Экономическая политика в условиях инфляции.
ИНФЛЯЦИЯ – это переполнение избыточным кол-вом бумажных денег, не обеспеченных соответствующим ростом товарной массы. Это снижение покупательной способности денег, проявляющейся через относительно быстрый рост цен. Различают скрытую и открытую инфляцию. И. обесценивание денежных средств.
Выбор методов антиинфляционного регулирования определяется рядом и уровнем самой инфляции. При этом следует учитывать, что ограничение инфляции может сопровождаться ростом безработицы и спадом производства.
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
1) политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии;
2) политика регулирования цен и доходов с целью увязать рост заработков с ростом цен.
Государство должно сдерживать, а потом стабилизировать.
Меры- искусственное сдерживание цены, резкое снижение роста денежной массы, индексация (автоматическая перестройка цен и з.п. к темпу инфляции); градуализм (медленное снижение темпа инфляции при помощи регулирования совокупного спроса)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны.
15. Ценообразование и эффективность производства.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ — процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами. При затратном ценообразовании в основу формирования цены кладутся издержки производства и обращения.
Поскольку от уровня цен напрямую зависят величина выручки продавцов (т.е. доходы в форме прибыли) и расходы покупателей, то цены являются индикаторами для всех участников рынка.
"Цена пола" - установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. "Цена потолка", напротив, ограничивает повышение цены.
Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.
Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.
Процесс ценообразования направлен на повышение эффективности производства.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА - соотношение между полученными результатами производства - продукцией и услугами, с одной стороны, и затратами труда и средств производства - с другой. В самом общем виде может быть представлена формулой:
Эп= Конечный результат производства/Затраты факторов производства
Э.п. зависит от технических (внедрение достижений НТП); организационных (развитие форм и методов организации производства и управления); социальных (улучшение условий труда, повышение квалификации кадров, развитие в коллективе отношений собственности и др.); экономических (уровень и соотношение цен, системы оплаты труда и др.) факторов.
Является важнейшим качественным показателем экономики, ее технического оснащения и квалификации труда. Сопоставление затрат и результатов используется в практике управления фирмами, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами. Основными показателями эффективности производства являются: производительность труда; капиталоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции; фондоотдача единицы основных фондов; материалоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции; соотношение экстенсивных и интенсивных факторов в приросте ВВП; конкурентоспособность выпускаемой продукции; срок окупаемости затрат и др.