Положительный эффект от масштаба
Происходит, когда при увеличении размеров предприятия и количества выпускаемой продукции, затраты на единицу продукции уменьшаются. Обычно связан с углублением разделения труда. Благодаря этому эффекту, очень выгодным оказался переход от ручного труда к мануфактуре и затем к конвейеру с одновременным увеличением производства.
В модели, когда издержки делятся на постоянные и переменные положительный эффект от масштаба описывается уменьшением величины постоянных издержек в единице продукции с сохранением того же количества переменных издержек при увеличении количества производимой продукции:
где с - себестоимость единицы продукции; FC - общая величина постоянных издержек; Q - количество выпускаемой продукции; vc - переменные издержки на единицу продукции
Положительный эффект:
· В рез-те увел. размера производства, возникает возможность использования специализированных производств
· Возможность использования высокоэффективного оборудования
· Больше возможностей для диверсификации производства
· Рост финансового оборота и выручки со всеми вытекающими последствиями
Отрицательный эффект
Обратный положительному эффекту, при котором средние издержки увеличиваются вместе с ростом предприятия. Связывается с некоторой потерей управляемости. Наблюдается при добыче полезных ископаемых, связан с тем, что извлечь каждую последующую тонну угля или баррель нефти из-под земли сложнее, чем предыдущую.
Отрицательный эффект:
-Нарушение управляемости
-Снижение эффективности взаимодействия между подразделениями
-Увеличение издержек на обработку информации
Закон предложения, графики индивидуального и совокупного предложения. Эластичность предложения и его измерение.
Закон предложения.
Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.
Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.
Закон предложения имеет две формы выражения: а) шкала предложения; б) кривая предложения. Предложение какого-либо товара или услуги — это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.
Объем предложения — то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.
Шкала предложения — таблица, в которой показана зависимость объема (величины) предложения от цены.
Таблица 7. Шкала предложения товара
Цена, Р 1 2 3 4
Величина спроса, Q 10 15 20 30
Рис.6. Кривая предложения
Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения.
Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.
Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.
При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.
Факторы, оказывающие влияние на предложения:
-изменение цен на факторы производства;
-технический прогресс;
-сезонные изменения;
-налоги и субсидии;
-ожидания производителей;
-изменение цен на сопутствующие товары.
2) графики индивидуального и совокупного предложения
Совокупное предложение (AS aggregate supply) можно определить как суммарное предложение хозяйствующих субъектов страны или предложение на всех рынках страны. В отличие от кривой предложения отдельного рынка, кривая совокупного предложения имеет несколько иную форму. Ее составляют три отрезка, отражающие теоретические концепции разных направлений в экономической теории (рис. 5.3).
Строим график совокупного предложения в той же системе координат - по горизонтальной оси отложим реальный объем ВВП, а по вертикальной - уровень цен. Горизонтальный отрезок кривой (AS) отражает ее кейнсианскую интерпретацию: ситуация равновесия может быть достигнута и при наличии дефицита, и излишков, например, при существовании безработицы (кейнсианскую кривую совокупного предложения также называют краткосрочной кривой совокупного предложения). Следовательно, увеличение объема производства и предложения будет происходить за счет загрузки неиспользованных до этого мощностей при юм же уровне цеп.
Увеличиваться будут только переменные издержки, а значит, нет никаких оснований для роста цены, так как прибыль не сокращается.
Вертикальный отрезок характеризует взгляды представителей неоклассического направления. Он отражает границу максимального производства валового продукта страны при всех занятых ресурсах, то есть потенциальный ВВП (Y*)4. Согласно концепции неоклассиков, рынок является саморегулирующимся механизмом и не допускает" ни дефицитов, ни излишков. Стало быть, увеличение объема производства невозможно в данный период времени, а полому на растущий спрос рынок ответит только повышением цен.
На промежуточном, восходящем, отрезке увеличение объема производства и предложения возможно. Однако это увеличение вызовет рост как переменных, так и постоянных издержек производства. Для того чтобы отвлечь новые факторы производства от альтернативного применения, например, нанять новых работников, необходимо предложить владельцам данных
Неоклассическую вертикальную линию совокупного предложения также называют долгосрочной кривой совокупного предложения.
факторов более высокую цену. Чтобы не допускать снижения прибыли, предприниматели будут повышать цены.
Объем совокупного предложения может изменяться и в сторону уменьшения, и в сторону увеличения. Сдвиг кривой совокупного предложения, вызываемый изменением объема совокупного предложения, происходит в основном из-за изменения величины издержек производства (рис. 5.4). Изменение в издержках связано с колебаниями цен на ресурсы, с изменением производительности и правовых норм.
В целом причины изменения совокупных издержек идентичны причинам изменения в издержках отдельного производителя. Например, увеличение налогов и цен на ресурсы вызовет удорожание товара. Улучшение технологии, увеличение субсидий, уменьшение налогов и цен на ресурсы ведет к падению цен.
Увеличение совокупного предложения отражается сдвигом кривой совокупного предложения вправо вниз (из AS0 в AS)). Уменьшение совокупного предложения отражается сдвигом его кривой влево вверх (из AS0 в AS2).
Движение по кривой предложения инициируется изменением спроса. В таком случае кривая совокупного предложения остается на месте, а кривая совокупного спроса движется вдоль нее.
Индивидуальное предложение - это соответствующее каждой данной цене количество товара, которое готов предложить к продаже на рынке тот или иной производитель (продавец).
Переход к рыночному предложению аналогичен переходу от индивидуального к рыночному спросу. При этом возможно использование обоих методов: табличного и графического. Приведем пример графического решения. Пусть на рынке имеются только две фирмы производителя A и B. Зависимость их индивидуального предложения от цены представлена на двух первых графиках (рис. 27).
Hетрудно заметить, что, как и в случае с рыночным спросом, наклон кривой рыночного предложения зависит от количества производителей (продавцов) и общего объема их предложения.
3) Эластичность предложения и его измерение
Степень чувствительности предложения к изменению цены товара называют эластичностью предложения. Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько изменится объем предложения товара (QS) при изменении P на 1%
Коэффициент ES всегда положительный, т.к. по закону предложения P и QS изменяются в одном направлении. Т. к. производство товаров зависит от степени загрузки производственных мощностей, размеров товарных запасов, способности к инвестициям и сроков их реализации, то эластичность предложения (реакция на изменение рыночной ситуации) в значительной степени зависит от фактора времени. По способности предприятия отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три временных периода.
1. Кратчайший период, когда производителю не хватает времени, чтобы изменить объем производства при изменении рыночной цены (кривая S0 на рис. 5.2). Увеличение спроса до D1 вызывает лишь рост P->Pмах, а QS остается постоянным – предложение неэластично (ES=0).
2. В короткий период, в течение которого производственные мощности остаются неизменными, но объем производства может быть изменен за счет интенсивности их использования (работа в две смены) (кривая S1). Т.е. с ростом спроса (D->D1) значительное изменение цены (P0->P1) вызывает незначительное увеличение объема до Q1 – предложение более эластично (1>ES>0).
3. В длительном периоде предприятие имеет возможность перестроить производство за счет замены старого оборудования, увеличения производственных мощностей (кривая S2), поэтому увеличение D – D1 стимулирует рост QS в большей степени, чем изменение P0->P2 (кривая S2) – предложение эластично (ES >1).
Рис. 5.2. Влияние фактора времени на эластичность предложения
Таким образом, чем больше времени имеется в распоряжении производителя для реагирования на изменения цены, тем больше будет изменение в объеме предложения.