Страхование ответственности ВЭД
Переходя к рассмотрению страхования ответственности во внешнеэкономической деятельности, в первую очередь, следует отметить, что объектом страхования ответственности является ответственность страхователя или застрахованного лица за возможный ущерб, который может быть причинен личности или имуществу третьих лиц. В законодательных системах практически всех стран мира содержится норма о том, что вред, причиненный имуществу или личности третьего лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред, независимо от того, умышленно или случайно он был причинен[21].
Рисунок 8 – Виды ущерба, подлежащего возмещению при страховании ответственности во внешнеторговой деятельности
Основанием для освобождения от ответственности за причиненный ущерб может быть только доказательство лицом, причинившим вред, того, что вред причинен не по его вине (например, в результате умышленных действий потерпевшего либо вследствие обстоятельств непреодолимой силы)[22]. Страхование помогает в ряде случаев значительно упростить эти отношения по поводу возмещения вреда путем заключения договора страхования ответственности. В силу заключенного договора страхования ответственности страховщик принимает на себя обязательство по возмещению вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, причиненного неумышленными действиями страхователя (рис.8).
При определении размера ущерба учитывается соучастие и совиновность других лиц в причинении ущерба. Часто при страховании ответственности применяется франшиза, т. е. не возмещаемая страховщиком часть ущерба.
Рассмотрим кратко методы страхования отдельных видов ответственности, имеющие важное значение для внешнеэкономической деятельности предприятия.
Самым распространенным в мире видом страхования ответственности является страхование автогражданской ответственности. Количество автомобилей, перемещающихся по дорогам различных стран мира, огромно. Автомобильный транспорт играет значительную роль во внешней торговле. Несмотря на предпринимаемые усилия по обеспечению безопасности движения, ущерб, который наносят управляемые людьми автомобили, колоссален. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в мире погибают свыше 300 тыс. человек, около 2,5 млн. человек получают травмы и увечья[23]. Огромный ущерб наносится имуществу предприятий, организаций, граждан. Поэтому страхование автогражданской ответственности в большинстве развитых стран мира является обязательным.
Согласно общим условиям страхования обязательным страхованием покрыты как собственник автомобиля, так и водитель, если он не является собственником. Страховщик оплачивает фактические расходы, вызванные страховым случаем, однако не больше страховой суммы, предусмотренной договором страхования. Страхование гражданской ответственности предполагает компенсацию имущественного ущерба: расходы на ремонт автомобиля или возмещение стоимости автомобиля в случае его полной гибели (более половины всех расходов по этому виду страхования); понижение стоимости автомобиля; потеря заработка; расходы на аренду автомобиля на период его ремонта; убытки от простоя автомобиля и прочие материальные убытки. В качестве компенсации личных убытков возмещаются: расходы на лечение, потеря заработка, моральный ущерб, расходы на похороны и др. Возмещаются также прочие расходы: издержки на всякого рода экспертизы и составление протоколов, судебные издержки и расходы на адвоката.
Поскольку страхование ответственности владельцев авторанспорта преследует цель защиты жертв аварии, то в странах с обязательным страхованием потерпевшее лицо имеет право прямого заявления к страховщику гражданской ответственности. Таким образом, в распоряжении жертвы происшествия находятся два должника, которым он может воспользоваться по выбору[24]. Если выплату осуществляет один из должников, то потерпевший уже не может обратиться к другому должнику. Если сумма действительного ущерба превышает страховую сумму, то разницу согласно закону возмещает виновник ущерба.
Особенностью страхования ответственности владельцев автомобилей является то, что тарифные ставки очень дифференцированы в зависимости от мощности двигателя автомобиля, местности, где зарегистрирован автомобиль, стажа безаварийной езды застрахованного и других факторов. При построении страховых тарифов страховые компании тщательно учитывают влияние различных факторов на показатели убыточности страховых сумм и исходя из этого предлагают различные скидки и коэффициенты к базовым страховым тарифам.
Наряду со страхованием ответственности владельца автомобиля существуют также виды страхования ответственности владельцев других транспортных средств: ответственности авиаперевозчика, ответственность судовладельца или перевозчика в морском страховании и др.
В связи с развитием торгового мореплавания, ростом интенсивности морских перевозок возрастает актуальность страхования ответственности судовладельцев, которое рассматривается как самостоятельный вид страхования. Объектами страхования здесь выступают обязательства по возмещению вреда жизни и здоровью пассажиров, экипажа и других лиц, а также имуществу третьих лиц, которое включает другие суда, грузы, личные вещи пассажиров и экипажа, портовые сооружения и другие виды имущества.
Страхование ответственности судовладельцев осуществляется страховыми компаниями, а также главным образом через клубы взаимного страхования (Protecting and Indemnity Club), созданные в Англии после 1720 г. Сейчас в мире действуют около 70 подобных организаций, преимущественно в Великобритании, США, Швеции, Норвегии, Японии.
Крупнейший клуб взаимного страхования — Бермудская ассоциация взаимного страхования, деятельность которой построена на интернациональной основе. Принимаются на страхование также риски, связанные с причинением вреда окружающей среде разлившимися нефтепродуктами. С учетом возрастающих требований со стороны правительств и международных организаций владельцы танкеров заключили международное соглашение, к которому присоединились практически все танкеровладельцы мира, об ответственности за загрязнение вод нефтью — ТОВАЛОП (TOVALOP — Tanker Owners Voluntary Agreement Concerning Liability for Oil Pollution). Согласно условиям этого соглашения владелец танкера обязан принять меры к ликвидации загрязнения или возместить потерпевшему лицу ущерб от загрязнения моря, побережья, объектов и пр. нефтью. В рамках этого международного соглашения (фактически организации) действует Международная ассоциация по страхованию танкеров.
При страховании гражданской ответственности авиаперевозчика (владельца воздушного судна) выделяют следующие виды ущерба, который покрывается данным видом страхования:
• повреждение, утрата или уничтожение багажа и груза;
• смерть или повреждение здоровья пассажиров;
• смерть, телесное повреждение или имущественный ущерб, причиненные корпусом воздушного судна или выпавшими из него предметами третьим лицам на поверхности земли и вне воздушного судна.
Ответственность за ущерб третьим лицам, нанесенный на поверхности земли, регламентируется Римской конвенцией ИКАО 1952 г. Под третьими лицами понимаются все физические и юридические лица, кроме пассажиров, экипажа и других служащих авиакомпании[25].
По договору страхования ответственности авиаперевозчика страховая компания оплачивает суммы, которые он обязан выплатить по закону в качестве возмещения за нанесенный ущерб личности или имуществу третьих лиц. Страхование гражданской ответственности авиаперевозчика при полетах за рубеж является обязательным[26]. Поскольку по международным правилам страховая сумма, т. е. требуемая минимальная ответственность страховых компаний, составляет десятки, а иногда сотни миллионов долларов, то при данном виде страхования активно используется перестрахование, что повышает надежность страховой защиты.
По всем видам авиационного страхования предусмотрены общие исключения из объема ответственности страховщика, если они специально не обусловлены в договоре. Договор страхования может быть заключен на любой срок: на один полет, на период времени, связанный с регулярными полетами или специальными полетами (например, демонстрация авиационной техники).
Автомобильный перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза и ущерб, причиненный им с момента принятия товара до момента его доставки. Объектом страхования ответственности автоперевозчика является его обязанность по возмещению ущерба в связи с возможными претензиями о компенсации причиненного вреда со стороны лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке грузов. Страхование ответственности автоперевозчика в отличие от страхования автогражданской ответственности является добровольным видом страхования. Однако в международном автомобильном сообщении это страхование получило широкое развитие, поскольку служит дополнительной гарантией для владельца груза выполнения обязательств, взятых на себя перевозчиком[27].
Договор страхования ответственности при международных перевозках обычно предусматривает: ответственность за фактическое повреждение и/или гибель груза и за косвенные убытки, связанные с этими обстоятельствами; ответственность за ошибки или упущения служащих, повлекшие финансовые убытки у клиентов; ответственность автоперевозчика перед таможенными властями; ответственность перед третьими лицами в случае причинения вреда грузом.
Кроме страхования ответственности перевозчиков во внешнеэкономической деятельности, применяются также такие виды страхования ответственности, как:
• страхование ответственности товаропроизводителя;
• страхование ответственности предприятий — источников повышенной опасности;
• другие виды страхования ответственности.
6.6.Медицинское страхованиеграждан, выезжающих за рубеж
С каждым годом увеличивается число россиян, выезжающих в другие страны в деловые и частные поездки. При заболевании или несчастном случае за рубежом большинство наших граждан оказывается не в состоянии оплатить самостоятельно стоимость медицинских услуг, так как она за пределами России очень высока. Например, простая консультация врача (беседа без обследования) обходится не менее 30 долларов США. Практика работы туристических фирм подтверждает, что страхование при поездке за границу – жизненная необходимость. В связи с этим в настоящее время страхование медицинских расходов за рубежом пользуется устойчивым спросом у граждан России. Спросу способствует также то, что ряд стран (Германия, США, Франция и д.р.) не выдаёт визы туристам, не имеющим страховки.
Выезжающие за границу России оформляют договоры страхования медицинских расходов, обращаясь в страховые организации.
Факт заключения договора страхования удостоверяется обычно выдаваемым гражданину, выезжающему за рубеж, письменным подтверждением (страховым полисом).
Договор страхования заключается между страховщиком (страховой организацией) и страхователем (юридическим или физическим лицом, имущественную защиту которого осуществляет страховщик). Страхователь вправе заключать договоры страхования в пользу третьих лиц (застрахованных). Застрахованные могут быть только физические лица.
Объектом страхования по договору являются имущественные интересы застрахованного, связанные с его расходами из-за расстройства здоровья или смерти в период пребывания его за границей.
Страховым случаем является совершившееся событие, в результате которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату. Страховыми случаями признаются следующие события:
· медицинские расходы;
· медико-транспортные расходы;
· транспортные расходы;
· расходы по посмертной репатриации.
Указанные события признаются страховыми случаями, если они явились следствием внезапного заболевания или несчастного случая, происшедших во время пребывания застрахованного в указанной в договоре страхования стране в период его действия.
Несчастный случай – это внезапное, кратковременное событие, которое повлекло за собой травматическое повреждение или иное расстройство здоровья, либо смерть застрахованного.
Внезапным заболеванием считается болезнь, возникшая неожиданно и требующая неотложного медицинского вмешательства.
Расстройство здоровья застрахованного и смерть застрахованного не признаются страховым случаем, если они наступили в результате:
· совершения застрахованным умышленного правонарушения;
· алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
· самоубийства (покушения на самоубийство) застрахованного;
· участия застрахованного в военных действиях, забастовках, восстаниях;
· активной службы в любых вооружённых силах и формированиях;
· умышленного причинения себе телесных повреждений.
Расходы, покрываемые страховщиком. При наступлении страхового случая страховые организации, как правило, покрывают следующие расходы:
· по стационарному лечению, размещению в больнице, по проведению операций, диагностических исследований, включая оплату назначенных врачом медикаментов, перевязочных средств;
· по транспортировке в ближайшую больницу или к находящемуся в непосредственной близости врачу;
· по амбулаторному лечению, включая расходы на врачебные услуги, диагностические исследования, назначенные врачом лекарства и перевязочные материалы;
· по медицинской эвакуации с необходимым медицинским сопровождением из-за границы до места постоянного жительства или до ближайшей к аэропорту больницы в России, если возникает необходимость в эвакуации, а состояние здоровья допускает такую эвакуацию;
· по репатриации (возвращению на родину) тела из-за границы до места захоронения в России, если смерть наступила в результате несчастного случая или внезапного заболевания.
Большинство страховых организаций не покрывает, т.е. не возмещает следующие расходы:
· на лечение хронических заболеваний, кроме состояний, прямо угрожающих жизни застрахованного;
· на лечение нервных, психических, онкологических заболеваний;
· на пластические операции и протезирование (включая зубное);
· связанные с оказанием зубоврачебной помощи за исключением болеутоляющего лечения;
· на консультации, профилактические мероприятия;
· связанные с оказанием услуг медицинским учреждением, не имеющим соответствующей лицензии;
· связанные со страховыми случаями, происшедшими до начала действия договора страхования и после даты истечения его срока, а также расходы, которые имели место после возвращения застрахованного в страну постоянного проживания.
Страхователю необходимо помнить, что полис не обеспечивает возмещения затрат на целенаправленное, заранее запланированное лечение за границей. В случае обострения хронического заболевания страховая организация оплачивает только «снятие острой боли».
Тестовые задания по курсу «Страхование»
1. Страхование – это …:
а) система форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при различных непредвиденных, неблагоприятных явлениях, а также на оказание помощи гражданам при наступлении определённых событий в их жизни;
б) совокупность мероприятий, связанных с обеспечением безопасной жизнедеятельности граждан;
в) максимально возможная ответственность страховщика, вытекающая из договора страхования и фиксирующаяся в страховом полисе.
2. К отраслям страхования относят:
а) имущественное;
б) социальное;
в) личное;
г) страхование ответственности;
д) страхование предпринимательских рисков;
е) все вышеперечисленные.
3. … — физическое или юридическое лицо, уплачивающее денежные (страховые) взносы и имеющее право по закону или на основе договора получить денежную сумму при наступлении страхового случая.
а) страховщик;
б) застрахованный;
в) страхователь.
4. … – это юридическое лицо, которое в соответствии с предлагаемым или заключённым договором страхования принимает на себя обязательства возместить ущерб понесённый страхователем при наступлении предусмотренного договором страхового случая за определённое вознаграждение.
а) страховщик;
б) выгодоприобретатель;
г) застрахованный.