Понятие финансовой системы, ее звенья.
Финансовая система- это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет.Через это звено финансовой системы перераспределяется до40 % национального дохода страны. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие до 90 % и более общей суммы его доходов. Из государственного бюджета производятся и основные расходы: на военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты.
Второе звено финансовой системы - местные (региональные) финансы. Они включают местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды.
За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном имущественные). В местных
бюджетах по сравнению с государственным более высокая доля средств направляется на социальные цели.
Третье звено финансовой системы - внебюджетные специальные фонды.Средства этих фондовиспользуются на выплату пенсий, пособий, на строительство и ремонт дорог и пр.
Государственный кредитпредставляет собой форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика средств.
В страховой сферев качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
Финансы предприятий различных форм собственностисоставляют основу финансов и подразделяются на три основных звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческихпредприятий, финансы общественных объединений.
Каждое звенофинансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции.
В целом количество звеньев системы финансовостается неизменным до тех пор, пока последняяпозволяет государству с достаточной степенью эффективности формировать свои доходы. По мере усложнения хозяйственных связей происходило усиление ролии значения государства в регулировании экономических процессов. В результате под влиянием всех этихпроцессов система финансовсовершенствуется какколичественно, так и качественно путем созданиядополнительных финансовых инструментов в рамках уже существующих звеньев.
Финансовая политика
Финансовая стратегия- долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений.
Финансовая тактиканаправлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов.
Финансовая политика- совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Содержание финансовой политики охватывает комплекс мероприятий:
1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее главных целей и задач;
2)определение основных направлений использования финансов на текущий период и перспективу;
3) создание адекватного финансового механизма;
4)эффективное управление финансовой деятельностью гос-ва и других субъектов экономики;
5) осуществление практических действий, направленных на достижение главных целей финансовой политики.
Единство указанных основных звеньев определяет содержание финансовой политики.
Целью финансовой политикиявляется наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.
Финансовая политика должна преследовать цель повышения объема и эффективности использования финансовых ресурсов.
Финансовая политикапризвана создавать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности.
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Она должнаучитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Прямая зависимостьнамеченных и осуществленных расходов от объемовфинансовых ресурсов должна поддерживаться на всех уровнях хозяйствования. Несоблюдение этого важнейшего требования приводит к появлению и увеличениюдефицита бюджета, государственного долга, инфляционным процессам.
Существенным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является комплексный подход при ее формировании и проведении, т. е. согласование основных мероприятий, осуществляемых во всех звеньях финансовой системы.
Финансовая политика, являясь формой экономической политики, призвана присущими ей специфическими методами и способами содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой. Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивает необходимые условия для осуществления совместных мероприятий.
Финансовый контроль.
ФК –контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за фин-ой деят-тью всех эк-их суб-ов: гос-ва, предприятий и учреждений. ФК – стоимостной контроль, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспр-ного процесса и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию оценки финансовых результатов, т.е. объект финансового контроля – денежные отношения.
Финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как гос-ва и его учреждений, так и всех других эк-их субъектов; фин-ые нарушения влекут санкции и штрафы.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
– содействие сбалансированности между потребностью в фин ресурсах и размерами денежных доходов;
– обеспечение своевременности и полноты выполнения фин-х обяза-в перед государственным бюджетом;
– выявление внутрипроизв-х резервов роста финансовых ресурсов
– содействие рациональному расходованию мат-ых ценностей и денежных ресурсов на предприятиях и правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
– обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов и другие.
Виды финансового контроля:
1.В зависимости от субъектов, осущ-щих ФК, различают следующие его виды:
- общегосударственный контроль проводится органами гос-ой власти (Президентом и Правительством РФ, Фед Собранием РФ, МинфиномРФ и.т.д.
- ведомственный контроль осущ-ся контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждении, орг-ий;
- внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и фин службами предприятий и орг-ий. - общественный контроль осущ-ют неправит-ные орг-ии. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;
- независимый контроль проводится специальными органами: ауд-ми фирмами и другими службами.
2. По времени проведения финансовый контроль делится на:
- предварительный контроль осущ-ся до совершения фин-ых операций и имеет большое значение для предупреждения финансовых нарушений
- текущий контроль проводится в процессе исправления фин-ых планов.
- последующий контроль проводится в форме анализа и ревизий фин-й и бух отчетости по истечению отчетного периода. Он предназначен для оценки рез-тов исп-ия сметы бюджетов, эф-ти деят-ти.
3. По методам проведения финансовый контроль делится на:
- проверки – проводятся по отдельным вопросам деятельности.
- обследование – охватывает более широкий спектр деятельности для принятия определенных решений. Обследование может проводиться через опрос, наблюдение, инспекцию.
- эк-кий анализ –детальное изучение периодической и годовой финансовой отчетности с целью общей оценки эффективности деятельности.
- ревизии – взаимосвязанный комплекс проверок финансовой деятельности. Ее цель – установление целесообразности, обоснованности, экономической эф-ти совершенных хозя-ных операций, а также выявление нарушений и недостатков. Гос-ный фин-ый контроль осущ-ся органами: Феде-е Собрание и Счетная Палата, Минфин РФ и Фед-я служба финансово-бюджетного надзора, Феде-е казначейство, Феде-я налоговая служба, Феде-я таможенная служба, ЦБ РФ, Министерство по антимонопольной политике.
5.Сущность, содержание, роль, значение таможенной системы Р.Ф.
Таможенными органами являются: федеральная таможенная служба при министерстве и торговле; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.
Таможенные органы выполняют следующие основные функции:
1. Осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
2. Взимают таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность их уплаты, налогов и сборов;
3. Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
4. Обеспечивают соблюдение установленных законодательством запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
5. Обеспечивают защиту прав интеллектуальной собственности;
6. Ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела;
7. Осуществляют валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;
8. Ведут таможенную статистику внешней торговли;
9. Обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными органами иностранных государств;
10. Осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела;
11. Проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.
Создание, реорганизация и ликвидация таможенных управлений и таможен осуществляются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.
В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов.
Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных ср-в через таможенную границу РФ.
Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. Федеральное министерство обеспечивают единообразное применение таможенного РФ всеми таможенными органами.
РФ участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.
6.Международные финансовые отношения (МФО)
МФО – это совокупность валютных и кредитных отношений по поводу формирования и использования международных фондов, осуществляемых в результате движения мировых финансовых потоков через международные финансовые операции. Объекты МФО:Фонды международных институциональных организаций;Международные фонды ссудного капитала;Международные инвестиции;Денежные инструменты, участвующие в МФО;
Мировые финансовые потоки характеризуются постоянным движением денежного капитала, формирующегося в процессе воспроизводства отдельных стран. В зависимости от вида финансовых отношений выделяют мировые валютные и кредитные рынки, а также рынок ценных бумаг и золота.
Главная функция МФО – обеспечение аккумуляции и перераспределения мировых финансовых потоков в целях непрерывности и эффективности воспроизводства. Функционирование международных финансов происходит посредством финансовых операций, кот. подразделяются на:
-Операции по переводу денег.
-Инвестиционные финансовые операции заключаются в перемещении капитала для его прироста
-Спекулятивные операции — это краткосрочные операции по получению прибыли в виде разницы в ценах (курсах) покупки и продажи, разницы в процентах по взятым кредитам и переданным взаймы и т.п.
-Операции по сохранению способности капитала приносить высокий доход - действия, направленные на управление капиталом в условиях риска
Международные валютные отношения – совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве. По мере развития мировых хозяйственных связей была создана мировая валютная система (МВС), которая преследует глобальные цели мирового сообщества и призвана обеспечить интересы стран-участниц, имеет особый механизм регулирования и функционирования.Главной функцией валютных отношений - обслуживание международных экономических, политических и культурных отношений.
Международный кредит – движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов.Функции международного кредита:
-Перераспределение ссудного капитала между странами.
-Экономия издержек обращения путем использования кредитных средств (тратт, векселей, чеков, переводов и др.) и ускорения безналичных платежей.
-Ускорение концентрации и централизации капитала благодаря использованию иностранных кредитов.
Совокупность кредитных отношений представляют мировой кредитный рынок.Специфические формы кредитного обслуживания внешнеэкономических связей:
Лизинг – соглашение об аренде движимого и недвижимого имущества, по истечении срока кот. клиент может продолжать аренду или купить имущество.
Факторинг – покупка факторинговойкомпанией денежных требований экспортера к иностранному импортеру до наступления срока их оплаты.
Форфейтинг – покупка банком на полный срок на заранее оговоренных условиях векселей (тратт), других финансовых документов. Тем самым экспортер передает форфетору коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортера.