Методология расчета и анализа показателей доходов и расходов государственного бюджета.
Для изучения бюджета широко используются различные статистические методы. Среди них наибольшее применение получил метод группировки доходов и расходов бюджетов. Проведение группировок обеспечивается наличием бюджетной классификации.
Бюджетная классификацияявляется основным методологическим документом, по которому планируются, прогнозируются и исполняются доходная и расходная части государственного бюджета. Она представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы, составления по ней отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов разных уровней.
Бюджетная классификация является единой, она закреплена в «Бюджетном кодексе Российской Федерации», принятом в 1998 году и вступившим в действие с 1 января 2000 года. В Бюджетный кодекс вносились изменения более чем 20 федеральными законами, последний из которых был принят 26 апреля 2007 года. В этом законе уточнено определение и состав «Бюджетной классификации Российской Федерации». Она разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций с учетом специфики России и начиная с 1 января 2008 года включает только четыре классификации вместо действовавших - восьми.
Бюджетная классификация используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней. На уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления бюджетные классификации при утверждении могут детализировать объекты бюджетных классификаций, но при этом не должны нарушать общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
Современная бюджетная классификация РФ с 1 января 2008 года включает:
- классификацию доходов бюджета
- классификация расходов бюджета
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов
- классификация операций публично-правовых образований.
Бюджетная классификация РФ включает две группировки доходов: «Налоговые доходы и неналоговые доходы» и “Безвозмездные перечисления» и не сгруппированные данные по «Доходам от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности».
000 1 00 00000 00 0000 000Налоговые доходы и неналоговые доходы включаютНалоги на прибыль (доход), на товары и услуги, на совокупный доход, на имущество, на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, прочие налоги, сборы и пошлины, доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности, находящейся в государственной и муниципальной собственности, от продажи земли и нематериальных, доходы активов от внешнеэкономической деятельности, прочие и другие неналоговые доходы.
0002 00 00000 00 0000 000Безвозмездные перечисления включают следующие перечисления:
- От нерезидентов.
- От бюджетов других уровней.
- От государственных внебюджетных фондов.
- От государственных организаций.
- От наднациональных организаций.
- Средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.
Бюджетная классификация РФ включает следующие группировки расходов:
0100 Общегосударственные вопросы
0200 Национальная оборона.
0300 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.
0400 Национальная экономика.
0500. Жилищно-коммунальное хозяйство
0600 Охрана окружающей среды
0700 Образование.
0800 Культура, кинематография. Средства массовой информации.
0900 Здравоохранение и физическая культура и спорт
1000. Социальная политика.
1100. Межбюджетные трансферты
Основные параметры федерального и региональных бюджетов определяются следующими показателями :
- валовой внутренний продукт (ВВП) или валовой региональный продукт (ВРП)
- темпы роста ВВП или ВРП
- индекс потребительских цен
средний обменный курс рубля по отношению к доллару и евро.
Для разработки плана и прогнозов исполнения бюджета используется метод экстраполяции и экспертных оценок. Применительно к бюджету метод экстраполяции заключается в составлении перспективы экономического развития исходя из практики предшествующих периодов, показателей социально – экономического развития страны, отдельных ее регионов, а метод экспертных оценок - это прогноз, базирующийся на оценках сделанных и обоснованных высококвалифицированными специалистами.
Результат финансовой деятельности государства (применительно к России – в лице органов государственного управления и органов самоуправления) выражается в бюджетном профиците или дефиците. Показатель превышения доходов над расходами называется профицитом, а превышение расходов над доходами - дефицитом
Относительными показателями профицита и дефицитаявляется их процентное отношение к валовому внутреннему продукту (ВВП). При наличии бюджетного дефицита к ВВП не превышающим 3% финансовое положение страны считается нормальным.
Относительная характеристика дефицита консолидированного бюджета представлена в приложении №3, а профицита – в приложении №4.
Наличие дефицита требует его покрытия, т.е. его финансирования.