Необходимость и сущность финансов. Их специфические признаки
Необходимость и сущность финансов. Их специфические признаки
Финансы как экономическая категория- это денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением на макроуровне- стоимости ВНП и части национального богатства, на микроуровне - выручки (доходов) субъектов рынка в связи с формированием финансовых ресурсов и их использованием на накопление и потребление.
Обязательными условиями существования финансов являются:
Существование организованного централизованного государства
Развитые товарно-денежные отношения
Отличительные признаки финансов:
1. Денежный характер финансов- все финансовые операции сопровождаются движением денежных средств. Деньги таким образом- материальные носители финансовых отношений. Однако, деньги и финансы- это разные экономические категории. Деньги- это абсолютно ликвидное, декретируемое средство платежа. А финансы- это отношения между субъектами насчет денег.
2. Распределительный характер финансов. Финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса (производство – распределение – обмен - потребление); когда заканчивается процесс реализации товаров и услуг, возникает необходимость передвижения между субъектами в результате реализации товаров и услуг. На первом этапе распределения его результаты определяются в основном ценой на товары и услуги, но такие финансовые отношения, как налоговые, кредитные, страховые приводят к формированию объемов финансовых ресурсов, отличных от тех, которые сформировались бы на основе цены.
3. Императивность финансов. Для нормального существования финансовых отношений необходимо наличие дееспособной государственной власти, так как ну практически 100% финансовых отношений регламентируется правительством
Распределительная функция финансов
Распределительная функция имеет место, когда распадаются на отдельные направления на макроуровне - добавленная стоимость или ВНП, а на микроуровне - выручка. ВНП- это конечный продукт в денежном эквиваленте экономической системе, представляющий собой суммы товаров услуг за минусом стоимости материальных затрат используемых для производства товаров и услуг за данный год (обычно). В процессе первичного распределения ВНП распадается на численную работникам З/П, на прибыль до налогообложения организацией, амортизационные отчисления, косвенные налоги (налоговая добавка к цене). Далее в процессе финансового перераспределения уплачиваются государству налоги на заработную плату, на прибыль, финансируется бюджетная сфера из государственных законов, продаются и покупаются финансовые ресурсы на … ценные бумаги, в результате перераспределения формируются конечные финансовые ресурсы. Эти ресурсы, как организациями, так и кем угодно. Организации за счет сформированных ресурсов осуществляет инвестиционную деятельность, в результате чего в макроэкономике формируется фонд накопления. В результате оплаты за счет финансовых ресурсов домашними хозяйствами товаров услуг создается фонд потребления.
На микроуровне объектом финансового распределения является выручка или доход организации.
Схема кругооборота капитала коммерческой организации, где Д- капитал, Т- активы, П—процесс производства, Т*- гп, Д*- выручка
Д-Т-…П…-Т*-Д*
Первичное распределение выручки:
Косвенные налоги
Начислена з/п.
Реинвестирование оборотного капитала
Начисленная амортизация
Прибыль до налогообложение
Перераспределение на микроуровне заключается в уплате прямых налогов, распределении чистой прибыли между организацией и ей.
Участники и инструменты финансового рынка
Финансовые инструменты
На денежном рынке обращаются краткосрочные производные ценные бумаги: коммерческие векселя, банковские векселя и казначейские обязательства.
Вексель – обязательство покупателя оплатить указанную в векселе сумму за оказанные услуги в течение зафиксированного срока. На современном векселе делают индоссамент или передаточную надпись и рассчитываются векселем уже по своим обязательствам. Высокая степень доверия к векселедателю.
Схема движения векселей. Действующие лица:
Трассант – кредитор или поставщик.
Трассат – заемщик или покупатель.
Ремитент – векселедержатель.
1. Трассант передает товар и предлагает подписать вексель об оплате этого товара определенной суммой в определенное время.
2. Трассат акцептует вексель, подписывает его и передает его трассанту.
3. Трассант передает вексель ремитенту, своему кредитору.
4. Когда наступает срок, ремитент передает вексель трассата для расчета.
Ремитент может не дожидаться срока оплаты и продать вексель с дисконтом от номинала банку.
Банковский вексель, в отличие от обычного товарного векселя, имеет депозитную основу – векселедержатель для получения векселя в банке депонирует в банке указанную в векселе сумму. На указанную в векселе сумму банк начисляет процент. Процент зависит от номинала векселя и периода обращения векселя – чем больше период, тем выше цена.
Очень часто банковский вексель обозначает акцепт всех векселей.
Разновидностью банковских векселей является сберегательный сертификат.
Казначейские обязательства (КО) – это краткосрочные долговые обязательства государства, получается с целью получения дохода, либо в зачет налоговых платежей. Если количество передаточных надписей, оговоренных в проекте эмиссии исчерпано до конца периода обращения, то государство погашает казначейское обязательство раньше срока.
Экономические партнеры могут подписать фиктивный вексель. Они называются еще бронзовые или дружеские, за которыми не стоит товарной сделки в целях получения векселедержателем кредита под залог в банке.
Участниками денежного рынка являются с одной стороны лица, предоставляющие деньги (кредиторы), а с другой стороны — лица заимствующие деньги на определённых условиях (заёмщики). Одной из категорий участников рынка являются финансовые посредники. Предоставление денежных средств возможно и без финансовых посредников
В качестве кредиторов и заёмщиков на денежном рынке выступают:
**Банки**Небанковские кредитные организации**Предприятия и организации различного типа — юридические лица**Физические лица**Государство в лице определённых органов и организаций**Международные финансовые организации**Другие финансово-кредитные учреждения
В качестве финансовых посредников на денежном рынке выступают:
**-Банки **-Профессиональные участники фондового рынка **-Брокеры **-Дилеры
**-Управляющие компании **-Другие финансово-кредитные учреждения
Интересы участников денежного рынка состоят в получении дохода от операций с различными финансовыми инструментами денежного рынка. Кредиторы получают доход в виде процента на переданную сумму. Заёмщики получают доход в виде дополнительной прибыли, полученной от использования заимствованных денежных средств. Финансовые посредники получают доход в виде комиссионного вознаграждения или разницы между процентными ставками привлечения и размещения средств.
Рынок ценных бумаг
РЦБ (фондовый рынок) — составная часть финансового рынка, на котором оборачиваются ценные бумаги.
Способы классификации
Существует множество способов классификации рынков ценных бумаг:
По характеру движения ценных бумаг (первичный, вторичный).
По виду ценных бумаг (рынок облигаций, рынок акций, рынок производных финансовых инструментов).
По форме организации (биржевые и внебиржевые).
По территориальному принципу (международные, национальные и региональные рынки).
По эмитентам (рынок ценных бумаг предприятий, рынок государственных ценных бумаг и т. п.).
По срокам (рынок кратко-, средне-, долгосрочных и бессрочных ценных бумаг).
По видам сделок (кассовый рынок — подразумевает мгновенное исполнение сделок, форвардный рынок и т. д.).
По отраслевому принципу.
По другим критериям.
Классификация по характеру движения ценных бумаг
Первичный) — рынок, на котором происходит размещение новых ценных бумаг.
Вторичный рынок) — место основной купли-продажи ранее выпущенных активов. Именно со вторичным рынком лучше всего знаком начинающий инвестор, поскольку биржи как раз относятся ко вторичному рынку. Один из главных субъектов фондовая биржа.
Третий рынок -охватывает торговлю зарегистрированными на бирже ценными бумагами за пределами самой биржи]. Третий рынок традиционно использовался в качестве площадки крупными пакетами акций между институциональными инвесторами. С развитием интернета он стал доступен для частных инвесторов.
Четвёртый рынок — это электронные системы торговли крупными пакетами ценных бумаг напрямую между институциональными инвесторами. Самые известные системы четвёртого рынка — InstiNet, POSIT, Crossing Networ
Инструменты и участники фондового рынка
На фондовом рынке обращаются основные ценные бумаги:
1)Акции 2)Облигации
Акция – ценна бумага, свидетельствующая о вкладе владельца в уставный капитал акционерного общества. Акции могут быть обыкновенными и привилегированными. Доходом по акциям являются дивиденды.
Облигация – долговая или процентная ценная бумага о предоставлении держателю ссуды эмитенту облигации.
Доходом по облигации является процент.
На вторичном рынке могут обращаться производные ценные бумаги, наиболее известные как опционы и фьючерсы.
Опцион – это контракт фиксирующий обязанность продавца продать актив и право покупателя купить его по указанной цене на конкретную дату. За это покупатель уплачивает продавцу некоторую сумму – опционную премию, цену контракта.
Фьючерс – это контракт обязывающий продавца продать, а покупателя купить актив по установленной цене на конкретную дату.
Дилеры – это такие посредники, которые вкладывают в операции собственный капитал и рискуют им, и имеют доходы от курсовых разниц.
Брокеры – это такие посредники, которые осуществляют операции на фондовом рынке по поручению клиентов, вкладывая при этом их капитал. Их доход составляет комиссионное вознаграждение (либо он выполняет указания, либо сам решает, и от этого зависит размер вознаграждения).
Профессиональные участники финансового рынка:
**Банки***Инвестиционные институты – к ним относятся финансовые брокеры ,инвестиционные консультанты, инвестиционные компании, инвестиционные фонды ***Инфраструктурные организации – обслуживающие; регистраторы , депозитарии, биржи , расчетные центры .
11.Содержание, значение и задачи финансовой политики
Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений. Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Содержание финансовой политики:
1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
2. Создание адекватного финансового механизма.
3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Задачами финансовой политики является:
1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
12.Основные направления финансовой политики РФ на современном этапе
Создание рыночных отношений немыслимо без проведения принципиально новой финансовой политики. В ходе исполнения новой финансовой политики выявилось множество проблем и к началу проведения реформ разработки по финансово-бюджетным вопросам были сформулированы реформы на декларативном уровне, которые фактически начали проводиться методом проб и ошибок.
Для выхода из финансового кризиса Правительством РФ был разработан ряд направлений финансовой политики послекризисного периода:
– повышение эффективности бюджетной системы, сокращение бюджетных расходов и бюджетной сети, усиление контроля за расходами получателей бюджетных средств через систему Федерального казначейства;
– оздоровление банковской системы;
– совершенствование межбюджетных отношений и бюджетного федерализма;
– ликвидация неденежных расчетов и неплатежей;
– развитие земельной реформы;
– принятие комплекса мер по защите прав мелких инвесторов;
– создание законодательных условий для привлечения иностранных инвестиций. Стратегическими направлениями финансовой политики государства должны быть такие мероприятия, которые приведут к экономическому росту страны.
Для укрепления курса национальной валюты необходимо осуществить комплекс мер для ограничения спекуляций на валютном рынке и остановить незаконный вывоз капитала за рубеж. Необходимо повысить товарное обеспечение рубля путем проведения структурной перестройки экономики.
Задачей ближайших лет является укрепление доверия вкладчиков к кредитным организациям и инвестиционным институтам. Для этого необходимо создать надежную систему страхования вкладов, разрешить при определенных условиях иностранным банкам привлекать средства населения России, повысить процентные ставки по депозитам, соблюдать разумные пределы доходности государственных ценных бумаг.
Стратегической задачей финансовой политики является достижение сбалансированности бюджетов всех уровней, для чего необходимо проведение в жизнь скоординированной, единой бюджетной политики федерального центра, субъектов Российской Федерации муниципальных образований с целью укрепления государственных финансов и пресечения проявлений регионального сепаратизма.
Поддержать экономику страны может сокращение налогового бремени. Необходимо выполнение принятых законов по снижению налогового бремени, а также анализ их влияния на экономику и доходы бюджета.
Важным направлением совершенствования бюджетной политики является оптимизация структуры расходов бюджета и сокращение бюджетных расходов по тем статьям, где это возможно. Необходимо наращивать расходы бюджета на народное хозяйство. Необходимо дальнейшее снижение расходов на обслуживание государственного долга.
Финансовая политика должна быть увязана с денежно-кредитной политикой. Направлениями политики государства в этой области является активизация Банка России на открытом рынке.
В ближайшем будущем требует решения такая проблема бюджета, как повышение эффективности использования государственной собственности.
Осуществление перечисленных мероприятий позволит обеспечить укрепление государственных и территориальных финансов, ускорить экономическое и социальное развитие нашей страны.
Классификация налогов
1. Прямые налоги – на доходы и имущество налогоплательщиков
2. Косвенные налоги – налоги на товары и услуги .
В отличие от прямых налогов косвенные налоги уплачив конечным потребителем товара или услуги.
- по субъекту уплаты:
1. физические лица;
2. юридические лица.
- по объектам налогообложения:
1) имущество (движимое, недвижимое);
2) доход (прибыль) от экономической деятельности;
3) операции по реализации товаров, работ, услуг;
4) ввоз (вывоз) товаров на таможенную территорию России (или с неё);
5) отдельные виды экономической деятельности;
6) отдельные объекты.
- по полноте налоговых прав пользования налоговыми поступлениями:
собственные (закрепленные налоги);2) регулирующие налоги.
- по принадлежности к уровню власти и управления:
федеральные;2) региональные;3) местные.
- по методу исчисления (от налоговой техники):
1) регрессивные;
2) прогрессивные;
3) пропорциональные;
4) линейные;
5) ступенчатые;
6) твердые (в абсолютной сумме).
23.Бюджет: сущность, функции и роль в социально-экономическом развитие общества
Бюджет, как экономическая категория, представляет собой отношения, связанные с формированием и расходованием денежных средств в процессе финансирования деятельности по реализации функций органов государственной и местной власти. Бюджет – это финансовый план страны или другой административно-территориальной единицы. Как план он принимается ежегодно в форме закона. В этом законе подробно расписываются доходная и расходная части бюджета. В доходной части бюджета отражаются все виды денежных поступлений в распоряжении государства. В расходной части – все направления использования поступивших денег. Бюджет строится в соответствии с балансовым принципом, то есть предполагает равенство доходов и расходов.
Функции бюджета
Финансы и бюджет – это родственные экономические категории, поэтому функции у бюджетов такие же, как и у финансов, т.е. :
1. Распределительная – проявляется в процессе территориального, межотраслевого и государственного распределения и перераспределения ВВП, а в некоторых случаях и части Национального Богатства.
2. Контрольная – заключается в том, что бюджет в процессе формирования и использования финансовых ресурсов государства сигнализирует о характере процессов в экономике, а именно:
a. Как поступают в распоряжение государства денежные средства в целом, а также от отдельных видов экономической деятельности с секторов экономики или с субъектов экономики;
b. Соответствует ли размер централизуемых ресурсов объему потребностей государства.
Бюджет выполняет следующую роль:
1. Воздействует на пропорции общественного воспроизводства и темпы экономического роста. Это происходит благодаря следующим бюджетным рычагам:
a. Государственные кредиты
b. Налоговые льготы
c. Бюджетные инвестиции
d. Государственные гарантии
e. Дотации, субсидии, субвенции и т.д.
2. Бюджет способствует реализации ВНП, так как создает дополнительный спрос на разных товарных рынках и существует даже термин «государственное потребление» - от 20-30% ВНП реализуется благодаря ему. Государственное потребление состоит из
a. Военное потребление
b. Потребление стратегического сырья и строительных материалов
c. Потребление промышленного оборудования
d. Потребление сельскохозяйственной продукции
24Доходы бюджета: их виды и экономическое содержание
Источниками доходов являются, внутренним – текущий ВНП и национальное богатство, внешним – ВНП других стран (внешние государственные займы), а также национальные богатства других стран в случае военных конфликтов.
Возможны следующие варианты бюджетной классификации доходов:
1. Юридическая классификация – используется ли сила закона при мобилизации дохода или нет, можно разделить доходы на налоговые и неналоговые.
2. Финансовая классификация – основывается на делении доходов на безвозвратные и временные или заемные.
3. Экономическая классификация имеет в своей основе характер источника дохода или характер экономических последствий в результате получения дохода. Не менее 70% в структуре дохода бюджета должны быть налоги.
Налоги – это доля государства в добавленной стоимости или валовом национальном продукте, или это часть дохода организации или физического лица, которая в силу закона перечисляется государству, то есть некоторый обязательный платеж, перечисляемый государству.
Формы классификаций доходов бюджета:
1. Ведомственная – Расходы формируются в разрезе министерств, или внутри них по отделам, подразделениям
2. Предметная – расходы формируются по видам экономической деятельности и отраслям
3. Экономическая – расходы формируются по отдельным инвестициям
4. Комбинированная – сочетается в ней ведомственный и предметный признаки
5. Целевая – предполагает их группировку в соответствии с их национальными целевыми программами
6. Функциональная – предполагает группировку расходов по функциям государства (социальная, защитная, экономическая, управление). Этот вариант помогает разобраться в основных целях государственной бюджетной политики.
25. Расходы бюджета: их виды и экономическое содержание и значение расходов бюджета. Классификация расходов бюджета.
Расходы, представленные в бюджете, отражают политику государства в области использования своих доходов (бюджетную политику). Также как и доходы, расходы представлены в бюджетной классификации расходов. Основными направлениями расходов бюджета являются
1. финансирование оказания государственных или муниципальных услуг
2. Социальное обеспечение
3. Инвестиции в негосударственный сектор
4. Предоставление межбюджетных трансфертов: дотаций и т.д.
5. Обслуживание государственного долга – внутреннего и внешнего
Выделяют в структуре бюджета два крупных блока:
1. Текущий бюджет – предназначен для финансирования обязательных постоянных государственных затрат, хотя бы на зарплату госслужащих
2. Бюджет развития – включает в себя расходы инвестиционного характера, например, экономическая и социальная инфраструктура (строительство дорог, госпиталей и т.д.), в другие инфраструктуры и т.д.
В Бюджетном Кодексе РФ отражено, что едиными для бюджетов бюджетной системы являются следующие разделы классификации расходов (каждый расход по министерствам раскидывается, т.е. сначала код министерства):
1. Общегосударственные вопросы – по министерствам, к примеру, функционирование должностного лица
2. Национальная оборона
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
4. Национальная экономика
5. Жилищно-коммунальное хозяйство
6. Охрана окружающей среды
7. Образование
8. Культура, кинематография и средства массовой информации
9. Здравоохранение, физкультура и спорт
10. Социальная политика
11. Межбюджетные трансферты
Необходимость и сущность финансов. Их специфические признаки
Финансы как экономическая категория- это денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением на макроуровне- стоимости ВНП и части национального богатства, на микроуровне - выручки (доходов) субъектов рынка в связи с формированием финансовых ресурсов и их использованием на накопление и потребление.
Обязательными условиями существования финансов являются:
Существование организованного централизованного государства
Развитые товарно-денежные отношения
Отличительные признаки финансов:
1. Денежный характер финансов- все финансовые операции сопровождаются движением денежных средств. Деньги таким образом- материальные носители финансовых отношений. Однако, деньги и финансы- это разные экономические категории. Деньги- это абсолютно ликвидное, декретируемое средство платежа. А финансы- это отношения между субъектами насчет денег.
2. Распределительный характер финансов. Финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса (производство – распределение – обмен - потребление); когда заканчивается процесс реализации товаров и услуг, возникает необходимость передвижения между субъектами в результате реализации товаров и услуг. На первом этапе распределения его результаты определяются в основном ценой на товары и услуги, но такие финансовые отношения, как налоговые, кредитные, страховые приводят к формированию объемов финансовых ресурсов, отличных от тех, которые сформировались бы на основе цены.
3. Императивность финансов. Для нормального существования финансовых отношений необходимо наличие дееспособной государственной власти, так как ну практически 100% финансовых отношений регламентируется правительством