Финансовое состояние предприятия и методы его оценки

Финансовое состояние предприятия - это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на определенный момент времени.

Финансовое состояние предприятия - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности, рентабельности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

Традиционно считается, что финансовое состояние предприятия может быть устойчивым, неустойчивым (то есть предкризисным) и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и, соответственно, наоборот.

Финансовое положение предприятия можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового положения - ликвидность и платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам. Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов. Говоря о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами.

Платежеспособностьозначает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

Во втором же случае (оценка финансового состояния с точки зрения долгосрочной перспективы) предприятие должно быть всесторонне изучено аналитиком, а финансовые показатели должны использоваться лишь в рамках их системы.

Среди основных методов анализа информационной базы являются:

· анализ абсолютных показателей

· горизонтальный анализ;

· вертикальный анализ;

· трендовый метод;

· метод финансовых коэффициентов;

· сравнительный анализ;

· факторный анализ.

Анализ абсолютных показателей - это изучение данных, представленных в бухгалтерской отчетности: определяется состав имущества предприятия, структура финансовых вложений, источники формирования собственного капитала, оценивается размер заемных средств, объем выручки от реализации, размер прибыли и др.

Горизонтальный (временной) анализ заключается в сравнении каждой позиции учетных регистров со значениями предыдущих отчетных периодов.

Вертикальный (структурный) анализ - определение итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов (например, сезонных колебаний). С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений данных отчетности, определение связей между показателями. Он является ведущим методом анализа финансово-экономического состояния.

Сравнительный (пространственный) анализ - сравнение показателей изучаемого объекта с аналогичными показателями, присущими конкурентам, среднеотраслевыми показателями, общеэкономическими данными.

55. Политика ценообразования организации: понятие, сущность, содержание. Порядок формирования выручки от продаж

Ценовая политика - механизм принятия решений о ценах на основных рынках для достижения поставл-х целей хозяйственной деят-ти. Ценовая политика охватывает решения предпр-я по следующим вопросам: в каких случаях необходимо использовать при разработке ценовую политику; когда необходимо отреагировать с помощью цены на рыночную политику конкурентов; какими мерами ценовой политики должно сопровождаться введение на рынок нового продукта; по каким товарам изменить цены; на каких рынках надо проводить активную ценовую политику; какими ценовыми мерами можно усилить эфф-ть сбыта.Сущность ЦП в обеспечении сбыта(когда предприятие ставит задачу добиться максимального роста объема сбыта и увеличения массы прибыли путем некоторого снижения дохода с каждой единицы товара), максимизация прибыли(предприятие стремиться максимизировать текущую прибыль, для чего производит оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирает цену, обеспечивающую максимальное возмещение затрат),удержание рынка(в целях сохранения предприятием существующего положения на рынке могут быть использованы разные уровни цен на продукцию). Разработка ЦПосуществляется в следующей последовательности: 1)постановка целей ЦП (максимизация прибыли, доли на рынке, и т. д.);;2)определение спроса на продукцию (размер, эластичность); 3)Анализ собственных возможностей (структуры затрат, каналов сбыта и т. д.);;4)анализ цен и товаров конкурентов;5)выработка ценовой стратегии (критерий - получение максимальной прибыли);6)выбор метода ценообразования :-нормативный, где себестоимость и прибыль рассчитываются по нормам и нормативам;- параметрические методы: метод удельных показателей ;метод балльных оценок ;экономико-математические методы ;- затратный метод, где себестоимость определяется исходя из затрат предприятия;- агрегатный метод. ;-метод экспертных оценок( используется для прогнозирования уровня цен);- комбинированные методы;7)установление окончательной цены.ЦП должна разрабатываться с учетом долгосрочных целей. Однако часто предприятия ставят краткосрочные цели, такие, как: снижения влияния изменения цены на спрос; повышение имиджа предприятия или продукта; стимулирование тех товаров, которые занимают слабые позиции на рынке и т.д.

Стоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) выражается ценой реализуемого товара.

Выручкой от продажи продукции (работ, услуг) называются денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за продукцию, отгруженную покупателю.

Выручка, поступающая на расчетный счет предприятия, сразу же используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, запасных частей, топлива, энергии. Из выручки осуществляют отчисления налогов в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, выплату заработной платы в установленные сроки, возмещается износ основных производственных фондов, финансируются расходы, предусмотренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость продукции. Выручка от продажи продукции, не является доходом в полном смысле этого слова, так как из нее прежде всего необходимо возместить понесенные затраты, выплатить заработную плату.

Оставшаяся часть выручки примет форму чистого дохода предприятия, т. е. прибыли.

Денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных оборотных и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включается в состав выручки от продажи продукции. Результаты по таким операциям рассматриваются как доходы или убытки и учитываются при определении прибыли от реализации и далее общей (балансовой) прибыли. Денежная выручка по этим операциям может планироваться оперативно, например, при составлении платежного календаря.

Для учета процесса продажи используются счета бухгалтерского учета:

43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на продажу», 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи» и т.д.

Наши рекомендации