008 2009 2010 2011
Рис. 2 Естественное движение населения Октябрьского района
В 2011 году зарегистрировано 522 брака, что на 8,7 % меньше, чем в 2010 году. Число разводов также уменьшилось на 8,7 % и составило 348.
Демографическая ситуация в течение 2011 года характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанной с низкой рождаемостью и старением населения(Рис.3).
На территории Октябрьского района реализуются национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», а также федеральные и региональные программы, направленные на улучшение демографической ситуации (Приложение 3). Благодаря им в 2011 году в округе значительно улучшились демографические показатели.
В районе разработан «План мероприятий по улучшению демографической ситуации в Октябрьском АО г.Омска на 2011-2012 годы», утвержденный постановлением Главы администрации от 12.12.2011 № 1340.
2010 2011
Рис.3. Коэффициенты естественного движения населения (на 1000 человек населения) в январе – декабре 2011г.
В рамках реализации плана проведены следующие мероприятия:
- в целях социальной поддержки семей и детей единовременная денежная выплата из средств местного бюджета на рождение ребенка составила 861,0 тыс. руб., оказание материальной, продуктовой помощи малообеспеченным семьям – 468,2 тыс. руб.; - в целях социальной поддержки пенсионеров - оказана материальная, продуктовая помощь и иные виды помощи малообеспеченным пенсионерам на сумму 396,4 тыс. руб.;
- в целях оказания медико-социальной помощи лицам пожилого и старшего возраста, страдающим психическими расстройствами на базе психосоматического отделения (сестринские койки) из местного бюджета выделено 1600,0 тыс. руб.;
- с 1 июля 2011 года в структуре медсанчасти создан отдел по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом, в структуре детской поликлиники медсанчасти создано отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях;
- в целях укрепления здоровья подрастающего поколения приобретено спортивное оборудование и инвентарь для школ и детских садов на сумму 56,8 тыс. руб. за счет всех источников финансирования;
- в целях обеспечения жильем молодых семей и работников бюджетной сферы 2 молодым семьям предоставлена безвозмездная субсидия за счет средств бюджетов всех уровней в размере 1625,5 тыс. руб. (приобретены 2 квартиры общей площадью 93,3 кв.м.) и 9 семьям работников бюджетной сферы в размере 4115,4 тыс. руб. за счет средств местного бюджета (приобретены 9 квартир общей площадью 494 кв.м.).
- в целях улучшения экологии реализуется районная целевая программа «Повышение эффективности использования энергии и удаления биогенов в процессе отведения и очистки сточных вод в Октябрьском районе на 2007-2011 годы».
За 2011 год УПФР по Октябрьскому району выдано 182 сертификата на материнский капитал.
Однако снижение демографических показателей в 2011 году говорит о том, что демография представляет собой сложное явление и не все факторы поддаются анализу и учету.
Среднемесячная заработная плата в целом по муниципальному образованию и по отраслям в 2011 году на крупных и средних предприятиях характеризуется следующими данными в Таблице 1.
Таблица 1
Среднемесячная заработная плата по муниципальному образованию Октябрьский АО г.Омска в 2011 году
Отрасль | Среднемесячная заработная плата за 2011 год | % к соотв. периоду 2010 года | % к среднему уровню по городу |
ВСЕГО по округу | 25654,5 | 131,5 | 100,0 |
в т. ч.: | |||
промышленность | 29651,3 | 116,9 | 115,6 |
сельское хозяйство | 12920,9 | 104,7 | 50,4 |
транспорт, связь | 21264,7 | 138,9 | 82,9 |
строительство | 31314,2 | 129,3 | 122,1 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 17191,8 | 133,2 | 67,0 |
социальная сфера, всего | 13930,5 | 137,0 | 54,3 |
в т. ч.: | |||
- образование | 12551,8 | 139,1 | 48,9 |
- здравоохранение | 17530,7 | 137,1 | 68,3 |
- культура, молодежная политика | 10851,7 | 123,6 | 42,3 |
- социальная защита | 11112,3 | 141,5 | 43,3 |
Как видно из приведенных данных, в целом, среднемесячная заработная плата составила 25654,5 руб. и выросла на 31,5 % к соответствующему периоду прошлого года, обеспечив 5,7 прожиточных минимумов трудоспособного населения.
Вместе с тем сохраняется значительная дифференциация оплаты труда работников различных видов экономической деятельности.
Анализ заработной платы по отраслям в Приложении 4 показывает, что наибольшая заработная плата в 2011 году на строительных – 31314,2 руб. и промышленных предприятиях – 29651,3 руб., рост к прошлому году – 129,3 % и 116,9 %, отношение к среднему уровню по городу – 122,1 % и 115,6 % соответственно.
Наименьшая заработная плата в сельском хозяйстве – 12920,9 руб. (50,4 % к среднему уровню по городу, рост к прошлому году – 104,7 %) и социальной сфере – 13930,5 руб., или 54,3 % к среднему уровню по городу, рост к прошлому году – 137 %.
Среди отраслей социальной сферы наибольшая заработная плата в здравоохранении – 17530,7 руб., или 68,3 % к среднему уровню по городу, рост к прошлому году – 137,1 %.; наименьшая заработная плата – в сфере культуры и молодежной политики – 10851,7 руб., или 42,3 % от среднего уровня по городу, рост к прошлому году – 123,6 %.
Отрасли социальной сферы представлены, в основном, бюджетными предприятиями и учреждениями, поэтому приведенные данные отражают положение по уровню зарплаты в бюджетной сфере. Принятые за последний период меры позволили увеличить среднюю заработную плату в бюджетных учреждениях в 2011 году к прошлому году в сфере социальной защиты на 41,5 %, в образовании – на 39,1 %, в здравоохранении – на 37,1 %.
По данным организаций наблюдаемых видов деятельности, сообщающих сведения о просроченной задолженности перед своими работниками по выплатам заработной платы, по состоянию на 1 января 2010 года просроченная задолженность отсутствовала.
Случаев выплаты заработной платы ниже величины прожиточного минимума не установлено.
По состоянию на 01 января 2012 года средняя численность работников списочного состава в крупных и средних организациях Октябрьского района составила 21,4 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с 2010 годом на 470 человек или 2,2 %. Кроме того, для работы в этих организациях привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,1 тыс. человек.
По состоянию на 01.01.2012 года на учете в ЦЗН состоит 225 безработных граждан, что на 34 % больше, чем на 01.01.2011 года, из них пособие по безработице получают 144 безработных граждан, что в 2,8 раза больше показателя 2010 года.
Уровень зарегистрированной безработицы в 2011г составляет 0,7 % экономически активного населения, против 0,5 % за соответствующий период 2010 года.
На фоне кризисных явлений в сфере экономики и финансов доля увольняемых по инициативе работодателя возросла на 3,8 %. Массовых увольнений граждан или информации о предстоящих массовых или значимых, с точки зрения их влияния на рынок труда, увольнениях на территории города в отчетном периоде не зарегистрировано (Рис.4).
Рис. 4. Причины выхода граждан на рынок труда
По уровню образования состав безработных граждан распределяется следующим образом: имеющие высшее профессиональное образование – 25,8 %, имеющие среднее профессиональное образование – 30,2 %, имеющие начальное профессиональное образование – 22,2 %, имеющие среднее и неполное среднее образование – 20,9 %.
Доля безработной молодежи в возрасте 16-29 лет сократилась с 32,7 % до 27,6 % в общей численности безработных граждан, доля безработных граждан в предпенсионном возрасте составляет 8,9 %.
Так как рост регистрируемой безработицы начался в IV квартале 2011 года, около половины безработных имеют продолжительность безработицы от 1 до 4 месяцев. Средняя продолжительность безработицы по сравнению с прошлым годом сократилась и составила 3,6 месяца против 4,4. Наибольшую продолжительность безработицы имеют инвалиды и лица в предпенсионном возрасте.
По состоянию на конец 2011 года общее количество вакансий составило 1292 единицы, что на 514 единиц меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Основная доля вакансий предназначена для трудоустройства рабочих.
На предприятиях и организациях города, отчитывающихся в органы статистики, за 2011 год создано дополнительно 202 новых рабочих места, что на 93 места больше показателя 2010 года.
В отчетном периоде на предприятиях и организациях Октябрьского района случаев забастовок не зарегистрировано.
Таким образом, несмотря на рост заработной платы в целом по городу на 31,5 % в течение 2011 года, главной проблемой рынка труда продолжает оставаться устойчивый дефицит рабочей силы при сохранении сложной ситуации с трудоустройством отдельных категорий граждан – инвалидов и несовершеннолетней молодежи.
2.3 Анализ показателей бюджета Октябрьского района
Сегодня Октябрьский район стабильно развивается. По данным рейтинговой оценки территорий, проводимой органами государственной статистики, по многим позициям Октябрьский район входит в число успешно развивающихся территорий.
На территории района по состоянию на 1 января 2012 года зарегистрировано 1793 юридических лиц и 1473 индивидуальных предпринимателя.
Последние пять лет сопровождались в хозяйственном комплексе Октябрьского района динамичным ростом Валового продукта (Рис.5.)
Общий выпуск товаров и услуг по всем сферам возрос почти в 2 раза с 12,2 млрд. руб. в 2007 году до 22,9 млрд. руб. в 2011г, в сопоставимых ценах рост составил 126% (2008г. к 2007г. – 111,2%; 2009г. к 2008г. – 110,5%; 2010г. к 2009г. – 104%; 2011г. к 2010г. – 109,4%; 2011г. к 2010г. – 108%).
Рис. 5. Динамика валового выпуска продукции и услуг
(в сопоставимых ценах к предыдущему году, %) в Октябрьском районе
Доля продукции промышленного сектора экономики в общем валовом продукте района составляет 51%. За период с 1990 по 2011 годы в работе предприятий промышленности произошли существенные изменения. В середине 90-х не работали практически все градообразующие предприятия.
Таблица 2
Динамика валового выпуска продукции и услуг
Показатели | 2011 к 2007% | |||||
Валовой продукт района - всего, млн. руб. | ||||||
Индекс-дефлятор, % | 108,1 | 105,8 | 107,3 | 107,1 | 113,8 | |
Индекс производства, % (в сопоставимых ценах) | 111,2 | 110,5 | 104,0 | 109,4 |
В 2011 году промышленными предприятиями отгружено продукции собственного производства в 2,3 раза больше, чем в 2007г., в 2007г. - 5169 млн. руб.; в 2011 году 11656 млн. руб., рост в сопоставимых ценах составил 148%.
Рис. 6 Структура общего валового выпуска продукции и услуг в Октябрьском районе в 2011 г.
За 2011 год индекс промышленного производства в сопоставимых ценах составил 114%.
В целом ситуацию в промышленном секторе экономики района на сегодняшний день можно считать стабильной.
На протяжении последних лет, начиная с 2005 года по настоящее время, в районе наблюдается устойчивая тенденция роста объема инвестиций в основной капитал.
1995 2000 2005 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 7 Инвестиции в основной капитал Октябрьского района г.Омска (млн. руб.)
В 2011 году объем инвестиций составил 1300 млн. руб., в 2005 году было освоено 437,6 млн. руб., увеличение почти в 3 раза.
За период с 2007 года общий объем инвестиций на развитие экономики и социальной сферы Октябрьского АО составил 4272 млн. руб.
Преимущественно инвестиции направлены в объекты производственного назначения – 90% от общего объема.
Бюджет служит основным инструментом регулирования экономики, исполняя роль финансового плана округа, является фондом денежных средств, обеспечивающим местные расходы.
Таблица 3
Динамика доходов бюджета Октябрьского АО г.Омска
Наименование | |||
1. Налоговые доходы, (тыс. руб.) | |||
2. Неналоговые доходы, (тыс. руб.) | |||
3.Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, (тыс. руб.) | |||
4. Итого собственных доходов, (тыс. руб.) | |||
5. Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней, (тыс. руб.): | |||
дотации | |||
субвенции | |||
субсидии | |||
средства, получаемые по взаимным расчетам, (тыс. руб.) | |||
6. Всего доходов, (тыс. руб.) | |||
7.Удельный вес собственных доходов в доходной части бюджета, % | 33,9 | 38,3 | 35,1 |
Доля собственных доходов бюджета района в общей сумме доходов в 2011 году составила 35,1%, за последние три года практически не менялась.
Местный бюджет района за 2011 год исполнен в сумме 2217,8 млн. руб. по доходам и по расходам в сумме 2138,7 млн. руб.
В расходах преобладают затраты социального характера – на образование, здравоохранение, социальную политику, покрытие ценовой разницы в тарифах предприятиям, предоставляющим ЖКУ населению.
Основным источником собственных доходов бюджета Октябрьского района продолжает оставаться налог на доходы физических лиц – 39,6%.
Таблица 4
Структура собственных доходов местного бюджета Октябрьского АО г.Омска
Удельный вес в собственных доходах, % | |||
Налоговые доходы – всего | 55,5 | 53,87 | 52,2 |
в т.ч. | |||
налог на прибыль организаций | |||
налог на доходы физических лиц | 44,8 | 43,3 | 39,6 |
налоги на совокупный доход | 4,4 | 3,8 | |
платежи за пользование природными ресурсами | |||
налоги на имущество | 4,8 | 5,4 | 7,8 |
местные налоги и сборы | 0,9 | 0,76 | |
Неналоговые доходы, всего | 20,5 | 24,27 | 31,1 |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 23,9 | 21,86 | 16,7 |
Анализ деятельности малого предпринимательства показывает, что именно этот вид хозяйственной деятельности, наиболее динамично развивается и от этапа развёртывания перешёл к становлению в самостоятельную отрасль экономики.
Субъекты малого и среднего предпринимательства ведут свою деятельность во всех сферах и отраслях экономики района, на долю предприятий малого и среднего бизнеса приходится 12% от общего объёма производства. В 2011 году на территории Октябрьского района осуществляли свою деятельность 800 предприятий, на которых работало более 7000 человек, что составляет 17% от общего числа занятых в экономике.
Таблица 5
Бюджетная обеспеченность района
Наименование | |||
1. Доходы местного бюджета района в расчете на 1 жителя, руб. | |||
в т.ч. собственные доходы |
В отраслевой структуре малого и среднего бизнеса 70% приходится на предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, 20% это обрабатывающие производства, 10% это сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство.
До 2020 года прогнозируется рост числа малых и средних предприятий, объём производства которых будет составлять до 18% общего объема производства по району.
Количество индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на 01.01.2012 года составило 1473 чел., из их числа почти 90% заняты в сфере оптовой и розничной торговли.
Потребительский рынок Октябрьского района, объединяющий сферу торговли, бытового обслуживания, общественного питания и развлекательного бизнеса стабильно и динамично развивается, с каждым годом привлекая все больше инвестиций. Оборот розничной торговли предприятий в 2011 году составил около 2 млрд. руб., рост к 2010 году в сопоставимых ценах – 111,5%.
Основными проблемами развития потребительского рынка на сегодня является:
- устаревшая материально-техническая база;
- нехватка оборотных средств;
- большая разбросанность предприятий торговли по территории района, плохое состояние дорог, которое усугубляет техническое состояние автотранспорта.
ГЛАВА 3.
3.1 Разработка предложений по повышению уровня жизни Октябрьского АО г.Омска
Основой экономики Октябрьского района являются на сегодня 13 крупных и средних промышленных предприятий, образующих многоотраслевой промышленный комплекс: целлюлозно-бумажной, металлургической, химической, деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности.
Можно сказать, что промышленный комплекс стал «локомотивом роста» для экономики района, тому подтверждение – результаты работы промышленных предприятий за последние пять лет. И все же отрасль промышленности нуждается в серьезном обновлении основных фондов, значительном объеме дополнительных инвестиций.
Стратегия формирования инвестиционных зон на территории Октябрьского района предполагает развитие, как существующих производственных территорий, так и создание новых площадок для размещения промышленных предприятий и коммунальных объектов.
Приоритетные направления развития предпринимательства в Октябрьском АО – это производственная сфера, образование, физкультура и спорт, туризм, ЖКХ, предоставление бутовых услуг населению и развитие информационных технологий.
Сельское хозяйство играет особо значимую социальную роль не только по обеспечению продовольственной безопасности района, но и развитию сельских территорий, трудовой занятости населения, формированию доходной части бюджета.
Решающую роль в переоборудовании молочных ферм и животноводческих комплексов сыграл областной инвестиционный кредит, а позже приоритетный национальный проект «Развитие АПК», участниками которого уже стали 4 хозяйства района. Благодаря значительному удешевлению для потребителей долгосрочного кредитного ресурса стало возможным появление в районе высокопроизводительных молочных комплексов, где кроме компьютера, молочное стадо обслуживает один оператор.
Развитие лесопромышленного комплекса сейчас является одним из приоритетных в экономике Октябрьского АО.
Отрасль, куда входят мебельное, фанерное, лесозаготовительное и деревообрабатывающие производства, объединяет 25 средних и малых предприятий, где работает свыше 1500 человек.
Основные трудности, стоящие перед лесной и деревоперерабатывающей промышленностью обусловлены, в основном, отсутствием платежеспособного спроса. В течение последнего ряда лет большая часть заготавливаемой древесины в круглом виде и пиломатериалы экспортировались в Финляндию. На сегодняшний день в связи с ростом пошлин объемы экспорта значительно снизились. Необходимо создание в районе лесного кластера, ориентированного на глубокую переработку древесины.
Одним из перспективных направлений развития Октябрьского района является развитие туризма. Для этого есть все необходимые предпосылки: удобные выходы по воде в Ладожское озеро, «изрезанная» береговая линия с большим количеством мелководных и сравнительно хорошо защищенных бухт, множество интересных исторических и культурных памятников. Однако, чтобы реализовать этот потенциал, нужна соответствующая инфраструктура.
Основное направление развития туристической инфраструктуры включает в себя создание комплекса туристических объектов.
Социальная защита является приоритетным направлением государственной политики.
Цели деятельности комитета социальной защиты населения Октябрьского АО на 2013 год и на период до 2020 года:
· реформирование управления системой социальной защиты населения;
· укрепление социального здоровья населения Октябрьского муниципального района.
Для дальнейшей успешной реализации задач в области социальной защиты населения в Октябрьском районе в ближайшее время необходимо решить ряд проблем:
1. Строить работу системы социальной защиты перспективно, учитывая, что на территории Октябрьского района имеется множество отдаленных сельских поселений, для этого путем внедрения различных форм исследований необходимо получать достоверные и объективные сведения потребности населения в социальных услугах;
2. Способствовать привлечению негосударственных организаций в сферу социального обслуживания и обеспечить перевод муниципальных бюджетных учреждений в автономные в 2013 году;
3. Повышать качество социального обслуживания. Предоставлять услуги строго в рамках административных регламентов и индивидуальной ответственности;
4. Совершенствовать систему контроля качества предоставляемых социальных услуг через комплексные и тематические проверки, мониторинг предоставления социального обслуживания в Октябрьском районе, анализ отчетности, анкетирование клиентов и используя механизм целевого бюджетирования, ориентированного на результат;
5. Продолжить совершенствование содержания социального обслуживания через новые подходы, формы, технологии, которые соответствуют требованиям времени;
6. Продолжить работу по сокращению численности детей, находящихся в реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних через устройство детей в семейные воспитательные группы;
7. Провести экспертизу неблагополучия семей Октябрьского района (подворовые обходы, составление актов материально-бытового обследования, анкетирование) с целью изучения потребности в социальных выплатах, чтобы эти выплаты способствовали выходу граждан и их семей из бедности.
Решение выше обозначенных проблем, в условиях современного экономического развития, будет способствовать обеспечению социальной стабильности в Октябрьском АО и уверенности граждан в завтрашнем дне.
Для обеспечения правопорядка на территории района, экономической, экологической и продовольственной безопасности необходимо:
· осуществление выплат участковым уполномоченным милиции отдела внутренних дел Октябрьского района надбавок в установленном законом порядке.
· приобретение и передача квартир в служебное пользование участковым уполномоченным милиции отдела внутренних дел ВМУ для укомплектования кадрами;
· проведение комплекса мероприятий антитеррористической и антиалкогольной комиссиями, наблюдательным Советом по социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
· принятие предупреждающих мер, направленных на ограничение размеров ущерба и создание менее уязвимых структур поселения;
· ежегодная разработка и финансирование мероприятий по пожарной безопасности в учреждениях, на предприятиях, в лесных массивах;
· разработка и проведение комплекса мероприятий по обеспечению безопасных условий труда в организациях и на предприятиях Октябрьского АО г.Омска;
· взаимодействие с фондом социального страхования в части финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда.
Развитие дошкольного образования
· Создать условия для обеспечения возможности каждому ребенку до поступления в первый класс освоить программы дошкольного образования.
· Обеспечить не только доступность дошкольного образования независимо от места жительства, состояния здоровья, социального положения семей, но и повышение его качества за счет гибкости и многообразия образовательных программ и форм предоставления образования.
· Создавать условия для формирования системы образовательных услуг, обеспечивающей поддержку семейного воспитания, в первую очередь для семей с детьми до трех лет.
· Осуществлять реструктуризацию и развитие сети дошкольных учреждений, формировать конкурентную среду путем создания сектора автономных образовательных учреждений, частных дошкольных учреждений. Для развития конкуренции вводить системы муниципального задания (заказа) на услуги дошкольного образования с полноценным допуском к нему негосударственных организаций и переходу на нормативно-подушевой механизм оплаты услуг дошкольного образования.
Разработка методических рекомендаций осуществляется на основе выявленных тенденций развития района.
Модернизация системы образования является основой динамичного экономического роста и социального развития общества и фактором благополучия граждан. Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности на основании:
- достижения качества образования, гарантирующего наибольший вклад системы образования в решение ключевых общественно значимых проблем края;
- создания открытой общедоступной развивающей образовательной среды, направленной на позитивную социализацию и самоопределение человека
- развития личности, способной активно участвовать в инновационном социально-экономическом развитии страны и региона.
Жилищная проблема остается наиболее острой из всех социальных проблем. В настоящее время в жилищном фонде Октябрьского района 5323 жилых дома общей площадью 472600,0 кв.м, из них 59 жилых домов общей площадью 16100 кв.м признаны аварийными, кроме того не признаны аварийными, но ими являются еще 113 домов общей площадью 313330 кв.м.
Расселение граждан из ветхого жилья из-за отсутствия жилой площади происходит очень медленно.
Для достижения цели обеспечения граждан доступным жильем, соответствующим социальным стандартам необходимо решение следующих задач:
- подготовить и принять муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие и развивающие жилищное строительство;
- создать условия для развития массового жилищного строительства за счет всех источников финансирования, в том числе через ипотечное кредитование
- обеспечить строительство жилья исходно-разрешительной, предпроектной и проектно-сметной документацией;
- подготовить земельные участки под жилищное строительство инженерной инфраструктурой в городских и сельских поселениях Октябрьского муниципального района;
- строительство объектов