Хеджирование ценовых и курсовых рисков
Цена любого актива подвержена колебаниям – и в связи с этим возникает самый очевидный их всех рыночных рисков – ценовой.
Экономический субъект подвержен данному риску в случаях: если он имеет по данному активу короткую либо длинную позицию (владельцу короткой позиции нежелательно повышение цены; владельцу длинной позиции – ее падение), а также, если он собирается занять какую-нибудь из этих позиций. Во втором случае речь может идти о риске, имеющем неопределенный характер (contingent exposure) – и в этой связи проявляется уникальное свойство опционов как хеджирующего инструмента.
Инструменты с чертами опционов известны уже насколько столетий. В США первые опционы появились в 1790 г., но долгое время торговля опционами причислялась к разряду азартных игр и была либо вне закона, либо подлежала жесткому регулированию.
В современной экономической истории до 1973 г. опционы обращались на низколиквидном внебиржевом рынке через дилеров и брокеров, которые «сводили» клиентов, разрабатывали условия контрактов и взимали за это комиссионные. Высокие транзакционные издержки и отсутствие удобного вторичного рынка обусловливали малую активность и низкие объемы торгов. В 1973 г. на СВОЕ (Chicago Board Options Exchange) впервые была открыта торговля стандартизированными опционными контрактами на финансовые активы: в обращение были введены опционы call на 16 акций с тремя сроками погашения. Гораздо позже, в 1982 г., настала очередь валютных опционов. Первыми их представила PSE (Philadelphia Stock Exchange). Вслед за ней СМЕ предложила опцион на фьючерс на немецкую марку в 1984 г. Потом последовали опционы на швейцарский франк и британский фунт (1985) и Йену (1986). Первый опцион на процентные ставки появился только в 1989 году.
На сегодняшний день PSE и CME отошли на второй план в торговле опционными контрактами, но больше 70 % всех биржевых опционов торгуются на СВОЕ и AMEX (American Exchange) – несмотря на то, что в США находятся семь бирж, торгующих финансовыми деривативами, а в Европе – двадцать пять. Суммарный оборот премии, как наиболее адекватный показатель (и наименее доступный) составил в 2001 г. $324,5 млрд. для СВОЕ и $143,1 млрд. на AMEX.
Возможно, что самое знаменательное событие со времени возникновения опционов произошло в 2000 году: рынок биржевых опционов превысил по объему торгов рынок фьючерсов. Но только по числу контрактов. В денежном выражении опционы пока существенно уступают фьючерсам, хотя и наращивают свою долю на мировом рынке деривативов в геометрической прогрессии: среднедневной оборот СВОЕ в 1992 году составлял 177 тыс. контрактов, а в 2000 – 1,3 млн. контрактов. Самым высокооборачиваемым контрактом денежного и валютного рынков при показателе 28,6 млн. контрактов стал опцион на евродоллар.
Одним из примеров свойства опционов как хеджирующего инструмента является неопределенный характер валютного риска по импортным контрактам, которые еще на заключены, хотя их заключение ожидается в будущем. Хеджирование таких рисков посредством фьючерсов может обернуться принятием дополнительного риска: ведь если импортные контракты не будут заключены, фьючерсная позиция не будет покрыта, и потенциальные убытки по ней окажутся неограниченными. В случае опционов это исключено.
Защита от повышения цен называется длинным хеджированием; защита от падения – коротким хеджированием. Опционы предоставляют покупателю обе эти возможности.
Длинное хеджирование может осуществляться длинной позицией по опциону call, а короткой – длинной позицией по опциону put.
Опционы call могут также использоваться для хеджирования «коротких продаж».
«Короткая продажа» определяется как продажа актива, взятого в долг с обязательством последующего возврата. Техника коротких продаж основана на маржинальной торговле.
Опцион страхует «короткую» позицию от повышения цены на базисный актив, одновременно позволяя получать существенный выигрыш по «короткой» позиции при снижении цены на актив. Максимальный убыток по этой стратегии составляет уплаченную премию опциона (при условии равенства цены strike опциона и цены «короткой продажи»).
Однако покупка одиночных «ванильных» опционов еще не является опционной стратегией в полном смысле этого слова. Собственно опционная стратегия начинается с того момента, когда торговец открывает одну или несколько взаимосвязанных позиций с целью хеджирования. В зависимости от желаемого уровня покрытия риска могут применяться различные сочетания опционов (как правило биржевых) по их количеству, видам, ценам исполнения и датам истечения. Опционные стратегии основываются на более-менее устойчивых соотношениях рыночных цен биржевых опционов, а также на прогнозе будущей динамики рыночной цены актива и опциона на него.
По сочетанию открываемых позиций, классов и вводов опционов различают: стратегии спрэд, комбинационные стратегии и синтетические стратегии.
Стратегии спрэд – это одновременная покупка и продажа опционов одного вида (call и put) с одинаковыми датами истечения, на разными страйковыми ценами. В этом случае затраты на хеджирование убытков частично или полностью покрываются премией за проданный опцион, что выливается в ограничение прибыли. Назначение стратегий спрэд – минимизация затрат на хеджирование.
Различают спрэды «быка» и «медведя»: первые позволяют выиграть на повышении цены, а вторые – на понижении. И тот, и другой вид данной стратегии может быть реализован посредством опционов обоих видов (call и put).