Статья 6. Добровольное страхование и его виды

Добровольное страхование - это страхование, которое осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Общие условия и порядок осуществления добровольного страхования определяются правилами страхования, что устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с требованиями этого Закона. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования в соответствии с законодательством.

Добровольное страхование у конкретного страховщика не может быть обязательной предпосылкой при реализации других правоотношений.

· Виды добровольного страхования, на которые выдается лицензия, определяются согласно с принятыми страховщиком правилами (условиями) страхования, зарегистрированными Уполномоченным органом.Действие Закона о страховании не распространяется на государственное социальное страхование. Закон о страховании содержит 5 разделов (общие положения, договоры страхования, обеспечение платежеспособности страховщиков, государственный надзор за страховой деятельностью в Украине, заключительные положения).Раздел 2. Договоры страхования (ст. 16-29)

· Раздел 3. Обеспечение платежеспособности страховщиков (ст. 30-34)

· Раздел 4. Государственный надзор за страховой деятельностью в Украине

33. Кредитное страхование — это виды страхования от рисков, связанных с кредитными отношениями. Участниками кредитных отношений могут быть банки, физические и юридические лица. Для защиты от различного рода кредитных рисков существуют различные разновидности кредитного страхования. Страхование риска непогашения кредита Данный вид кредитного страхования предназначен для защиты интересов кредитного учреждения. Страхователем выступает банк. Объектом страхования выступает риск непогашения со стороны заёмщика[1]. Договор страхования заключается как на отдельные кредиты, так и на весь портфель кредитных договоров. Страховая сумма устанавливается исходя из общей суммы задолженности вместе с процентами. Предел ответственности страховщика за невозврат кредита устанавливается в диапазоне от 50 до 90 % суммарной задолженности заёмщиков. Страхование на случай смерти заёмщика Данный вид страхования имеет целью защитить интересы кредитора в случае смерти заёмщика или лица, оформившего покупку в кредит[2]. Обычно банк или ссудная касса, выдавая кредит, страхуют лицо, получившее ссуду. Если застрахованный умирает, не успев погасить ссуду, то задолженность покрывается за счёт страхового возмещения.

34. Страхование в системе ипотечного кредитования Страхователем при ипотечном кредитовании выступает заёмщик кредитных средств, а выгодоприобретателем — банк-кредитор в части, равной задолженности заёмщика по кредитному договору. Страхуемыми рисками по договору страхования выступают:

  • Риски гибели, уничтожения, утраты, повреждения имущества;
  • Гражданская ответственность залогодателя перед третьими лицами в связи владением недвижимым имуществом, находящимся в залоге;
  • Риск смерти, потери трудоспособности залогодателя;
  • Риск потери права собственности на залоговое имущество[1]. Страхование экспортных кредитов Данная разновидность кредитного страхования осуществляется в экспортно-импортной деятельности предприятий. При заключении резидентом договора о сотрудничестве с нерезидентом по экспорту (импорту) товаров между странами, возникает вопрос об уровне платежеспособности партнёра. В этом случае нерезидент обращается в кредитно-страховую компанию для оценки рисков неплатежа со стороны резидента. Согласно общепринятой мировой практике, риск неплатежа при проведении международных торговых операций, осуществляющихся с отсрочкой платежа между иностранными экспортерами и местными импортирующими предприятиями, подлежит обязательному кредитному страхованию. В этой связи иностранные контрагенты — экспортеры, являющиеся производителями либо дистрибьюторами, обращаются в одну из кредитно-страховых корпораций (крупнейшие КСК: Euler Hermes, Atradius, Coface, GIEK, MEHIB, EDC, ONDD и др.) в стране своей инкорпорации с целью получения страхового полиса и необходимого страхового покрытия для осуществления соответствующих торговых операций в полном объеме, учитывая запрос импортирующего предприятия. Прежде всего, для принятия такого решения кредитно-страховая корпорация осуществляет сбор информации о контрагенте-импортере. Для проведения такой проверки кредитно-страховые корпорации используют специальные проверенные информационно-рейтинговые агентства в стране инкорпорации компании-импортера.

35. Страхование риска есть по существу передача определенных рисков страховой компании. Страхование может использоваться как для защиты от кредитного риска, так и для его минимизации. Уменьшение или устранение кредитного риска достигается с помощью страхования кредиторов. Страхование кредита предполагает полную передачу риска его невозврата специализированной страховой организации. Существует много различных вариантов страхования кредитов, но все расходы, связанные с их осуществлением, как правило, относятся на заемщика. При страховании защита интересов банка-кредитора заключается в том, что в случае неплатежеспособности должника или неоплаты долга по другим причинам, погашение задолженности по предоставленному кредиту берет на себя страховая организация. Страхование осуществляется на добровольной основе в двух формах3:



  • добровольное страхование ответственности заемщиков за непогашение кредитов;
  • добровольное страхование риска непогашения кредита. В первом случае страхователем выступает заемщик, объектом страхования является его ответственность перед банком, выдавшим кредит, за своевременное и полное погашение кредитов (включая проценты за пользование кредитом). Во втором случае страхователь - банк, а объект страхования - ответственность всех или отдельных заемщиков перед банком за своевременное и полное погашение кредита и процентов за пользование кредитами.

36.Систе́ма страхова́ния вкла́дов (ССВ) — механизм защиты вкладов физических лиц в банках путём их страхования (гарантирования). Основная идея работы ССВ заключается в проведении быстрых выплат вкладчикам из независимого финансового источника (например, специального фонда) в случае прекращения деятельности банка (отзыва у него соответствующей лицензии). Тем самым, не дожидаясь начала ликвидационных процедур, вкладчики гарантированно получают доступ к своим средствам. Опыт большинства экономически развитых стран мира показывает, что система страхования (гарантирования) банковских вкладов является эффективным инструментом для решения комплекса социальных и макроэкономических задач[источник не указан 1197 дней]. Прежде всего, она позволяет предотвращать панику среди вкладчиков, обеспечивая тем самым стабильность работы банковской системы и сокращая общественные издержки на преодоление последствий кризисных явлений. Кроме того, наличие ССВ повышает доверие населения к банковской системе, создавая предпосылки к долгосрочному росту частных депозитов.

37. Потеря прибыли может быть реальной в нескольких ситуациях. Одна из них - это невыплата банком депозитов. Необходимость внедрения системы страхования депозитов объясняется несколькими причинами: общий спад доверия к банкам; потребность стабилизации финансовых ресурсов банка – устранение причин ликвидации вкладчиками депозитов; обязанность защиты клиента-потребителя, которые не всегда может владеть достаточно полной информацией о финансовой кондиции учреждения; потребность предоставить помощь банкам, которые попали в сложную финансовую ситуацию. Средства, которые банк получает в форме депозитов, активно используются в кредитной деятельности финансового учреждения. Эта деятельность связана с риском невозвращения денежных средств, которые предоставляются банку в кредит. Поэтому очень часто клиенты прибегают к страхованию депозитов, чтобы обезопасить себя от риска потерпеть большие убытки. Помимо возможности риска потерпеть убытки из-за невозвращения депозитов, вполне реальна потеря существующего фактического имущества. Поэтому страхование имущественных средств пользуется огромной популярностью среди страхователей и страховщиков. Также его используют в качестве базового для страхования от потерь прибыли. Очень часто такое страхование покрывает только незначительную часть потерь, которые может понести страхователь. На стандартное имущественное страхование полагается задача обеспечения средствами, которых будет достаточно для воспроизведения потерянных средств. Также возможно страхование от потерь прибыли хозяйственным субъектом. Чаще всего это дополнительное страхование к базовому имущественному.

38.Основными формами страхования биржевых рисков являются также фьючерсы и опционы. Фьючерсная сделка - наиболее распространенный вид операций на фондовой и товарной биржах. При фьючерсной сделке ценные бумаги (партии товаров) покупаются или продаются на условиях их передачи и платежа через определенный срок, т.е. с фактическим исполнением сделки в будущем по цене, устанавливаемой в момент заключения сделки. Как правило, фьючерсные сделки носят спекулятивный характер; их целью является не купля-продажа реальных товаров и ценных бумаг, а биржевая игра на повышении или понижении цен. Покупает биржевые контракты (ценные бумаги) на срок тот спекулянт, который ожидает в будущем повышения цен на данный товар (курса акций). Продает их спекулянт, ожидающий в будущем понижения цен или курсов. Выигрыш такого спекулянта составляет разница между ценой биржевого контракта (курсом ценных бумаг) в день заключения фьючерсной сделки и ценой (курсом) в день ее исполнения. Но при сделках на срок выигрывает только одна сторона, а другая проигрывает. Поскольку при заключении фьючерсной сделки на определенную партию товаров последние вообще могут отсутствовать, то ликвидировать фьючерсный контракт необходимо путем заключения обратной офсетной сделки на такое же количество товара. Если фьючерсный контракт не ликвидируется таким образом до истечения его срока, то продавец может поставить реальный товар, а покупатель должен принять его. Наиболее часто на товарных биржах фьючерсные сделки совершаются с целью хеджирования. Опционы на акции предусматривают покупку или продажу определенного количества списочных акций (обычно 100 или 1000 штук) по зафиксированной в контракте цене. Совокупная цена исполнения и совокупная премия одного опционного контракта получается умножением цены исполнения и премии на число акций в контракте. Опционы на акции в большинстве своем являются опционами американского стиля с физической поставкой. Основные виды биржевых рисков.К основным видам риска относят:
Ценовой риск -это риск, связанный с колебаниями цен на всем фондовом или фьючерсном рынке, например, из-за изменения ставки банковского процента.
Этот риск редко присутствует или минимизирован между брокерами - посредниками процесса биржевой торговли, так как в условиях развитого биржевого рынка и его инфраструктуры разработаны совершенные системы гарантирования платежей. Однако во взаимоотношениях между брокером и его клиентом риск неплатежа последнего посреднику существует постоянно.
Системный (операционный) риск представляет собой риск потерь, имеющий место в связи с функционированием компьютерных систем и систем связи, например, непредвиденное отключение электроэнергии, ошибки, совершенные служащими расчетно - клиринговой системы. Известны случаи мошенничества, хищений и т.д.
Ожидаемый риск по инвестициям. При принятии решения о вкладах в ценные бумаги необходимо учитывать не только их доходность, но и риски.
Риск неплатежеспособности состоит в том, что курс ценной бумаги падает из-за ухудшения экономического положения эмитента. Поэтому крупные эмиссии (эмиссия - это первый выпуск ценных бумаг и их размещение на рынке капитала) ценных бумаг часто классифицируются по так называемым рейтингам.
Всемирно известными рейтинговыми агентствами являются фирмы Moody's Investors Service и Standard and Poor's.
Кроме того, на курс ценной бумаги оказывает влияние общий риск. Связанный с реализацией, риск изменения процентных ставок и риск обеспечения валюты.
Общим риском, связанным с реализацией, называется реакция ценной бумаги на рыночные колебания, которые отражаются, например, на индексе курсов акций.
Риск изменения процентных ставок ценных бумаг с твердым процентом проявляется в том, что при повышении процентных ставок курс займов падает. Риск изменения процентных ставок по этой бумаге тем больше, чем больше остаточный срок ее действия.
Валютный риск существует тогда, когда обратный приток платежей по ценной бумаге происходит в иностранной валюте.

39. Особая роль в страховании внешнеэкономической деятельности принадлежит страхованию валютных рисков. С этим видом риска сталкиваются предприятия и предприниматели, получившие возможность выхода на внешний рынок. Собственно валютный риск – это риск, связанный с изменением валютного курса в период между подписанием контракта и платежом по нему. Он делится по своему экономическому содержанию на риск убытков и риск упущенной выгоды. Риск убытков состоит в возможности уменьшения стоимости экспортного контракта в валюте экспортера из-за понижения курса иностранной валюты к национальной или увеличения стоимости импортного контракта в результате повышения курса иностранной валюты. Риск упущенной выгоды заключается в возможности получения худших результатов при выборе решения – страховать или не страховать валютный риск. Страхование валютных рисков необходимо, прежде всего, для возмещения следующих возможных потерь: - затрат, связанных с производством экспортной продукции, при отказе от нее зарубежного импортера по каким-либо причинам; - убытков от неплатежа за поставленные товары и оказанные услуги в случае ухудшения финансового положения, банкротства иностранного партнера или вследствие политических событий в соответствующей стране; - убытков от изменения курса валюты платежа за период от заключения контракта до его исполнения.

40. Страхование средств автотранспорта - один из видов автотранспортного страхования, объектами которого выступают механизированные и другие средства транспорта, подлежащие государственной регистрации органами ГАИ: все виды легковых и грузовых автомобилей и автобусов, мотоциклы, мотороллеры и другой мототранспорт возможных моделей, тракторы.
В европейской практике существуют два вида страхования автотранспорта: каско и карго. При страховании на условиях каско (этот термин в переводе с испанского означает корпус судна или машины) объектом служит транспортное средство в комплектации завода -изготовителя. Страховая защита может быть распространена и на дополнительное оборудование, не входящее в заводской комплект, например на телеаппаратуру, противоугонные средства, сигнализацию и т.д. Автотранспортное страхование включает в себя несколько самостоятельных видов страхования:
§ страхование авто-каско, объектами которого являются сами автотранспортные средства и некоторые другие виды транспорта;
§ страхование авто-комби, объектами которого являются водители, пассажиры и принадлежащий им багаж. Объектом страхования является имущественная ответственность, связанная с рисками на случай травмы, смерти, ущерба и случайностей, неизбежно возникающих при эксплуатации транспортного средства как источника повышенной опасности в период действия договора страхования.

41. Автострахование - вид страховой защиты, который призван защищать имущественные интересы застрахованных, связанные с затратами на восстановление транспортного средства после аварии, поломки или покупку нового автомобиля после угона или хищения [1]. Страхование автомобиля от угона и ущерба (КАСКО)Такой вид страхования обеспечивает защиту транспортного средства от рисков угона или в случае нанесения ущерба автомобилю в результате ДТП по вине водителя, третьих лиц или вследствие стихийных бедствий. В страховые риски, как правило, включаются: ДТП, угон, хищение, повреждение третьими лицами, пожар, взрыв транспортного средства, стихийные бедствия (удар молнии, буря, шторм, ураган, ливень, град, землетрясение, селевые оползни, обвал, сдвиг, паводок, наводнение, нападение животных, падение на автомобиль предметов и т.д.) Добровольное страхование автогражданской ответственности Объектом страхования выступает ущерб, который владелец застрахованного транспортного средства может причинить третьим лицам или их имуществу в процессе использования автомобиля. Страхование от механических и электрических поломок Обычно эта услуга включена в заводскую гарантию. Но если гарантия не была предоставлена производителем или уже истекла, можно заключить договор страхования от поломок. Включает в себя ремонт автомобиля и устранение механических и электрических поломок после окончания действия заводской гарантии. В случае выхода из строя любого автокомпонента, страховая компания оплатит замену этой детали и ремонта. [2] Страхование водителей и пассажиров от несчастного случая Объект страхования - ущерб, который может быть причинен жизни и здоровью водителя или пассажиров застрахованного транспортного средства при наступлении ДТП. Страхование автогражданской ответственности выезжающих за рубеж При выезде за границу для владельцев транспортных средств оформляется международный полис страхования автогражданской ответственности Зелёная карта (англ. Green Card). Объектом страхования Зелёная карта являются имущественные интересы владельца и водителя транспортного средства, связанные с их обязанностью возместить убытки, причиненные водителем третьим лицам в результате наступления страхового случая.

43. Комплекс морского страхования состоит из трех основных видов страхования:страхование каско (корпуса и оснастки перевозочных и других плавсредств);страхование карго (перевозимых грузов);страхование ответственности судовладельцев (является наиболее сложным видом страхования в силу особой конструктивности, характера и условий эксплуатации морских плавучих средств, многочисленных правил и особенностей морской перевозки грузов, а также специфического законодательного регулирования). Морское страхование возникло на базе морского торгового судоходства и своим появлением было обязано тому, что опасности и случайности морского плавания были крайне высоки в силу ряда обстоятельств: несовершенства морских судов, отсутствия надежных навигационных приборов, средств связи, карт и лоций многих регионов плавания и т. п. Морское страхование, его формы, условия развивались вместе с развитием морской торговли. Морское страхование является одним из видов имущественного страхования и имеет своей целью возмещение ущерба, причиненного страхователю гибелью или повреждением во время морского пути объекта, с которым связан его имущественный интерес. В морском страховании страховой интерес толкуется следующим образом: всякое лицо, имеющее законный имущественный интерес в морском предприятии или в его составных частях и получающее выгоду от его благополучного завершения или ущерб от потерь или повреждения, может быть страхователем. Может страховаться не только уже имеющийся интерес, но и ожидаемый интерес от благоприятного завершения морского предприятия (ожидаемая прибыль). Объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием, — судно, строящееся судно, груз, фрахт, а также плата за проезд пассажира, плата за пользование судном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требования, заработная плата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск (перестрахование). Основные требования к договору морского страхования, регулирующие взаимоотношения сторон содержатся в Кодексе торгового мореплавания. Страхование судов и грузов производится на базе стандартных условий (оговорок), в основу которых положены оговорки, выработанные Институтом лондонских страховщиков.

44.Клуб взаимного страхования (англ. P&I Club) — особая форма организации морского страхования на взаимной основе между судовладельцами[1][2]. Разновидность взаимного страхования. Клубы взаимного страхования возникли в Англии после 1720 года[3]. Получили дальнейшее развитие с середины XIX века. В соответствии с действовавшими правилами 25% убытка, причинённого столкновением судов, не возмещалось страховыми компаниями и подлежали возмещению самим судовладельцем (как разновидность франшизы). В клубах взаимного страхования этот риск его члены стали распределять между собой. Первоначально клубы взаимного страхования были клубами защиты, в рамках которых ответственность судовладельцев за вред, причинённый судовому экипажу, пассажирам, береговым сооружениям и другим объектам и лицам, связанным с эксплуатацией судов, возмещалась из фондов, формируемых членами клуба. Позднее возникли клубы ответственности, в рамках которых возмещался на взаимной основе ущерб судовладельцам, связанный с ответственностью за сохранность перевозимых грузов. По мере развития страхования произошло объединение клубов защиты и клубов ответственности в клубы взаимного страхования[3]. В настоящее время в мире существует около 70 клубов взаимного страхования в США, Великобритании, Швеции, Норвегии. Крупнейшим из них является Бермудская ассоциация взаимного страхования судовладельцев Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии (англ. UK P&I Club) В состав этой организации на добровольной основе принимаются все желающие судовладельцы независимо от национальной принадлежности. В настоящее время членами этого клуба являются судовладельцы из более чем 50 стран, а общий тоннаж судов, которыми они владеют или взяли в тайм-чартер, превышает 150000000 тонн[4]. Финансовую основу клубов взаимного страхования составляют взносы членов-судовладельцев, из которых формируются денежные фонды, предназначенные для оплаты претензий, предъявляемых судовладельцам. Размер страхового взноса зависит от типа судна, его тоннажа, района плавания, объёма страховой ответственности с учётом национального законодательства.

46.Авиационное страхование — подотрасль страхования, включающая[1]:страховавние рисков авиационного предприятия (авиакомпании);страхование ответственности за продукт в авиации. Авиационное страхование покрывает риск потери воздушного Особенностью авиационного страхования является катастрофический характер убытков и соответственно большие суммы страховых выплат. По этой причине данным страхованием занимаются крупные страховые компании, иногда объединяющиеся в страховые пулы.

 

Страхование рисков авиакомпании включает[1]:Предметом страхования авиационного каско является потеря или повреждение воздушного судна по причине несчастного случая на земле, в воздухе, в воде или при транспортировке. Стандартные условия авиационного каско исключают военные риски, акты террора, насилия или саботажа, забастовки, гражданские волнения, арест воздушного судна иего изъятие по решению властей[1].Некоторые исключения из стандартного страхового покрытия, например, военные риски, могут быть застрахованы по отдельному договору.К страхованию рисков авиакомпании относится также страхование от перерывов в производстве и страхование поломок агрегатов двигателей.Страхование ответственности авиаперевозчикаВ большинстве стран и соответственно при полётах за границу авиакомпании обязаны страховать свою ответственность перед третьими лицами за причинённый ущерб.Страхование экипажа производится в двух формах[1]:

  • страхование на случай потери лицензии;
  • страхование экипажа воздушного судна от несчастного случая

47. Страхование воздушных судов — это один из видов авиационного страхования, который включает страхование различных видов ответственности эксплуатантов воздушных судов, владельцев (операторов) аэропортов и ангаров, производителей летательных аппаратов и другой продукции авиационно-промышленного комплекса и связанных с авиацией отраслей. Специфика авиационного страхования заключается в катастрофической природе риска. Оно сохраняет свою рисковую природу, несбалансированность и убыточность для многих страховщиков. Основными страхователями воздушных судов в настоящее время являются коммерческие авиаперевозчики и консультанты, занимающиеся многими видами воздушных работ, операторы воздушных такси, аэроклубы, авиазаводы, различные организации, фирмы, занимающиеся продажей и перепродажей авиатехники, частные владельцы воздушных судов и т. д. Кроме того, свои воздушные суда страхуют промышленные и коммерческие компании, имеющие собственные авиатранспортные службы для перевозки персонала и грузов.

Объектом страхования является имущественный интерес страхователя, связанный с сохранностью воздушного судна: его корпуса, включая крылья и хвостовую часть, шасси, электрических, гидравлических систем, навигационного и радиооборудования, установленного внутри или на корпусе воздушного судна, а также частей, снятых с воздушного судна, на то время, пока на нем не установлены аналогичные части взамен снятых. В мировой практике наиболее распространены комбинированные полисы по страхованию воздушных судов (так называемое "авиакаско") и различных видов ответственности, связанных с их эксплуатацией.

50. К космической деятельности относятся:· научные космические исследования;· космическая связь с использованием спутниковых систем;· дистанционное зондирование земли из космоса, включая экологический мониторинг и метеорологию;· использование спутниковых навигационных и топогеодезических систем;· пилотируемые космические полеты;· использование космической техники, космических материалов и космических технологий в интересах обороны и безопасности Российской Федерации· другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической деятельности. Космическая деятельность включает в себя создание (в т.ч. разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество России в области исследования и использования космического пространства. [1] К объектам страхования относятся:· космонавты на период подготовки и осуществления космического полета;· ракеты-носители;· космические аппараты и их составные части;· ракетные двигатели;· наземная космическая инфраструктура (стартовые комплексы, испытательные стенды, технические и измерительные комплексы, вспомогательное оборудование);· расходы, связанные с повторным запуском ракет космического назначения в случае выведения космического аппарата на нерасчетную орбиту или невыполнения полетного задания. Кроме того, осуществляется страхование различных видов ответственности:· ответственность перед третьими лицами во время производства и эксплуатации ракетно-космической техники;· ответственность перед третьими лицами при запуске (в том числе в штатных районах падения отделяющихся частей ракет-носителей) или при управляемом спуске космического аппарата; ответственность операторов космических систем, в том числе за перерывы в предоставлении услуг;ответственность производителей узлов, агрегатов и изделий ракетно-космической техники в целом, в том числе в течение периода гарантийных обязательств;· ответственность за невыполнение договорных обязательств.

51.Страхование грузов — один из видов имущественного страхования, имеющий целью защиту имущественных интересов владельцев грузов на случай наступления убытков, вызванных различного рода происшествиями (страховыми событиями) в процессе транспортировки груза. Таким образом, при заключении экспортного или импортного контракта перед продавцом или покупателем неизбежно встает вопрос об уменьшении вероятного ущерба. Выбор того или иного варианта страхования стороны решают либо выбором условий страхования в контракте (при поставке на условиях CIF или CIP), либо каждая сторона решает этот вопрос для себя самостоятельно, учитывая распределение рисков. При поставке на условиях CIF или CIP , если в контракте не оговорено иное, продавец осуществляет страхование на условиях минимального покрытия рисков. Этого зачастую бывает достаточно при поставке товаров, которые вряд ли могут быть повреждены в процессе транспортировки, например, кокс, металл в чушках, нефть, скрап и т. п. Однако, при транспортировке, например, ценного оборудования, приборов, желательно страхование на условиях «От всех рисков». Поэтому при заключении контракта стороны должны выбрать вариант страхования, адекватный товару, способу его упаковки и транспортировки.

52.Общая авария (англ. general average) — в морском праве ситуация, потребовавшая пожертвования частью груза или оборудования в целях спасания судна, груза и фрахта; также понесённый от этой ситуации ущерб [1] . Убытки от общей аварии распределяются между судовладельцем, всеми грузовладельцами, независимо от того, чей именно груз был пожертвован. Убытки, расходы и взносы от общей аварии страхуются в соответствии с международными правилами страхования грузов. Убытки, происходящие по тем или иным причинам во время морской перевозки, морское право подразделяет на два вида: общую аварию и частную аварию. Под частной аварией понимают ненамеренный ущерб, причинённый судну или грузу. Правовые последствия общей и частной аварий различны. Убытки, составляющие частную аварию, относятся на счет того, кто их понес (судовладелец, перевозчик или грузовладелец), или на того, кто отвечает за их причинение. Расходы или пожертвования, отнесенные к общей аварии, распределяются между всеми участниками перевозки пропорционально стоимости судна, груза или фрахта. Убытки по общей аварии распределяются между всеми участниками перевозки и в том случае, когда опасность, вызвавшая чрезвычайные расходы или пожертвования, возникла по вине третьего лица или одного из участников договора морской перевозки. Морской протест — оформленное в установленном порядке официальное письменное заявление капитана (шкипера) морского или речного судна нотариусу или компетентным должностным лицам с целью обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца в тех случаях, когда во время плавания или стоянки судна имело место происшествие (общая или частная авария), которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований (претензий). Целью морского протеста является обеспечение, насколько это возможно, полной информации относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информации об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.

53.Страхование контейнеров — вид страхования, связанный с перевозкой грузов[1].Объектом страхования являются контейнеры — стандартизированная многооборотная тара, предназначенная для перевозки грузов автомобильным, железнодорожным и морским транспортом и приспособленная для механизированной перегрузки с одного транспортного средства на другое. Транспортировка грузов в контейнерах, благодаря высокой эффективности, получила широкое распространение как во внешнеторговых, так и во внутренних перевозках[1]. Страхование контейнеров осуществляется по специальным договорам страхования, в основе которых лежат условия (оговорки) Института Лондонских страховщиков. Данные условия предполагают несколько вариантов страхования[2]«от всех рисков»;«с ответственностью за полную гибель» или «от полной гибели». При страховании на условиях «от всех рисков» покрываются риски как от полной гибели контейнера, так и от повреждения, а также расходы в связи с общей аварией в той доле, которая приходится на контейнер . Условиями страхования контейнеров от всех рисков предусматривается, что страховщик не отвечает за гибель или повреждение контейнеров и за возможные расходы по убыткам, вызванным конфискацией, национализацией, захватом, реквизицией, а также по причине забастовок, участниками локаутов или лицами, принимающими участие в трудовых конфликтах, восстаниях и гражданских волнениях. Традиционными исключениями являются также ядерные и военные риски. По дополнительному соглашению между страхователем и страховщиком некоторые из них могут быть включены в страховое покрытие за дополнительную премию[3]. При страховании на условиях «от полной гибели» возмещаются убытки только гибели контейнеров, а также расходы по общей аварии, приходящиеся в соответствующей доле. Помимо страхования контейнеров как вида имущества от гибели и повреждения может быть застрахован риск ответственности владельцев или арендаторов контейнеров за вред, который может быть причинён личности или имуществу третьих лиц[1]. Поскольку страхование контейнеров обычно носит массовый и регулярный характер, в нём довольно часто используются генеральные полисы — это упрощает и ускоряет процедуру оформления страховки для каждой группы однотипных контейнеров, находящихся в постоянном обороте при схожих условиях.

54. ОСАГО вводилось как социальная мера, направленная на создание финансовых гарантий возмещения ущерба, причинённого владельцами транспортных средств. Идея подобного вида страхования не нова: оно действует во многих странах мира и в рамках транснациональных соглашений — например, «зелёная карта» . Объектом ОСАГО являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца автотранспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании автотранспортного средства на территории Российской Федерации. К страховому риску по ОСАГО относится наступление гражданской ответственности при ДТП. Субъекты ОСАГО

  • Страховщики — страховые организации, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке. На март 2012 года таких страховщиков в России 111, все они являются страховыми компаниями. Еще 93 компании в разное время были исключены из системы ОСАГО.
  • Страхователи — лица, заключившие со страховщиком договор обязательного страхования. Так как контроль за наличием страхового полиса и его действительностью предусмотрен на многих стадиях использования автотранспорта, охват страхового поля здесь приближается к 100 %. Исключения могут составлять лица, не успевшие перезаключить договор страхования и нарушители, подделывающие страховые полисы.
  • Выгодоприобретатели — третьи лица, которым был причинён ущерб в автомобильной аварии.
  • Страховые посредники — агенты и брокеры.
  • Профессиональное объединение страховщиков — Российский Союз Автостраховщиков (РСА), аккумулирующий средства резервов гарантий и текущих компенсационных выплат и осуществляющий компенсационные выплаты.

55. Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ) – объединение страховых организаций (страховщиков) Украины, которое действует с целью координации деятельности страховых организаций — его членов в области страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по возмещ

Наши рекомендации