Монополистич конкур-я и ее основные черты. Дифференциация продукта. Олигополия и ее характ-е признки. Осн модели олигополии.
Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры, возник в результ дифференциации тов и услуг. Монополистич конкуренц – случай, когда "много конкуренции и мало монополии", монополистич власть на рынке относит-но невелика. Основн черты (на рынке присутств отнсит-но большое число мелких фирм; фирмы производят разнообразную специфич продукцию; потребители могут легко найти товары-заменители и переключиться на них; новые фирмы могут достаточно легко войти в данную отрасль; монопольная власть таких фирм на рынке незначительна). Монополистич конкур-я развив там, где необх дифференциация продукта,где в большей мере приходится учитывать вкусы потр-ля для сбыта своей продукции. Монополист конкур-я широко представл в отраслях, произв-щих предметы потребления. Легкая и пищевая промышл-ть, сфера услуг дают нам многочисл примеры: платья, блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, шокол наборы, кафе, театры, эстрада и т. д. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в кач-ве товара, но и на тех услугах, кот связаны с его обслуживанием. Причиной выбора пок-ля могут стать привлекательная упаковка, более удобное располож-е и время работы магазина, лучшее обслуж-е посетителя, наличие купона, обеспеч-щего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т.д. Олигополия– рыночная стр-ра, когда на рынке действет огранич число фирм, выпускающих однородный продукт и обладающих неполной рыночной властью над ценами, а вход в отрасль новых производ-лей ограничен высокими барьерами. Осн черты (наличие на рынке небольшого числа продавцов, вступление фирм в отрасль затруднено в связи с крупными масштабами произв-ва уже сущ-щих фирм; фирмы, работающие на этом рынке, выпускают однородную или слабо дифференцированную продукцию; взаимозависимость конкурентного поведения фирм). Число фирм на олигополистических рынках может быть разным, но обычно 5-7. В зависимости от характера реагирования на действия конкурентов в усл олигополии могут сформир-ся различные модели взаимодействия фирм:
- при сознательно реализуемой фирмами кооперативной стратегии рынок организуется в виде картеля, кот характеризуется ограничением рыночного предложения и установлением монопольно-высоких цен;
- в условиях доминирования отдельной фирмы на рынке возникает модель ценового лидерства, при кот фирма-лидер устанавлив цену исходя из спроса на свою продукцию, а остальные фирмы отрасли принимают ее как заданную и действуют как совершенно конкурентные фирмы;
- когда фирмы вступают в сознат-ное сопернич-во за объем продж, отрасль будет дрейфовать к установлению долгоср конкурентного равновес;
- взаимод-е фирм может принять форму модели блокирующего ценообраз-я, если фирмы стремятся к сохранению сложившегося в отрасли положения путем повышения барьеров проникновения в отрасль, реализуя продукцию по ценам близким к уровню средних долгосрочных издержек;
- когда взаимодействующие фирмы производят стандартизированную продукцию, то они могут строить свою стратегию исходя из заданности объема выпуска конкурентов или неизменности их цен;
- в случае неопределености рыночных условий и целевых предпочтений фирм, взаимод-вие фирм может приводить к нескольким, притом разным, равновесным положениям в завис-ти от избранной стратегии поведения.
Валовой национальный доход (ВНД) и валовой внутренний продукт (ВНП). Методы их расчет. Дефлятор ВВП.
ВНП (валовой национальный продукт)илиВНД – рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно год). ВНП измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны (резидентов), в т.ч. и на территории других стран.
ВВП (валовой внутренний продукт) – измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории даннойстраны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам.
Существуют три способа измерения ВНП (ВВП):
а) по расходам (метод конечного использования);
б) по добавленной стоимости (производственный метод);
в) по доходам (распределительный метод).
Методы подсчета ВНП
1. Расчет по расходам. | 2. Расчет по доходам. | 3. По добавленной стоимости |
GNP = C + I + Y + Хn, где: C – потребление (расход); I – инвестиции (расход); Y – расход правительства; Хn – чистый экспорт. | GNP = W + R + i + P + Тс+ А, где: W – заработная плата; R – рента; i – процент; P – прибыль; Тс – косвенные налоги на бизнес; А – амортизация | Валовой национальный продукт определяется как сумма добавленных стоимостей всех сфер экономики. |
При расчете ВНП по расходамсуммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВНП: домашних хозяйств, фирм, государства и иностранцев (расходы на наш чистый экспорт). Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВНП. Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов: ВНП = С + I + G + Хn, где: С – личные потребительские расходы, I – валовые инвестиции, G – государственные закупки товаров и услуг, Хn – чистый экспорт товаров и услуг за рубеж. При подсчете ВНП производственным методом суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта. Добавленная стоимость– это разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой, и суммой, уплаченной другим фирмам за приобретенное сырье, материалы и т.п. (т.е. за промежуточную продукцию). Величина ВНП в этом случае представляет собой сумму добавленной стоимости всех производящих фирм. При расчете ВНП по доходамсуммируются все виды факторных доходов (заработная плата, рента, проценты и т.д.), а также два компонента, не являющиеся доходами: амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес, т.е. налоги минус субсидии. Существует связь между показателями ВВП и ВНП:
ВНП = ВВП + чистые факторные доходы из-за рубежа
Чистые факторные доходы из-за рубежа равны разности между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.
Отношение номинального ВНП к реальному ВНП характеризует изменение общего уровня цен и называется дефлятор-ВНП:
Дефлятор ВНП = *100%
Номинальный ВНП – это ВНП, исчисленный в текущих ценах. Реальный ВНП – это ВНП, исчисленный в неизменных ценах, т.е. "очищенный" от влияния инфляции.