По условиям приема участников
Виды банков
1 По видам собственности: Государственные; Частные; Кооперативные(Специализированные кредитно-финансовые институты, создаваемые товаропроизводителями на долевых началах для удовлетворения взаимных потребностей. цель деят.–предоставление кредитов и осуществление других банковских операций на льготных условиях для членов банка); Смешанные.
2 По организационно-правовым формам: Акционерные;Общества с ограниченной ответственностью; Коммандитными обществами.
3 По территории: Республиканские; Региональные (либо земельные–в ФРГ, кантональные–в Швейцарии);Межрегиональные;Местные;
4 По нац. принадлежности: Национальные; Международные;Заграничные
5 По степени независимост: Самостоятельные;Дочерние;Сателлиты (полностью зависимые);Уполномоченные (банки-агенты);Связанные (участвующие в капитале друг друга).
6 По наличию филиалов С филиалами;Без филиалов.
7 По степени диверсификации капитала: Однопрофильные (занимающиеся только банковскими операциями);Многопрофильные (участвующие в капиталах небанковских предприятий.
8 По видам осуществляемых операций:
• Собственно депозитные банки, занимающиеся приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;
• Инвестиционные банки, которые кроме депозитных операций занимаются размещением собственных и заемных средств в средне- и долгосрочные активы;
• Ипотечные банки -обеспечиваются недвижимостью, внесенной в банк в качестве уставного капитала и залога
• Сберегательные -ориентированности на прием вкладов от населения;
• Экспортно-импортные.;
• Биржевые (расчетные банки при биржах);
• Универсальные.
9 По объему капитала Крупные;Средние;Мелкие.
БАНКОВСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ – временные союзы банков (синдикаты, консорциумы) для совместного осуществления крупных проектов, включая кредиты. Как правило, запрещается объединение банков для манипулирования процентными ставками, условиями кредитов и других банковских услуг. формы:
Банковские картели — это соглашения, ограничивающие самостоятельность отдельных банков и свободную конкуренцию между ними путем согласования и установления единообразных процентных ставок, проведения одинаковой дивидендной политики и т.п.
Банковские синдикаты, или консорциумы — соглашения между несколькими банками для совместного проведения крупных финансовых операций.
Банковские тресты — это объединения, возникающие путем полного слияния нескольких банков, причем происходит объединение капиталов этих банков и осуществляется единое управление ими.
Банковские концерны — это объединение многих банков, формально сохраняющих самостоятельность, но находящихся под финансовым контролем одного крупного банка, скупившего контрольные пакеты их акций.
3.Функции банков:(банковские услуги)
1.Сбор сбережений граждан для выгодного вложения этих сбережений. Осуществляют путем перераспределения денежных средств временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов физ.лиц. Особенность -главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщика. Значение: банки своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе.
2. Стимулирование накоплений в хозяйстве. Банки мобилизуют имеющиеся сбережения, формируют эффективные стимулы накоплению средств на основе ограничения текущего потребления.
3. Предоставление сбережений граждан во временное платное пользование (кредитование- ссуда, долг)
4. Посредничество в платежах между экономическими субъектами. Особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений клиентов по совершению платежей. Одним из элементов этой функции выступают посреднические операции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основе договора комиссии или поручения.
5. Создание новых форм денег для ускорения и облегчения платежей за товары и услуги. вклады, векселя, чеки, кред. карточки.
Экономические интересы
предприниматель Имеет проект прибыльного использ. средств
Нуждается в ден. капитале
Готов поделиться доходом за право использ. деньги для проекта
владелец сбережений Имеет сбережения
Нуждается в доходе на сбережения
Готов использовать свои сбережения за плату
4.Банковская система - совок. различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующая в стране в опред. истор. период; составная часть кредитной системы. В кредитную систему помимо банков входят специализированные финансово-кредитные учреждения (финансовые компании, лизинговые фирмы, финансовые биржи, пенсионные фонды, страховые компании, ломбарды и др.).
ТИПЫ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ:
- централизованная (1. Гос.собственность на банки
2. Гос. монополия на банковскую деятельность.
3. Централизованная схема управления
4. Одноуровневая банковская система
5. Прямой контроль за банками, жесткое регулирование);
- рыночная (1. Различные формы собственности на банки. 2. Монополия государства на банки отсутствует. 3. Децентрализованная (горизонтальная) схема управления. 4. Двухуровневая банковская система .5. Осуществление надзора над банками, экономические методы надзора);
- система переходного периода от централизованной к рыночной (содержит компоненты рыночной банк. системы и отдельные явления старой централизованной системы)
До недавнего времени датой образования банковской системы в Беларуси было принято считать 3 января 1922 г. – дату начала работы в Минске Белорусской конторы Госбанка при Наркомате финансов Белорусской ССР.
Первое банковское учреждение на территории современной Беларуси появилось – 8 января 1870 г., когда был подписан Указ Сената Российской Империи об учреждении в Гомеле городского общественного банка. С этого времени и берет свое начало история становления и развития банковской системы Беларуси.
Банковская система РБ является двухуровневой и состоит из Национального Банка РБ и иных коммерческих банков, в том числе банков с участием иностранного капитала и дочерних банков иностранных банков, зарегистрированных в установленном порядке на территории РБ. Создателем двухуровневой банковской системы считается Великобритания.
Первый уровень -Национальный банк РБ. Он выполняет функции центрального банка страны: осуществляет государственную регистрацию и регулирование деятельности банков, лицензирование банковской деятельности, регулирование кредитных отношений и денежного обращения, осуществляет эмиссию денег, валютное регулирование, разрабатывает единую денежно-кредитную политику РБ. Нацбанк РБ также осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков РБ и предоставляет им кредиты.
Второй уровень – коммерческие банки, которых на данный момент насчитывается 31. Среди них есть банки со 100-процентным белорусским капиталом (ОАО «АСБ «Беларусбанк»), банки с долей иностранного капитала (ОАО «Белгазпромбанк», ЗАО Банк ВТБ) и иностранные банки (ОАО «Банк Москва-Минск»). К основным функциям коммерческих банков относятся:прием депозитов;осуществление денежных платежей и расчетов;выдача кредитов.
5=16. Банковские операции, их классификация.
Банковские операции – виды хозяйственной деятельности, к осуществлению которых допускаются исключительно организации, имеющие лицензию, выдаваемую центральными банками. Лицензирование банковской деятельности связано с необходимостью защиты денежных средств частных лиц и компаний.
Виды банковских операций:
Пассивные – операции, связанные с привлечением банком средств, в результате которых банк формирует свои ресурсы (банковский вклад, банковский счёт, доверительное управление денежными средствами).
Активные – операции, связанные с размещением банками своих ресурсов для получения прибыли и поддержания ликвидности (банковский кредит, договор факторинга (Факторинг - финансирование под уступку денежного требования), банковская гарантия, поручительство).
Посреднические – операции, содействующие финансовому обороту банка, проводимые по поручению клиентов и на комиссионных началах (расчётные операции, валютно-обменные операции, банковское хранение, инкассация и перевозка).
Другие – операции, сопутствующие деятельности банка, направленные на расширение клиентуры, повышение прибыльности и ликвидности банка (хранение ценностей, консультационные услуги).
6.НБРБ является центр. банком и гос. органом Р Б, действует исключительно в интересах РБ. Осущ. свою деят. в соответствии с Конституцией, Банковским кодексом, законами РБ, нормативными правовыми актами Президента РБ и независим в своей деятельности.
Основными целями деятельности НБ являются:
1. Защита и обеспечение устойчивости бел. рубля, его покупательной способности и курса по отношению к ин. вал.;
2. Развитие и укрепление банковской системы РБ;
3. Обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционир. платежн. сист.
Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
ФУНКЦИИ НБ: - разрабатывает направления денежно-кредитной политики - осуществляет эмиссию денег; - регулирует денежное обращение; - регулирует кредитные отношения; - организует функционирование платежной системы РБ;
- является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансир;
- осуществляет валютное регулирование;- организует валютн. контроль; - выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг НБ; - осуществляет выпуск ценных бумаг Нб;- осуществление мониторинга финансовой стабильности.
Главная задача НБ – борьба с инфляцией.
РольНб в регулировании кред-ден. системы страны: выпуск наличных денег ,«Банк банков», «Банкир правительства», регулирование ден.-кред массы, контроль за деят. коммерч. банков.
Функции НБ по регулированию экономики:
- Контроль за созданием и деятельностью коммерческих банков.
- Определение правил денежных операций с национальной и иностранными валютами.
- Регулирование масштабов кредитной эмиссии коммерческих банков.
Цели банковского регулирования:
Заградительная - Предупреждение возможности появления на рынке множества мелких банков
Обеспечивающая – Повышенные требования к уставному капиталу соотносятся с допустимой величиной кредитных рисков и объемами привлеченных средств с тем, чтобы риск возможных потерь обеспечивался бы собственными средствами, не угрожая сохранности привлеченных.
Защитная – Необходимость внешнего регулирования банковской деятельности обосновывается высокой финансовой взаимозависимостью, простоте изъятия денежных средств и недостаточной открытостью банков. Эти особенности определяют неустойчивость банковской системы и ее уязвимость к потенциально возможному кризису и краху.
7.Платежная система РБ - это совокупность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, платежных инструментов, правил и процедур, программно-технических средств, а также межбанковских систем и механизмов перевода денежных средств, которые обеспечивают их обращение внутри страны и способствуют взаимодействию с международными платежными системами.
Задачами платежной системой:
ü бесперебойность, безопасность и эффективность функционирования;
ü надежность и прочность, гарантирующие отсутствие сбоев в работе или полного выхода из строя системы платежей;
ü эффективность, обеспечивающая быстрый, экономный и точный поток операций;
ü справедливый подход ко всем участникам системы.
Гл. функция любой платежной системы -- обеспечении развития и устойчивости хозяйственного оборота. Функционирование платежной системы связано с обеспечением стабильности банковской системы.
Принципы построения:
ü удержание темпов обесценения национальной валюты на низком уровне;
ü четкость и ясность в денежно-кредитном и правовом отношении;
ü удовлетворение потребностей субъектов хозяйствования в управлении денежными ресурсами;
ü развитая техническая инфраструктура;
ü надзор за деятельностью коммерческих банков;
ü использование средств, хранящихся на счетах цб, для осуществления окончательных межбанковских расчетов.
Платежной системы РБ (нац. вал.) является автоматизированная система межбанковских расчетов (АС МБР), владельцем АС МБР -- Национальный банк, а его техническим оператором - Белорусский межбанковский расчетный центр (БМРЦ)
В состав АС МБР входили(подсистемы): система BISS и клиринговая система расчетов.
Система BISS охватывает расчеты по крупным и срочным платежам, которые осуществляются в режиме реального времени на валовой (проведение расчета только в полной сумме, без всякого зачета).
Расчеты являются исключительно электронными и ведутся по операциям, связанным с выполнением мероприятий денежно-кредитной политики НБ, по платежам на крупные суммы (свыше 3 млн. руб.) и по срочным платежам, связанным с выполнением расчетных обязательств клиентов и собственных обязательств банка.
Платежи обрабатываются по мере их поступления и только в полном объеме, а при недостатке средств расчеты не выполняются, и формируется очередь.
В клиринговой системе расчетовплатежипроводились с различными интервалами
Платежи, по которым не произведен расчет из-за недостаточности средств включаются в список отложенных платежей и аннулируются системой в конце операционного дня, если расчета по ним не произошло.
Основными платежными средствами в платежных системах выступают:
1) обязательства банков перед клиентами (депозиты клиентов);
2) обязательства банков перед другими банками (депозиты банков-корреспондентов);
3) средства на корсчетах в Национальном банке;
4) обязательные резервы в Национальном банке.
8. Осн. назначение платежной системы--организация межбанковских расчетов. (расчеты по выполнению денежных требований и обязательств, возникающих между банками)
Форма собственностиотражает правовой статус ее собственника и оператора
В государственных системах собственником и оператором выступает центральный банк, выполняющий одновременно и роль участника (в Беларуси, ФРГ, США).
В частных системах собственником и оператором системы выступает группа крупных коммерческих банков в лице банковских ассоциаций. Цб выполняет функцию расчетного агента последней инстанции.
Смешанная платежная система -- либо в совместной собственности коммерческих банков и центрального банка, либо разделения функций собственника и оператора.
По степени подчинения
При централизованной системе все участники подчиняются единому центру (система расчетов через единые корреспондентские счета в Нб).
децентрализованной отдельные связи между участниками могут формироваться независимо от всех остальных. (межфилиальная система расчетов. )
Рекламная деят-ть банка
Рекламой наз-ся оплаченная неличностная информация однозначно положительного содержания. В формир-ии рекламы участвуют: рекламодатель – банк, заинтересованный в продвижении своего продукта; рекламное агенство; каналы информации – газеты, журналы, телевизионные и радиопрограммы, предоставляемые за деньги рекламодателя для размещения рекламы; потребители рекламы.
Реклама бывает:
- На транспорте
- В интернете
- На радио
- Телевизионная реклама
- В прессе
- Рекламные печатные издания (буклеты)
- Наружная реклама (рекламные щиты)
13. стратегическое и оперативное планирование деят-ти банка.
Планирование – функция управления, комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды; прогнозирование, оптимизация и оценка альтернативных вариантов достижения целей, выбору наилучшего варианта плана.
Стратегическое планирование вкл в себя выдвижение идей, постановку ключевых целей, задач и определение основных подходов к их решению на долгосрочный период. При страт-м планировании обязательно необходимо провести след работы:
- прогнозирование потребностей;
- сегментацию рынка
- определение страт-х зон действия
- анализ конкурентов и потребителей
- прогнозирование рентабельности банк-х продуктов и услуг
- привлечение и распределение фин-х ресурсов и др
оперативное планир-ие представ-т собой подробное описание и выдачу плановых заданий с план-графиками их выполнения исполнителям. Это самая трудоемкая и ответственная часть системы планирования банка, т.к. именно исполнители определят степень выполнения плановых заданий.
14.Принципы банковской деятельности:
- обязательность получения банками и небан. кред.-фин. организац. лицензии
- независимость банков в своей деят., невмешательство со стороны гос. органов
- разграничение ответственности м/ду банками, небан. кред.-фин. организац. и госуд.
- обязательность соблюдения установленных НБ нормативов безопасного функционирования для стабильности и устойчивости банковской системы РБ;
- обеспечение физ. и юр. лицам права выбора банка.
- обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам.
- обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.
Банковская деят--процесс создания банковского продукта и услуги, кот.сост. из взаимосвязанных элементов, обеспечивающих его непрерывность. Нацеленный на мах удовлетворение потребностей клиентов при мin затратах на производство.
Этапы:1.подготовительный этап 2.процесс производства продукта 3.процесс реализации продукта.
Средства, кот. использ. в банковской деятельности : исходный материал, интеллектуальный капитал, способы, методы создания банковского продукта
15 Банковские услуги
1. Сбор сбережений граждан для организации выгодного вложения этих сбережений в коммерческую деятельность. Особенность -главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщика. Значение: банки своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе.Копилка.
2. Предоставление сбережений граждан во временное платное пользование коммерческим организациям. Кредит.
3. Помощь коммерческим организациям и гражданам в организации платежей за товары и услуги
4. Создание новых форм денег для ускорения и облегчения платежей за товары и услуги (вклады, векселя, чеки, кред. карточки)
Услуги современных коммерческих банков включают:
• расчетно-кассовое обслуживание — услуги, связанные с осуществлением безналичных расчетов, а также с приемом и выдачей наличных денег;
• кредитные услуги, в число которых помимо традиционного кредитования можно включить такие заменители кредита, как лизинг, факторинг, форфейтинг, а также выдачу гарантий;
• депозитные (вкладные) услуги, связанные с открытием клиенту бессрочных, срочных или сберегательных счетов в банке;
• инвестиционные услуги, которые выражаются в предоставлении клиенту инвестирования денежных средств в ценные бумаги, движимое или недвижимое имущество;
• услуги, связанные с внешнеэкономической деятельностью, а также валютные услуги;
• трастовые (доверительные) услуги, когда банк берет на себя управление имуществом физических или юридических лиц и выполнение других услуг по поручению и в интересах клиента на праве доверенного лица;
• консультационные и информационные услуги.
Классификация банковских услуг
от роли в банковской деятельности: основные услуги, доп услуги
от юридического статуса потребителей услуги: услуги для юр лиц, физ лиц.
от степени распространенности: розничные(массовые), индивидуальные
от степени самостоят. при выполнении услуг: на доброволь основе, вынужденные
от количества сторон: двухсторонняя деят. банка и его клиента, односторонняя услуга
от видов банковской деятельности: специфические и делегируемые, производственная и маркетинговая, информационные и программно-технические.
17. БАНКОВСКИЙ ПРОДУКТ
- метод оказания банком услуги клиенту, т. е. система докум. оформленных процедур обслуживания клиента.
-предмет договора между Банком и клиентом. Это конкретный банковский документ, кот. производится банком для обслуживания клиента и проведения операции. Это может быть вексель, чек, банковский процент, депозит, любой сертификат.
Банковская услуга представл. собой банковские операции по обслуживанию клиента. Сходство банковского продукта и банковской услуги в том, что они призваны удовлетворить потребности клиента и способствовать получению прибыли. Банковский % по депозитам-банковский продукт, а его постоянная выплата- банковские услуги. Открытие банковского счета — это продукт, а обслуживание по счету — услуга, но при этом и продукт, и услуга предполагают получение дохода в виде комиссионных. Банковский продукт носит первичный характер, а банковская услуга — вторичный.
В отличие от продукта промышленного предприятия банковский продукт не выглядит зачастую как нечто материальное, вещественное. Кредиты и расчеты совершаются в форме записей по счетам, в безналичной денежной форме. Банковский продукт нельзя складировать, производить про запас.
Причины (состав проблемы)
1. Не распределена четко ответственность между сотрудниками, отделами.
2. Несовершенная бизнес-логика процессов и несоответствие реальным требованиям. (устаревшим правилам и схемам, дублировании действий, отсутствии важных действий, наличии ненужных действий).
3. Слабая автоматизированность бизнес-процессов, несоответствие инфраструктуре.
4. Неосведомленность персонала о правилах выполнения отдельных действий и взаимодействия с другими подразделениями
Следствия
1. Проблемы из-за увольнения ключевых сотрудниковс опытом
2. Большое время выполнения бизнес-процессов, нет карт и инструкций
3. Снижение удовлетворенности клиентов.
4. Ошибки в работе сотрудников и некачественное оказание услуг.
5. Неудовлетворенность сотрудников и конфликты
Перспектива потенциала
• Цели, устанавливаемые для перспектив потенциала, служат развитию элемента организации – инфраструктуры.
• Потенциалом для этого являются сотрудники, знания, инновации, инновационная сила и креативность, технологии, информация, а также информационные системы.
• Эти потенциалы служат преобразованию сегодняшней стратегии, создают базу для будущих изменений и приспосабливаемости.
(рабочая структура, профиль компетенции, технологический анализ
Финансовая перспектива --меру для измерения успеха или неудачи выбранной стратегии. Она содержит цели, которые измеряют финансовый результат стратегического преобразования организации. Финансовая перспектива свидетельствует, сможет ли реализоваться в конечном итоге цель экономики – достижение долгосрочного экономического успеха. (стоимость, прибыль, доходы, оборот, структура цен, структура капитала, степень задолженности)
Направления финансового менеджмента:
- разработка банковской политики;
- банковский маркетинг;
- управление активами и пассивами;
- управление ликвидностью и доходностью;
- управление собственным капиталом;
- управление кредитным портфелем;
- управление банковскими рисками.
47 Критерии оценки банк менеджмента
Ключевые показатели эффективности:
Перспектива потенциала
• Цели, устанавливаемые для перспектив потенциала, служат развитию элемента организации – инфраструктуры.
• Потенциалом для этого являются сотрудники, знания, инновации, инновационная сила и креативность, технологии, информация, а также информационные системы.
• Эти потенциалы служат преобразованию сегодняшней стратегии, создают базу для будущих изменений и приспосабливаемости.
(рабочая структура, профиль компетенции, технологический анализ
Финансовая перспектива --меру для измерения успеха или неудачи выбранной стратегии. Она содержит цели, которые измеряют финансовый результат стратегического преобразования организации. Финансовая перспектива свидетельствует, сможет ли реализоваться в конечном итоге цель экономики – достижение долгосрочного экономического успеха. (стоимость, прибыль, доходы, оборот, структура цен, структура капитала, степень задолженности)
Основными направлениями финансового менеджмента являются:
- разработка банковской политики;
- банковский маркетинг;
- управление активами и пассивами;
- управление ликвидностью и доходностью;
- управление собственным капиталом;
- управление кредитным портфелем;
- управление банковскими рисками.
ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА:
1.Функциональный - самый важный. Масштаб, функции и операции банка определяют построение системы управления банком.
2. Иерархия властных полномочий его отдельных подразделений. Существуют два эшелона власти.
3. Принцип соответствия поставленных целей. Работа банка должна быть организована так, чтобы доходы всегда превышали расходы.
4. Принцип рационализации управления - развитие банка, например по линии внедрения новых услуг, исследование рынка, сокращение затрат и т.д.
5. Принцип обеспечения контроля во внутренних подразделениях банка достигается посредством регламентации деятельности работников.
48 Система управления персоналом банка
Управление персоналом включает: мотивацию труда, расстановку кадров; организацию труда сотрудников; систему подготовки и переподготовки кадров; механизм оплаты труда; поощрения и стимулирования; систему продвижения по службе; организацию контроля; принципы общения в коллективе.
Пo мере развития кредитной системы и усиления конкуренции вопросы управления персоналом стали играть более важную роль в повышении эффективности банковского менеджмента, в успехе деятельности банковского учреждения.
Факторы, влияющие на мотивацию труда:
А1:Труд в банке носит изначально коллективный характер. Практически все операции и услуги невозможно осуществить одним специалистом. Целесообразно стимулировать так, чтособственное благополучие и уверенность в завтрашнем дне зависит от финансового состояния банка.
А2:На характер, содержание и качество работы влияют: стрессы, неравномерная загруженность дня.
А3:Высокая степень ответственности за проведенные операции и принятые решения
А4:Постоянное обновление спектра проводимых операций, внедрение новых компьютерных. Целесообразно использовать тренинги, семинары, "круглые столы.
Конкретная программа развития персонала включает в себя:
Подготовку и переподготовку персонала, направленную на получение высшего специального образования;
Повышение квалификации персонала, которое состоит в приобретении новых теоретических знаний и практического опыта;
Организация стажировок в других банках, в том числе зарубежных;
Повышение квалификации банковских работников эффективно тогда, когда носит регулярный характер.
структура службы персонала
49. При принятии решений в сфере управления экономикой персонала должны быть учтены как экономические аспекты (например, затраты на персонал), так и социальные аспекты. Поскольку критерием качества решения является степень достижения цели, то указанные аспекты должны найти отражение в формулировке целей и критериев эффективности управления персоналом страховой компании.
Для конструктивного описания целей в области экономики персонала страховой компании необходимо выяснить:
• какова роль целей управления экономикой персонала в целях развития организации страховой компании;
• кто и какие экономические цели в области экономики персонала хочет достичь и какие из этих целей становятся целями страховой компании;
• каким образом конкретизируется критерии экономической и социальной эффективности в области управления экономикой персонала страховой компании;
• какие факторы влияют на достижение этих целей;
• каким образом достигается баланс интересов, отраженных в экономических и социальных целях при их несовместимости.
Цели управления персоналом - часть целей развития компании.
Критерии экономической и социальной эффективности должны использоваться для оценки степени достижения поставленных целей в ходе работы и оценки качества ее менеджмента.
Процесс в сфере управлении персоналом включает следующее: если экономическая и социальная цели конкурируют друг с другом, то обычно группа экономических целей доминирует над группой социальных целей, поскольку относительная власть владельцев капитала страховой компании сильнее, чем работающих в ней по найму, и поскольку руководство страховой компании (топ-менеджеры) в своих интересах ориентируется скорее на владельцев, чем на сотрудников.
Для того чтобы лица, принимающие решения (менеджеры и сотрудники отдела персонала, правление страховой компании), могли руководствоваться в своей деятельности выработанными целями, должны быть конкретизированы критерии экономической и социальной эффективности.
50 Основным критерием эффективности достижения экономических целей управления экономикой персонала -- соотношение «результат работы/затраты».
Факторы, влияющие на достижение результата --способности сотрудников к результативной работе, их готовности (стремлению) ее выполнять, а также организационным условиям (рамкам). Параметры, характеризующие способности к результативной работе, подразделяются на профессиональные (подготовка/образование; способности/навыки; опыт) и личностные (физическое/психическое здоровье; утомляемость; способность выдерживать нагрузки, адаптироваться, работать в команде и координировать свою работу с другими, преодолевать конфликты). Стремление работать зависит от стимулов: вознаграждение, содержание работы, стиль руководства. Организационные рамки: вид и качество применяемой технологии; условия среды, окружающей рабочее место; организацию и координацию процесса работы.
Затраты на персонал складываются из:
• затрат на вознаграждение за произведенную работу (заработная плата, премии);
• социальных расходов (так называемых социальных услуг страховой компании своим сотрудникам), которые страховые компании осуществляет по-разному: на основании закона, тарифного договора, по собственной добровольной инициативе;
• затрат, не связанных с денежными стимулами (например, затраты на профессиональное совершенствование);
• затрат на работу с персоналом (например, затраты на содержание отдела по работе с персоналом).
Экономически эффективное использование персонала --благоприятное соотношение результата работы и затрат на персонал.
Показатели эффективности достижения экономических целей: Стабильность-- преемственности состава персонала, в надежности выполнения порученной работы. О гибкости персонала можно говорить в тех случаях, когда сотрудники при внешних изменениях в состоянии адаптировать свою работу к новым условиям. Гибкость проявляется в способности разрабатывать новые решения проблем и претворять их в жизнь, активно содействовать организационным изменениям и быть готовым идти на конфликты.
Стабильность и гибкость часто находятся в конкурентных отношениях: оба показателя эффективности не могут быть одновременно достигнуты в полном объеме. Задача руководства экономикой персонала -найти баланс между ними.
51.Критерии эффективности достижения социальных целей управления работой с персоналом
Качественными критериями достижения социальных целей управления экономикой персонала служат отрицательные и положительные факторы условий труда:
а) отрицательные факторы, которые следует предотвращать: ущерб, связанный с неблагоприятными условиями труда на рабочем месте, стрессовыми ситуациями, неблагоприятным графиком рабочего времени, интеллектуальными и физическими перегрузками или недогрузками;
• ущерб, наносимый здоровью (телесные и психосоматические заболевания, несчастные случаи на работе);
• ущерб, наносимый личности (снижение способностей, апатия в свободное от работы время, алкоголизм и др.);
б) положительные факторы, которые следует реализовать:
• гарантированное существование, обеспечение надлежащего жизненного уровня (надежное рабочее место, соответствующая зарплата, социальные услуги);
• реализация/развитие индивидуальных способностей;
• определенная степень свободы и самостоятельности (возможность принимать решения, определяющие сферы задач, методику их выполнения и интенсивность работы, рабочее время и др.);
• признание, успех, влияние (в страховой компании и за ее пределами);
• социальный контакт и приятный климат в страховой компании (возможности для коммуникации, информированность, относительная бесконфликтность отношений с начальством, и коллегами, а также возможности разрешения конфликтов при противоречиях интересов).
Экономическая и социальная эффективность политики в сфере экономики персонала взаимосвязаны:
*) социальную эффективность в виде стимулов для сотрудников можно обеспечить тогда, банк получает прибыль;
*) экономической эффективности можно добиться, если сотрудники предоставят в распоряжение свою рабочую силу, что они обычно бывают готовы сделать, только начиная с определенного уровня обеспечения их экономических и социальных потребностей.
52.три стратегии подбора банковского персонала:
. Стратегия подбора внутри банка. - поиск и подготовка своего резерва кадров, в том числе ведущих специалистов и руководителей, из существующего состава персонала. Умении службы заметить талантливого, способного служащего банка, а также этично подвести его к занятию новой должности. Лучше всего решать в ходе личной беседы. При такой стратегии затрудняется приток в банк людей со свежими идеями, своим, отличным от нового банка, опытом работы. Работает правило «золотой середины» : воспитание собственных кадров руководителей+ приглашением «готовых» сотрудников со стороны по новым специальностям и на высокие менеджерские должности.
. Стратегия приема на работу при участии посредника. Посредником м/выступать:
1)бюро по трудоустройству;
2)организации по найму рабочей силы (рекрутинговые агентства);
3)консультанты по кадровым вопросам, работающие в рамках соответствующих договоров по предоставлению консультационных.
. Стратегия приема путем непосредственного контакта. (Напр.,посредником является учебное заведение, занимающееся подготовкой молодых кадров. Суть: информационном вводе студентов в жизнь банка, беседы с ними, приобретении студентами практических навыков