Тема 1. Понятие и структура базальной эмоциональной регуляции в норме и патологии.
План:
1) Понятие базальной структуры эмоциональной регуляции.
2) Морфологический субстрат эмоциональной регуляции.
3) Функции эмоциональной системы.
4) Афферентное и эфферентное звенья эмоциональной системы.
5) Роль когнитивной и эмоциональной систем в обеспечении ориентировки в окружающем мире.
6) Патология эмоций и первичные нарушения нейродинамики. Явления гипо- и гипердинамии.
7) Уровни базальной системы эмоциональной регуляции.
8)
Тема 2. Формирование эмоциональной регуляции в онтогенезе.
План:
1) Врожденные предпосылки становления системы эмоциональной регуляции.
2) Порядок включения уровней аффективной организации в раннем онтогенезе.
3) Развитие эмоциональной сферы ребенка в первом полугодии жизни.
4) Развитие эмоциональной сферы ребенка во втором полугодии жизни.
5) Первый кризис эмоционального развития ребенка.
6) Развитие речи и ее роль в эмоциональной регуляции поведения ребенка.
7) Эмоциональные реакции кризиса 3 лет. 8)Развитие эмоциональной сферы дошкольника.
Тема 3. Уровневый подход к патологии эмоциональной системы.
План:
1) Понятие патологии эмоциональной сферы.
2) Функциональные расстройства эмоциональной регуляции. Явления
гиперфункции отдельных уровней
3) Функциональные расстройства эмоциональной регуляции.Явления гипофункции отдельных уровней.
4) Повреждение механизмов эмоциональной регуляции.
Тема 4. Коррекция эмоциональных нарушений: общие понятия.
План:
1) Понятие и базовые принципы коррекции эмоциональных нарушений.
2) Направления психологической коррекции аффективной дезадалтации.
3) Психотерапевтические приемы, обеспечивающие направленное изменение аффективного состояния человека.
4) Уровневый подход к коррекции эмоциональных нарушений.
5) Основные этапы коррекции.
6) Роль эмоционального контакта ребенка и взрослого в процессе психокоррекции.
Тема 5. Коррекция страхов.
План:
1) Понятие страха. Страх и тревожность.
2) Роль страхов в общем развитии эмоциональной сферы ребенка.
3) Причины развития страхов на различных этапах онтогенеза.
4) Типологии детских страхов.
5) Методы диагностики страхов.
6) Основные направления психокоррекции детских страхов.
Тема 6. Коррекция агрессивного поведения.
План:
1) Понятие агрессии и агрессивности. Теории детской агрессии.
2) Причины агрессивного поведения детей раннего возраста и дошкольников. 3)Типология агрессии и агрессивного поведения дошкольников.
4) Самоагрессия.
5) Общие принципы коррекции агрессии и агрессивного поведения.
6) Основные направления коррекции агрессии.
Тема 7. Коррекционная работа с аутичными детьми.
План:
1) Понятие аутизма. Теории аутизма.
2) Типология аутичных детей по В.В. Лебединскому.
3) Общие принципы коррекционной работы с аутичными детьми.
4) Этапы коррекционной работы.
5) Установление контакта с аутичными детьми первой, второй, третьей и четвертой групп (по В.В. Лебединскому).
6) Особенности коррекции страхов и агрессии у аутичных детей, принадлежащих к различным группам.
7) Психологическая работа с родителями аутичного ребенка.
Тема 8. Общая организация эмоционального поведения ребенка.
План:
1) Базовые принципы организации эмоционального поведения ребенка.
2) Формирование механизмов первого уровня аффективной организации поведения.
3) Формирование механизмов второго уровня аффективной организации поведения.
4) Формирование механизмов третьего уровня аффективной организации поведения.
5) Формирование механизмов четвертого уровня аффективной организации поведения.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
№ п/п | № раздела (темы) дисциплины | Форма (вид) самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
Тема 1 | 1. Выполнение заданий, полученных на лекции 2. Подготовка к практическому занятию | ||
Тема 2 | 1. Выполнение заданий, полученных на лекции 2. Подготовка к практическому занятию 3. Составление таблицы (схемы), отражающей этапы формирования эмоциональной регуляции в раннем онтогенезе | ||
Тема 3 | 1. Выполнение заданий, полученных на лекции 2. Подготовка к практическому занятию | ||
Тема 4 | 1. Выполнение заданий, полученных на лекции 2. Подготовка к практическому занятию | ||
Тема 5 | 1. Выполнение заданий, полученных на лекции 2. Подготовка к практическому занятию 3. Эссе «Адаптивная и дезадаптивная функции детских страхов» или «Роль сказок (мультфильмов) в формировании и преодолении детских страхов» | ||
Тема 6 | 1. Выполнение заданий, полученных на лекции 2. Подготовка к практическому занятию 3. Эссе «Семейные ресурсы преодоления агрессии дошкольника» или «Агрессия как нападение и как защита: причины развития и способы различения» | ||
Тема 7 | 1.Выполнение заданий, полученных на лекции 2.Подготовка к практическому занятию | ||
Тема 8 | 1.Выполнение заданий, полученных на лекции 2.Подготовка к практическому занятию 3.Выполнение контрольной работы | ||
Экзамен | |||
ИТОГО |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:
Основная литература:
1.Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) [Электронный ресурс]/ Баенская Е.Р.— Электрон. текстовые данные.— М.: Теревинф, 2015.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52078.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Быкова И.С. Нарушения психического развития в детском возрасте [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Быкова И.С., Краснощекова И.В.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013.— 162 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21830.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная литература:
1.Зеленина Н.Ю. Социально-эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: учебное пособие. Направление подготовки – 050700.62 «Специальное дефектологическое образование», профилю подготовки «Дошкольная дефектология»/ Зеленина Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014.— 46 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32096.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2.Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ О.Ю. Кравец [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2014.— 104 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39667.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Микрополяризации у детей с нарушением психического развития или Как поднять планку ограниченных возможностей [Электронный ресурс]/ М.П. Ломарев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2011.— 336 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19448.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3.Московкина А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Московкина А.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2014.— 252 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31761.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
4. Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Стребелева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: ПАРАДИГМА, 2011.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13027.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе преподавания данной учебной дисциплины применяются электронные формы обучения.
Активно используются следующие образовательные технологии: лекции, практические занятия, практические занятия с элементами тренинга, самостоятельная работа студентов, реферат. При проведении занятий целенаправленно используется работа в микрогруппах с последующим общим обсуждением, работа со специальной литературой, практическая апробация рассматриваемых приемов и рекомендаций по оптимизации умственного труда студентов.
В соответствии с ФГОС ВО, объем занятий, проводимых в интерактивной форме, должен составлять не менее 50 % от аудиторных занятий (не менее 24 часов). В соответствии с учебным планом, объем занятий, проводимых в интерактивной форме, должен составлять не менее 24 часов (12 часов – лекции, 12 часов – практические занятия). Распределение занятий, проводимых в интерактивной форме, отражено в таблице.
№ п/п | Тема | Форма занятия | Трудоемкость в часах | |
Понятие и структура базальной эмоциональной регуляции в норме и патологии | Лекция с элементами беседы Обсуждение докладов в соответствии с планом практического занятия | |||
Формирование эмоциональной регуляции в онтогенезе | Лекция с элементами беседы Обсуждение докладов в соответствии с планом практического занятия Просмотр и обсуждение учебного фильма | |||
Уровневый подход к патологии эмоциональной системы | Лекция с элементами беседы Обсуждение докладов в соответствии с планом практического занятия | |||
Коррекция эмоциональных нарушений: общие понятия | Лекция с элементами беседы Обсуждение докладов в соответствии с планом практического занятия | |||
Коррекция страхов | Лекция с элементами беседы Работа в микрогруппах (в соответствии с планом практического занятия) | 1.5 | ||
Коррекция агрессивного | Лекция с элементами беседы | |||
поведения | Работа в микрогруппах (в соответствии с планом практического занятия) Обсуждение эссе (п темам 5 и 6) | |||
Коррекционная аутичными детьми | работа с | Лекция-визуализация Работа в микрогруппах (в соответствии с планом практического занятия) Просмотр и обсуждение учебного фильма | ||
Общая эмоционального ребенка | организация поведения | Лекция с элементами беседы Обсуждение докладов в соответствии с планом практического занятия | ||
ИТОГО | 27.5 |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования; описание шкал оценивания, типовые контрольные задания ли иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков, характеризующих этапы формирования компетенций, а также методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков отражены в фонде оценочных средств по дисциплине ««Эмоциональные нарушения и их коррекция в дошкольном возрасте», который является приложением к рабочей программе.
Текущий контроль успеваемости по дисциплине «Эмоциональные нарушения и их коррекция в дошкольном возрасте» осуществляется по нескольким направлениям: 1) устный опрос студентов на практических занятиях; 2) проведение письменных проверочных работ (терминологический диктант, эссе, контрольная работа); 3) контроль самостоятельной работы.
Итоговая аттестация осуществляется в виде экзамена.
Примерные задания для контрольной работы
Контрольная работа по дисциплине «Эмоциональные нарушения и их коррекция в дошкольном возрасте» выполняется студентами в течении семестра, является обязательным условием допуска к зачету и сдается преподавателю не позднее последнего занятия по дисциплине.
Вариант 1
1) Общая характеристика первого уровня эмоциональной регуляции. Нарушения данного уровня и способы их коррекции.
2) Причины возникновения и коррекция детских страхов. Вариант 2
1) Общая характеристика второго уровня эмоциональной регуляции. Нарушения данного уровня и способы их коррекции.
2) Причины возникновения и коррекция детской самоагрессии. Вариант 3
1) Общая характеристика третьего уровня эмоциональной регуляции. Нарушения данного уровня и способы их коррекции.
2) Причины возникновения и коррекция детской агрессии. Вариант 4
1) Общая характеристика четвертого уровня эмоциональной регуляции. Нарушения данного уровня и способы их коррекции.
2) Причины возникновения и коррекция детского аутизма.
Примерная тематика эссе
Отражена в п.6 «Самостоятельная работа»
Примерные вопросы к экзамену:
1. Понятие базальной структуры эмоциональной регуляции. Морфологический субстрат эмоциональной регуляции.
2. Функции эмоциональной системы.
3. Афферентное и эфферентное звенья эмоциональной системы.
4. Роль когнитивной и эмоциональной систем в обеспечении ориентировки в окружающем мире.
5. Патология эмоций и первичные нарушения нейродинамики. Явления гипо- и гипердинамии.
6. Уровни базальной системы эмоциональной регуляции.
7. Развитие эмоциональной сферы ребенка в первом полугодии жизни.
8. Развитие эмоциональной сферы ребенка во втором полугодии жизни.
9. Первый кризис эмоционального развития ребенка.
10. Развитие речи и ее роль в эмоциональной регуляции поведения ребенка.
11. Эмоциональные реакции кризиса 3 лет.
12. Развитие эмоциональной сферы дошкольника.
13. Понятие патологии эмоциональной сферы.
14. Функциональные расстройства эмоциональной регуляции.Явления гиперфункции отдельных уровней
15. Функциональные расстройства эмоциональной регуляции.Явления гипофункции отдельных уровней.
16. Повреждение механизмов эмоциональной регуляции.
17. Понятие и базовые принципы коррекции эмоциональных нарушений.
18. Направления психологической коррекции аффективной дезадалтации.
19. Психотерапевтические приемы, обеспечивающие направленное изменение аффективного состояния человека.
20. Уровневый подход к коррекции эмоциональных нарушений.
21. Основные этапы коррекции.
22. Роль эмоционального контакта ребенка и взрослого в процессе психокоррекции.
23. Понятие страха. Страх и тревожность. Роль страхов в общем развитии эмоциональной сферы ребенка.
24. Причины развития страхов на различных этапах онтогенеза. Типологии детских страхов.
25. Методы диагностики страхов.
26. Основные направления психокоррекции детских страхов.
27. Понятие агрессии и агрессивности. Теории детской агрессии.
28. Причины агрессивного поведения детей раннего возраста и дошкольников.
29. Типология агрессии и агрессивного поведения дошкольников. Самоагрессия.
30. Общие принципы и направления коррекции агрессии и агрессивного поведения.
31. Понятие аутизма. Теории аутизма.
32. Типология аутичных детей по В.В. Лебединскому.
33. Общие принципы и этапы коррекционной работы с аутичными детьми.
34. Установление контакта с аутичными детьми первой, второй, третьей и четвертой групп (по В.В. Лебединскому).
35. Особенности коррекции страхов и агрессии у аутичных детей, принадлежащих к различным группам.
36. Психологическая работа с родителями аутичного ребенка.
37. Использование элементов арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии в работе с ранним детским аутизмом.
38. Базовые принципы организации эмоционального поведения ребенка.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
1.Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) [Электронный ресурс]/ Баенская Е.Р.— Электрон. текстовые данные.— М.: Теревинф, 2015.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52078.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Быкова И.С. Нарушения психического развития в детском возрасте [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Быкова И.С., Краснощекова И.В.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013.— 162 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21830.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная литература:
1.Зеленина Н.Ю. Социально-эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: учебное пособие. Направление подготовки – 050700.62 «Специальное дефектологическое образование», профилю подготовки «Дошкольная дефектология»/ Зеленина Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014.— 46 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32096.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2.Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ О.Ю. Кравец [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2014.— 104 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39667.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Микрополяризации у детей с нарушением психического развития или Как поднять планку ограниченных возможностей [Электронный ресурс]/ М.П. Ломарев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2011.— 336 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19448.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
4.Московкина А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Московкина А.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2014.— 252 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31761.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
5. Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Стребелева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: ПАРАДИГМА, 2011.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13027.— ЭБС «IPRbooks», по паролю