Статья 955. Замена застрахованного лица
1. В случае, когда по договору страхования риска ответственности за причинение вреда (статья 931) застрахована ответственность лица иного, чем страхователь, последний вправе, если иное не предусмотрено договором, в любое время до наступления страхового случая заменить это лицо другим, письменно уведомив об этом страховщика.
2. Застрахованное лицо, названное в договоре личного страхования, может быть заменено страхователем другим лицом лишь с согласия самого застрахованного лица и страховщика.
Комментарий к статье 955
Возможность замены застрахованного лица предусмотрена только для двух договоров страхования: страхования риска ответственности за причинение вреда (внедоговорной ответственности) и личного страхования. Если в первом случае замена застрахованного лица производится в одностороннем порядке - достаточно письменного уведомления об этом страховщика, то в договоре личного страхования требуется согласие не только другой стороны по договору (страховщика), но и согласие самого застрахованного лица. Необходимо иметь в виду, что норма п. 1 комментируемой статьи является диспозитивной (договором может быть предусмотрено иное), а норма, содержащаяся в п. 2, носит императивный характер.
Статья 956. Замена выгодоприобретателя
Страхователь вправе заменить выгодоприобретателя, названного в договоре страхования, другим лицом, письменно уведомив об этом страховщика. Замена выгодоприобретателя по договору личного страхования, назначенного с согласия застрахованного лица (пункт 2 статьи 934), допускается лишь с согласия этого лица.
Выгодоприобретатель не может быть заменен другим лицом после того, как он выполнил какую-либо из обязанностей по договору страхования или предъявил страховщику требование о выплате страхового возмещения или страховой суммы.
Комментарий к статье 956
1. Нормы комментируемой статьи не могут применяться:
- к договору страхования предпринимательского риска, поскольку предпринимательский риск может быть застрахован только в пользу самого страхователя (ст. 933 ГК);
- к договорам страхования внедоговорной и договорной ответственности, так как в первом случае выгодоприобретателем считается лицо, которому причинен вред, а во втором случае выгодоприобретатель определяется исходя из условий того договора, риск ответственности за нарушение которого застрахован.
Таким образом, замена выгодоприобретателя другим лицом возможна только по договору страхования имущества, при условии, что такое лицо имеет интерес в сохранении этого имущества (ст. 930 ГК), и по договору личного страхования - с согласия застрахованного лица. В обоих случаях необходимо письменное уведомление страховщика.
2. Как следует из п. 2 ст. 430 ГК, с момента выражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по договору стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия третьего лица. Применительно к п. 2 комментируемой статьи выполнение выгодоприобретателем какой-либо из обязанностей по договору или предъявление им требования о выплате представляет собой выражение выгодоприобретателем намерения воспользоваться своим правом по договору, что в свою очередь влечет для сторон невозможность изменения условий договора, в том числе условия о выгодоприобретателе.
Статья 957. Начало действия договора страхования
1. Договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.
2. Страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования.
Комментарий к статье 957
1. По общему правилу договор вступает в силу в момент уплаты страховой премии. Договором может быть предусмотрено внесение страховой премии в рассрочку. Тогда по общему правилу договор вступает в силу с момента уплаты первого страхового взноса, и только с этого момента у страхователя возникает обязанность по внесению в определенные договором сроки оставшейся части страховой премии. При данных условиях договор страхования будет реальным.
Судебная практика.
Страховщик не вправе требовать от страхователя проценты за просрочку уплаты страховой премии, если к моменту наступления срока уплаты премии договор страхования не вступил в силу. Поскольку в договоре не был предусмотрен момент его вступления в силу, договор вступил в силу в момент уплаты премии, то есть через месяц после его подписания. Поэтому отсутствовали основания для применения к страхователю ответственности за просрочку платежа (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 28.11.2003 N 75).
2. Соглашением сторон может быть установлен иной момент вступления договора в силу, например момент его подписания. Тогда договор будет консенсуальным, и в этом случае у страхователя возникнет обязанность по своевременной уплате страховой премии уже в момент подписания договора.
3. Учитывая рисковый характер договора страхования, такой договор по общему правилу не может быть заключен после наступления страхового случая с распространением своего действия на прошлое время.
Наука.
Само понятие риска как чего-то неизвестного приводит к заключению о недопустимости страхования, если событие уже наступило. Отнесение события к будущему времени должно в принципе быть непременным условием действительности страхования.
В.И.Серебровский
Вступление договора в силу не может произойти после наступления страхового случая. Поэтому правило п. 2 ст. 957 ГК следует понимать в том смысле, что договор страхования распространяется на страховые случаи, произошедшие после вступления его в силу, если договором не предусмотрен более поздний момент, начиная с которого случаи будут считаться страховыми. Иными словами, придать обратную силу договору страхования нельзя.
А.А.Иванов
4. Однако потребности оборота, пишет В.И. Серебровский, уже давно понудили законодательство в некоторых случаях допустить так называемое страхование на прошлое время. Этот вид страхования возник и получил свое развитие впервые в морском страховании, где по условиям морского транспорта при заключении страхования сторонам часто бывает неизвестна судьба страхуемого груза или судна, находящегося в пути.
Статья 261 КТМ устанавливает, что договор морского страхования сохраняет силу, если даже к моменту его заключения миновала возможность возникновения убытков, подлежащих возмещению, или такие убытки уже возникли. При этом обязательность исполнения такого договора для одной стороны ставится в зависимость от того, знала ли при заключении договора другая сторона (или должна была знать) о факте наступления или ненаступления страхового случая.
Таким образом, добросовестное неведение сторон относительно вероятности наступления события, рассматриваемого в качестве страхового риска, сохраняет присущий договору страхования рисковый характер и при страховании на прошлое время (налицо субъективная неизвестность относительно наступления страхового случая). Здесь необходимо иметь в виду, что правила, предусмотренные гл. 48 ГК, применяются к морскому страхованию постольку, поскольку КТМ не установлено иное (ст. 970 ГК).