Статья 11.5. Возмещение расходов резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма

(в ред. Федерального закона от 02.03.2016 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В пределах суммы расходов, понесенных объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии с настоящим Федеральным законом на оказание экстренной помощи туристу, к объединению туроператоров в сфере выездного туризма переходит принадлежащее туристу право требования о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора к страховщику либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии. К отношениям между данным объединением и указанными в статье 17.4 настоящего Федерального закона страховщиком или гарантом по поводу возмещения расходов резервного фонда по аналогии применяются правила, установленные настоящим Федеральным законом для отношений между туристом и (или) иным заказчиком и страховщиком или гарантом по договору страхования ответственности туроператора либо по банковской гарантии. Соответствующие положения применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено федеральным законом и не вытекает из существа таких отношений.

Сумма расходов, понесенных объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии с настоящим Федеральным законом на оказание экстренной помощи туристу, подлежит взысканию с туроператора в порядке регресса по иску объединения туроператоров в сфере выездного туризма.

Объединение туроператоров в сфере выездного туризма предъявляет регрессное требование к учредителям, участникам туроператора, руководителю туроператора и (или) членам органов управления туроператора в размере расходов, понесенных данным объединением в соответствии с настоящим Федеральным законом на оказание экстренной помощи туристу, в случае, если неисполнение таким туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта вызвано умышленными противоправными действиями (бездействием) соответственно учредителей, участников туроператора, руководителя туроператора, членов указанных органов управления.

Основные направления деятельности туроператоров и их функции. Место туроператора на туристском рынке. Классификации туроператоров. Инициативные и рецептивные туроператоры. Классификация туроператоров по специфике разрабатываемого продукта. Характеристика туроператоров: туроператоры лидеры мирового туризма. Туроператоры России: характеристика федерального реестра туроператоров. Туроператоры лидеры российского туризма. Туроператоры массового туризма. Специализированные туроператоры.

Основные различия между туроператором и турагентом следующие.

А. По системе доходов.

Туроператор покупает некоторый туристский продукт. Его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи. Очень часто туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный туристский продукг со своим механизмом ценообразования.

Турагент же действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристского продукта. Турагент реализует туристский продукт (и отдельные услуги, например авиабилеты, номера в гостиницах) по реальным ценам туроператоров или производителей услуг. Б. По принадлежности туристского продукта.

Туроператор всегда имеет запас туристского продукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (услугу) только тогда, когда клиент выражает покупательский интерес.

В. По законодательному принципу. Требования к количеству специально подготовленных работников для туроператора выше, чем для турагента (см. «Положение о лицензировании туроператорской деятельности» и «Положение о лицензировании турагентской деятельности», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 г. М 95).

Приведем требования законодательства к штатному составу: туроператора не менее работников, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в сфере туризма либо стаж работы в туризме не менее 5 лет;

• наличие у руковсдителя высшего или среднего специального образования и стока работы в туризме не менее 5 лет; у_урагента не менее 20% работников, имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в сфере туризма либо стаж работы в туризме не менее З лет; наличие у руковсдителя высшего или среднего специального образования и стажа работы в туризме не менее 3 лет. Однако в повседневной практике бывает трудно сформулировать четкое различие между туроператором и турагентом, поскольку они могут решать сходные задачи. Туристская организация может быть одновременно и турагентом, и туроператором. Например, фирма как туроператор разрабатывает маршруты и продает их туристам и другим агентствам; в то же время это туристское предприятие как турагент приобретает туры у другт фирм и продает их туристам.

Интенсивное развитие индустрии туризма, возникновение и усиление конкуренции на туристском рынке — все это повлияло на структуру туроператоров и предопределило их дальнейшую специализацию.

Туроператоры подразделяются: по виду деятельности на:

операторов массового рынка. Они продают большое число турпакетов, в которых часто используются чартерные авиарейсы в определенные мес га назначения, главным образом — в места массового туризма; специализированных операторов. Это туроператоры, специализирующиеся на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, виде туризма и т.д.). В свою очередь они могут быть:

а)туроператорами специального интереса (например, научный туризм, языково-обучающий, спортивно-приключенческий туризм, организация сафари в Африке и т.д.);

б)туроператорами специального места назначения (например, по Испании, по Египту, по Турции и т.д.);

в)туроператорами определенной клиентуры (для молодежи или для лиц третьего возраста, семейных пар, бизнесменов и т.д.); г)туроператорами специальных мест размещения (например, санатории, дома отдыха, турбазы, кемпинги и т.д.);

д)туроператорами, использующими определенный вид транспорта (теплоходы, автобусы, поезда и т.д.). по месту деятельности на:

местных (внутренних) туроператоров. Они составляют турпакеты с маршрутами в пределах страны проживания; выездных туроператоров, которые ориентируют турпакеты на зарубежные страны; туроператоров на приеме. Они базируются в месте назначения и обслуживают прибывающих туристов в пользу других операторов и агентов.

Кроме того, принято разделять туроператоров на инициативных и рецептивных.

Инициативные туроператоры — это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с туристскими предприятиями. Отлњшем их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристского продукта, состоящего по нормам ВТО не менее чем из трех услуг (размещения, транспортировки туристов и любой друтой, не связанной с первыми двумя). Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивает проезд к месту начала путешествия и обратно и организует предоставление внугримаршрутного транспорта.

Рецептивные туроператоры — это туроператоры на приеме, которые комплектуют туры и программы обслуживания в местах приема и обслуживания туристов, используя прямые договора с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т.д.), а также обеспечивают организацию предоставления туристам на месте дополнительных услуг. Это чистая форма туроперейтинга.

Однако в России туроперейтинг на приеме (рецептивный) не имеет столь активных форм развития. И хотя исторически он был развит достаточно широко, т.е. мы в принципе умеем делать туры, но все же эта работа отстает от международного уровня стандартов обслуживания по нескольким очень серьезным параметрам.

Это прежде всего слабая дифференцированность программ обслуживания, недостагочность разнообразия предлагаемых услуг, а также отставание от международного уровня качества. И хотя в последние годы ситуация в некоторых местах России меняется к лучшему (вспомним Великий Устюг с Дедом Морозом, праздник огурца в Суздале, а таюке наличие в центральном регионе России некоторого количества приличных гостиниц), в целом по стране ситуация пока все же оставляет желать лучшего.

Важными момента ии, повлиявшими на опережающее развитие в России именно инициативного туроперейтинга, являлисы. возникновение в постперестроечный период большого спроса на зарубежные тоездки на фоне снижения спроса россиян на внутренний туризм; снижение спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по причинам безопасности); отсутствие материальной поддержки продвижения России на международном турисгском рынке со стороны государства, а также нехватка крупных консолидированных туроператоров, способных на финансирование такого продвижения. И если «отложенный спрос» — это уже немного история, то все остальные факторы продолжают иметь место.

К этому можно что быстрое развитие и становление инициативных туроператоров стало возможным в определенной степени благодаря тому, что эта работа строилась на базе отработанных годами ( хем западных туроператоров и при их заинтересованной поддерз,кке выезда наших туристов к ним на отдых и в путешествия. Помогать поднимать российсюую экономику путем развития въездного и внутреннего туризма это задача наших туристских фирм и предпринимателей. Справиться с ней можно только с помощью современных профессиональных знаний и собственных усилий, но без помощи зарубежных партнеров. Поэтому актуальным является изучение вопросов и проблем работы именно рецептивной туроператорской фирмы как основного произвсдителя специфического туристского продукта.

В реальном туристс ком предпринимательстве наиболее часто встречается смешение фунщий, что характерно для туристского рынка. По отношению к некоторым своим продуктам туристская фирма может выступать и как рецептивный, и как инициативный туроператор, а в некоторых случаях — и как турагент по продаже готовых туров, сформированных друтим туроператором.

Иногда функции инициативного и рецептивного туроперейтинга совмещаются. Например, ОАО «ЦСТЭ-Интур — Центральный совет по туризму» одновременно выступает в качестве оператора по отправке российских туристов за рубеж и как оператор по приему иностранных туристов в России, совмещая указанные функции. Компания «Натали Турс» (туроператор по Испании), называя себя туроператором, выполняет чисто инициативные функции, формируя туры в Испанию по договорам с испанскими туроператорами по приему, добавляя к этому ряд других услуг (авиаперевозку, бронирование проката автомашин, комплектацию комбинированных туров «отдых/путешествие» и т.д.).

Для внесения ясности в этот вопрос рассмотрим, почему все же туристская фирма, работающая на отправку туристов за рубеж по договорам с рецептивными туроператорами в стране назначения, является туроператором.

Из схемы работы туристского рынка (рис. 2.1) видно, что данная туристская фирма выполняет чисто агентские функции: продает сформированные партнером турпакеты, оформляет страхование туристов, визовые документы и бронирование авиабилетов, продает отдельные услуги в составе своих пакетов за комиссионное вознагртждение.

По законодательству Российской Федерации туроператором считается та туристская организация, которая формирует свой собственный туристский продукг и выпускает на него свою пугевку. Эти требования такая фирма выполняет. Несмотря на то что путевка в данном случае является формальным приложением к договору с туристами (основной документ, предъявляемый в месте обслуживания, — это ваучер), она все же выпускается, поскольку на территории России этот туристсмй продукт первичен и является собственным продукгом для данной туристской фирмы. На схеме указаны агентства, которые в дальнейшем уже перепродают продукг (и путевку) нашей туристской фирмы на условиях комиссии и признаются в таком случае турагентствами.

К функциям туроператора относятся:

1. Изучение потребностей потенциальных туристов на туры и туристские программы.

Гостиничные предприятия Транспорт Предприятия питания Экскурсии и поездки Дополнительные услуги

Рис. 2.1. Схема работы туристского рынка

2.Составление перспективных программ обслуживания, туров и апробация их на рынке с целью выявления соответствия потребностям туристов.

3.Взаимодействие с поставщиками услуг на туры на договорной основе:

• с гостиницами — на предоставление туристам мест проживания;

• с предприятиями питания — на питание туристов;

• с транспортными компаниями — на транспортное обслуживание туристов; с экскурсионными фирмами, музеями, выставочными залами, парками и прочими заведениями на предоставление туристам экскурсионного обслуживания;

• с фирмами, оказывающими различные бытовые услуги, на соответствующее обслуживание туристов; с администрацией спортивных сооружений — на возможность для туристов пользоваться спортивными сооружениями; с менеджерами шоу- , кино- , видео-, театральных предприятий — на посещение их туристами;

• с дирещиями заповедников, заказников, садово-парковых, охотничьих и рыболовных хозяйств — на посещение туристами указанных мест;

• с местными муниципальными властями — на предмет паблик рилейшнз своего бизнеса, ориентированного на человека и

окружающую его среду .

Взаимодействие с поставщиками услуг на туры должно носить как перспективный, так и текущий характер. Должны постоянно осуществляться проработка новых и контроль действующих туров и туристских программ.

4.Расчет стоимости тура и определение его цены с учетом рыночной ситуации.

5.06еспечение туристов, путешествующих по маршрутам туров, всеми необходимыми материалами рекламно-информа-

ционного характера, специальным снаряжением и инвентарем.

6. Подготовка, подбор и назначение на маршруты кадров,

выполняющих сопровождение туристов, координацию и контроль за выполнением программ обслуживания (гидов-экскурсоводов, инструкторов, аниматоров, методистов и т.д.).

7. Реюламно-информационная деятельность по продвижению своего туристского продукта к потребителям.

8. Продвижение и реализация туров потребителям через си-

стему турагентств.

9. Контроль за надежностью и качеством обслуживания.

10. Постоянная оперативная связь с туристами во время об-

служивания, решение возникающих вопросов.

Рецептивный туроператор занимается формированием туров на приеме. Инициативный специализированный туроператор, как правило, формирует тур, комплектуя его из туров рецептивных туроператоров в нескольких пунктах. Примером этого являются транспортные туры на специализированном арендован-

Этому способствуют целевые взносы турфирм на восстановление, реставрацию памятников, дорожного хозяйства, взятие на баланс содержания отдельных памятников и другие аналогичные мероприятия.

ном транспорте (круизные на теплоходах, автобусные маршрутные туры по нескольким городам или странам, железнодорожные туры и пр.).

Туроператор может комплектовать пакет программ или пакет тура (пэкидж-тур), который может быть заказным или инклюзив-туром (с жестким, заранее определенным, не изменяющимся при продаже набором услуг). Соответственно первый продается с вариантами обслуживания (возможность выбора разных гостиниц, видов транспорта и т.д.), второй — без вариантов, с комплексным набором услуг, не применяющимся при продаже. Все это зависит от возможностей приема и от маршрута путешествия.

Туроператор на туристском рынке занимает позицию между производителями услуг и их потребителями (туристами). Его задачей является продвижение услуг отдельных производителей до потребителей в виде комплексного туристского продукта, причем как основных услуг (пакет тура), так и дополнительных (потребляемых на месте за наличный расчет).

Дополнительные услуги только на первый взгляд не являются заботой туроператора. Во-первых, многие дополнительные услуги — это основной мотив привлечения туристов (тематические парки, возможносги развлечений и дополнительных поездок и т.д.), во-вторых, практика показывает, что большую долю доходов туроператора составляют именно дополнительно предоставленные услуги, приобретаемые туристом сверх пакета тура уже на месте отдыха.

Таким образом, два.) главные профессиональные задачи туроператора можно определить следующим образом:

• подбор надежных партнеров (поставщиков услуг) с целью комплектования н:ачественного туристского продукта; формирование эффективных каналов продвижения продукта, т.е. агентской сети.

Подбор серьезных Деловых партнеров обеспечивает создание привлекательного туристского продукта. При этом, конечно, необходимо учитывать классы обслуживания, оптимальность содержания пакета услуг. Кроме того, даже с хорошими партнерами нужно уметь грамотно договориться и заключить удачные (выгодные) контракты Необходимо квалифицированно подходить к составлению туристской документации, и обеспечивать визовую поддержку (при работе на международных маршрутах).

Формирование эффективных каналов продвижения включает создание адекватной продукту и четко действующей сбытовой сети (а это таюке подбор партнеров, только уже партнеров по сбыту — туристских агентств); грамотное заключение агентских соглашений; умение квалифицированно использовать рекламные и нерекламные методы продвижения, стимулирования сбыта. Необходимо наиболее удобно и понятно для клиентов оформлять свои каталоги, участвовать в выставочной деятельности.

Дальнейшее преимущество на рынке обеспечивается стратегией обслуживания (программный подход, анимация, качество); гарантиями безопасности туристов; грамотным подходом к финансово-экономической деятельности туристского предприятия. Большое влияние на деятельность оказывают таюке квалификация и требования, предъявляемые к менещкерамтуроперейтинга.

Наши рекомендации