Монополистич конкур-я и ее основные черты. Дифференциация продукта. Олигополия и ее характ-е признки. Осн модели олигополии.

Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры, возник в результ дифференциации тов и услуг. Монополистич конкурен­ц – случай, когда "много конкуренции и мало монополии", моно­полистич власть на рынке относит-но невелика. Основн черты (на рынке присутств отнсит-но большое число мелких фирм; фирмы производят разнообразную специфич продукцию; потребители могут легко найти товары-заменители и пере­ключиться на них; новые фирмы могут достаточно легко войти в данную отрасль; монопольная власть таких фирм на рынке незначительна). Монополистич конкур-я развив там, где необ­х дифференциация продукта,где в большей мере приходит­ся учитывать вкусы потр-ля для сбыта своей продукции. Мо­нополист конкур-я широко представл в отраслях, произв-щих предметы потребления. Легкая и пищевая промыш­л-ть, сфера услуг дают нам многочисл примеры: платья, блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, шокол наборы, кафе, театры, эстрада и т. д. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в кач-ве товара, но и на тех услугах, кот связаны с его обслуживанием. Причиной вы­бора пок-ля могут стать привлекательная упаковка, более удоб­ное располож-е и время работы магазина, лучшее обслуж-е посетителя, наличие купона, обеспеч-щего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, хим­чисткам, бензозаправочным станциям и т.д. Олигополия– рыночная стр-ра, когда на рынке действет огранич число фирм, выпускающих одно­родный продукт и обладающих неполной рыночной властью над ценами, а вход в отрасль новых производ-лей ограничен высоки­ми барьерами. Осн черты (наличие на рынке небольшого числа продавцов, вступление фирм в отрасль затруднено в связи с крупными масштабами произв-ва уже сущ-щих фирм; фирмы, работающие на этом рынке, выпускают однородную или слабо дифференцированную продукцию; взаимозависимость конкурентного поведения фирм). Число фирм на олигополистических рынках может быть раз­ным, но обычно 5-7. В зависимости от характера реагирования на действия конку­рентов в усл олигополии могут сформир-ся различные модели взаимодействия фирм:

- при сознательно реализуемой фирмами кооперативной стра­тегии рынок организуется в виде картеля, кот характери­зуется ограничением рыночного предложения и установлени­ем монопольно-высоких цен;

- в условиях доминирования отдельной фирмы на рынке возни­кает модель ценового лидерства, при кот фирма-лидер ус­танавлив цену исходя из спроса на свою продукцию, а ос­тальные фирмы отрасли принимают ее как заданную и дей­ствуют как совершенно конкурентные фирмы;

- когда фирмы вступают в сознат-ное сопернич-во за объем продж, отрасль будет дрейфовать к установлению долгоср конкурентного равновес;

- взаимод-е фирм может принять форму модели блокиру­ющего ценообраз-я, если фирмы стремятся к сохранению сложившегося в отрасли положения путем повышения барье­ров проникновения в отрасль, реализуя продукцию по ценам близким к уровню средних долгосрочных издержек;

- когда взаимодействующие фирмы производят стандартизиро­ванную продукцию, то они могут строить свою стратегию ис­ходя из заданности объема выпуска конкурентов или неизменности их цен;

- в случае неопределености рыночных условий и целевых пред­почтений фирм, взаимод-вие фирм может приводить к не­скольким, притом разным, равновесным положениям в зави­с-ти от избранной стратегии поведения.

Валовой национальный доход (ВНД) и валовой внутренний продукт (ВНП). Методы их расчет. Дефлятор ВВП.

ВНП (валовой национальный продукт)илиВНД – рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за оп­ределенный период времени (обычно год). ВНП измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны (резидентов), в т.ч. и на территории других стран.

ВВП (валовой внутренний продукт) – измеряет стоимость ко­нечной продукции, произведенной на территории даннойстра­ны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам.

Существуют три способа измерения ВНП (ВВП):

а) по расходам (метод конечного использования);

б) по добавленной стоимости (производственный метод);

в) по доходам (распределительный метод).

Методы подсчета ВНП

1. Расчет по расходам. 2. Расчет по доходам. 3. По добавленной стоимости
GNP = C + I + Y + Хn, где: C – потребление (расход); I – инвестиции (расход); Y – расход правительства; Хn – чистый экспорт. GNP = W + R + i + P + Тс+ А, где: W – заработная плата; R – рента; i – процент; P – прибыль; Тс – косвенные налоги на бизнес; А – амортизация Валовой национальный продукт определяется как сумма добавленных стоимостей всех сфер экономики.

При расчете ВНП по расходамсуммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВНП: домашних хозяйств, фирм, государства и иностранцев (расходы на наш чистый экспорт). Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВНП. Суммарные расходы можно разло­жить на несколько компонентов: ВНП = С + I + G + Хn, где: С – личные потребительские расходы, I – валовые инвестиции, G – государственные закупки товаров и услуг, Хn – чистый экспорт товаров и услуг за рубеж. При подсчете ВНП производственным методом суммирует­ся стоимость, добавленная на каждой стадии производства ко­нечного продукта. Добавленная стоимость– это разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой, и суммой, уплаченной другим фирмам за приобретенное сырье, материалы и т.п. (т.е. за промежуточную продукцию). Величина ВНП в этом случае представляет собой сумму добавленной стоимости всех произ­водящих фирм. При расчете ВНП по доходамсуммируются все виды фак­торных доходов (заработная плата, рента, проценты и т.д.), а также два компонента, не являющиеся доходами: амортизаци­онные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес, т.е. налоги минус субсидии. Существует связь между показателями ВВП и ВНП:

ВНП = ВВП + чистые факторные доходы из-за рубежа

Чистые факторные доходы из-за рубежа равны разности между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на террито­рии данной страны.

Отношение номинального ВНП к реальному ВНП характеризует изменение общего уровня цен и называется дефлятор-ВНП:

Дефлятор ВНП = Монополистич конкур-я и ее основные черты. Дифференциация продукта. Олигополия и ее характ-е признки. Осн модели олигополии. - student2.ru *100%

Номинальный ВНП – это ВНП, исчисленный в текущих ценах. Реальный ВНП – это ВНП, исчисленный в неизменных ценах, т.е. "очищенный" от влияния инфляции.

Наши рекомендации