Денежно-кредитная политика гос-ва; ее цели и инструменты.
Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита называется денежно-кредитной политикой. Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.Денежно-кредитная политика – это «совокупность мероприятий центрального банка и правительства, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, процентных ставок и других показателей денежного обращения с целью снижения уровня инфляции, устойчивого роста денежной массы и создания предпосылок для стабильного экономического роста». Денежно-кредитная политика осуществляется центральными банками в тесном контакте с Министерством финансов совместно с другими органами государства». Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
Кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).основные цели денежно - кредитной политики государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство. основными целями денежно-кредитной политики государства являются: ·регулирование экономической активности агентов экономических отношений; ·достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей; ·создание безинфляционной экономики. Важным аргументом в пользу финансовой либерализации является развитие системы, которая содействует эффективному распределению сбережений и кредитов в экономике. В денежно-кредитной сфере финансовая либерализация предполагает движение от мер прямого монетарного контроля к мерам косвенного контроля. Последние действуют благодаря тому, что Центральный банк контролирует цену или объем предложений своих обязательств - резервных денег, - которые, в свою очередь, могут оказать более широкое воздействие на процентные ставки, а также на количество денег и объем кредитования во всей банковской системе. Инструменты денежно-кредитной политики могут быть разделены на два основных типа:1)прямого контроля: к ним относятся меры прямого контроля за ценами финансов (процентные ставки) или за их количеством (депозиты или кредиты) в финансовых институтах; используются они преимущественно для регулирования банковских систем;2)косвенные инструменты: последние влияют на поведение финансовых институтов при помощи рыночных механизмов, воздействуют первоначально на баланс самого Центрального банка или на цену (процентные ставки) финансовых механизмов Центрального банка; используются они преимущественно в финансовых системах, проходящих стадию либерализации, или свободных.
Инструменты прямого контроля, как правило, имеют форму директив, издаваемых Центральным банком в целях контроля количества или цены (процентная ставка) денег, депонированных в коммерческих банках, и предоставленных ими кредитов. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов являются примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам являются примерами мер контроля в области процентных ставок. Косвенными инструментами явл-ся операции на открытом рынке их делят на три основных типа:1) резервные требования - простой инструмент, часто используемый в целях "черновой настройки";2) операции на открытом рынке (ООР), которые проводятся по инициативе Центрального банка, но на условиях добровольного участия отдельных банков, входящих в банковскую систему; ООР могут проводиться на заранее объявленных торговых сессиях (которые могут включать аукционы) или в любое время по усмотрению Центрального банка;3) постоянные механизмы, к которым относятся механизмы заимствования или депонирования средств, создаваемые по инициативе банков (и иногда других финансовых учреждений) и действующие, как правило, в рамках лимитов, устанавливаемых Центральным банком; кредитование обычно осуществляется Центральным банком под залог.
24.Современная банковская система.Роль резервного банка. Уч-я ставка, норма обязат-ого резервиров-я, опер-ии на открытом рынке. Мобилизацию всех денежных средств и их трансформацию в ссудный капитал обеспечивает банковская система, которая включает в настоящее время три основных группы кредитно-финансовых институтов.- Центральный банк;- коммерческие банки;- специализированные кредитно-финансовые учреждения.В центре кредитной системы находится Центральный банк, который, как правило, принадлежит государству и является важнейшим орудием макроэкономического регулирования экономики. Центральный банк монополизирует выпуск (эмиссию) кредитных денег в наличной форме (банкнот), аккумулирует и хранит кассовые резервы других кредитных учреждений, официальные золотовалютные резервы государства, осуществляет кредитование коммерческих банков, кредитует и выполняет расчетные операции для правительства, осуществляет контроль за деятельностью прочих кредитных институтов.Вторым элементом современной банковской системы являются коммерческие банки - кредитные учреждения универсального характера (их называют также финансовыми универмагами, <супермаркетами кредита>), которые производят кредитные, фондовые, посреднические операции, осуществляют расчеты и организуют платежный оборот в масштабе всего народного хозяйства.Третий элемент банковской системы - специализированные кредитно-финансовые учреждения, которые занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. В их деятельности можно выделить одну или две основных операции, они доминируют в относительно узких секторах рынка ссудных капиталов и имеют специфическую клиентуру. К их числу относятся инвестиционные банки, сберегательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды и инвестиционные компании.
Роль резервного банка заключаеться в том что, коммерческие банки обязаны хранить в качестве резервов в Центральном банке процентную долю обязательств. Увеличение резервных требований вынуждает коммерческие банки держать в Центральном банке большие остатки средств. Исторически последние рассматривались центральными банками в качестве пруденциальных (экономических) инструментов, обеспечивающих достаточную ликвидность банков на случай снятия депозитов, а не в качестве инструментов денежно-кредитной политики. В области денежно-кредитной политики резервные требования выполняют две наиболее важные задачи:1) управление денежными средствами(краткосрочное), направленное на недопущение излишней нестабильности рыночных процентных ставок на ежедневной основе;2) осуществление денежно-кредитной политики (долгосрочное) в качестве инструмента воздействия на более продолжительной основе на уровень кредитных и депозитных процентных ставок и на количество кредитов и депозитов. Сущ-т 3 инструмента ден.-кредитн. политики. Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.Схема проведения этих операций такова: ·Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении, и центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Что, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.
·Предположим теперь, что на денежном рынке - недостаток денежных; средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит политику,',направленную на расширение денежного предложения, а именно: центральный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков инаселения по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) - к увеличению денежного предложения. При этом процентная ставка падает. Политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования
Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка - процент (дисконт) по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.
Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, т.к. они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Так при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения центральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками госуд-ых ценных бумаг, т.к. им становится невыгодно восполнять резервы займами у центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального банка становится более эффективной.
Норматив обязательных резервов. Снижение или увеличение норматива обязательных резервов оказывает воздействие на размер избыточных резервов. Если у Ц.Б. намерение увеличить денежную массу ему следует снизить норму обязательных резервов. Ее уменьшение переводит часть обязательных резервов в избыточные. И расширяет возможность создания новых денег путем кредитования. Если норма обязат-х резервов увелич-ся, то избытончные резервы коммерческих банков сократятся, тем самым сократиться возможность создания новых денег. Гос-во может проводить политику дешовых и дорогих денег. Полит-ка деш-х денег проводится в период спада в целях стимулиров-я инвистиций и расширения обьема про-ва для этого Ц.Б. увелич-т предложение денег за счет: сниж-я норматива обязат-х резервов, уменьшения учетн. Ставки, скупки на открытом рынке гос-х ценных бумаг. Политика дорогих денег проводиться в период инфляции в целях сокращения совокупного спроса. Для этого Ц.Б. уменьшает предложение денег за счет: Увелич-я норматива обязат-х резервов, повышения учетной ставки, продажи на открытом рынке гос-х ценных бумаг.
25.Налоговая система и ее функции. Налоговая политика. Кривая Лаффера.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - это совокупность налогов. взымаемых исполнительной властью с физических и юридических лиц. а также методы и принципы их обложения. Налоговая система каждой страны складывается на основе исторических традиций и конкретных особенностей политического и социально-экономического развития страны. Налоговая система обязательно указывает: - кто является плательщиком налога, т.е. субъектом налогообложения. Им может быть физическое лицо. юридическое лицо. наследники, потребители определенной продукции. - что выступает объектом налогообложения, т.е. с чего берется налог. Это может быть выручка, прибыль, доход, добавленная стоимость. наследство. - из какого источника уплачивается налог: из зарплаты, из прибыли, за счет увеличения цены. - величина налоговой ставки (обычно в процентах). - налоговые льготы. Налоги выполняют следующие функции: 1. Фискальную (от лат. fiscus - казна) - изъятие части прибыли и доходов у предприятий и населения и концентрация этих средств в государственном бюджете. Налоги выполняют роль инструмента перераспределения национального дохода и финансовой основы выполнения государством своих хозяйственно-политических функций. 2. Регулирующую- посредством налогов происходит косвенное вмешательство государства в экономику, формируются равные правила "игры" для всех субъектов хозяйствования. В кризисные для экономики годы через снижение налоговых ставок дается толчок к расширению производства. В период экономического бума налоговые ставки повышаются и у предприятий сокращается возможность инвестиций. Таким образом гасится деловая активность фирм. Для стимулирования и развития определенных отраслей, правительством понижаются для них ставки налогообложения, предоставляются льготы в виде отсрочки налоговых платежей. Существует три МЕТОДА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ граждан и предприятий: 1. У источника налогообложения. 2. По декларации. 3. В соответствии с кадастрами. Метод налогообложения "у источника" подразумевает, что налог взымается до получения дохода налогоплательщиком. Так. при начислении заработной платы одновременно делаются удержания подоходного налога и соцстраха. которые затем перечисляются в госбюджет. Налогообложение "по декларации" предполагает заполнение налоговой декларации, в которой указаны все доходы, полученные налогоплательщиком в отчетном периоде. Налогообложение в соответствии "с кадастрами" подразумевает, что ставка налогообложения дифференцирована в зависимости от того. какой доход можно получить от объекта налогообложения. Таким образом начисляется земельный налог. Для этого составляются кадастровые карты республики, отражающие месторасположение земель, их плодородность. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. Какие налоги должно выбрать государство для финансирования своих нужд? Государство должно определиться с принципами налогообложения. Налоги могут быть справедливыми, т.е. равными или эффективными, т.е. минимизирующими неблагоприятные последствия. Справедливость налогов заключается в том, что люди должны платить налоги в соответствии с их платежеспособностью, т.е. богатые будут выплачивать большую долю своих доходов, чем бедные. ПАУШАЛЬНЫЙ НАЛОГ - это налог, взимаемый вне зависимости от размера дохода. Принцип ГОРИЗОНТАЛЬНОГО РАВЕНСТВА предполагает, что субъекты. находящиеся в одинаковых условиях, должны платить налоги одинаково. Принцип ВЕРТИКАЛЬНОГО РАВЕНСТВА предполагает, что находящиеся в неравных условиях должны и по-разному платить налоги. Но если субъекты находятся в разных условиях, то насколько по-разному они должны платить налоги? Если предприниматели и население считают. что принципы налогообложения в стране являются несправедливыми, то возникает "Эффект невидимой ноги" Они голосуют ногами, перебираясь туда. где налоги, на их взгляд, более оптимальны для них. В связи с этим различают: 1. Прогрессивные налоги 2. Регрессивные налоги. Налоговая система является прогрессивной, если после уплаты всех полагающихся налогов неравенство субъектов становится меньше .Для этого ставка налогообложения повышается по мере возрастания дохода. Главная характеристика прогрессивного налога - это то. что возрастает не только абсолютная сумма взымаемого налога, но и доля изымаемого дохода по мере роста дохода. Налоговая система рассматривается как регрессивная, если после выплаты всех налогов неравенство субъектов возрастает. При регрессивной системе изымается все меньшая и меньшая доля доходов по мере их роста, хотя абсолютная сумма налога может и возрастать. Налоговая сист. Налоги, их виды и ф-ии. Фискальная политика: цели, типы.
Нал. служат, во-первых, главным источником пополнения доходов гос-ва, во-вторых, являются одним из основных рычагов воздействия гос-ва на рыночную эк-ку. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые гос-вом с юр. и физ. лиц с целью удовлетворения общ-ных потребностей. Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему. В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы: всеобщность (охват налогами всех субъектов хозяйствования); обязательность (субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в строго установленные сроки, неуплата карается законом); равнонапряженность (взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта хозяйствования).Налоги в эк-ке выполняют фискальную и регулирующую функции. Первая обеспечивает поступление средств в гос-ную казну, вторая заключается в том, что можно влиять на процесс общ-ного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать платежеспособный спрос населения и т.д. Субъектом налогообложения выступает налогоплательщик-лицо, которое обязано платить налог. Объектом налогообложения является тот доход, товар или имущество, которые подлежат налогообложению. Источник налога — это те средства, из которых выплачивается налог (заработная плата, прибыль и т.д.).По объекту обложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые — это налоги на доходы физ. и юр. лиц (подоходный, налог на прибыль и т.д.) Главным среди прямых налогов - налог на прибыль (доход).
К косвенным налогам относят те, которые включаются в цену товара или услуги. Такой налог фактически платит потребитель, но перечисляется он в налоговые органы предпринимателями. Гос-во косвенно взимает налог с потребителя. Основные косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Налог на добав. стоимость уплачивают юр. лица, а также пред-тели, осуществляющие свою деятельность без образования юр. лица. Акцизы— налог, устанавливаемый на отдельные виды товаров, работ, услуг, которые имеют монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Ими облагаются вино-водочные изделия, пиво, табачные изделия, ювелирные и меховые изделия и т.д. Таможенные пошлины взимаются таможнями с товаров, перевозимых через границу по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.
Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению гос-ных расходов и налогообложения для достижения поставленных перед эк-кой целей. Ее основными задачами являются обеспечение устойчивого эк-кого развития, увеличение занятости ,снижение инфляции. Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую (политику встроенных стабилизаторов). Под дискреционной фискальной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Выработать правильную фискальную политику чрезвычайно трудно, во-первых, в эк-ке действуют как параллельные, так и разнонаправленные факторы, которые трудно учесть. Во-вторых, для проведения в жизнь фискальной политики требуется время (год—полтора), а за этот период эк-кая ситуация может резко измениться.