Организация компьютерного учета денежных средств на
Организация компьютерного учета денежных средств на
Производственном предприятии
Цели и задачи компьютеризации бухгалтерского учета денежных
Средств на производственном предприятии
Учет денежных средств — важный и ответственный участок бухгалтерского учета на производственном предприятии. Традиционно в учете денежных средств выделяют две основных задачи:
● Учет кассовых операций и денежных средств в кассе;
● Учет банковских операций и денежных средств на расчетных, кредитных, валютных счетах в банке.
Основные цели автоматизации бухгалтерского учета собственных денежных средств и кредитных ресурсов:
- обеспечить непрерывный контроль и сохранность финансовых средств;
- не допускать разбазаривания средств, а также их нерационального использования;
- обеспечить оперативное и точное отражение операций оприходования и списания денежных средств по кассе и по счетам в банке;
- обеспечить качественное проведение инвентаризаций денежных средств и точное выведение их результатов.
Задачи компьютеризации учета денежных средств направлены на решение его проблем.
Основные информационные проблемы бухгалтерского учета денежных средств связаны с необходимостью оформления специальных кассовых и банковских документов, с организацией контроля их исполнения и прохождения по всем ступеням документооборота. Высокие требования предъявляются к точности и оперативности сведений о движении денежных средств. На практике требуется организация ежедневного учета денежных средств, с определением оборотов и остатков по каждой кассе, по каждому банковскому счету. Сложность задачи повышается при необходимости ведения учета в валюте с оценкой по курсу.
Помимо решения задач оперативного характера, учет денежных средств и кредитных ресурсов является базовым элементом в организации сводного бухгалтерского учета, т.к. связан со многими другими участками учетных работ. По счетам учета денежных средств (50, 51, 52, 55, 66, 67) начинают составляться первые сводные регистры в синтетическом учете (в журнально-ордерной форме учета это журналы-ордера №1, 2, 3, 4).
Решению проблем возникающих в учете денежных средств и кредитов банка способствует внедрение компьютерных систем для автоматизации учета кассовых и банковских операций. Компьютерные системы позволяют оформлять первичные кассовые и банковские документы (кассовые ордера, платежные документы) в строгом соответствии с нормативными требованиями, при этом устраняется возможность появления механических ошибок и описок (например, не совпадения сумм числом и прописью). Компьютеризация обеспечивает ведение баз данных первичных кассовых и банковских документов; позволяет оформлять отчетные и сводные документы как ежедневно так и за весь отчетный период. Математическая точность и надежность итоговых результатов обеспечиваются автоматически.
Таким образом, компьютеризация учета кассовых и банковских операций способствует повышению его качества, оперативности и достоверности.
Одним из эффективных средств автоматизации бухгалтерского учета денежных средств в кассе и на счетах в банке является программа "1С:Предприятие".
Методика автоматизированного учета денежных
средств на базе программного средства "1С:Предприятие"
Автоматизированный учет денежных средств на базе программы "1С:Предприятие", как правило, организуется в форме двух взаимосвязанных АРМ бухгалтера:
● АРМ бухгалтера по учету кассовых операций (АРМ-КАССА);
● АРМ бухгалтера по учету банковских операций (АРМ-БАНК).
При использовании сетевой версии программы АРМ-КАССА и АРМ-БАНК интегрируются с другими АРМ в рамках комплексной системы компьютерного бухгалтерского учета.
Организация компьютерного учета расчетов с контрагентами на
Производственном предприятии
Цели и задачи автоматизации бухгалтерского учета расчетов с
Рис. 4.1 — Информационная схема расчетных операций производственного
Предприятия
Основная цель автоматизации бухгалтерского учета расчетов — организовать оперативное получение сведений по всем видам дебиторской и кредиторской задолженности, а также обеспечить надежный контроль своевременности оплат по дебиторской и кредиторской задолженности.
Для необходимо обеспечить достаточно глубокий аналитический учет дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе наименований контрагентов, с разбивкой по договорам и видам долгов, а при необходимости с детализацией по документам. При этом должна обеспечиваться возможность быстрого получения сводок о состоянии расчетов для целей оперативного управления расчетами, а также для обеспечения бухгалтерского контроля дебиторской и кредиторской задолженности. Параллельно необходимо организовать обработку первичных документов по учету расчетов и формирование корреспонденции по бухгалтерским счетам учета расчетов с поставщиками (60), покупателями (45, 62), разными дебиторами и кредиторами (68, 69, 75, 76, 79) с целью составления необходимой бухгалтерской документации и обеспечения синтетического учета расчетов.
Учет расчетов с поставщиками и покупателями, дебиторами и кредиторами тесно связан с другими участками учетных работ: с учетом сырья и материалов, с учетом готовой продукции, с учетом затрат на услуги, с учетом налогов и платежей, с учетом банковских операций, поэтому необходимо обеспечить бесперебойность информационных связей с этими участками учетных работ, возможность получения от них и предоставления им встречной информации. Немаловажное значение имеет учет расчетов для управления предприятием, его автоматизация позволяет своевременно снабжать руководство предприятия информацией требующей немедленного реагирования (данные о состоянии выполнения договоров, данные о своевременности расчетов, информация о рисках и угрозах штрафов). Внедрение компьютерной техники — основа организации на предприятии управленческого учета расчетов.
В программе "1С:Предприятие" имеются следующие возможности по автоматизации учета расчетов:
1. Ведение синтетических счетов по учету расчетов (60, 62, 45, 76, 68, 69, 75, 79) (режим "Операции" подрежим "Планы счетов").
2. Организация аналитического учета по счетам учета расчетов в разрезе наименований контрагентов (справочник "Контрагенты") и оснований расчетов (справочники "Договора"). Применяются также справочники: "Виды платежей в бюджет (фонды)" (по счетам 68 и 69); "Обособленные подразделения" (по счету 79).
Для работы со справочной информацией, касающейся контрагентов, используется режим "Операции" подрежим "Справочники".
3. Обработка первичных документов по основным товарным и банковским операциям с контрагентами в режимах "Покупка", "Продажа", "Банк", "ОС", "НМА". При этом реализовано автоматическое формирование проводок. При обработке платёжных документов производится автоматическое распределение сумм по основной задолженности и по счетам учета авансов.
4. Автоматический учет НДС по поставке и отгрузке материальных ценностей.
5. Ведение электронных реестров и архивов обработанных первичных документов в соответствующих электронных журналах.
6. Выпуск машинограмм синтетического и аналитического учета по счетам учёта расчетов с контрагентами аналогичных регистрам журнально-ордерной формы учета (режим "Отчеты").
Организация компьютерного учета денежных средств на