Методы регулирования процентных ставок со стороны государства и банков
Границы кредита
Определение обоснованных границ применения кредита и их соблюдение имеют важное значение для отдельных участников кредитных операций и для экономики в целом.
Лишь при оптимальном уровне кредитных вложений воздействие кредита на экономику может быть положительным. Избыточное предоставление кредита негативно повлияет на процессы развития экономики, в том числе на замедление темпов воспроизводства. Одной из причин этого может явиться образование за счет заемных средств повышенных запасов, в которые отвлекаются ресурсы. Последние же могли быть использованы на производственные и потребительские нужды. Избыточное предоставление кредита ослабляет заинтересованность предприятий в экономном использовании ресурсов, в ускорении процессов производства и реализации продукции.
Если же по различным причинам потребности хозяйства в средствах удовлетворяются за счет кредита не полностью, возникают немалые трудности в деятельности предприятий, например нехватка средств для приобретения необходимых материалов, что влечет за собой замедление воспроизводственных процессов.
Обоснованное определение и соблюдение границ кредита важны для всех форм и видов кредитных отношений. Особое значение это имеет для банковского кредита и деятельности банков. Это обусловлено доминирующим местом банковских кредитов в системе кредитных отношений, а также отсутствием границ применения банковского кредита, подобных тем, которые существуют при других видах кредитных отношений. Так, возможности предоставления коммерческого кредита ограничены наличием товаров у продавцов, которые могут их реализовать с отсрочкой оплаты.
Определение границ применения кредита предполагает установление:
• круга потребностей в средствах, которые могут удовлетворяться за счет кредита;
• границ использования кредита по народному хозяйству в целом, в том числе для увеличения оборотных средств, основных фондов, потребительских нужд, государственных потребностей;
• количественных границ предоставления кредита (объема кредитных вложений отдельных банков и др.);
• границ предоставления кредита отдельным заемщикам, обусловленных особенностями взаимоотношений кредитора с заемщиком, с учетом интересов и потребностей заемщика, а также возможностей и интересов кредитора.
При определении границ применения кредита важно учитывать, что кредит - это метод возвратного предоставления средств, и потому предоставление ссуд возможно исходя из наличия необходимых условий возврата заемных средств.
При определении границ применения кредита должны учитываться:
• необходимость участия заемных средств в решении задач обеспечения бесперебойности и развития процессов производства и реализации продукции;
• качество коммерческой деятельности предприятий;
• экономное использование ресурсов хозяйства;
• вопросы повышения благосостояния населения;
• потребности обеспечения оборота платежными средствами и др.
Границы применения кредита определяются с учетом перечисленных условий, а также особенностей и задач развития экономики. Обычно границы регулируются различными нормативными актами и изменяются в различные периоды развития экономики. Так, в период, предшествовавший переходу к рыночной экономике, практически не использовалось коммерческое и ипотечное кредитование. Переход к рыночной экономике сопровождался расширением границ применения кредита, что проявилось в развитии коммерческого и ипотечного кредита.
Существуют перспективы расширения границ применения кредита за счет увеличения предоставления ссуд на увеличение основных фондов, на потребительские цели, а также ссуд под залог недвижимого имущества. Отсюда следует, что границы не являются неизменными, а, напротив, изменяются в соответствии с изменениями экономической жизни страны.
Граница кредита - предел, допустимая форма, норма выдачи кредита.
1) Это предельная сумма задолженности банку по ссудам, установленная планом.
2) Это граница ресурсов кредита, т.е. сумма ресурсов, в пределах которой можно предоставлять ссуды.
Границы предоставляемого кредита определяются кредитным планом и конкретно выражаются в лимите кредитования.
Кредитная система
Необходимость кредитных отношений в рыночной экономике общеизвестна. С одной стороны, у отдельных фирм, частных лиц и прочих участников рыночных отношений возникают временно свободные денежные средства: излишки денежных средств в виде амортизационных отчислений, временно свободные средства в связи с несовпадением времени реализации товаров и услуг и времени приобретения новых партий сырья, материалов и т.д., а также в связи с сезонным производством; средства, накопленные, но не использованные для расширения производства, выплаты заработной платы, денежные доходы и сбережения населения. С другой стороны, у участников рыночных отношений возникает потребность в дополнительных средствах, сверх тех, которые они имеют на данный момент.
Возникает противоречие, вполне разрешимое с помощью особой инфраструктуры рыночного хозяйства - кредитной системы.
Кредитная система – совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения.
Современная кредитная система представляет собой многоуровневый механизм аккумулирования и перераспределения финансовых активов. Она состоит из следующих основных элементов:
1) Центральный банк
2) Коммерческие банки (сберегательные банки, инвестиционные банки, ипотечные банки, специализированные торговые банки).
3) Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты: страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы.
4) кредитное законодательство.
Основной инструмент – ссуда, которая выдается на условии договора.
Цель кредитной системы — аккумуляция свободных денежных капиталов, части доходов различных слоев населения и предоставление их в кредит физическим и юридическим лицам (правительству, компаниям и т. д.), а также владение и управление фиктивным капиталом.
Центральные банки — это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами кредитной системы. Они занимают в ней особое место и являются, как правило, государственными учреждениями.
К основным функциям центрального банка относятся следующие:
1. Эмиссионная функция, сохраняющая свое значение, поскольку наличность по-прежнему необходима для значительной части платежей и обеспечения ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства окончательного погашения долговых обязательств.
2. Функция аккумулирования и хранения кассовых резервов для коммерческих банков, то есть каждый банк — член национальной кредитной системы обязан хранить на резервном счете в Центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов. Одновременно Центральный банк по традиции является хранителем официальных золотовалютных резервов страны (официальные валютные резервы России в 1993 г. составили 4 млрд. долл. и около 300 т золота).
3. Функция кредитования коммерческих банков, характерная для социалистической экономики при государственной монополии на кредитную деятельность, а также для переходного периода, сопровождающегося нехваткой средств в руках частных финансовых институтов. Менее проявляется она в развитой рыночной экономике, где подобное кредитование существует преимущественно в периоды финансовых трудностей.
4. Предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов, так как в бюджетах различного уровня аккумулируется до половины и более ВВП стран. Данные средства накапливаются на счетах в центральных банках и расходуются с них. При этом, центральные банки ведут счета правительственных учреждений и организаций. Кроме того, они осуществляют операции с государственными ценными бумагами, предоставляют государству кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций. Центральные банки также проводят по поручению правительственных органов операции с золотом и иностранной валютой.
5. Клиринговая функция или функция проведения безналичных расчетов. Так, в ряде стран центральный банк ведет операции по общенациональному клирингу, выступая посредником между коммерческими банками, расположенными в разных районах страны. Примером общенациональной расчетной палаты может служить Федеральная резервная система Соединенных Штатов.
Коммерческие банки представляют собой частные и государственные банки, осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов.
Выделяют несколько их функций:
1. Аккумулирование бессрочных депозитов, или ведение текущих счетов, и оплата чеков, выписанных на эти банки.
2. Предоставление кредитов предпринимателям.
Особая заслуга коммерческих банков также состоит в осуществлении расчетов в масштабах всего национального хозяйства. На базе их операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).
В последние годы важную роль стали выполнять специализированные небанковские кредитно-финансовые институты, которые заняли видное место в накоплении и мобилизации денежного капитала. Эти институты существенно потеснили банки в аккумуляции сбережений населения и стали важными поставщиками ссудного капитала.
Росту влияния специализированных небанковских учреждений способствовали три основные причины: рост доходов населения в развитых капиталистических странах; активное развитие рынка ценных бумаг, оказание этими учреждениями специальных услуг, которые не могут предоставлять банки. Кроме того, ряд специализированных небанковских учреждений (страховые компании, пенсионные фонды) в отличие от банков могут аккумулировать денежные сбережения на довольно длительные сроки и, следовательно, делать долгосрочные инвестиции.
Основные формы деятельности этих учреждений на рынке ссудных капиталов сводятся к аккумуляции сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через все виды акций, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи.
Указанные институты ведут острую конкуренцию между собой как за привлечение денежных сбережений, так и в сфере кредитных операций.
Страховые компании конкурируют с пенсионными фондами за привлечение пенсионных сбережений и вложение их в акции. Ссудо-сберегательные ассоциации ведут борьбу со страховыми компаниями в сфере ипотечного кредита и вложений в недвижимость, а также в области инвестирования в государственные ценные бумаги. Финансовые компании соперничают со страховыми компаниями в сфере потребительского кредита. Инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды конкурируют между собой за вложения в акции. Кроме того, все виды этих учреждений конкурируют с коммерческими и сберегательными банками за привлечение сбережений всех слоев населения. При этом необходимо отметить, что конкуренция как между специализированными небанковскими учреждениями, так между ними и банками носит так называемый неценовой характер. Это объясняется, прежде всего, спецификой пассивных операций каждого вида кредитно-финансовых учреждений. Так, в банковском деле действует процентная ставка по вкладам (депозитам) и предоставляемым кредитам, в страховом деле - страховой тариф, который определяет размер страховой премии и страхового возмещения, у инвестиционных компаний - курсовая разница выпускаемых и приобретаемых ими акций. Поэтому неценовая конкуренция определяется в первую очередь несопоставимостью операций и цен за них. Сопоставимость возможна лишь при инвестировании в однородные, одинаковые по своей природе объекты. В данном случае можно говорить о сопоставимости в государственные ценные бумаги и некоторые виды акций, а также в ипотечный и потребительский кредиты.
Кредитные системы отдельных стран при всем их разнообразии имеют общие черты. Они складываются из банковской системы и совокупности небанковских кредитно-финансовых институтов
Банковские системы, имеют обычно два уровня:
1. центральный банк;
2. коммерческие банки.
Но иногда банковская система бывает и трехуровневой (например, в США):
1. Казначейство;
2. 12 окружных федеральные резервных банков;
3. 5000 банков-членов.
Следует отметить, что банковская система России претерпевала различные структурные и функциональные изменения. Так конструктивное изменение наступило в 1987 году (тогда еще СССР), когда советское руководство приняло решение о реорганизации банковской системы. Начавшая работать реорганизованная система включала Государственный банк СССР и пять специализированных банков (см. рис.5.2.2.).
Рис. 5.2.2 Банковская система СССР в начале 1988 года
За короткое время произошла новая трансформация банковской системы, которая имела такое строение (рис. 5.1.3.)
Рис. 5.1.3 Трехуровневая банковская система СССР (1988 – 1991 гг.)
И как итог мы можем наблюдать нынешнюю российскую банковскую систему двух ярусов: Банк России (банк банков) и широкую сеть коммерческих, ипотечных, инновационных и других банков (рис.5.1.4).
|
Политика Банка России
Достаточно высокая зависимость российской экономики, включая государственный бюджет, от часто меняющихся внешнеэкономических условий предопределяет использование Банком России в настоящее время режима управляемого плавающего валютного курса. Этот режим вполне адекватен экономической ситуации, поскольку позволяет снижать негативное влияние фактора нестабильности мировых цен на денежно-кредитную политику при меньшем вмешательстве Банка России в работу внутреннего валютного рынка. Сильный платежный баланс создает условия для укрепления валютного курса рубля не только в реальном, но и в номинальном выражении. Однако Банк России предпринял ряд шагов для того, чтобы этот процесс не носил резкого или искусственного характера.
Банк России пытается последовательно снижать инфляцию, создавать тем самым благоприятные условия для долгосрочного экономического развития страны. Поэтому главной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком России совместно с Правительством Российской Федерации, является устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне.
В рамках денежной программы проводится согласование на макроэкономическом уровне параметров денежно-кредитной сферы на предстоящий год с прогнозируемыми тенденциями развития бюджетной сферы, внешнеэкономического и реального секторов экономики с целью достижения запланированных темпов инфляции.
Показатели денежной программы не являются жестко заданными и при необходимости могут быть скорректированы в зависимости от развития макроэкономической ситуации, в том числе значительно - при реализации крайних ее сценариев.
Банк осуществляет кредитование реальной экономики. Прежде всего, следует отметить, что непосредственное кредитование реального сектора экономики не является прерогативой Банка России. Тем не менее, улучшение макроэкономической ситуации и взвешенная денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, позволяют создать благоприятные условия для расширения кредитной активности банков и повышения доступности кредитов для экономических агентов. В частности, этому способствует общее снижение инфляции, плавная динамика обменного курса, устойчивость финансовых рынков, снижение доходности различных финансовых инструментов и выравнивание их уровня, рост долгосрочной депозитной клиентской базы кредитных организаций. Кроме того, Банк России способствует снижению системных рисков, развивая надзор и контроль за банковской системой, совершенствуя платежную систему.
Банк России развивает систему инструментов, позволяющих обеспечить сбалансированное и устойчивое состояние денежно-кредитной сферы при различных сценариях экономического развития. Эти инструменты предназначены для регулирования текущей ликвидности банковской системы (то есть для изъятия и предоставления денежных средств банкам в соответствии с необходимостью исполнения ими своих краткосрочных обязательств), а также для формирования совокупного предложения денег на долгосрочную перспективу. При этом Банк России постоянно работает над тем, чтобы обеспечить равные условия доступа к инструментам денежно-кредитного регулирования для всех кредитных организаций — участников рынка.
У Банка России есть определенное видение политики процентных ставок. Необходимо подчеркнуть, что регулирование процентных ставок по собственным операциям Банка России является инструментом денежно-кредитной политики, и они не выступают в качестве ее целевого ориентира. Действия Банка России по изменению процентных ставок по своим операциям будут зависеть от экономической ситуации. При этом в условиях снижения инфляции, проведения сбалансированной бюджетно-налоговой политики и уменьшения рыночных рисков в 2007 г. Банк России прогнозирует продолжение тенденции к последовательному снижению уровня процентных ставок по кредитам нефинансовым заемщикам, что будет способствовать дальнейшему росту доступности кредитных ресурсов для реального сектора экономики.
Банк России формирует коридор процентных ставок денежного рынка путем объявления ценовых условий операций по привлечению и предоставлению денежных средств и в рамках границ этого коридора задавать средний уровень стоимости кредитных ресурсов.
Кроме того, для более активного сглаживания конъюнктурных колебаний на денежном рынке, не имеющих в своей основе фундаментальных экономических предпосылок, Банк России воздействует на уровень ставок путем проведения операций на рыночных условиях.
Коммерческие банки
Закон Российской Федерации от 3 февраля 1996 г., внесший изменения и дополнения к закону ''О банках и банковской деятельности в РСФСР'' от 2 декабря 1990 г. лежит в основе современной деятельности коммерческих банков. Изменения и дополнения не были столь существенными, но они констатировали функционирование кредитной системы уже в Российской Федерации, а не в СССР.
Закон о банках России закрепил то, что уже произошло в стране с 1987 г., и учел опыт законодательств западных стран. В нем сформулированы основные положения для функционирования КБ. Так, банки обязаны работать на условиях возвратности, платности и срочности привлекаемых средств и предоставляемых услуг. Они могут создавать союзы и ассоциации, объединения и холдинги. Коммерческим банкам разрешено осуществлять активные, пассивные и комиссионные операции, а также проводить расчеты по поручению клиентов и банков корреспондентов.
Закон декларирует независимость КБ от органов исполнительной и представительной власти и местного самоуправления. Вместе с тем предусматривается регистрация в Центробанке уставных фондов, выдача лицензий на банковскую деятельность, а также их отзыв. Банку России предоставлено право направлять банкам предписания об устранении обнаруженных у них недостатков, налагать штрафы, требовать аудиторской проверки и смены руководства, назначать временную администрацию по управлению банком, запрещать на время выполнение определенных операций. Решение ЦБР коммерческие банки могут обжаловать.
Коммерческие банки обязаны публиковать регулярно свои балансы и счета о прибылях и убытках, образовывать резервные фонды, которые формируются из прибыли до налогообложения. К их числу относятся минимальные резервы по депозитам, которые КБ должны депонировать на счетах ЦБР. Кроме того, ЦБ определяет нормы резервов на покрытие возможных убытков от рискованных операций. Коммерческим банкам разрешены филиалы и представительства, которые не являются юридическими лицами и действуют на основе законодательства соответствующих территорий от имени создавшего их КБ.
По закону КБ обязан соблюдать тайну по операциям, счетам вкладов своих клиентов и корреспондентов. Справки они могут давать, кроме своих клиентов, только судам, арбитражным судам, органам налоговой службы, налоговой полиции, аудиторам и, при согласии прокурора, следственным органам.
КБ на договорных началах могут размещать средства друг друга в форме кредитов (МБК), привлекать вклады физических и юридических лиц, осуществлять расчеты через создаваемые в установленном порядке расчетные центры и корреспондентские счета. Расчетные операции КБ проводят по правилам, установленным Банком России, а также в формах, принятых в международной банковской практике. Антимонопольные правила в сфере банковской деятельности контролируются также банком России и Госкомитетом по антимонопольной политике.
В случае не возврата кредита КБ имеют право обращаться в арбитражный суд. Клиенты КБ по закону свободны в выборе банков и могут иметь счета в нескольких банках.
Участие иностранных банков ограничено 12% совокупного капитала коммерческих банков России. В настоящее время на иностранные банки приходится 8% совокупного капитала.
Место и роль КБ в кредитной системе и экономике существенно отличается от функций ЦБР. Если ЦБ имеет дело с правительством и коммерческими банками, то последние, кроме того, и главным образом непосредственно связаны с хозяйственными субъектами.
Исламская модель
Главной особенностью исламских финансов является отказ от того, на чем основана общепринятая, западная финансовая система, — ссудного процента. Это не означает превращение коммерческих займов в благотворительные. Вознаграждение собственнику капитала не должно принимать форму выплаты заранее установленной суммы, гарантированной вне зависимости от доходности предприятия, как это происходит в случае взимания процента. Согласно нормам исламской этики, праведно лишь то богатство, источником которого являются собственный труд и предпринимательские усилия его владельца, а также наследство или дар. Кроме того, прибыль является вознаграждением за риск, сопутствующий любому деловому предприятию.
Исламские экономисты дают различные рациональные обоснования запрета ссудного процента, делая акцент на его эксплуататорском характере и подчеркивая роль банковской системы в провоцировании экономических кризисов. Однако в конечном счете отказ от процента, как и выполнение заповеди, является актом веры. Как и любую сферу жизни мусульманина, финансовую деятельность регламентирует священное писание мусульман — Коран, а также свод правовых и религиозных норм — шариат.
Основными понятиями Корана, описывающими то, чего в своей финансовой практике должен избегать мусульманин, являются риба и гарар. Риба(дословно «излишек») — любое неоправданное приращение капитала при займе или в торговой сделке. Это такой же тяжкий грех, как и гарар — намеренный риск, выходящий за рамки неизбежной случайности. Большинство исламских ученых считает, что понятие «риба» означает не только высокий, ростовщический, но и любой ссудный процент, в то время как под определение «гарар» попадает любая спекулятивная операция.
Мусульманин не должен забывать, что все земные блага — это дар Аллаха, который является их истинным собственником. Вверенные человеку производительные ресурсы должны работать на благо всего общества. Согласно шариату, деньги, не вложенные в дело, подлежат обложению благотворительным налогом в пользу бедных и немощных. В случае, если человек сам не способен пустить деньги в оборот, он должен вложить их в чужое предприятие, получив долю в его доходах. Известно, что сам пророк Мухаммед был удачливым купцом, в его торговые операции вложила средства богатая вдова Хаджия, которая впоследствии стала его женой. Финансовые операции, которые совершал более полутора тысяч лет назад основатель ислама, носят те же названия и основаны на тех же принципах, что и виды финансовых услуг, которые предлагают современные исламские банки в Манаме, Куала-Лумпуре и лондонском Сити.
Вместо процента исламские банки могут предложить вкладчику право на участие в доходах предприятия, в которое вложены его деньги. При одном обязательном условии — вкладчик должен разделить и возможные убытки.
Исламские банки открывают для клиентов три вида счетов. Во-первых, это текущий счет, условия которого практически не отличаются от условий открытия таких счетов в западных банках. Проценты по нему не выплачиваются, клиенту гарантируется возвращение суммы вклада в любой момент.
Второй тип счета — сберегательный. Его владелец не имеет права на участие в прибылях, однако администрация с целью привлечения вкладчиков может по своему усмотрению выплачивать им премии в зависимости от прибыльности банка. Сберегательный вклад не является срочным, его номинальный размер также гарантирован. Средства, привлеченные по сберегательным вкладам, банк старается вкладывать в малорискованные операции, как правило, в финансирование торговых сделок.
И наконец, третий вид счета — инвестиционный. Его владелец имеет право разделить с банком его прибыль или убытки по схеме profit and loss sharing (PLS). Вкладчики получают доход по своим вкладам, который, как правило, сопоставим с процентом в обычных банках. Однако доход этот не гарантируется, не гарантирован и сам капитал, так как убытки банк компенсирует за счет средств на инвестиционных вкладах. В случае, если банк распорядился средствами клиента не вполне профессионально, тот в судебном порядке может потребовать компенсации.
Таким образом, рекомендованным исламской доктриной методом мобилизации денежных ресурсов, в том числе и для банков, является долевое финансирование (equity finance) — привлечение средств за счет участия инвестора в акционерном капитале. Приращение капитала не может происходить в сфере денежного оборота, в его основе должны лежать сделки, касающиеся реально существующих товаров и услуг. Деньги сами по себе не могут приносить новые деньги, капитал должен использоваться в производительных целях.
Многие экономисты указывают, что в долевом финансировании кроются значительные преимущества. В западной экономике размер ссудного процента, зависящего в свою очередь от установленной Центробанком учетной ставки, диктует условия для развития реального сектора. В исламской финансовой системе доход по вкладам зависит от прибыльности акций компаний, в которые банк вложил капитал вкладчиков. Таким образом, динамика развития реального сектора способствует установлению благоприятного инвестиционного климата и эффективному распределению финансовых ресурсов в пользу наиболее успешных отраслей экономики.
Финансирование по исламской модели может покончить с зависимостью реального сектора от интересов банковского капитала, характерной для системы, основанной на ссудном проценте. Денежные активы создаются как ответ на инвестиционные возможности в реальном секторе, поэтому именно реальный сектор определяет ставку дохода в финансовом секторе, а не наоборот. Таким образом, уже не банки будут задавать реальной экономике темп развития, а производительный сектор начнет создавать для себя благоприятный инвестиционный климат.
В исламской системе многие перспективные проекты, которые обычные банки отвергли бы из-за отсутствия залога, могут получить финансирование на основе участия в прибылях. Однако в реальности мелкие и средние предприниматели, создающие основную часть ВВП арабских стран и составляющие большую часть клиентской базы банков, испытывают трудности в получении кредитов на основе разделения прибыли из-за слишком сложного и трудоемкого механизма оценки проекта. Исламский банкир принимает решение о предоставлении займа на основе изучения перспектив проекта, предложенного для реализации, а также деловых качеств клиента. В большинстве случаев от него не требуют предоставления залога. Это создает опасность махинаций как со стороны клиента, так и со стороны администрации банка. При операции на основе участия в прибылях клиент может попытаться сфальсифицировать отчетность и скрыть от банка реальные доходы проекта. При финансировании торговой операции по схеме мурабаха (выплата в рассрочку основной суммы займа и наценки «за обслуживание») клиент может испытать искушение нажиться за счет задержки платежей.
Для нейтрализации подобных рисков разработаны специальные процедуры, во многом сходные с практикой западных банков, которые тоже нередко страдают от злоупотреблений. Главным методом борьбы с махинаторами является тщательный аудит всех операций предприятия-клиента. Ни один из членов руководства исламского банка не имеет права единолично признать убытки, показанные в отчетности предприятия, финансируемого банком. Для этого необходимо коллегиальное решение всего состава правления банка. Если проект не достиг запланированной прибыльности, специальный независимый комитет изучает баланс предприятия. Если же сокрытие доходов установлено, клиент выплачивает недостающую сумму в принудительном порядке. Банк может использовать свои права акционера для замены недобросовестных менеджеров предприятия. В особо тяжелых случаях банк отзываесвои средства, и компания-нарушитель вносится в «черный список». В случае просрочки платежей дело передается в суд, который обязывает клиента выплатить необходимую сумму плюс оговоренный в первоначальном контракте штраф.
Серьезные проблемы возникли при переходе к исламской системе в связи с финансированием государственных расходов за счет внутреннего долга, так как выпуск процентных облигаций стал невозможен, В Иране, например, даже после перехода к беспроцентной банковской системе финансирование госдолга по-прежнему продолжалось за счет кредитов, которые центральный банк предоставлял национализированным коммерческим банкам на основе фиксированной ставки процента. Коммерческие банки, в свою очередь, на льготных условиях предоставляли займы предприятиям госсектора.
Положение изменилось после того, как администрация президента Хатами приступила к экономическим реформам. В 1995 году иранское государство начало выпуск специальных исламских облигаций, основанных на принципе PLS: в ходе планируемой приватизации облигации будут обращены в акции бывших государственных предприятий. Мобилизованные в результате займа средства будут использованы для их реформирования и модернизации, а доходность облигаций будет определяться прибылями компаний, включенных в фонд, служащий для обеспечения госзайма. При выпуске облигаций бьш использован опыт Малайзии, где подобные ценные бумаги появились еще раньше.
Несмотря на то что в теории наиболее желательным видом операций для исламских банков является долевое финансирование проектов, в реальности большая часть портфеля активов приходится на краткосрочное финансирование торговых сделок, при котором банк получает прибыль за счет наценки за обслуживание (мурабаха). Концентрация на краткосрочных активах нежелательна не только потому, что не создает достаточных стимулов долгосрочного экономического развития, но и потому, что подозрительна с религиозной точки зрения: операция мурабаха во многом напоминает процентную ссуду
По мнению экспертов, причина кроется в недостаточном развитии вторичного финансового рынка. Активный рост в последние годы исламского рынка акций, бурное развитие исламских инвестиционных фондов и появление новых финансовых инструментов создают предпосылки для перемен.
Сейчас исламские банки предлагают краткосрочные инструменты с доходностью пять-шесть процентов. В перспективе же осуществить „квантовый скачок", перейдя к средне- и долгосрочным продуктам с доходностью в пятнадцать, двадцать и даже тридцать процентов в сфере проектного финансирования и рискового капитала.
По мнению многих специалистов, из опыта исламских банков западная финансовая система может извлечь для себя важный урок: эгоистические интересы банковского сообщества не должны становиться удавкой на горле реального сектора, а решения о финансировании проектов должны приниматься не на основе предвкушения призрачной спекулятивной сверхприбыли, а на основании ответственной оценки перспектив его прибыльности.
Коммерческие нормы шариата не придуманы богословами. Они лишь кодифицировали те из существовавших в докоранические времена деловых процедур, которые были признаны морально приемлемыми. Правда, в наше время далеко не все финансовые структуры Ближнего Востока оперируют с оглядкой на шариат. Королевские семьи Саудовской Аравии и Кувейта размещают свои капиталы на западных финансовых рынках, крупнейшие арабские финансово-промышленные группы используют западные методы бизнеса. Финансовые учреждения западного типа появились в исламских странах еще конце прошлого века — в основном как отделения крупных банков европейских метрополий. Однако их деятельность ограничивалась в основном экспортно-импортными операциями иностранных компаний. Местное торговое сообщество из националистических и религиозных соображений избегало услуг западных банков. Процессы модернизации в экономике заставили бизнесменов-мусульман открывать текущие счета в банках для проведения расчетов, однако многие из них по-прежнему отказывались делать процентные депозиты и брать кредиты. Поэтому с конца 40-х годов ряд исламских экономистов начинает теоретическую разработку финансовой модели «исламского капитализма», исключающей ссудный процент.
Конкретная история исламского банковского дела берет начало в 60-е годы. Первый исламский сберегательный банк был основан в 1963 году в Египте, но просуществовал он недолго.
В 70-е годы развернулась практическая работа по созданию исламских финансовых институтов. В 1974 году Организация исламских государств приняла решение о создании межгосударственного Исламского банка развития, для того чтобы финансировать экономические и социальные программы на основе принципов шариата. В 1975 году был создан коммерческий Dubai Islamic Bank. Среди центральных фигур, которые стояли у истоков становления исламских банков, следует назвать члена королевской семьи Саудовской Аравии принца Мохамеда аль-Фейса-ла, ныне главу группы Faisal Finance/DarAI Mal, а также шейха Салеха Камеля, основателя группы Albaraca. В 1977 году два банка группы Faisal открылись в Египте и Судане. В 1979 году был основан первый в Бахрейне исламский банк.
Психологические предпосылки возникновения исламских банков создал процесс «исламского возрождения», то есть усиление приверженности традиционному исламу среди широких слоев населения Ближнего Востока (его кульминацией была революция имама Хомейни в Иране). Материальные предпосылки для возникновения исламских банков создал нефтяной кризис 1973 года, когда на Ближний Восток в результате резкого повышения цен на нефть хлынул поток нефтедолларов.
Приток средств клиентов из числа религиозны