Занятие 1. Межбюджетные отношения и их развитие в России – 3 часа.
Вопросы для обсуждения:
1. Расчет размера дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений
2. Расчет индекса бюджетных расходов поселений
3. Расчет индекса налогового потенциала поселения
4. Расчет бюджетной обеспеченности поселения
5. Расчет дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа)
6. Распределение средств областного ФФПМР(ГО)
7.Расчет индекса бюджетных расходов муниципальных районов (городского округа)
8. Расчет индекса налогового потенциала муниципального района (городского округа)
9. Расчет бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа)
10. Расчет дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц
Основная литература
1. Конституция РФ от 12.12.93.
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 №145-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами.
3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской.-СПб.:Питер,2008.
4. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник –М:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2007
5. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 568 с.
6. Г.Б. Поляк Бюджетная система России: учебник для студентов вузов.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 703
Дополнительная литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. N 467-р
2. Областной закон от9 августа 2005 года N 532-ОЗ (в ред. областных законов от 05.10.2005 N 535-ОЗ, от 09.12.2005 N 588-ОЗ, от 06.09.2006 N 705-ОЗ, от 21.06.2007 N 119-ОЗ) «О межбюджетных отношениях в Новгородской области»
3. Завьялов Д.В. «Методологический аспект оценки эффективности межбюджетных трансфертов». – Финансы и Кредит № 34 – сентябрь 2008.
4. А.Е. Суглобов, Ю.И. Черкасова «Развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации». – Финансы и Кредит № 1 – январь 2009.
Тема № 9.Тесты для самостоятельной работы
1. Межбюджетные отношения – это:
А) отношения между органами государственной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Б) отношения между органами государственной власти Российской Федерации и органами местной власти
В) взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса;
Г) все вышеперечисленное неверно
2. Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права:
А) устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
Б) превышать установленные Правительством Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В) предоставлять кредиты;
Г) осуществлять заимствования
3. Проект распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона:
А) в первом чтении;
Б) во втором чтении;
В) в третьем чтении
Г) все вышеперечисленно неверно
4. В субъектах Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются следующие дополнительные меры:
А) подписание соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации;
Б) организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в органах Федерального казначейства;
В) проведение ежегодной внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации Счетной палатой Российской Федерации или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;
Г) увеличение текущих расходов
5. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации:
А) предназначен для перечисления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют
Б) распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса
В) определяются на основе климатических характеристик субъектов Российской Федерации
Г) создается в составе федерального бюджета
6. Что из ниже перечисленного не входит в формы финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации:
А) предоставление бюджетных кредитов
Б) предоставление субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов
В) предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации
Г) предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности
7. Министерство финансов Российской Федерации направляет в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации исходные данные для проведения расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации:
А) до 1 июля текущего финансового года
Б) до 20 июля текущего финансового года
В) до 1 августа текущего финансового года
Г) все вышеперечисленное неверно
8. Субвенции и субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются на финансирование:
А) любых расходов по федеральным программам социального страхования
Б) капитальных расходов
В) установленных целевых расходов
Г) все вышеперечисленное верно
9. Бюджетный федерализм- это совокупность принципов, определяющих отношения между:
А) всеми центральными органами власти
Б) центральными органами власти и органами самоуправления
В) центральными органами власти, органами власти субъектов и органами местного самоуправления
Г) органами власти субъектов и органами местного самоуправления
10. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ образуется в целях:
А) выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ
Б) снижения воздействия инфляционных ожиданий на уровень бюджетной обеспеченности
В) выделения дотаций субъектам РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых до 5% превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
11. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется соотношением:
А) между расчетными налоговыми доходами на одного жителя и средней налоговой базой по консолидированным бюджетам субъектов РФ
Б) между расчетными доходами на одного жителя и средними доходами исходя из уровня развития и структуры экономики по субъектам РФ
В) между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.
12. Из Федерального фонда софинансирования социальных расходов выделяются:
А) субвенции для финансирования приоритетных социально значимых расходов федерального бюджета
Б) субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ
В) А и Б.
13. Субвенции из Федерального фонта компенсаций распределяются между субъектами РФ в соответствии с методикой утверждаемой:
А) Министерством финансов Российской Федерации
Б) Правительством Российской Федерации
В) Государственной Думой Российской Федерации
Г) Президентом Российской Федерации
14. Что не является формой межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ:
А) дотации из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов
Б) Дотации из регионального фонда финансовой поддержки поселений
В) субсидии местным бюджетам из региональных фондов компенсаций
Г) бюджетные кредиты местным бюджетам.