Понятие и виды международных арендных операций

Международные арендные операции получили широкое распространение в начале 60-х годов и являются сравнительно новым видом внешнеэкономической деятельности. Суть арендной операции состоит в предоставлении одной стороной (арендодателем) другой стороне (арендатору) объекта аренды в исключительное пользование на определенный период за соответствующее вознаграждение.

Арендная операция осуществляется на основе договора аренды. В отличие от договора купли-продажи, при котором право собственности на товар переходит от продавца к покупателю, договор аренды сохраняет за арендодателем право собственности на имущество, сданное в аренду, предоставляя арендатору лишь право на временное пользование этим имуществом.

Международные арендные операции делятся на экспортные и импортные. Арендная операция, в которой арендодатель приобретает объект аренды в национальной фирмы и отдает в аренду иностранному арендатору, считается экспортной арендной операцией.

Арендная операция, во время которой арендодатель приобретает объект аренды в иностранной фирмы и сдает в аренду национальном арендатору, называется импортной арендной операцией.

Таким образом, характерной особенностью международной арендной операции является участие в ней иностранного контрагента (или арендодателя, или арендатора или производителя-поставщика объекта аренды). Иначе говоря, международной арендной операцией является такая операция, стороны которой находятся в разных странах.

Что может быть объектом международной аренды? Это:

- Оборудование общего промышленного назначения (стандартное и уникальное);

- Транспортные средства (грузовые автомобили, самолеты, вертолеты, суда, контейнеры, спецвагоны и т. д.);

- Подъемно-транспортное и строительное оборудование (погрузчики, строительные машины, подъемные краны и др.);

- Средства вычислительной техники и обработки информации;

- Офисное и полиграфическое оборудование;

- Товары потребительского назначения (автомобили, холодильники, телевизоры, видеотехника и т. д.).

Объектом аренды может быть и оборудования, которое было в пользовании. Например, фирма, требует финансовых средств, может продать свое оборудование фирме-арендодателю, получить за него деньги, а потом взять это оборудование в аренду.

Суть арендных операций состоит в том, что

- Они позволяют получить дополнительные объемы сбыта продукции в условиях жестокой конкурентной борьбы на мировых рынках;

- Позволяют арендатору предостеречь себя от быстрого морального старения оборудования: Это особенно важно для малых и средних предприятий;

- Позволяют арендаторам получить современное оборудование, не делая предварительных больших затрат. В международной практике существуют различные виды международной аренды. В зависимости от сроков различают три вида аренды:

1) долговременную со сроком от 3-х до 5-ти лет, иногда до 15 лет, получившую название "лизинг";

2) среднеотдаленные - от 1 до 2-3 лет, названную "хайринг";

3) кратковременную со сроком от нескольких часов до 1 года, получившая название "рейтинг".

Объектом лизинга являются, как правило, офисное оборудование, строительно-монтажные комплексы, технологические системы, промышленные предприятия. Страхование и техническое обслуживание осуществляется арендатором.

Объектом хайринг обычно являются транспортные средства, дорожно-строительные и сельскохозяйственные машины, монтажное оборудование, спортивные товары и др. Страхование и техническое обслуживание осуществляется по договоренности или арендатором или арендодателем. Объект рейтинга - это транспортные средства, туристические и спортивные товары кратковременного пользования. Страхование и техническое обслуживание при данном виде аренды входит в обязанности арендодателя.

Паспорт сделки – документ установленной формы, который оформляется экспортером или импортером по внешнеторговым договорам, общая стоимость товаров по которым превышает в эквиваленте 1500 евро, регистрируется в таможенных органах и является основным документом при осуществлении валютного контроля внешнеторговых операций.

По заявлению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностные лица таможенных органов по каждому внешнеторговому договору обязаны зарегистрировать паспорт сделки в случае соблюдения порядка его заполнения и соответствия внешнеторгового договора (предъявляемым требованиям.

Валютное законодательство в ряде случаев допускает возможность не регистрировать паспорт сделки. Среди таких возможностей можно выделить следующие:

при экспорте (импорте) товаров по договорам, общая стоимость товаров по которым не превышает в эквиваленте

1500 евро. Для определения стоимости товаров с целью определения необходимости регистрации паспорта сделки при пересчете в евро стоимости товаров, выраженной в иных валютах, применять курс Национального банка Республики Беларусь, действующий на дату заключения контракта; при экспорте товаров по договорам, расчеты по которым предусмотрены на условиях 100%-й предоплаты, при условии представления экспортером в таможню подтверждения белорусского банка о поступлении на его счет денежных средств в оплату за все товары, указанные в договоре, или документального подтверждения экспортером факта приема им наличных денег в оплату за все товары, указанные в договоре, путем представления таможне копии приходного ордера; по договорам, предусматривающим реализацию нефтепродуктов, топлива и иных сопутствующих товаров нерезидентам Республики Беларусь через автозаправочные станции на территории Республики Беларусь, а также резидентам Республики Беларусь через автозаправочные станции за пределами Республики Беларусь. При этом под сопутствующими товарами подразумеваются товары, отпускаемые через розничную сеть автозаправочных станций, предназначенные для обеспечения бесперебойной работы обслуживаемого транспорта; при экспорте (импорте) товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь на безвозмездной основе по гарантии, обусловленной внешнеторговым договором, и в течение гарантийного срока и др.

В случае изменения цены (стоимости) или номенклатуры товаров, валюты платежа, формы расчета (с товарной на денежную, с денежной на товарную, проведение зачета), определенных в договоре или изменения плательщика при импорте или получателя платежа при экспорте (или их банковских реквизитов) в случаях, предусмотренных законодательством, либо получения разрешения Министерства торговли Республики Беларусь на продление срока проведения внешнеторговой операции, таможенные органы по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя обязаны зарегистрировать новый паспорт сделки, оформленный в соответствии с условиями договора и отдельно подписанными дополнениями (изменениями) к нему, с указанием в новом паспорте сделки номера предыдущего. При изменении вышеперечисленных условий договора юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны зарегистрировать новый паспорт сделки в установленный законодательством срок и внести соответствующие изменения в выданное таможенное разрешение.

При этом изменение условий договора без регистрации нового паспорта сделки, отражающего такие изменения, не является основанием для отказа в принятии к таможенному оформлению предъявляемых товаров.

В случае если изменение условий договора не влечет за собой изменения ранее заявленных сведений в паспорте сделки, регистрации нового паспорта сделки не требуется.

При изменении иных условий договора, имеющих значение для целей осуществления валютного контроля, таможенные органы по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя также регистрируют новый паспорт сделки, оформленный в соответствии с условиями договора и отдельно подписанными дополнениями (изменениями) к нему, с указанием в новом паспорте сделки номера предыдущего.

Аннулирование ранее выданного свидетельства регистрации декларации «Паспорт сделки» не допускается.

Таможенные органы вправе отказать в выдаче свидетельства регистрации паспорта сделки. Основанием для такого отказа может явиться:

отсутствие разрешения Министерства торговли Республики Беларусь на продление срока проведения внешнеторговой операции в случае, если предусмотренный договором срок поступления товаров или денежных средств превышает срок, установленный законодательством; отсутствие в договоре даты заключения договора, предмета договора, количества товара, условий расчета и поставки, валюты платежа, сроков поставки товара, а также названий, юридических адресов и банковских реквизитов договаривающихся сторон; другие основания.

Регистрация паспорта сделки должна осуществляться в таможне, в зоне деятельности которой зарегистрировано юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Допускается регистрация паспорта сделки другой таможней, если в этой таможне будет производиться таможенное оформление либо представление декларации для целей статистического учета всех товаров по данному договору.

Обязанность по исполнению условий сделки, заявленных в паспорте сделки по всему договору, а также выполнение обязательств, установленных системой валютного контроля, возлагаются на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя. Обязанность таможен состоит в проверке наличия оформленного паспорта сделки по договору при предъявлении к таможенному оформлению партии товаров в счет данного договора и указания в таможенной декларации номера паспорта сделки, а также проверке проставленного на всех листах договора номера паспорта сделки, заверенного личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.

Сведения о партии товаров в таможенной декларации должны соответствовать условиям договора на момент предъявления товаров к таможенному оформлению.

Паспорт сделки оформляется на все товары, которые являются объектами договора между резидентом и нерезидентом Республики Беларусь, предусматривающего возмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг. При этом по договорам на выполнение работ (оказание услуг) предъявление паспорта сделки требуется лишь в том случае, когда условиями договора отдельно от оплаты услуг предусмотрена оплата товаров (сырья, материалов), использованных при выполнении договора.

В случаях, когда в соответствии с законодательством Республики Беларусь отсутствует таможенное оформление товаров при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в целях обеспечения статистического учета экспорта (импорта) товаров и в соответствии с п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» осуществляется статистическое декларирование таких товаров.

Порядок декларирования указанных товаров определен Инструкцией о порядке заполнения и регистрации декларации для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров при отсутствии их таможенного оформления, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 10 июля 2001 г. № 33 (далее — Интрукция)

Учитывая, что указанная процедура в наибольшей степени касается товаров, ввозимых из Российской Федерации, названным постановлением утвержден перечень товаров, в отношении которых при ввозе из Российской Федерации условием регистрации статистических деклараций является представление сертификата о происхождении товара формы СТ-1 (далее — перечень), согласно приложению.

Названным нормативным правовым актом определено, что передаваемые на возмездной основе резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь товары и принимаемые на возмездной основе резидентом Республики Беларусь от нерезидента Республики Беларусь товары при отсутствии в соответствии с законодательством их таможенного оформления подлежат декларированию для целей статистического учета.

При этом в постановлении указано, что его требования не распространяются на нефтепродукты, топливо и иные сопутствующие товары, передаваемые на возмездной основе нерезидентам Республики Беларусь через автозаправочные станции на территории Республики Беларусь, а также на нефтепродукты, топливо и иные сопутствующие товары, передаваемые на возмездной основе резидентам Республики Беларусь через автозаправочные станции за пределами Республики Беларусь, несмотря на наличие внешнеторгового договора на оказание услуг, предусматривающего отдельно от оплаты услуг оплату нефтепродуктов, топлива и иных сопутствующих товаров.

Под сопутствующими товарами в данном случае подразумеваются товары, передаваемые на возмездной основе через розничную сеть автозаправочных станций, предназначенные для обеспечения бесперебойной работы обслуживаемого транспорта.

Требования названного постановления также не распространяются на авиационное топливо, спецжидкости и иные сопутствующие товары, передаваемые на возмездной основе воздушным судам резидентов Республики Беларусь и нерезидентов Республики Беларусь в аэропортах (аэродромах) за пределами Республики Беларусь, а также на территории Республики Беларусь, несмотря на наличие внешнеторгового договора на оказание услуг, предусматривающего отдельно от оплаты услуг оплату авиационного топлива, спецжидкостей и иных сопутствующих товаров.

Под сопутствующими товарами в данном случае подразумеваются товары, передаваемые на возмездной основе в аэропортах (аэродромах), предназначенные для обеспечения бесперебойной работы обслуживаемых воздушных судов.

Установлено, что при представлении в таможни статистических деклараций требуется представление их электронных копий в структуре электронных копий грузовых таможенных деклараций.

Вопросы, касающееся выявления после статистического декларирования товаров фактов представления при регистрации статистических деклараций юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь сертификатов о происхождении товара формы СТ-1, которые торгово-промышленными палатами Российской Федерации не выдавались, урегулированы постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30 мая 2005 г. № 34.

Все товары, ввозимые из Российской Федерации и происходящие из Российской Федерации или Республики Беларусь, условно разделены на две категории — на указанные в перечне и не указанные в перечне.

Определено, что условием регистрации статистических деклараций при ввозе из Российской Федерации товаров, указанных в перечне, является обязательное представление таможенному органу Республики Беларусь оригинала сертификата о происхождении товара формы СТ-1, выданного Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, и имеющихся товаросопроводительных документов (счета-фактуры, счета-проформы, товарных накладных, отгрузочных спецификаций, сертификатов: соответствия, качества, фитосанитарных, ветеринарных, а также других документов).

Отсутствие оригинала сертификата о происхождении товара формы СТ-1, подтверждающего российское либо белорусское происхождение товаров, указанных в перечне, является основанием для отказа в регистрации статистической декларации в связи с тем, что такие товары подлежат таможенному оформлению в установленном порядке.

Не требуется представления сертификата о происхождении товара формы СТ-1 при ввозе товаров, произведенных в Республике Беларусь, ранее вывезенных производителями в Российскую Федерацию и ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь в соответствии с кодом внешнеэкономической операции 292 (получение резидентом Республики Беларусь ввезенных товаров от нерезидента, которые были вывезены за границу для передачи в собственность либо во владение нерезидента, но возвращаются в республику по причине обоснованного отказа от принятия их в собственность или действия обстоятельств, препятствующих исполнению сделки).

При этом для целей статистического декларирования требуется представление оригинала и копии свидетельства регистрации статистической декларации о вывозе товаров в Российскую Федерацию.

В случае возникновения спорных вопросов при регистрации статистической декларации на товары, указанные в перечне, окончательное решение принимает Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

Условием регистрации статистических деклараций при ввозе из Российской Федерации товаров, не указанных в перечне, является представление сертификата происхождения товара формы СТ-1, выданного Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, либо иных документов, позволяющих определить, что страной происхождения является Российская Федерация либо Республика Беларусь (счет-фактура с указанной в нем страной происхождения товаров; товарно-транспортные накладные, свидетельствующие об отгрузке с российского предприятия-изготовителя; сертификаты: соответствия, качества, фитосанитарные, ветеринарные; техническая документация; отгрузочные спецификации и др.).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 12 (42), декабрь 2006 либо в «Библиотеке экономиста» в рубрике „Журнал «Планово-экономический отдел»“.

В соответствии с подпунктами 1.14, 1.16.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить, что:

1.1. статистическая декларация и периодическая статистическая декларация представляются экспортером (импортером) или грузоотправителем (грузополучателем), или таможенным агентом (представителем) с соблюдением формы и порядка ее заполнения, определенных Государственным таможенным комитетом, в центр статистического декларирования, учрежденный Государственным таможенным комитетом, или пункт таможенного оформления (далее – ПТО) таможни, в зоне оперативной деятельности которой он зарегистрирован (при отсутствии в соответствующем населенном пункте центра статистического декларирования).

Допускается представление статистической декларации и периодической статистической декларации в ПТО таможни грузоотправителем (грузополучателем) товара (либо по его поручению – таможенным агентом (представителем), который является юридическим лицом, ответственным за содержание этого пункта.

Допускается представление статистической декларации и периодической статистической декларации в центр статистического декларирования товаров или ПТО таможни, в зоне оперативной деятельности которой производится отгрузка либо получение товаров, как экспортером (импортером), так и иным юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, осуществляющим отгрузку либо получение товаров по внешнеторговому договору экспортера (импортера) по поручению последнего, либо если они указаны в договоре в качестве грузоотправителя (грузополучателя) товаров, только при наличии доверенности экспортера (импортера);

1.2. статистическому декларированию для целей ведения статистического учета экспорта (импорта) товаров, таможенное оформление которых не производится в соответствии с законодательством и настоящим постановлением, подлежат углеводородное сырье и нефтепродукты (коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 2707 10 900 0, 2709 00, 2710, 2713 20 000 0), ввозимые в Республику Беларусь из Российской Федерации и вывозимые из Республики Беларусь в Российскую Федерацию по любым сделкам;

1.3. статистическая декларация и периодическая статистическая декларация представляются в виде электронного документа либо на бумажном носителе с одновременным представлением ее электронной копии.

Представление статистической декларации и периодической статистической декларации в виде электронного документа допускается только экспортерами (импортерами), которым присвоен статус «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 40 «О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 29, 1/9391), либо по их поручению таможенным агентом (представителем) с использованием программных и технических средств, обеспечивающих взаимодействие с информационными системами таможенных органов Республики Беларусь при обмене электронными документами.

Статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров либо их поступления, а периодическая статистическая декларация – не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным. При этом периодическая статистическая декларация представляется по двум и более отгрузкам (поступлениям) товаров за отчетный месяц по одному внешнеторговому договору, если общая сумма стоимости товаров по данным отгрузкам (поступлениям) составляет сумму, эквивалентную 1000 евро и более;

1.4. статистическая декларация и периодическая статистическая декларация, представленные с соблюдением формы и порядка их заполнения, в том числе содержащие ссылку на регистрационный номер сделки в случаях, когда необходимость регистрации (перерегистрации) сделки установлена законодательством, а также со всеми необходимыми документами для регистрации указанных деклараций, подлежат регистрации должностными лицами таможенных органов в день их предъявления;

1.5. не требуется представления статистической декларации и периодической статистической декларации в случае передачи:

нефтепродуктов, топлива и иных сопутствующих товаров на возмездной основе нерезидентам через автозаправочные станции на территории Республики Беларусь, а также резидентам через автозаправочные станции за пределами Республики Беларусь, несмотря на наличие внешнеторгового договора на оказание услуг, предусматривающего отдельно от оплаты услуг оплату нефтепродуктов, топлива и иных сопутствующих товаров. Под сопутствующими товарами в данном случае подразумеваются товары, передаваемые на возмездной основе через розничную сеть автозаправочных станций, предназначенные для обеспечения бесперебойной работы обслуживаемого транспорта;

авиационного топлива, специальных жидкостей и иных сопутствующих товаров на возмездной основе воздушным судам резидентов и нерезидентов в аэропортах (аэродромах) за пределами Республики Беларусь, а также на территории Республики Беларусь, несмотря на наличие внешнеторгового договора на оказание услуг, предусматривающего отдельно от оплаты услуг оплату авиационного топлива, специальных жидкостей и иных сопутствующих товаров. Под сопутствующими товарами в данном случае подразумеваются товары, передаваемые на возмездной основе в аэропортах (аэродромах), предназначенные для обеспечения бесперебойной работы обслуживаемых воздушных судов;

топлива для морских судов, специальных жидкостей и иных сопутствующих товаров на возмездной основе за пределами Республики Беларусь морским судам, находящимся в собственности (арендованным, зафрахтованным) резидентов, несмотря на наличие внешнеторгового договора на оказание услуг, предусматривающего отдельно от оплаты услуг оплату топлива, специальных жидкостей и иных сопутствующих товаров для морских судов;

1.6. для определения стоимости товаров в целях установления необходимости регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации при пересчете в евро стоимости товаров, выраженной в иных валютах, применяется официальный курс белорусского рубля к иностранной валюте, установленный Национальным банком, действующий на дату:

отпуска со склада;

оприходования при импорте товаров;

1.7. товары, происходящие из Российской Федерации и ввозимые с территории Российской Федерации, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством не производится, с момента ввоза их на территорию Республики Беларусь для таможенных целей рассматриваются как отечественные товары;

1.8. регистрация статистической декларации и периодической статистической декларации, внесение изменений в зарегистрированные, а также аннулирование зарегистрированных статистической декларации и периодической статистической декларации осуществляются в порядке, устанавливаемом Государственным таможенным комитетом;

1.9. для регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации в таможню представляются следующие документы:

1.9.1. статистическая декларация и периодическая статистическая декларация;

1.9.2. внешнеторговый договор и дополнения (приложения) к нему, а также в случаях, когда в соответствии с условиями договора его исполнение осуществляется на основании отдельно подписанных сторонами приложений (спецификаций, дополнений) (далее – отдельное приложение) к внешнеторговому договору, – отдельное приложение (приложения). В случае, если в соответствии с требованиями законодательства необходима регистрация (перерегистрация) сделки, оригинал либо копия договора (отдельного приложения) представляется при наличии на них оттиска штампа банка, регистрационного номера сделки и заверяющей подписи работника банка;

1.9.3. оригиналы либо копии транспортных (перевозочных) и коммерческих документов. Если в соответствии с законодательством при отгрузке (поступлении) товаров не предусмотрено наличие транспортного (перевозочного) документа, то допускается использование счет-фактуры (инвойса) или иного документа, установленного законодательством для учета движения товарно-материальных ценностей и содержащего сведения, достаточные для заполнения статистической декларации и периодической статистической декларации. При представлении указанных деклараций на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, вместо транспортного (перевозочного) документа представляется акт приема-передачи товаров. В случае отгрузки товаров со склада автомобильным транспортом и дальнейшей его транспортировки иными видами транспорта представляется транспортный (перевозочный) документ на доставку товаров до аэропорта, железнодорожной станции и так далее;

1.9.4. справка, подтверждающая дату отпуска товаров со склада или их оприходования, подписанная уполномоченным должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем;

1.9.5. оригинал сертификата о происхождении товара формы СТ-1, выданный уполномоченным органом Российской Федерации в подтверждение происхождения товаров из Российской Федерации либо Республики Беларусь, – при ввозе из Российской Федерации товаров, указанных в перечне товаров, в отношении которых при ввозе из Российской Федерации условием регистрации статистических деклараций и периодических статистических деклараций является представление сертификата о происхождении товара формы СТ-1 (далее – перечень), определенном настоящим постановлением. Не требуется представления сертификата о происхождении товара формы СТ-1 при ввозе товаров, произведенных в Республике Беларусь, ранее вывезенных производителями в Российскую Федерацию для передачи в собственность либо во владение нерезидента и ввозимых обратно на таможенную территорию Республики Беларусь по причине обоснованного отказа от принятия их в собственность или действия обстоятельств, препятствующих исполнению сделки. При этом для целей статистического декларирования требуется представление оригинала и копии зарегистрированной статистической декларации и периодической статистической декларации, выданных при вывозе товаров в Российскую Федерацию. В случае возникновения спорных вопросов при регистрации данных деклараций на товары, указанные в перечне, окончательное решение принимает Государственный таможенный комитет;

1.9.6. сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выданный уполномоченным органом Российской Федерации, либо иные документы, позволяющие определить, что страной происхождения товаров является Российская Федерация либо Республика Беларусь (счет-фактура с указанием в ней страны происхождения товаров, товарно-транспортные накладные, свидетельствующие об отгрузке с российского предприятия-изготовителя, техническая документация, отгрузочные спецификации и другие документы, имеющие отношение к товарам и содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров), – при ввозе из Российской Федерации товаров, не указанных в перечне;

1.9.7. ксерокопия документа об уплате единого налога с отметкой налогового органа о зачислении его в бюджет, заверенная печатью (подписью) индивидуального предпринимателя с указанием даты (представляется только индивидуальными предпринимателями – плательщиками единого налога);

1.10. не требуется представления документов, названных:

1.10.1. в подпунктах 1.9.5 и 1.9.6 в случае:

передачи товаров без их ввоза на территорию Республики Беларусь. При этом факт передачи товаров должен быть подтвержден соответствующими сведениями, указанными в транспортном (перевозочном) документе;

представления статистической декларации и периодической статистической декларации индивидуальными предпринимателями в отношении товаров, ввезенных из Российской Федерации и предназначенных для реализации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 103, 1/6561), при розничной торговле которыми (при реализации которых через объекты общественного питания) индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог;

1.10.2. в подпункте 1.9 – при представлении статистической декларации и периодической статистической декларации в виде электронного документа;

1.11. представление статистической декларации и периодической статистической декларации в виде электронного документа не допускается в отношении товаров, указанных в перечне;

1.12. должностное лицо таможни вправе отказать в регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации в случае:

несоблюдения формы и порядка заполнения статистической декларации и периодической статистической декларации;

отсутствия оригинала сертификата о происхождении товара формы СТ-1, выданного уполномоченным органом Российской Федерации (для товаров, указанных в перечне);

отсутствия оригинала сертификата о происхождении товара формы СТ-1, выданного уполномоченным органом Российской Федерации, либо оригиналов или копий иных документов, позволяющих определить, что товары происходят из Российской Федерации или Республики Беларусь (счет-фактура с указанием в ней страны происхождения товаров, товарно-транспортные накладные, свидетельствующие об отгрузке с российского предприятия-изготовителя, техническая документация, отгрузочные спецификации и другие документы, имеющие отношение к товарам и содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров), – для товаров, не указанных в перечне;

отсутствия справки, подтверждающей дату отпуска товаров со склада или их оприходования, – при экспорте товаров, если отгрузка уже состоялась, и их импорте;

непредставления ксерокопии индивидуальным предпринимателем – плательщиком единого налога документа об уплате единого налога с отметкой налогового органа о его зачислении в бюджет;

отсутствия регистрации сделки, если ее обязательность предусмотрена законодательством;

1.13. в зарегистрированную статистическую декларацию и периодическую статистическую декларацию допускается внесение изменений в случае:

выявления опечаток, ошибок в сведениях, содержащихся в указанных декларациях, при наличии документов, подтверждающих достоверные сведения;

изменения законодательства;

вывоза за пределы территории Республики Беларусь товаров, которые ранее были переданы нерезиденту по внешнеторговому договору на территории Республики Беларусь, но фактически не были вывезены за пределы территории Республики Беларусь;

ввоза на территорию Республики Беларусь товаров, которые ранее были получены резидентом по внешнеторговому договору за пределами территории Республики Беларусь, но фактически не были ввезены на территорию Республики Беларусь;

выявления документально подтвержденных расхождений по количеству или номенклатуре отгруженных либо поставленных товаров по сравнению со сведениями, указанными в транспортных (перевозочных) либо коммерческих документах.

При возникновении спорных вопросов окончательное решение о внесении изменений в статистическую декларацию и периодическую статистическую декларацию принимается Государственным таможенным комитетом;

1.14. экспортер (импортер) или грузоотправитель (грузополучатель) обязан аннулировать зарегистрированную статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию, если:

отгрузка товаров, указанных в ней, не состоялась;

зарегистрировано несколько статистических деклараций на одну внешнеторговую операцию;

в соответствии с законодательством произведено таможенное оформление товаров, названных в ней.

Зарегистрированные статистическая декларация и периодическая статистическая декларация должны быть аннулированы не позднее 10 рабочих дней после даты их регистрации.

Если после отгрузки товаров, указанных в зарегистрированных статистической декларации и периодической статистической декларации, их передача нерезиденту не состоялась, такие товары подлежат статистическому декларированию в установленном порядке.

2. Внести в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2007 г. № 863 «О документах и сведениях, используемых в таможенных целях» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 175, 5/25527; 2008 г., № 56, 5/27230; № 209, 5/28204) следующие изменения:

2.1. подпункт 4.13 пункта 4 перечня документов, необходимых для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным режимам и таможенным процедурам, утвержденного данным постановлением, исключить;

2.2. пункт 36 перечня сведений и требований к ним, необходимых для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным режимам и таможенным процедурам, утвержденного данным постановлением, изложить в следующей редакции:

3. Определить перечень товаров, в отношении которых при ввозе из Российской Федерации условием регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации является представление сертификата о происхождении товара формы СТ-1, согласно приложению.

4. Государственному таможенному комитету определить форму, порядок заполнения статистической декларации и периодической статистической декларации, порядок их регистрации, порядок внесения изменений в зарегистрированную

Наши рекомендации