Функции организации кредитования корпоративных клиентов КБ:
1) макроэкономическая – выполнение основной банковской задачи аккумуляции денежных ресурсов для инвестирования в развитие экономики страны;
2) микроэкономическая – получение основных доходов КБ.
Корпоративная стратегия банка – это качественно определенная, обобщенная модель долгосрочных действий банка в отношении корпоративных клиентов, которую ей необходимо осуществить для достижения поставленных целей в рамках общей стратегии банка посредством оптимального использования имеющихся ресурсов
21. Денежный поток клиента в банке - динамика изменения объемов его денежных ресурсов в банке. Формой фиксации -различные счета клиента в банке, на которых фиксируются доходы и расходы клиента по различным финансовым операциям.
Показатели эффективности - форма представления информации о денежных потоках клиента. Предназначена для определения управленческих решений по аспектам развития взаимоотношений банка с клиентом.
Элементами притока средств за период являются:
1) прибыль, полученная в данном периоде;
2) амортизация, начисленная за период;
3) высвобождение средств (из запасов, дебиторской задолженности, осн.фондов);
4) увеличение кредиторской задолженности;
5) рост прочих пассивов;
6) увеличение акционерного капитала;
7) выдача новых ссуд.
В качестве элементов оттока средств выделяют:
1) уплату налогов, процентов, дивидендов, штрафов и пеней;
2) доп. вложения средств в запасы, дебиторскую задолженность, основные фонды;
3) сокращение кредиторской задолженности;
4) уменьшение прочих пассивов;
5) отток акционерного капитала;
6) погашение ссуд.
Математической моделью потока денежных средств I-го клиента банка, имеющего Ni счетов, в период (То, Тк) является совокупность следующих функций:
{Д(Cni (t))}, n = 1,...,Ni; To <= t <= Тк.
t - параметр времени;
i- код клиента;
п - код вида счета клиента;
С - идентификатор счета клиента в банке;
Ni - количество счетов i-го клиента в банке;
Д - идентификатор денежной суммы, выраженной в единой для модели валюте, находящейся на банковском счете клиента;
То, Тк - начало и конец периода времени, на протяжении которого рассматривается денежный поток клиента.
Для анализа денежного потока берут данные как минимум за три истекших года. Устойчивое превышение притока над оттоком средств свидетельствует о кредитоспособности клиента. Колебание величины денежного потока, превышение оттока над притоком -низком уровне кредитоспособности клиента. Систематическое превышение оттока над притоком средств -некредитоспособный клиент. Средняя положительная величина общего денежного потока (превышение притока над оттоком средств) используется как предел выдачи новых ссуд. Указанное превышение показывает, в каком размере клиент может погашать за период долговые обязательства.
22. Доходы и расходы клиента =сумма доходов и расходов по счетам, приписанным к клиентам. Обладая инф. о доходности клиентов, руководство банка делает выводы:
- какие клиенты и их группы принесли основные доходы;
- какова динамика доходности по клиентам и их группам;
- как клиенты реагируют на инновационные банковские продукты и услуги;
- какова эффективн. работы клиентских менеджеров в Головном офисе и в филиалах.
Доходность банка:
- доходность Бизнес-единиц — филиалов, дочерних банков;
- доходность Центров прибыли (точек продаж);
- доходность банковских продуктов и услуг;
- доходность клиентов.
Этапы оценки уровня доходности клиента:
І этап - составление баланса операций банка с клиентом и определение условного дохода/расхода банка в зависимости от нетто-позиции клиента;
ІІ этап - определение сальдооперационных доходов и расходов (доходы: сумма процентов, комиссий, штрафов, пени, полученных от проведения операций по кредитован., расчетно-кассового обслуж., документарных операций, расходы: процентные расходы по счетам, депозитам, вкладам с выдачей сберегательного сертификата, штрафы, пени, оплаченные банком);
ІІІ этап - распределение прямых расходов по клиенту (оплату труда персонала, кот. обслуж. клиента,расходы на инф.-тех.обслуж (канцелярские расходы, расходы на связь); расходы на службу безопасности, отдел кадров, финансово-экономический отдел, отдел автоматизации и информационных технологий, маркетинговый отдел); расходов, связанных с арендой и эксплуат. помещения.
ІV этап - расчет объема дохода банка, полученного от операций с клиентом (Сальдо операционных доходов/расходов ± Условный доход/расход банка - Прямые неоперационные расходы банка - Расходы бэк - и мидл-офисов банка - Общие административные расходы банка);
V этап - расчет уровня доходности клиента=объема прибыли банка, полученного от операц. с клиентом÷на совокупные расходы, связ. с его обслуж.
Банк. эконом. модель доходности клиента: ЭП = СПД + СР + СКД + СТД — НР
ЭП — экономическая прибыль от клиента,
СПД — сальдо прямых процентных доходов от клиента,
СР — сальдо движения резервов по кредитным позициям клиента,
СКД — сальдо комиссионных доходов и расходов, полученных от клиента,
СТД — сальдо трансфертных дох. и расх. по привлечен/размещен. ресурсам клиента,
НР — накладные расходы по обслуживанию клиентов.
Расчет отдельных компонентов выполняется следующим образом:
СПД = Прямые процентные доходы — Прямые процентные расходы
СР = Восстановление резервов — Создание резервов
СКД = Прямые комиссионные доходы — Прямые комиссионные расходы
СТД = Доходы от внутреннего размещения клиентских пассивов — Расходы на фондирование активных операций с клиентом