Органы, отвечающие за разработку и реализацию государственного бюджета.

К органам, занимающимся разработкой и реализацией госу­дарственного бюджета, относятся: министерство финансов, минис­терство экономики, законодательные органы власти, казначейство, счетная палата.

Министерство финансов — головной орган, отвечающий за разработку и реализацию бюджета государства.

Казначейство— правительственный финансовый орган, ведающий исполнением государственного бюджета. Он организует взимание налогов, сбо­ров и пошлин, отпускает средства на расходы, предусмотренные государственным бюджетом, осуществляет эмиссию бумажных де­нег. Казначейство может иметь самостоятельный статут или быть одним из подразделений министерства финансов, как это имеет место в России.

Функции казначейства в Российской Федерации:

- проведение рациональной государственной бюджетной поли­тики;

- управление доходами и расходами федерального бюджета;

- повышение оперативности финансирования государственных программ;

- контроль за поступлением и использованием государственных средств.

Наряду с казначейством выполнением этих функций занята так­жеСчетная палата при Совете Федерации.

23. Налоги как инструмент гос регулирования экономики

Налоги — один из основных методов, которые используются государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов общества.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. За счет налоговых сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны - по поводу формирования государственных доходов.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция является основной функцией налогов. Ее содержание: за счет взыскания (уплаты) установленных государством налогов и налоговых платежей, образуются государственные денежные фонды, которые представляют собой материальное условие существования государства и осуществления им внутренней и внешней политики.

Сущность регулирующей функции налогов заключается в том, что они влияют на разные стороны деятельности их плательщиков.

Совокупность действующих в государстве налогов и налоговых платежей представляет собой налоговую систему.

Принципы функционирования налоговой системы: каждый налог должен иметь целевое назначение; применение новых налогов должно происходить лишь для покрытия новых расходов государства; взыскание налогов должно происходить в удобное для плательщика время и понятным для него методом; отчетность правительства об использовании налогов.

24. Содержание налоговой системы страны

Налоговую систему, конкретные методы построения и взимания налогов (элементы налогообложения) определяют соответствующие законодательные акты государства. Элементы налогообложения включают:

1) Субъект налога, или налогоплательщик, то есть тот, кто должен платить налог. Им может быть как юридическое, так и физическое лицо.

2) Объект налогообложения — то, с которого налог начисляется

(прибыль, заработная плата, недвижимость и т.д.).

3) Источник налога — доход, используемый для уплаты налога.

4) Налоговая база — характеристика объекта налогообложения

(стоимостная, физическая или другая).

5) Налоговый период — период, в конце которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

6) Ставка налога — величина налагаемого налога на единицу измерения налоговой базы (например, денежная мера дохода, единица измерения продаваемого товара, единица земельной площади, и т.п.).

7) Порядок исчисления налога.

8) Порядок и сроки уплаты налога.

В настоящее время налоговая система страны должна отвечать следующим требованиям:

а) если доходы равны, они должны облагаться одинаково (в равных условиях их получения), если же условия разные, то с равных доходов должны взиматься разные налоги;

б) при равенстве получаемых доходов, на налогообложение не должны влиять вид деятельности (для граждан) и форма собственности (для предприятий);

в) должны умело комбинироваться различные способы налогообложения: подоходное, поимущественное и т.д.;

д) необходимо организовать систему налоговых льгот, дополняющую единую налоговую ставку. Льготы должны носить целевой и адресный характер, они должны действовать автоматически при выполнении указанных в законах условий.

При определении справедливости налоговой системы можно рассмотреть следующие принципы:

1. Принцип горизонтального равенства налоговой системы. Оно обеспечивается в том случае, если налоговая система не дискриминирует людей (например, по вероисповеданию или национальности), и равные индивиды несут равную налоговую нагрузку. Естественно, в действительности одинаковых людей не существует. Поэтому необходимо определять, в каких случаях (при каких доходах, при каком образе жизни) люди могут считаться равными в вопросах налогообложения. При этом нужно учитывать социальные проблемы общества и необходимость перераспределения доходов.

2. Принцип вертикального равенства налоговой системы. Определенные категории налогоплательщиков, в зависимости от своих доходов или статуса, должны иметь больший или меньший уровень налоговых обязательств.

25. Общие принципы построения налоговой системы.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы[1]:

1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию налоговой системы к изменяющейся ситуации

8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

27. Денежно- кредитная политика.

Де́нежно-креди́тная (монета́рная) поли́тика — это политикагосударства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального производства.

Совокупность мероприятий денежной политики (регулирует изменение денежной массы) и кредитной политики (нацелена на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов) получила название денежно-кредитной политики государства.

Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством страны, ее проводником является Центральный банк.

Цели кредитно–денежной политики:

1) устойчивые темпы роста национального производства;

2) стабильные цены;

3) высокий уровень занятости населения;

4) равновесие платежного баланса.

28. Регулирование денежного обращения

Денежное обращение — это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов. Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Налично-денежное обращение — это движение наличных денег в сфере обращения. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). В развитых капиталистических странах банковские билеты, выпускаемые центральным банком, составляют подавляющую часть налично-денежного обращения. Незначительная часть выпуска денег (около 10%) приходится на казначейства, которые эмитируют в основном монеты и мелко-купюрные бумажно-денежные знаки — казначейские билеты. Безналичное обращение — это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, пластиковых карточек, жироприказов, платежных поручений, электронных средств платежа, других расчетных документов. В некоторых странах в обращении используются казначейские векселя, сертификаты, другие инструменты.

Денежно-кредитная политика состоит в изменении предложения денег с целью обуздания инфляции, сокращения безработицы, стимулирования экономического роста. Она опирается на способность денежно-кредитной системы существенным образом влиять на решение проблем макроэкономической нестабильности.

Оптимально организованная денежная система способствует эффективному кругообороту доходов и расходов, наилучшим образом обслуживает развитие всех сфер экономической деятельности, движение экономики в целом. Плавный рост или сокращение денежной массы стимулирует или снижает деловую активность.

Политика «дорогих денег» проводится для обуздания инфляции. Сокращение денежного предложения вызывает рост процентной ставки за кредит. Это может привести к уменьшению темпов инфляции, но одновременно сократит инвестиции и обострит проблему занятости.

При проведении политики «дешевых денег» целью является стимулирование экономического роста. Для этого увеличивается денежное предложение, снижается процентная ставка за кредит. Становится более доступным кредит, возрастают инвестиции и занятость. Однако эта политика чревата увеличением темпов инфляции.

Главную роль в регулировании денежного обращения играет Центральный банк страны.

Центральный банк использует три основных метода денежно-кредитного регулирования:

· изменение учетной (дисконтной) ставки,

· операции на открытом рынке,

· изменение нормы обязательных резервов .

29.Закон денежного обращения

Закон денежного обращения заключается в соблюдении в обращении необходимого количества денег, это закон количества денег в обращении Количество денег, необходимых для обращения, можно определить по формуле:

Органы, отвечающие за разработку и реализацию государственного бюджета. - student2.ru

где КГ - количество денег;

СЦ - сумма цен всех реализованных за год товаров К - сумма цен товаров, проданных в кредит;

П - сумма платежей по обязательствам (по кредиту прошлого периода);

ВП - сумма платежей, взаимно погашаются, А - скорость обращения денег (среднее число оборота денег в год)

Закон обращения полноценных денег (золота) может быть выражен следующим образом: при данной сумме стоимости реализуемых товаров за наличные, и платежей, поступающих (по отчислениям тех, которые взаимно погашшаються) и при данной средней количества оборотов масса денег зависит от стоимости денежного материала (золота) Если, например, стоимость золота уменьшилась вследствие роста производительности труда в с олотодобувний области, то понадобится соответствии большее его количество, чтобы обеспечить процесс реализации той же массы товаров, ведь цены последних зростуть.

Рост значения безналичных денег сделало непригодным зам тосування описанного метода определения необходимого количества денег и обусловило необходимость нового подхода к этой проблеме, который и был предложен американским теоретиком и Фишером Выведенное ним ров уравнения выглядитляд:

Органы, отвечающие за разработку и реализацию государственного бюджета. - student2.ru

где М - предложение денег (денежный агрегат М1); V - скорость обращения; Р - общий уровень цен (индекс цен);

2 - предложение товаров и услуг (реальный общественный продукт - В)

Для того, чтобы определить необходимое количество денег, нужно найти М1.

Органы, отвечающие за разработку и реализацию государственного бюджета. - student2.ru

Однако сегодня трудно предсказать вероятную экономическую ситуацию в стране и на мировом рынке Поэтому учет требований закона денежного обращения в рыночной экономике осуществляется на основе определения состояния г денежного обращения, т.е. фактической сбалансированности Мф иМн и разработки и внедрения в жизнь соответствующей денежно-кредитной (монетарной) политикиоснованный на современном мо-нетаризми с позиций которого, закон денежного обращения выражается уравнением:

Органы, отвечающие за разработку и реализацию государственного бюджета. - student2.ru

где Мф - фактическая денежная масса в обращении;

Мн - объективно необходимая для обращения масса денег

Если Мф Мн, в обращении находятся лишние деньги, а когда Мф Мн, то существует нехватка денег в обращении Отсюда суть закона денежного обращения заключается в том, что в течение данного периода в обращении должна быть только определенная, объективно обусловленная денежная масса

С сформулированного закона вытекает важный принцип денежного обращения Его суть заключается в том, что денежная масса должна соответствовать потребностям обращения Поддержание равновесия в экономике, сбалансированности спроса и предложения в значительной степени зависит от объема денежной массы

время денежная масса должна расти пропорционально росту объема товаров и услуг или уменьшаться в соответствии с уменьшением объема товарной массы (это следует из уравнения и Фишера) Изменение денежной й массы определяется через так называемый денежный мультипликатор, который отражает роль банковской системы в регулировании денежного массы.

30. Инфляция и способы борьбы с ней

Инфляция — это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами.

Меры борьбы с инфляцией

Денежная реформа — полная или частичная преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочивания и укрепление мер по государственному регулированию.

Антиинфляционная политика — комплекс мер по государственному урегулированию экономики, направленный на борьбу с инфляцией.

Дефляционная политика — предусматривает регулирование денежного спроса через денежнокредитный налоговый механизм.

Политика доходов — предполагает параллельный контроль за ценами и заработной платой, путем полного их замораживания.

Особой формой борьбы с инфляцией была «шоковая терапия». Суть ее заключалась в стимулировании рыночных отношений, свободном ценообразовании, отказе от регулирования цен. Но такой метод приводил к существенному снижению жизненного уровня населения.

Наши рекомендации