Маржинализм и его принципы. Австрийская школа и ее представители.
Маржинализм (от французского marginal — предельный), один из методологических принципов буржуазной политической экономии, основанный на использовании анализа предельных величин для исследования экономических законов и категорий.
Первые попытки введения маржинального анализа в экономическую теорию были сделаны в середине 19 века А. Курно (Франция), И. Тюненом и Г. Госсеном (Германия). Широкое распространение М. получил в последней четверти 19 века в связи с интенсивными поисками буржуазной политической экономией новых форм и методов теоретического анализа и апологетики капитализма. М. стал применяться представителями основных школ в буржуазной политической экономии того М. рассматривает экономику как взаимодействие индивидуальных хозяйств. Исследование законов её функционирования М. основывает на анализе экономического поведения хозяйствующего субъекта в процессе производства и на рынке. Это даёт ему возможность использовать количественные методы, в частности анализ функциональной связи между исследуемыми факторами (например, зависимость спроса на товар от его цены, цен других товаров, дохода потребителя; влияние различного соотношения затрат труда и капитала на его производительность и др.), а отсюда и понятие предела функции (предельная полезность, эластичность спроса, предельная производительность факторов производства). Конкретный математический аппарат предельного анализа был разработан экономистами математической школы. Смена свободной конкуренции всевластием монополий, растущие масштабы государственно-монополистического регулирования экономики поставили перед буржуазной политической экономией ряд практических проблем (по использованию экономико-математических моделей, анализа и прогноза рыночной конъюнктуры, расчёту коэффициентов эластичности спроса, оптимизации производственных затрат и некоторые другие), которые нельзя было решать, опираясь только на субъективистское понимание экономических процессов.
Основные принципы:
1. критика немецких школ (особенно новой школой)
2. психологизация экономического анализа (ценность, эффективность)
3. принцип рационального поведения в рыночной экономике,
4. тезис об идеологической нейтральности политической экономики.
5. пересмотр предмета экономики,
6. преимущество обмена и потребления над производством, отказ от классов,
7. принцип редкости (предположение об ограниченности ресурсов).
Два подхода к методу экономического анализа:
1) причинно-следственный (австр.)
2) функциональный
Австрийская школа — научное направление в рамках маржинализма. Особенности австрийской школы: отказ от использования математических методов исследований; акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей; акцент на гетерогенность и его временную структуру капитала при изучении макроэкономических проблем, включая изучение природы денежного цикла. Основные представители первого поколения австрийской школы: К. Менгер (основатель), Э.Бём-Баверк, Ф.фон Визер.
Австрийская школа (иногда её называют Венской), субъективно-психологическое направление в буржуазной политической экономии.
А. ш. разработала теорию предельной полезности благ — субъективно-психологическую теорию ценности и основанную на ней теорию капитала и процента. Основная категория теории А. ш. — предельная полезность — рассматривается как субъективная полезность предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в благе данного рода. Согласно учению А. ш., предельной полезностью определяется ценность благ, которая зависит, т. о., от соотношения запаса этого блага и потребности в нём. Сторонники А. ш. утверждают, что вместе с ростом запаса при данной потребности снижается предельная полезность и, следовательно, ценность блага, а при уменьшении запаса они возрастают. Т. о., ценность блага якобы зависит от степени насыщения потребности в нём. Уровень предельной полезности вещи зависит также и от её редкости. Из субъективной ценности (предельной полезности) А. ш. выводит «объективную меновую ценность», из неё — рыночную цену, которая трактуется как равнодействующая субъективных оценок благ покупателями и продавцами. Этот переход от субъективных оценок к реальной цене — наиболее уязвимое место теории предельной полезности вследствие неизмеримости субъективных ощущений и их несопоставимости с объективными стоимостными и денежными величинами. Ни А. ш., ни другие буржуазные школы не нашли решений этого основного вопроса.
1) жесткий монистический субъективизм (цена сходит из полезности вещи),
2) акцент на неопределенность будущего, это подразумевает возможность ошибок, след-но должна быть информация.
3) отсутствие мат.методов и геом.интерпретаций.
Благо должно быть бесконечно делимым.
4) методологический индивидуализм,
5) большая роль отводится фактору времени