Структура маркетинговой среды
Маркетинг в банке — акт реализации банковского продукта, стратегия и философия банка, кот. требующая предварительной подготовки, анализа, активной работы многих подразделений банка. Если раньше банк предлагал вкладчикам и заемщикам стандартный набор банковских продуктов, то сегодня он должен разрабатывать новые виды услуг, которые специально адресованы конкретным группам клиентов.
Банковский маркетинг-поиск и использование наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учётом потребностей клиентуры. Это предполагает чёткую постановку целей банка, формирование путей и способов их достижения, мероприятий для реализации планов.
ЦелиБанковского маркетинга: Удовлетворение потребностей клиента. Получение максимальной прибыли. Мотивация банковского персонала. Постоянный поиск сравнительных преимуществ. Развитие конкуренции. Расширение объемов предоставляемых услуг, рыночной доли. Формирование и стимулирование спроса.
Объектамибанковского маркетинга: финансовые, фондовые рынки; стратегические зоны деятельности банка; клиенты; продукты; цены на денежные ресурсы; прибыль; проценты; банки-конкуренты; риски.
Субъектыбанковского маркетинга: линейные и функциональные службы; управления; отделы; исполнители; аналитики; плановики; начальники управлений; менеджеры отделов по маркетингу.
Маркетинговая среда банка - совокупность действующих за пределами и внутри банка субъектов и сил, которые влияют на развитие маркетинга выгодных взаимоотношений с целевыми рынками банка.
Маркетологи банка должны следить за новыми тенденциями и искать благоприятные возможности, должны проводить много времени среди клиентов и конкурентов.
Активная позиция маркетолога:
- проведении спец. мероприятий для представителей средств массовой информации, чтобы заручиться их поддержкой;
- спонсировании газет и журналов, чтобы те в редакционных материалах давали положительные отзывы о деятельности банка, формируя тем самым общественное мнение.
Уровни иерархии маркетинговых сред:
макросреда - политико-правовая, демографическая, экономическая, социально-культурная, природная, научно-техническая и информационная среды;
корпоративнаясреда - банк, рынки, конкуренты, клиенты, каналы сбыта, контактные аудитории;
менеджерскаясреда - совет директоров, правление, аудиторы, надзорные органы;
внутрибанковскаясреда - службы маркетинга банка (СМБ) и другие подразделения банка;
микросреда - среда элементов службы маркетинга банка.
60 Сбытовая политика банка - комплекс мероприятий направленных на доведение до потребителей (потенциальных потребителей) банковских услуг
Система распространения банковских услуг
• Способы доставки банковских услуг
• Способы стимулирования сбыта
Способы доставки банковских услуг:
Традиционное обслуживание
• операционный зал
• пункты обмена валют
• предоставление банковской услуги на территории клиента
• предоставление банковской услуги на территории 3-их лиц
Инновационное (дистанционное) обслуживание
• телекоммуникационные системы «банк-клиент»
• система банкоматов и платежных терминалов
• другие системы удаленного доступа
Способы стимулирования сбыта:
Личное продвижение банковских услуг
• представляет непосредственное воздействие на целевую аудиторию, установление с ней контактов и побуждение к определенным действиям
Инструменты стимулирования сбыта
- предназначены для усиления ответных реакций целевой аудитории на различные мероприятия
Различают инструменты стимулирования сбыта:
- для стимулирования клиентов
- для стимулирования сотрудников банка
Инструменты стимулирования клиентов Лотереи Конкурсы и игры Подарки Талоны и премии Скидки Купоны, сертификаты
Инструменты стимулирования сотрудников Денежные премииСувениры и подаркиДополнительные отпускаКонкурсы
Этапы программы стимулирования сбыта:
• Установление целей и выбор инструментов стимулирования сбыта
• Определение круга участников
• Определение интенсивности мероприятий по стимулированию
• Выбор средств распространения информации по программе стимулирования
• Определение продолжительности стимулирования
• Выбор времени проведения мероприятий
• Определение бюджета стимулирования