II.3.Гос. доходы и расходы.Их виды и стр-ра.Эффект мультипликатора гос. доходов и расходов.

Функ-ние гос. бюджета происходит посредством особых экон-ких форм- доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках гос-ва. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей. Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с п/п, орг-ми и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны,т.е.различные виды платежей п/п, организаций и населения в гос. бюджет, а их материально-вещественным воплощением – ДС. Структура гос. бюджета:I. Доходы.II. Полученные официальные трансферты (гранты).III. Погашение кредитов, выданных из бюджета.IV. Расходы.V. Кредитование.VI. Дефицит (профицит) бюджета.VII. Финансирование (дефицита (использование профицита) бюджета).В свою очередь доходы подразделяются на:- налоговые поступления;- неналоговые поступления;- доходы от операций с капиталом. Под мультипликатором понимают коэ-т показ-й зависимость изм-я дохода от изменений инвестиций.ЭффектМ в рыночной эк. Состоит в том,что ув.инвестиций приводит к ув.нац.дохода,причем на величину большую,чем первоначальный рост инвестиций. II.3.Гос. доходы и расходы.Их виды и стр-ра.Эффект мультипликатора гос. доходов и расходов. - student2.ru .ЭМ проявляет себя в условиях эк-ки,полн.занят.,т.к.прии полном использовании ресурсов осложнен дополнительный набор рабочих и производственных мощностей.По логике класс.школы высокая склон-ть к сбережениям должна способствовать к процветанию нации,по кейс.теории в странах с высоким уровнем развития стремление сберегать будет всегда опережать стремление инвестировать.Это происходит по след. причинам.Во-первых,с ростом накопления капитала сниж-ся предельная эфф-ть его функционирования,т.к.все более и более сниж-ся круг альтернативных возможностей высокоприбыльных капиталовложений.Во-вторых,с ростом доходов в индуст.развитых странах будет ув.доля сбережений.В реальной действительности набл.взаимод-е инвест-й и доходов.Автономное инв-е осущ-ые виде первонач-х вложений в следствии,ЭМ приводят к росту нац.дохода.Оживление деловой активности,рост занятости приведут к повышению склонности к инвестированию у различных групп предпринимателей.Эти инвестиции принято называть производными.Они зависят от динамики нац.дохода.МРС+МРS=1;МРС=1-МРS;К= II.3.Гос. доходы и расходы.Их виды и стр-ра.Эффект мультипликатора гос. доходов и расходов. - student2.ru . Таким образом, мультипликатор есть величина обратная предельной склонности к сбережению. II.3.Гос. доходы и расходы.Их виды и стр-ра.Эффект мультипликатора гос. доходов и расходов. - student2.ru + II.3.Гос. доходы и расходы.Их виды и стр-ра.Эффект мультипликатора гос. доходов и расходов. - student2.ru .Однако первон.инвестиции взамод-ют и на объем занятости, следовательно рост спроса на товар побуждает произв-лей расширять пр-во,закупать обор-ие,нанимать рабочих. Т.О.первон.инвестиции д/сроч.аспекте дают толчок расшир-му воспр-ву,пораждая новые инвестиции,нов.раб.места и ув.ВНП.

II.4.Монетарная политика и ее инструменты. Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение:

1. стабильного экономического роста

2. полной занятости ресурсов

3. стабильности уровня цен

4. равновесия платежного баланса

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка могут выступать: 1) контроль за предложением денег (денежной массы), 2) контроль за уровнем ставки процента, 3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).Изменение предложения денег центральный банк осуществляет посредством воздействия на денежную базу (Н) и на денежный мультипликатор (multден = [(1 + сr)/(cr + rr)], так как ΔМ = multден х ΔН. На уровне банковской системы это воздействие осуществляется через регулирование величины кредитных возможностей коммерческих банков (К) и банковского мультипликатора (multбанк = 1/rr).

II.5.Ден.рынок.Спрос и предл.денег.уравн.Фишера. Ден.рынок — это рынок ДС, на к-ом в рез-те взаимодей-ия спроса на деньги и предл-ия денег устан-ся равновесное знач. кол-ва денег и равновесная ставка %.На Д.Р. деньги «не прод-ся» и «не покуп-ся» подобно др.товарам. В этом специфика Д.Р.. При сделках на Д.Р. деньги обмен-ся на др.ликвидные ср-ва по альтернативн.стоим-ти, измеренной в единицах номин.нормы %. Т.о., ур-нь % ставки выступ. как бы «ценой» денег. Агентами Д.Р. яв-ся в осн.банки, брокерские и дилерские фирмы, др.финансово-кредитн. учреждения, участ-щие в купле-продаже кредитн. денег, валюты, ЦБ.Д.Р. — это часть финанс.рынка.Фин.рынок разд-ся на Д.Р. и рынок капиталов. Под Д.Р. поним-ся рынок краткосрочн. кредитн. операций (до 1 года). В свою очередь, Д.Р. подразд-ся обычно на учетный, межбанковский и валютный рынки.К учетному рынку относят тот, на к-ом осн-ми инструментами яв-ся казначейские и коммерч. векселя, др.виды краткосрочных обязат-в.Межбанк. рынок — часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные ден. ресурсы кредитных учреждений привлек-ся и размещ-ся банками м/у собой, преимущ-но в форме межбанковск. депозитов на короткие сроки.Валютные рынки обслуж-ют м/н платежный оборот, связанный с оплатой ден. обязат-в юрид. и физ. лиц разных стран. Спрос на деньги опр-ся величиной ДС, к-ые хоз-ные агенты хотят исп-ть как платежные ср-ва.Он пок-ет, какую часть своего дохода экон. субъекты предпочитают хранить в наиб. ликвидной форме — виде наличных денег. Спрос на деньги пред. собой спрос на запас денег, измеренный в опр-ный момент времени. Спрос на деньги форм-ся во всех секторах эк-ки.Под предл-ем денег обычно пон-ют ден.массу в обращении, т.е. сов-ть платежных ср-в, обращ-щихся в стране в данный момент.Предл-ие денег в эк-ке рег-ся в основном ЦБ, а также в опр-ных случаях в незнач-ой мере зависит и от поведения насел-ия и от поведения крупных коммерч. фин. структур.Для хар-ки ден. предл-ия прим-ся разл. обобщающие пок-ли, или так наз-ые ден. агрегаты. К ним обычно отн-ся след.:1. Агрегат Ml — «деньги для сделок» — это пок-ль, предназ-ный для измер-ия объема факт. Ср-в обращения. Он вкл. Наличн. деньги и банковские деньги.2. Агр. М2 и МЗ вкл., кроме Ml, ДС на сберегат. и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти ср-ва не яв-ся деньгами, поскольку их невозможно непосред-но исп-ть для сделок купли-продажи, а их изъятие подчинено опр-ным усл-ям, однако они сходны с деньгами в двух отнош-ях: с одной стор., они м.б. в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с др. — позвол. осущ-ть накопление денег.3. Наиб. полные аг-ты ден. предл-ия — L и D; I наряду с МЗ вкл. проч. ликвидные (легкореализуемые) активы, такие как краткосрочные гос.ЦБ. Они наз-ся ликвидными, т.к. без особых трудностей м.б. превращены в наличность. Агр-т D вкл. как все ликвидные ср-ва, так и закладные, облигации и др. аналогичные кредитные инструменты.УР-ИЕ ФИШЕРА (ур-ие обмена) трактует деньги как осн. элем-т рыночн. хоз-ва. Согласно ур-ию Фишера произведение величины ден. массы на скорость обращ-ия денег равно произвед. ур-ня цен на объем нац. продукта:MV = PQ,где М – кол-во денег в обращении; V - скорость обращ. денег; Р – ур-нь цен; Q -объем (кол-во) товаров.Преобразовав данное ур-ие, мы получим, что Фишер опр-ет ур-нь товарн. цен по ф-ле:Р =MV/Q,т.е. произ-ем массы ден. знаков на скорость их обращения, деленным на кол-во товаров.На осн-ии этой ф-лы Фишер прих. к выводу, что стоим-ть денег обратно пропорц-на их кол-ву: «Ур-ие обмена» Фишера PQ = MV выраж. кол-ные завис-ти между суммой товарн. цен и обращающейся ден. массой.Это ур-ие не дает право на вывод, что цены товаров опр-ся кол-вом денег, нах-щихся в обращении. Наоборот, кол-во денег в обращении опр-ся товарн. ценами, поскольку товары приобр-ют цены до их вступления в обращение и не в силу функц-ния денег как ср-ва обращения, а в силу функц-ния денег как меры ст-ти.

II.6.Валовой внутренний продукт (ВВП), методы его расчёта. Дефлятор ВВП. ВВП -рыночная ст-сть всех конечных тов. и усл.(т.е. предназн-ых для непоср-ного употр-я), произв-ых за год во всех отр-х экономики на террит.гос-ва для потр-ия, экспорта и накопления, вне завис-ти от национ-ой принадл-сти использ-ных факт-в произв-ва. ВВП явл. одним из наиболее важн. показ-ей разв-я экон-ки, кот-й характ-ет конечный рез-тат производств-ой деят-ти эконом-их единиц-резидентов в сфере матер-го и нематер-го произв-ва. Различается номинальный (абсолютный) и реальный (с поправкой на инфляцию) ВВП. В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП опр-ся реальным ростом произв-ва, а не ростом цен. ВВП рассч-ся как сумма объёмов потребления, инвестиций, госуд-ых расх-ов и экспорта за вычетом импорта. ВВП подсчит-ся ежеквартально и за год. При расчете ВВП исп-ся 3осн-х метода: 1. М-д добавленной стоимости.В расчете ВВП исп-ся именно стоим-ть конечных тов. и усл., т.е. тов. и усл., кот-е испол-ся в рамках домашних хоз-в и фирм, и не участвуют в дальнейшем произв-ве, в отличие от промежуточных товаров. Если в ВВП включить промежуточные продукты, используемые для произв-ва др. тов-в, то получается завышенная оценка ВВП, поскольку промежуточные товары будут учтены несколько раз. Исключить двойной учет позволяет м-д добавл-й стоим-ти. Поскольку, добавл-я стоим. - это рыночная цена прод-ции фирмы, за вычетом стоим-ти потребленного сырья и материалов, купленных у поставщиков, суммируя добавл. стоим-ти, произведенные всеми фирмами в стране, можно определить ВВП, кот-й и предст-ет рыночн. оценку всех выпущенных тов. и услуг.2. М-д расчета ВВП по расходам (производственный метод). Для опред-ия ВВП этим м-дом суммируются след-е величины: потребит-ие расх-ы насел-я; валовые частные инвестиции в национ-ую экономику;госуд-ые закупки тов. и услуг; чистый экспорт, кот-й вычисл-ся как разность между экспортом и импортом данного государства. 3. М-д расчета ВВП по доходам (распределительный метод). ВВП также можно рассчитывать как сумму доходов владельцев факторов производства. В ВВП включаются доходы всех субъектов, осуществляющих свою деят-ть в географических рамках данной страны, как резидентов, так и нерезидентов. В показатель ВВП также включаются косвенные и прямые налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности и нераспределенная часть прибыли. Соответственно: ВВП = W + Q + R + P + T, где W – заработная плата;Q – отчисления на социальное страхование; R – валовая прибыль; P – валовой смешанный доход; T – налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий). Дефлятор ВВП = Номинальный ВВП(РQ) / Реальный ВВП(Q) Дефлятор ВВП измеряет интенсивность инфляции или обратного процесса - дефляции (снижение общего уровня цен в стране). Если величина индекса цен оказалась больше 1, то мы произвели дефлирование ВВП, т.е. элиминировали фактор инфляции. Если же индекс цен оказался меньше 1, то мы произвели инфлирование, т. е. очистили номинальный ВВП от влияния дефляции. Поскольку дефлятор ВВП основан на вычислениях, учитывающих все произведенные в стране товары и услуги, он является всеобъемлющим индексом цен, применимым для измерения абсолютного уровня цен.

Наши рекомендации